украинский художественный авангард и его судьба - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


3 Украинский художественный авангард и его судьба

Искусство авангарда разрушило традиционные основы художественного творчества. Если стиль модерн был вызван неприятием индустриализации и урбанизации, то авангард связан с этими процессами органично - он является прямым порождением новых ритмов жизни, ускоренных темпов изменений, огромных, эмоциональных и психологических перегрузок - и вообще мира, в котором. НАНУ катаклизмы, а человек теряет общепринятая то чку опори.

Авангардизм в живописи - это разные направления, которые выступали каждый раз с позиций открытия новых идей. Однако во всех авангардных течений с общее, что позволяет объединить их в одну художественную эпоху

Прежде,. Это принципиальная установка на новаторство, которое не просто отрицает предыдущие стиле - оно их полностью игнорирует

Во-вторых, художники-авангардисты сознательно отказываются от буквализма - от изображения предметного мира таким, каким его видит глаз художника. И каждая новая авангардная течение открывает свой образ прони икнення в сущность вещей и явлений. Поэтому важной чертой авангарда является его аиалитичнистть.

Авангардное искусство - и это тоже его особенность - несет в себе специфику мироощущения человека XX в. Художники вобрали в себя неистовый темперамент своего времени, ощущение исторического сдвига, все свитпости изменений, происходящих сдвига всех традиционных координат жизни случайно одним из распространенных сюжетов авангардной живописи 10-20-х гг стала"Композиция", где сдвинуты с места все формы, где роскошных. Олот слова, где плоскости как плавают или надвигающихся друг на друга в беспокойном, вибрирующей среде. Эти картины отражают всю смущение, все смятение и неустроенность своего времени и вопы вы представляют страстные поиски новой точки опоры для человека в взбудораженном и нестабильном миреабільному світі.

Историю авангардной живописи в Украине (как и во всем мире) можно условно разделить на два периода. Первый охватывает 1907 - 1914 гг. Мировая и гражданская войны прервали определенной мере этот процесс. Второй пе ериод начинается с 1920 г, когда снова взорвались творческие силы во всех видах искусства: литературе, театре, живописи, архитектуре. Этому бурному желанию постигать новые формы был положен конец в 30-х гг в. Советском. Союзе,. Германии,. Италии и других странах, где победили тоталитарные или фашистские режимы. Причиной уничтожения авангарда была монополия одной идеологии, оказывалось несовместимым с искусствоведу твом, рассчитанным не столько на чувственное, сколько на интеллектуальное восприятие, активизирует стремление к истине, формирует критичность. Добавилось и то, что сложность языка нового искусства исключает офиц ийний контроль над инакомыслияисленням.

Но в 1910-е годы - еще в покое только интеллектуально бурлящей. Европы - украинские художники имели возможность ознакомиться с европейскими школами и течениями всего притягивала атмосфера французские кой столицы с ее музеями, выставками, мастерскими, а также. Краков,. Мюнхен, где также существовали художественные центры. Михаил. Бойчук, например, учился в. Кракове,. Мюнхене, в. Италии, в течение трех лет должен свою мастерскую в. Париже, которую организовал для воплощения идей, выдвинутых львовскими мастерами. Панькевич и. Сосенко, мечтавшим соединить живописные формы византийских икон с традиционным народным мыс тецтвавом.

Молодые мастера, которые почувствовали за рубежом вкус свободного выбора средств эстетического выражения, стали в Украине первым отрядом авангарда, поддержанным большинством студенчества. Киева и. Харькова. Творческая молодежь гу уртувалася вокруг художника (позже профессора. Киевского художественного ипституту). Александра. Богомазова и его соратницы. Александры. Екстср - апостолов украинских кубофу-туризму.

Термин"кубофутуризм» возник с вазв двух живописных направлений: французского кубизма и итальянского футуризма, которые, казалось бы, трудно синтезировать. Ведь кубизм, хотя и раскладывал (на"аналитической"стадии ее своего развития) предметы и фигуры, в целом стремился к конструктивности, к архитектоники. Футуризм же - это чрезвычайная динамика, разрушает конструкцию. Его кумиры - движение, скорость, энергия, он. СХИ ся перед современной машиной, в которой видит воплощение эстетического идеала. Однако именно украинская авангардные живописцы - при большем тяготении к кубизму - объединились под названием кубофутуризма. Освобождая сь от прямого подражания натуры, художники получили определенную свободу но-своему интерпретировать свивоєму інтерпретувати світ.

