Европейское средневековье, Доминирование христианской теологии в сознании - Культурология: украинская и зарубежная культура Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


IV Европейское средневековье

1. Доминирование христианской теологии в сознании

2 Искусство: выражение духовного бытия мира и человека

3 Архитектура и искусство. Византии V-VIII вв

4 Романская культура: литургия и карнавал

5 Готический стиль и схоластика

1 Доминирование христианской теологии в сознании

Начало средневекового мировосприятия в. Европе достигает времена распространения интеретпичних сообществ, вытеснение демократий деспотиями, возникновения культа императора, приравненного к. Богу. Эта историческая ситуации ия породила повой тип социальных связей - отношений центра и провинции. Данный тип отношений наложил отпечаток на общественный идеал феодальной эпохи и стал доминирующим способом правильного устройства, порядка - одной из парадигм средневекового сознанияті.

Центром новых огромных государств был император и его столица провинции, оказавшихся под игом центра, время от времени восставали, центр подавлял их. Империи начали распадаться, и в них образовались новые и центры, вокруг которых группировались свои провинции. Складываются новые отношения сюзерена и вассалов. Новых рабов нет, производительность их труда снижается, на смену рабам приходят колонны. Человек - уже не раб господина, но раб земли. Как следствие - феодальные поместья и крепостничествопацтво.

Порождение этого периода - корпорации (подчинение какой-то единой воле, устава, единым принципам) - в среде ремесленников, художников, в монастырях, рыцарских орденах, университетах

Структура"центр - периферия"оказывает влияние па мораль: ее главной формулой, необходимой для взаимопонимания требований различных классов и сословий, стас"мораль отцов и детей"Преданность старшему и верность в танов - основные моральные принципы эпохи. Главное - жить согласно своего статусвідно до свого статусу.

Отношения центра и периферии окончательно оформляются в идее покорности и иерархии. На уровне мировоззрения это, в конце концов, идея единого. Бога: все - дети божьи

В познании преобладает метод дедукции, который ведет от веры, есть готовой истины, к ее доказательств. Верую - значит постигаю, т.е. дедукую знания веры

В эпоху средневековья широко рассматривались различные знаки, обозначавшие соотношение центра и периферии, закодированное в выражениях типа"свеча и бабочка","роза и соловей"Этот образ словно шел невидступ. ПНО и за создателями художественных ценностей. Почему, например, иконы должны точно определенный канон: в центре изображение. Бога,. Богоматери, святого, а вокруг сцены из их жизни или детали события? ринципом центра и периферии, главного и побочного. Так писали и жития. В архитектуре восточного христианства в центре храм, вокруг - галереи; в готических соборах эта идея была реализована по вертикали. То именно в орнаментике: в центре ковра - главный узор, а бордюр как оформление. Разделение книги па разделы - также отражение принципа иерархибраження принципу ієрархії.

Без центра не видели смысла бытия. Вся средневековая культура имела своим центром религиозный идеал и вокруг этого центра развивалась. Наука обосновывает существование. Бога. Светские науки считаются чушь цей - ведь они ведут к"адского мрака":"Какие байки расскажут физики о небе?" на небесах? во через оформление книг: что бы ни делал человек, над ней стоит ее смерть, конецна, над нею стоїть її смерть, кінець.

В науке вообще доминируют назидательность, регламент, классификация. Однако алхимики, выполняя заказ па изобретение золота, одновременно делают несколько интересных открытий. И, кстати, несмотря на ореол содержать ики, сопровождающего их опыты, вполне реалистично устанавливается правило: не допускать в свои лаборатории рыцарей силы и предупредить последующие поколения ученых об опасности, растущего через неправильное использование"священных тайн"наук" науки.

Относительно труда, то в средние века созерцанию предпочитается деятельностью. Есть три ступени восхождения к совершенству: мирские люди - первая, проповедники - вторая, монахи - третья, наивысшая. Труд не отвергала ли, но наибольшее признание она получила как средство избавления от греховности ("уставать так, чтобы засыпать"). Труд ради материальной выгоды зневажалася. Феодальная моральное сознание осуждала п рагнення разбогатеть как похоть ("Не богатство для человека, а человек для богатства"). Зисковна работа запрещалась духовным лицам. Даже ремесленники считали, что ремесло масс только кормить, только д. Ават средства к существованию, а не обогащать. Цеховая структура запрещала к тому же рекламу продукции, вообще готовые предметы знеособлювалися не могло существовать доходной деятельности. Главная фигура - май стер, обладающего только тайной ремеселволодіє тільки таємницею ремесла.

В собственности церковь изначально относилась негативно. Согласно учению, собственность возникла вместе с грехопадением. Один из духовных лидеров монашества запрещал говорить"твое"и"мое"Даже общинную собственность не е признавали некоторые ордена - их монахи злидарювалы. Отсюда берет начало благотворительность, милостыня: ведь этих людей считали святымих людей вважали святими.

К семейно-брачных отношений раннее христианство относилось тоже негативно (Адам и. Ева были свободны от любви и эротики). На рассвете средневековья. Августин. Блаженный писал, что сердце его радуется, когда е др. видит, как много девиц и мужей постригается в монахи. После пылкой проповеди. Франциска. Лесизького уже в кипци средневекового периода немало его сторонников пожелали последовать примеру. Франциск но и отказаться от плотских радостей. Испугавшись такого абсурдного массового психоза,. Франциск начал убеждать людей не спешить этого делатьити.

Чтобы избежать крайностей, церковь установила степени: внебрачные отношения мужчин и женщин - грех брак допускается, но он все равно затмевает духовную чистоту ("Брак населяет землю, а безбрачие - не ебо") одобрялась невиновность в браке (как брат и сестра); воспевались романтика отречения любви, постриг в монахи в первую брачную печь. Отсюда и любовные страдания в средневековье (Лбеляр и. Элоиза,. Ка террин. Сиенская). Известно, что. Франциск. Ассизский с сомнением спрашивал себя:"А можно ли было позже стать сальником?"ся голим на кущ тернику.

Религиозный фанатизм поощрялся и во взаимоотношениях родителей и детей ради верности религиозной идее разрешалось отступиться от родителей