Возникновение искусства как уникального механизма культурной эволюции - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


4 Возникновение искусства как уникального механизма культурной эволюции

Все средства, о которых говорилось выше, сохраняли существующие социальные отношения и духовный мир людей. Ограниченность их была в том, что каждый из этих средств было узкое поле применения в социальной жизни (орудий ность труда - экономику, табу - моральное жизни и т.п.). Они были факторами внешнего взаимодействия человека и мира в первобытном обществе, наверное, довольно часто случались всплески индивидуализма проявляли и себя в разных антиобщественных проявлениях, следовательно, необходим был средство, которое, воспроизводя общественные ценности и"необходимую модель жизни", непосредственно и принудительных влиял па мироощущение человека, регул юючы ее поведение. Духовный мир личности, что усугублялось, никоим образом не в силах был запечатлеть и сохранить ни один из названных средствезваних засобів.

Эти задачи могли быть решены только с появлением на свет искусства. Искусство способно вобрать и передать все возможные ситуации взаимодействия человека и мира, все ситуации взаимоотношений людей, без всякого локал льного ограничения. Отражению искусством доступны как материальные, так и духовные стороны общественной жизни. Искусство целостно отражает действительность: может в отраженном виде сохранить материальную сторону же иття и те человеческие состояния, виды человеческого реагирования на действительность, которые с ними связаны. При художественном восприятии вся жизнедеятельность, отражена в искусстве,"оживает"даже для человека, не масс в личном опыте ничего подобного. Благодаря этому индивид оказывается способным воскрешать, а значит, сохранять и передавать опыт, мысли, чувства общины. Искусство с доступной форме усвоения зн ань, поскольку он воспринимается в конкретной форме настоящей жизнедеятельности життєдіяльності.

Огромная роль искусства в развитии человечества заключалась в том, что оно способствовало развитию творческих начал в индивиде. Поскольку первобытный строй был консервативным, требовалось четкое соблюдение табу, никаких инд дивидуальних толкований не разрешалось, что мешало выявлению инициативы, свободе личности. Искусство же - по самой своей природе и характеру воздействия на воспринимаемая требует от людей творчества (достроек а открытой модели, соотнесение опыта того, кто передает и воспринимающего, влияние мыслей и чувств, закон уподобления, раскрепощение при восприятии). Искусство, благодаря эффекту передаваемой инфо мации в том, кто воспринимает, не консервировало информацию, а делало ее"настоящей"реальностью, жизнью, возрожденным в мысли, чувстве, состоянии, побуждениях. Таким образом, искусство оказалось и средств, способных им в лучшим образом передавать общественно необходимую информацию с помощью воскресение ее в индивиде, и средством, способствует нейтрализации, или даже в определенной степени снятию зоологического индивидуализма в поведении. Искусство не создает копию, слепок мира (действительности) - в таком варианте оно было бы ненужное индивиду. Предметом его является ценность человеческого бытия, то, что развивает в индивиде его человеческое с утнистлюдську сутність.

Культурная эволюция с возникновением искусства * 2 - этого универсального механизма сохранения и передачи социальной информации от поколения к поколению - приобрела необратимый и ускоренного характера. Искусство - это самосознание культуры. Универ рсальнисть искусства как средства сохранения жизнедеятельности с веками не только не утратилась, а наоборот, возросла, так как в нем появились новые виды и жанры. Стали разнообразнее художественно-выразительные за соби, а это привело к тому, что жизнь общества, человека стало возможно воплотить в искусстве многограннее и совершеннееіше.

* 2:. Мы рассматриваем проблему происхождения искусства в рамках культурной эволюции человечества и не ставим задачу анализировать различные ее концепции, исходя из его природы. Обстоятельный анализ теорий происхождения м искусства: биологический (Ч. Дарвив) из игры (К. Брюхор,. К. Гросс), как проявление избыточной энергии человека (Г. Спонсор) трудовой (Г. Плеханов,"Письма без адреса"/ /. Плеханов. Г. Избр филос произведения -. Т б произведения. —. Т. б).}

Итак, культурная эволюция в тот период, когда полностью сформировались общество и человек, была представлена ??такими информационными каналами: эволюция орудий труда, речь, моральные нормы, мифология, мисте ецтво, религия (ее первая форма - магия), содержание которых определяла,"фиксировала"своеобразие поведения, мироощущение человека в эпоху верхнего палеолита палеоліту.

Каковы же основные стопы культурной эволюции человечества? отландським философом. Лнри. Фергюссоном. В XIX веке американский этнограф. Л. Морган, а затем. Ф. Энгельс связывали выделение каждой из этих эпох с определенным уровнем материальной культуры, с конкретными формами развития хозяйства. Эпохе дикости соответствуют такие хозяйства,"присваивают"(сборка, охота и рыболовство), эпохе варварства - те, которые производят (раннее земледелие и скотоводство), эпохе цивилизации - развитая аграрная культура, промышленная и научно-техническая культурехнічна культури.

Таким образом, мы видим, что основным критерием этапов культурной эволюции является развитие производительных сил и появление новых идей, которые впоследствии определяют и своеобразие культурно-исторических эпох. С культурной эволюцией - эволюцией человеческого духа - идеальные факторы в свою очередь существенно влияют на материальную культуру общества.