Первую выставку нового искусства в Украине, названную"Ланкой", по воспоминаниям художника. Д мех, общественность не восприняла, а критика"вызывающе облили грязью"1914 г новообразованная группа"Кольцо"влашту увала свою (через мировую войну первую и последнюю) выставку, в которой принял участие 21 художник. В предисловии к каталогу выставки, кроме манифестации основных теоретических положений, было сказано:"Мы доказываем существование в нашем городе творческих сило існування в нашому місті творчих сил".

Художник. В. Богомазов - поэт по мироощущению и аналитик по складу мышления - уже в 1913-1914 гг создал десятки картин, акварелей и рисунков, в которых ощущается дыхание различных течений начала века - экспрессионизма, неопримитивизму, абстракционизма. Как сторонник и теоретик кубофутуризма он пишет трактат"Живопись и элементы"- блестящую теоретическую разведку о том, как темп и ритм внешней жизни п ерекладаеться художественной личностью на язык живописи"Мир наполнен энергией движения, - рассуждает автор, - и наблюдательный глаз видит динамику даже в статичном предмете ("гора надвигается","рельсы бегут","тропа вьется")"Предмет для кубофутуристи - не инертная материя:"Киев в своем пластическом объеме выполнен прекрасного и разнообразного глубокого динамизма. Здесь улицы упираются в небо, фор мы напряжены, линии энергичные, они падают, разбиваются, поют и играют"Художник, понимая. ЦС, может сымитировать свое переживание с помощью линий и форм"Человек толкает тачку улице вниз, - толкует. О. Богомазов свою картину с подобным названием -. Длинные прямые линии деревянных ручек, угол, образованный ящиком, подвижная фигура человека и колес создает такой патиск движения, вызывает в соседних буди нках сопротивление и иллюзию движения, противоположного тачке. Ясно наблюдается, как линии четырехэтажного дома как сопротивляются, меняют свое направление, чтобы устоять и не быть сметены концентрированным движением тач ки и человекарямок, щоби встояти і не бути зметеними концентрованим рухом тачки і людини..."

Трактат. О. Богом. Азова родственный теоретической работой абстракциониста. В. Капдипського"О духовном в искусстве"и книгой. Глеза-Мстценже"О кубизм"Но глубина и убедительность обоснования нового искусства делает его труд беспримерной. О. Богомазова говорят, что он поставил кубофутуристической зрение не только художникам, но и поэтам:"Треугольные скалы, призматические круче, зигзаг трещин, чертежей п о них, кристаллы гор, зубчатые и блестящие вознесся конус новой горы"- это строки из стихотворения. М. Желаемая о. Кавка це рядки з вірша. М.. Бажана про. Кавказ.

Как и все кубофутуристи,. Богомазов предпочитает урбанистическим сюжетам ("Поезд","Базар","Киев. Гончарная"), но в отличие от итальянского футуриста. Маринетти, что с горечью хай свою. Венецию ("р рынок старьевщиков"), от других, кто трактовал тему города как места, где разрушается и гибнет личность, он считал, что"город бьет личность, но оно же может и выковать ее"перенапряжений урбанизм фр анцузьких кубистов и итальянских футуристов в. Богомазова смягчался. Темп и теснота города у него сочетается с мягкими движениями людитіснява міста у нього поєднується з м'якими рухами людей.

украинские художники стремились насытить мир кубизма красочностью, почерпнутой из народного творчества - керамики, лубков, икон, вышивок, кукол, ковров, писанок, где сохранилась близость к таинственным с стихий жизни. Здесь нет прямых стилизаций, однако есть ясная, ритмическая язык цветов, которые звучат звонко, локально, наделенные силой, но сохраняют при этом изысканную палитру - сине-фиолетовые гаммы, источник которых, с одной стороны, - влияние фиолетовых. Избранное. МВрубеля и. Е. Мурашко, а с другой, - колорит древних киевских. Мозааїк.

Яркой художественной личностью был. Казимир. Малевич, создатель супрематизма. Он хоть и жил большую часть жизни вне Украины, но украинские по происхождению, никогда не порывал связей с ней. Желая выражение зиты"чистое", независимое от материи духовное бытие, художник должен был отказаться от земных"ориентиров"и посмотреть па окружающие вещи как из космоса. Поэтому в беспредметных картинах. Малевича исчезает представлении я о земных"верх"и"низ","левое"и"правое"- все направления равноправны, как во. Вселенной, где отсутствует земное притяжение. Художник и теоретически обосновал свое понимание произведения искусства как самостоятельного пла нетного мира. Малевич, собственно, создает картину выхода человека в космос (выражение"спутник. Земли", кстати, придумал этот художник у космос (вираз "супутник. Землі", до речі, вигадав цей художник).

