Взаимоотношения личности и мира в украинский экспрессионизме - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


3 Взаимоотношения личности и мира в украинский экспрессионизме

В рамках новеллистики происходило вызревание в украинской культуре 1890-1910-х гг экспрессионистского мировоззрения. Неоромантизм с его стремлением провидеть духовное и абсолютное сквозь внешнее и изменчиво, проникать в глубинные состояния души человеческой, психические конфликты и страсти подготовил почву для составления такой художественной концепции ей под силу было передать отчаянное чувство одиночества человека в враждебном ей мире, социальной отчужденности, розирвапости связей с себе подобными, которое в конце XIX стало постоянным спутником мыслящей личности (эти настроения отчуждения-жепости и зповиры ярко теле карманы в повести. О. Плюща"Великий в малом и малый в большом"). Именно в рамках экспрессионизма были нарушены общечеловеческие, вечные, экзистенциальные проблемы бытия, жизни и смерти, боли и страдания, преступления и казни, добра и зла, искупления и очищения, ответственности за каждый шаг. Именно в экспрессионизме"этнографическая"человек стал изображением человека вообще. Традиционный демократизм украинского искусства с его доминированием"мужичьих"образов органично врос в стремлении экспрессионизма"упростить"ипдивида до элементарных основ человеческого, к целостной"родовой"человека с природными реакциямцілісної "родової" людини з природними реакціями.

Влияние экспрессионистской концепции па препарирования темы боли, страдания как закономерного проявления жизни (в утверждении поэта. ПКармапського"Все пустое - святой лишь боль"), свидетельствует полноту бытия в условие ах вечной текучести времени, не уничтожает человека, а, наоборот, возрождает ее, заставляя вернуться к своей естественной сут-посте (библейская тема"концом радости бывает печаль"в опере. Б. Яноы-ского"Суламифь"). Отсюда спокойное и гидпе отношение к проблеме смерти, витализация которой происходит в момент душевного напряжения, преодоления жизненного перелома (картина. О. Новакивского"Две бабы размышляют над смертью"). С. МЭРТ, как и боль, может стать ситуацией обновления человека (подобное произошло с понятием першовартости у крестьянина из новеллы. Л. Японской"Смерть. Макариха"). В. В. Стефаника, которого канадская исследовательница. О. Черненко в считала проводником экспрессионизма на украинской почве, смерть выступает как освобождение духа из тюрьмы тела (новеллы"Казнился","Шкода"зволення духу з в'язниці тіла (новели "Стратився", "Шкода").

Добыча экспрессии с внешней видимости, явленного факта в экспрессионистов происходит посредством сознательной деформации, которая подчеркивает внутреннюю сущность. Так, мухи в предметных образах старой новелл ли. В. Стефаника"Сама-одинешенька"превращаются в чертей, становятся знаком ужасно-безнадежного поединка человека со смертью. Резкая напряженность деформации. В. Стефаника (лицо"сдвигается где-то па плечи под с. Орочко","лица тысячелистника","головы падают в долину") ассоциируется с отделением частей, разорванностью плоскостей, словно разбитые зеркала в авангардном живописи (композиции. О. Экстер,. О. Богомазова тощ о). Гипнотическая действие экзальтированных ритмов, осложнения гармонии, атональные последовательности, екзотичч-примитивные напевы отмечают оперы. Б. Яновского («Коломбина","Суламифь","Ведьма"и др.вського ("Коломбіна", "Суламіф", "Відьма" та ін.).

Цвет также становится источником экспрессии, в частности, красный цвет, используемый. В. Стсфаником в его новеллах,. О. Новакивского во многих картинах для определения непобедимой жизненной энергии, перетворюеть ься в своеобразную духовную субстанцииію.

Выразительная деформация образов, цветовая напряжение, дисонанснисть мелодики, подчеркнутая фактурность стали в экспрессионистов оригинальным пластическим инструментом. Он имел проникнуть в самые тайное глубины человеческой экзистенции с ее отчуждением личности от окружающего мира. Однако и на пороге смерти, греха, отчаяния, одиночества человек хранит в себе капли добра, чистоты, мужества, того, чем оправдать ся ее существования и держится жизнь па земле. Таким воспринимается сельский мальчик, несмотря ни играет свою бесконечную мелодию на скрипке (картина. О. Новакивского"Стрелецкая мадонна"). Вечная взаем. Одия добра и зла, жизни и смерти, отрицание"черно мышления, абсолютных идей и оценок, предпочтение относительности, текучести всего в мире"- это сознание культуры XX всвідомість культури XX ст.