Учебники Онлайн


Свадебная обрядность

В свадебной обрядности украинской сохранилось немало древних языческих элементов, первоначальный смысл которых забыт, но народ их придерживается по традиции,"потому что так надо"Считалось, что брак будет счастливым ным только в том случае, когда молодые и их многочисленная родня выполняющих определенные ритуалы с походами, танцами, песнями, действиями, прибаутками и т.д.. Приемы этой свадебной магии сохранились в Украине и к сьогод нні.

По мнению многих ученых (Николая. Сумцова,. Якова. Головацкого,. Неонилы. Здоровеги), слово свадьба происходит от названия солнечного праздника"веселия", которое отмечалось в каждую фазу солнцестояния соответствующими об брядами6. Именно к таким праздничных обрядов принадлежали и и брачные действа. Празднуя весеннее пробуждение и оплодотворение земли, люди сами чувствовали влечение к любви, создания семьи, продолжения рода. Итак, на мнению исследователей, подавляющее большинство свадеб происходила именно в пору весеннего равноденствия и летнего солнцестояния, меньше - осеннего равноденствия и зимнего солнцестояния. Только после внедрения хрис тиянства предпочтение стали отдавать осени, когда все летние работы закончены, а урожай собран. Кроме того, весеннее равноденствие почти всегда совпадает с христианским великим постом, во время которого супружеская жизнь не просто ограничивается, а строго запрещается. Таким образом, весенние свадьбы, которые издавна согласовывались с циклами природы, постепенно переместились и были подчинены церковному календарьендарю.

Однако, что свадьба посвящались солнечным богам, свидетельствуют атрибуты и символы изначально присутствовали в свадебном ритуале украинский: каравай, свадебные свечи, венки, веточку т.п."Повести временных их лет"донесла до нас отголоски обычая принесения жертв в виде каравая:"И тако покладывают им требы и каравай им ломят иже нарица-ется беззаконная трапеза, мънимая. Рода и. Рожаницам"Таким же оставь ком древнего богослужения есть обычай сажание молодых на вывернутый мехом вверх кожух или овечью шкуру, а также свадебное костер перед входом молодой во двор молодого, выливание вина из бокала на потолок ( жертва) и ковыряния печи молодой на сватовстве. Жертвами. Богам - покровителям брака, были обряды резку каравая, стрижки волос молодой, а давние свадебные песни - своеобразные молитвы, обращенные к этим. Богов. Позже к слав-молитв в честь брачных. Богов добавлялись вполне земные мотивы пожелания молодым счастьям щастя.

Одной из древнейших свадебных песен, которая дошла до нас в нескольких вариантах (Винниччина,. Тернопольщина), является, уже упомянутая в разделе о мировоззрении, песня, обращенная к. Дажбога, который встречает князя (мол лодого)"между тремя дорогами рано-рано"В песне. Дажьбог уступает дорогу молодому, который"князем раз в жизни, в воскресеньице рано-рано"Обычай пропускать вперед"свадебный поезд"сохранился и сейчас в б агатьох странах мирту.

В XIX веке довольно распространенной была теория заимствований поверий, преданий, обычаев: некоторые исследователи считали, что на украинской свадьбы определенное влияние оказал греческий и римский свадебный ритуал. Николай сумке ов писал, что, несмотря на всю оригинальность свадебных обычаев, в чешском свадьбе имеющиеся германские элементы, в болгарском и сербском - турецкие, в русском - татарские, в украинском - удар ки и римские. Однако пояснються эти влияния иначе:"Во время великого переселения народов славяне распространились в отдаленных уголках эллинского мира на европейском материке, в. Македонии,. Эпире,. Элладе"В изантийськи писатели VIII, IX и X вв жалуются на славянизацией. Греции. Так, в одной географической хрестоматии этого времени сказано, что"весь. Эпир и почти вся. Эллада,. Пелопоннес и. Македония населенные н ини скифскими славянами"7. Николай. Сумцов высказывает мнение, что с чужого могло приниматься лишь то, что напоминало свое, родное. Общность же украинская свадьба со свадьбой классических народов состоит насампе ред в том, что проживали они на соседних территориях. К общим обычаев относятся использование свечи или факела, воды, вывороченного кожуха, обрядового потребления каравая, посыпки хлебным зерном, обр. Ядова присутствие на свадьбе детей. Заметная сходство ритуалов и атрибутов свадьбы может быть объяснена общностью"происхождения классических и славянских народов из одного общего арийского корня, и, я к следствие племьянои родства"рідненості"8.