А что означают известные квадраты. Малевича - черный, красный, белый? ични"знаки, которыми кодировался диалог человека с космосом в древние времена, что и стало, в частности, мотивом вышивок на полотенцах или узоров ковров, писанок. Недаром свой"Красный квадрат"1915 г. Малевич ха рактеризував как"живописный реализм крестьянки в двух измеренияхізм селянки у двох вимірах".

С конца 1920-х гг. Малевич обращается, как и в начале своего пути, к изобразительности, но обогащенной достижениями супрематизма, который помог художнику найти в чистом виду простейшие элем енты, составляющих фундамент художественного образа. Очень точно это заметил. В. Шкловский:"супрематистов сделали в искусстве то, что сделано в медицине химиком. Они выделили действующую часть средств засобів".

До позднего. Малевича современные искусствоведы добавляют прозвище. Мужицкий (по аналогии с. Питером. Брейгелсм. Старшим), поскольку его основными персонажами стали крестьяне конце 20-х гг он нашел пр ритулок в. Киевском художественном институте и начал здесь рисовать синеву неба, поля, как полосатое одеяло, крестьян и селяпок, вобравшие в себя черты и энергию веспотужнои природы. Застывшие, напряженные - они н е имеют индивидуальных черт, как и природа, что, по выражению художника,"как маска, скрывающая свою многоликость"В целом оптимистичный, его наследие содержит и картины, которые можно трактовать как отклик н а трагические изменения в крестьянской жизни. Возможно, художник предчувствовал трагедию 1933 г, ведь часто употребляемые им атрибуты этого времени - гроб, крест, сноп. По его эскизе видим крестьянина с крестом распятого я на лице, с крестами па босых ногах и ладонях ритуально возвышенных рук. Незадолго до голодомора написан крестьянин с черным лицом, черными руками и ногами, с красно-черным крестом и бело-красного им крестообразным мечом. Он бежит разноцветными полосами равнины на фоне синего неба. Несмотря веселые цветные полосы и два супрематич-не дома - красный и белый - пейзаж дышит какой-то пустотой и безнад ия пусткою і безнадією.

Непосредственными учениками мастера в. Киеве, много работали в направлении возможностей кубизма, конструктивизма, супрематизма, были. О. Хвостепко-Хвостов ("Crescendo"из подвижных цветных конструкций),. В. Есть. Ермилов (оформление площадей и улиц. Харькова в революционных праздников, плакаты, интерьеры). Новейшее искусство творили. В. Пальмов ("Рыбалка","Дачники"),. Н. Редько ("Свет и тень симметрии", цикл"Електроорганиз мы") кубофутуристи той или иной степени были. Г. Собачко-Шостак ("Движение цвета","Тревога"),. М. Ли-Сицкий ("Композиция"),. Д. Бурлюк ("Казак. Мамай","Жатва"),. В ("Эксцентричный танец","Композиция")"Футуристический портрет"написал и один из создателей стиля"модерн"Г. Нарбуетрицький ("Ексцентричний танок", "Композиція"). "Футуристичний портрет" написав і один із творців стилю "модерн". Г.. Нарбут.

Многие из тогдашних художников плодотворно работал в театралов-но-дскорацийному живописи (сценографии) им нравилось воссоздавать атмосферу какой-то исторической эпохи. Они то писали сцены жизни как театрал лизированной представления, то толковали действительность как сплошной театр, где царит не повседневность, а реальность высшего сорта. Блестяще проявил себя в сценографии талант сподвижницы. О. Богом зова -. ОБкстер, которая сложилась как художник в. Киеве, позже открыла художественную школу в. Одессе, а в 20-е годы ее деятельность связана с парижской"Академи модерн"Она прославилась своими картинами, эскизами, костюмами, декорации мы, в которых представлено противостояние трагических неразрешимых противоречий, античное ощущение невозможности упорядочения мира, трепета перед бесконечным хаосом страстей и враждующих сил. Так в"Сцен ичних конструкциях к трагедии"(что предназначались не для конкретного спектакля, а для трагедии вообще) пластика строится на одновременности двух актуальных тем: грандиозных перекладин, которые расходятся п. Ромен от двух лестничных маршей, вертикальных арок, стоящих у них на пути. Они не просто существуют одновременно, они вроде вонзаются друг в одбто встромлюються одна в одну.

Противостояние подчеркивается и цветом: горизонтальная система красная, вертикальные арки черные, с золотым контуром. Никаких оттенков, переходов - никаких компромиссов, ни одна из тем не хочет отступать. Вели икои эмоциональной силы произведению придает сочетание черного и красного - традиционное для украинских цветовой гаммы (вспомним вышиванки) сочетание, которое, по. В. Кандинским, означает наивысшую напряжение человеческих сил, трагизм жизненноття.

Ярко выразили себя в сценографии и. А. Хвостенко-Хвостов (эскиз декораций к спектаклю"Мистерия-буфф", в вагнеровских"Валькирий", эскизы костюмов к харьковской постановки оперы. С. О-кофьева"Люб бов к трем апельсинам"),. В. Меллер (эскизы костюмов к пьесе"Карнавал"в киевском театре"Искусство действия"" у київському театрі "Мистецтво дії").

Имел прямое отношение к сценографии и художник. Анатоль. ПЭТ-рицький. Он выполнил поразительные по образностью и безошибочным чувством эпохи театральные костюмы и декорации для курбасовского"Молодого театра"", для. Музыкальной драмы,. Первого театра Украинской советской республики имени. Т. Шевченко, театра имени. И.. Франко, им. Леси Украинская, оперного. Фантазия, живописность, изысканность колорита отмечали все его работы. Прославился. Петрицкий и картинами ("Натурщица","Инвалиды"), а главное - портретами деятелей украинской культуры. Целое десятилетие (с 1922 г) он портретировали писателей, композиторов, ре жисерив, политических деятелей. Эта портретная галерея украинской интеллигенции обозначена артистизмом, динамической напряженностью героев, острой окрашенности образа, порой напоминает шаржирования. Во всех портре тах - обязательный мета-форично-ассоциативный ключ к образу. Композитора. М. Вериковского, например, изображен в процессе дирижирования - руки композитора акцентированные большим черным пятном, которая, подчеркивает или их форму (светлые на черном фоне), создает живописный аккорд, ассоциируется с аккордом музыкальным. Портрет. М. Хвылевого написан в разгар его травли - менее чем за год до самоубийства. Портрет запомнить ' ятався многим"трагической тенью на лице"(по словам. ТМасенка;трагічною тінню на обличчі" (за словами. Т.Масенка).

Дальнейшая судьба портретной галереи. Петрицкого, насчитывавшая более 60 произведений, сложилась драматично: когда репрессировали героев, сжигались и их портретные изображения. Только часть их сохранилась в музее ейних фондах или колдекциях частных лиц, а некоторые - в распечатких.

Школа монументального украинского искусства, представлена ??творчеством. Михаила. Бойчука и его учеников, вдохновлялась формами ви-зантийських икон, религиозного. Ренессанса, живописного примитивизма безымянных ук краинских художников прошлых веков. В основе эстетики тогдашнего монументальной живописи - избежание лишних деталей, случайных, пс характерных ракурсов; схематизация, простота, сила и - с чувством верь и - величие; обращенность к национальным жемчужин и авангардписть художественного языка, которую можно назвать конструктивизмом одаренных"бойчукистов"проявили себя в. ССД-лер,. И. Падалка,. М. Рокицкий,. М. Юноша,. О. ПавленкоЮнак,. О.. Павленко.

Сочинения"бойчукистов"20-30-х гг: росписи. Чсрвоноармийських луцких казарм, оформление. Киевского оперного театра в I. Всеукраинского съезда советов,. Киевского кооперативного института. Всеукраинского это елянського санатория им. ВУЦИК на. Хаджибеевский-м лимане и. Харьковского. Чсрвонозаводського театра - первые в советском искусстве значительные монументальные ансамбли. В росписях много плакатности, си ные влияния традиций иконы, лубка, народных картин, графики и романтических надежд времени. До наших времен остались только обломки наследия. М. Бойчука. Вместе с женой он был репрессирован за"иконописный"форм ализм и"буржуазный национализмі "буржуазний націоналізм".

украинский живописный авангард, как каждый большой стиль, имеет наднациональный характер. Однако такие его черты, как колористическое богатство (чего мы не найдем ни во французском кубизме, ни в немецком е экспрессионизме, где цвет использовался в основном для подчеркивания фактуры, материальности предмета, состояния человека), как присутствие в красках, в формах элементов средневековой иконы (чередование углу в и овалов, которые имели священное символическое значение), а также колорита киевских мозаик (с их благородными рубиновыми, изумрудными, золотистыми гаммами, прерываемые темными сгустками красок) и, наконец, декоративность (заимствована из украинских крестьянского быта, взята от дома-мазанки) - вся витальная сила крестьянского искусства придают ему определенной национальной специи.

Гордостью украинского авангардного искусства является также всемирно известный скульптор-кубофутуристов. Александр. Архипенко (1887 - 1964). С 20-летнего возраста он жил и работал за границей, завоевав всемирное в признание, титул"гения скульптуры", проложив дорогу другим выдающимся мастерам -. Генри. Муру,. Джакометти,. Кал-деру и и-деру та ін.