В Украине очень долго преобладали традиции народной свадебной обрядности, церковное венчание стало обязательным лишь в XIX в. Сохранилось немало церковных предписаний об обязательности церковного венчания, постоянно игнорировались народом. Так, в"Заповеди"митрополита. Георгия в XI в записано:"без венчания жен. НЕ пойматы никому же, ни богатую, ни бедного, ни ниже, ни работногону".

В другом документе митрополит. Иоанн говорит, что простые люди до сих пор придерживается своих обычаев, игнорируя церковное венчание:"поймают жены своя с плясанье и гуденье и плесканье"9. О недоверии к церк. Ковно венчания свидетельствуют и такие факты, что церковь освящала и мно-тожонство князей и бояр, которые имели по три и четыре женщины, причем обвинчани. Церковное венчание игнорировалось и в начале XVI в. Так в грамоте польского короля. Сигизмунда (1509) отмечалось, что он получил жалобы на людей киевских, которые"жены поимучы. НЕ венчаются и детей креститы не хотят и на исповедь не ходятят".

Орест. Левицкий в своем труде"Черты семейного быта в. Юго-Западной. России в XVI-XVII вв"показал связь семейной жизни и юридических норм украинской шляхты того времени пришел к выводу, что церковный и брак не был для украинской"таинством", а только юридическим актом, который мог заключаться заранее. Молодые могли после венчания жить отдельно по два и более лет, пока не справляли свадьбу. Только скорости ке усвоения украинской шляхтой польских норм морали, обычаев и родственных отношений ускорило внедрение церковного венчания в быт украинских, хотя еще долго народ придерживался своих древних. Обычн аив. Поэтому в 1774 г. священный синод выдал"высочайший указ", который ввел церковное венчание как обязательный акт и приписывал наложение анафемы на тех, кто будет нарушать церковный обычай. Даже тех, кто пис ля венчания жить отдельно, приписано наказывать так же, как и за нарушение супружеской верностиірності.

Лишь в XIX в церковь уступила народному обычного права тем, что позволила венчаться в день свадьбы, таким образом, были объединены народный и церковный брак

Обряды украинской народной свадьбы разделяются на три периода: предсвадебный, свадьбу, послесвадебный. Перед свадьбой, как правило, происходит сватовство, смотрины, помолвка, или помолвка

Сватовство. Старосты (послы от жениха) приходят в дом к девушке и просят родителей молодой выдать дочь замуж. Разговор ведется в традиционно торжественном тоне (мифологизирована действие): старосты называют ь себя охотниками, которые охотятся на куницу, или купцами, которые просят отдать товар. Девушка в это время должен ковырять печь, если она согласна выйти замуж за того парня, которого расхваливают старосты, когда же нет - выносит тыква. Если же девушка и ее родители соглашаются на брак, девушка подает полотенца, старосты обмениваются хлебом, выпивают"магарыч"От того, как старосты будут рассказывать о молодом, домо влятися с родителями невесты, зависит очень многое, потому старостами выбирали пожилых, уважаемых людей, которые хорошо знали обряд, умели красиво говорить. Это были чаще божаты, а после христианизации -"крещу карманы родители"или родственникродичі.

Случалось, что парню отказывали все девушки в селе, тогда старосты шли в соседнее село и искали невесту там. В Украине, как и в. Румынии,. Польше,. Болгарии, существовал обычай украшать те дома, в яки их были девушки на выданье: окна, стены разрисовывались узорами или просто красной глиной. Это было хорошим ориентиром для старост, которые приходили из другого села. Корни этого обычая уходит глубоко й давности, время которой даже трудно себе представитьити.

Смотрины. Через несколько дней после сватовства родители девушки шли в дом молодого, чтобы осмотреть его хозяйство и узнать, в какие руки отдают свою дочь. Когда же родители были знакомы с состоянием ом семьи молодого, то смотрины сводились преимущественно к застолью и обсуждение деталей свадьбы. Кое-где в Украине смотрины делала родня жениха в дом девушки, парень собирался сватать. На обзоры нах назначали и время обручуучин.

Помолвка. Этот обряд, как правило, происходило в доме молодой. В кругу родственников, близких, соседей, молодежи публично объявляют о своем намерении создать семью и получают благословение родителей и общества. По аручины считались большим торжественным праздником, на который приглашались как и на свадьбу, жених с боярином, молодая с дружкой. Название помолвке происходит от обряда связывания рук полотенцами в знак согласия. На. За карпатти староста связывает полотенцем всех родственников вместе с молодыми, которые держат правые руки вместе, сказал:"Тот ся. ГУЗ вяжет ни на год, ни на два, но на всю жизнь"Эти обычаи возрождают ныне общины. Р иднои. Вири10. На помолвке молодые обмениваются кольцами, и с этого времени молодой имеет право ночевать в доме молодой. Мать сама впервые стелила постель молодым. По мнению некоторых ученых, этот обычай является остатком т ак называемого"пробного бракаго шлюбу".

Николай. Сумцов высказывает предположение, что в Украине, как и в. Индии, мог существовать пробный брак в виде вечеринок-рассвет, где ребята ночевали вместе с девушками, жестоко осуждалось церковью:"под ч время таких нечестивых сборов разные делается ексцесса, яко то блудное грехи, девстве растление, беззаконное детей прижитие"(171919).

Остатки пробного брака в Украине местами бытовали достаточно долго. Например, в мизинские районе девственность девушки не ценилась. Пробный брак был своеобразной проверкой пригодности женщины к супружеской него жизнь и деторождения. Часто молодые переезжали в дом жениха, когда невеста уже была беременна. Подобные брачные обычаи были известны и среди народов. Кавказказу.

О различиях в брачных обычаях разных племен писал летописец. Следует отметить, что в большинстве регионов Украины девственность молодой играла существенную роль в свадебном обряде

Однако можно предполагать, что пробный брак имеет более архаичный характер, который, по мнению этнографа. М косвен, является особой формой переходного периода от матриархата к патриархату

После помолвки девушка украшала голову венчиком из цветов и лент и ходила так до самой свадьбы. Об этом. ИИ пословица:"Хорошая девушка, как засватанная"Со времени помолвки будто устанавливается юридическая закон ннисть дальнейшей подготовки к свадьбе. За обычного права, то кто после помолвки отказывался от брака, должен уплатить другой стороне материальные затраты и штраф за"оскорбление"зу"".

Каравай. Выпечка свадебного каравая сопровождалось специальными ритуалами и было важной частью свадебного обряда. С выпечкой каравая связано множество поверий и правил. Он был обязательным при и первом браке, вдовам и вдовцам каравая не выпекали коровайниця были женщины, счастливые в браке, девушки и вдовы не допускались, хотя при выпечке свадебного печенья могли присутствовать и девушки. Весь процесс от замешивания теста до выпекания каравая сопровождался специальными песнями. По мнению. Николая. Сумцова, каравай имеет ритуальное значение как жертвенная пища, которая заменила ритуальную животное (напр иклад, корову -"каравай богатый, каравай рогатин"). Обряд выпекания каравая несколькими женщинами выглядит очень архаичным, известным еще со времен. Триполья (находки моделям печей, статуэток женщин-каравайниц каждая из которых выполняла определенную роль в обряде приготовления священного хлеба). Кроме каравая, выпекали шишки, которые были символом плодородия, которыми одаривали всех гостьх гостей.

Как свадебные ритуальные атрибуты выпекались и калачи и разной формы печенье (в виде коровок, лошадок, петушков и т.д.). Таким печеньем угощали детей

веточки - ветвь плодового или соснового дерева, украшенная цветами, лентами, калиной. В некоторых районах, особенно на юге, веточку обвивают тестом и запекают в печи течение всей свадьбы веточку что символизирует девичью красоту, стоит на столе. По окончании свадьбы дружки отламывают по кусочку веточки, которое еще называют"девичествомям".

Посад (или приданое) состоит из нескольких частей. Первый должностей жениха и невесты происходит преимущественно порознь дома у каждого из них. Этот обряд символизирует почитание культа домашнего. Очаги. Предков. Мол лодых выводят на посад, подав в руки платок, сажают на кожух в углу. Перед посадом каждого из молодых благословляют отец и мать. В некоторых местностях молодой, которую вели на посад, устилали доро гу свитками полотна. Второй должностей является общим для обоих молодых на свадьбе. Третий должностей - это должности молодой после брака, так называемые"очипины", что символизирует переход молодой из девичьего состояния в состояние молоди ц. На должностей, как правило, заводят мать, брат, староста, боярин или так называемый маршалмаршалок.