Благодаря своим экспериментам с формой он открыл совершенно новый принцип пластического выражения, его самобытность проявила себя уже в первых юношеских работах"Мысль","Отчаяние","Запорожец","Иуда"Архипен. НКО изображал не мыслителя, а мысль, не человека в отчаянии, а отчаяние. Экспрессионизм - стремление к обобщенной передачи определенных состояний - заложил основы его дальнейших символизованих безличных образов -"Ребенок","Негритянка", библейская"Су-санная"Архипенко привлекали образы архаичные, наполненные волей к жизни, эти"половецкие бабы", стоявшие по украинской степи как часовые вечноститі "половецькі баби", що стояли по українських степах як вартові вічності.

В кубизме его привлекло то, как живописцы работали с формой: подобно поэтов, они рифмовали, ритмизувалы, достигали гармоничного звучания, сопоставляя кубы и овалы. Кубофутуризм. Архипенко - это тоже д динамика углов, кругов, конусов, ромбов в бесконечном круговороте. Он решился на невиданную до вещь: покров радужными цветами грани и плоскости своих скульптур и сделал их формы подвижными. Такой"Пьеро- карусель", в котором вращаются и шатаются все оси этой непоседливой фигуры, составленной из ромбов, кругов, конусе кіл, конусів.

Скульптор постоянно экспериментирует, создавая совершенно новаторские вещи. Так, образ парижского циркача"Медрано"сконструирован из металла, дерева, стекла. Это первый в XX в"мобиль"- робот, своеобразная машин на для демонстрации переменных наборных цветных изображений, они названы"архипентурою"; этот способ живописи производит впечатление настоящего движения. Здесь главное не сюжет, а постоянная изменчивость. О. Архипенко люб. См. такой материал, как обожженная глина-терракота - за скрытый в ней огонь жизни, теплоту, но одновременно делал скульптуру из плексигласа, подсвеченного изнутри, что придавало скульптурам светозарную о прозрачности. Новаторским стало и толкования скульптором пространства между частями скульптуры, которые он сравнивал с музыкальными паузами. В. Девятой симфонии. Бетхо-вэна, пишет он, дважды встречается длинная пауза, щ в порождает тайну и напряжения. Использование тишины и звука в симфонии вроде применения значимого пространства и материала в скульптуре. Опираясь на эту концепцию, он начал моделировать пространство и йом в удалось достичь своей цели 1912 p у статуи"Женщина, уходящая"Метафизическая основа есть и у другого изобретения - увигпутостей в скульптуре, которые тоже воспринимаются как символы недостающих форм и открыты для асоц аций и сопоставленыідсутніх форм і відкриті для асоціацій та зіставлень.

В искусстве, считал. Архипенко, следует упикаты конкретности, чтобы справиться с такими абстрактпимы элементами, как символ, ассоциация и относительность. Поэтому и избегал этнографизма. Лишь отдельные детали одежды персона ажив или характер орнамента имеют национальную окраску в скульптурах"Жозефина. Бонаиарт","Древняя египтянка","Арабика"Ритмы разных времен и народов, но и украинские исторические глубины даются здесь знать: магия трипольской культуры (фигурки из птицеобразное головами), мотив мозаик. Киевской. Руси ("Розовый торс на мозаичном фоне"), влияние украинского барокко. Бронзовый бюст - портрет видо моего в мире дирижера. В. Мен-гельберга (подаренный автором. Киеву) выполнено в духе"необарокко": дирижер, переживая бурю бетховенского произведения, выражает страсть, ярость и пафою бетховенського твору, виказує пристрасть, шал і пафос.

Словно архаический мастер, великий скульптор насыщал пластические формы магической символикой, его работы вроде певикин-ные, фрагментарные, не детализированы - а потому и производят впечатление первобытности, е ичного создания жизненно.

украинский художественный авангард творил действительно высокое искусство 1910-20-е р представляют собой целую эпоху в жизни Украины. В этот период истинно ренессансного взлета Украина показала, какое богатство таланте ов и дарований имеет наш народ. Художники и ученые вдохновенно, упорно работали в разных условиях - и колониального существования в последние имперские годы, и в суровые, жестокие времена войны и революции, и в п ерши - еще благоприятны для развития национальной культуры - послереволюционные годы; творили чрезвычайно интенсивно и плодотворно (словно предчувствуя недолговечность этих условий) науку и искусство высочайшего уровня. Поэтому таким весомым стал тогдашний отечественный доработок и такой значителен его вклад в мировую культурьтуру.