Розплетины. Этот обряд происходит перед свадьбой или в день свадьбы. Молодую сажают на кадку, покрытую кожухом расплетаем брать или все члены материнского рода по очереди. Затем на голову молодой кладут е инок. Этот обычай символизирует девичью чистоту: расплетают косу родные, а не чужие руки руки.

Свадьба начинается в доме каждого из молодых. Далее молодой собирает своих бояр, дружков, неженатых парней, свах (замужних женщин), свитилок и др.. Количество свадебных чинов зависело от состоятельности семей ны и от количества гостей. В настоящее время в доме молодой происходит ее одаривание. Поезд молодого, собираясь к невесте, обходит трижды вокруг стола или вокруг кадки. Мать благословляет жениха и осыпает его овсом или другим зерном,"чтобы богатым был"Каждый участник свадебного поезда имеет свои обязанности. На дороге время ребята устраивают так называемую"перейму": ставят стол с хлебом-солью и, ост инившы свадебный поезд, требуют у молодого выкуп. Он должен был угостить мальчишник общество. Такой обычай очень древнего происхождения - это своеобразный торг за девушку, право на которую имели все молодые чле ни общини громади.

Вход свадебного поезда молодого во двор невесты обставлялся играми, символизирующие мнимую битву со взятием крепости, которая, наконец, заканчивалась мирными переговорами. Когда же после обмена свадебными ними калачами женихом и невестой гости заходили в дом, происходили обмены подарками между сватами, торг жениха с братом молодой за невесту, танец молодых, танец единства обеих семей, который в гу цулив называется"колесом"По окончании свадебного обеда совершается обряд покрытия головы молодой, символизирующий переход ее к женской общины. Перед отъездом молодой в дом жениха также в идбуваеться ритуальный трехкратный обход кадки, застланной полотенцем с хлебом-солью. Мать выводит лошадей со двора, благословляет дочь, дает ей хлеб, курицу и т.д.. С молодой ехала сестра, тайком везла д. я ее рубашку, платок, ложки, тарелки, ритуальную черную курицу. Перед двором молодого свадебный поезд переводят через священный огонь, а также переливают его водой. Эти обычаи - дань давней магистраль й, что символизирует очищение огнем и водоі водою.

В доме молодых встречает мать в вывернутом кожухе или родители вместе благословляют новобрачных. После целого ряда церемоний молодых готовят к брачной ночи, местами называется кладовой. Молодую надевают в новую рубашку, свахи стелют постель, дружбы (бояре) или старший боярин сторожит возле амбара или сарая, где спят молодые. На. Киевщине утром происходит осмотр свахи рубашки или постели молодых. Если девушка оказалась честной, то веселье не имели границ: присутствует прыгали по столам, рядах, кричали, пели. Матери девушки посылали подарки и известие о счастливый конец брачной ночи, благодарили за д очку. Если же девушка оказывалась нечестной, веселье прекращались и начинались песни, позорили род молодой. Иногда на родителей девушки одевали соломенные хомуты, и свадьба заканчивалось. В некоторых районах па рубки вывешивали белый флаг на самое высокое дерево, который извещал о девичьей позор. Брат девушки должен лезть на дерево, чтобы снять, но ему всячески препятствовали, насмехались (КиевскаяКиївщина).

Когда же свадьба заканчивалась счастливо, на утро приглашали родителей девушки к семье молодого. Здесь снова начинался пир, одаривание молодых, которое сопровождалось песнями. В понедельник также отбывал вся ритуал очищения водой, который позднее сменился принесением молодой воды из колодца и умывания молодых и всех гостей. Церковь протестовала против ведения молодых к реке, потому что это давниии языческий. Обычн ай1й13.

В этот день происходило много веселья с переодеваниями, пели непристойные песни. Преобладала красная символика: пояса, ленты, красный платок или запаска молодой, даже водку красили красным с соком. Все должно символизировать счастливое рождения семьи. В этот же день распределяли каравай. Во вторник происходили гуляния под названием"цыганщина"(переодевались, крали кур). Праздновали исключительно взрослые - дети и молодежь не участвовали в этих развлечениевагах.

украинских традиционная свадьба имеет четыре региональные типы: центральный (с. Слобожанской и подольским подтипом), полесский, карпатский и пивденнийь3. Каждый из них имеет свои региональные особенности, п однако объединяет их общая традиция древнего происхождения, которая в Украине имеет многотысячелетняя вик14.