Учебники Онлайн


2 Понятие романтизма Основные этапы развития и течения романтизма

Название термина"романтизм"указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа

Романтизмом принято называть направление в искусстве, возникшее в странах. Западной. Европы в конце XVIII - нач XIX в

Название произошло от французского слова"romantisme", которым обозначалось нечто сокровенное, странное, нереальное

. Романтизм - направление в литературе и искусстве I четверти XIX в, который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции

Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах

Впервые термин упоминается в 1650 г. В. Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню-романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово"романтический" как синоним"живописный","оригинальный"появилось в 1654 г. Его принял француз. Бальданепарже

Позже, в начале XVIII в, это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями-классицистами (в частности,. Поуп называет свое состояние романтическим, связывая его с с неопределенностьюю).

В конце XVIII немецкие романтики брать. Шлегели выдвинули оппозиции понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей. Европе. Так, понятие"романтизм"стало употребляться как т термин теории искусстврії мистецтва.

Писатели-романтики отошли от традиций классицистов, что последовали все античное. В противоположность им романтики увлеклись воспеванием. Средневековья. Они создавали в духе. Средневековья новые картины жи иття, отвергали строгие каноны и правила и превыше всего ценили. Вдохновениеня.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, так как были недовольны ее анти эстетическим характером

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, потому просветительском идеала разума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальные исть.

3 Этапы развития романтизма

. Передромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в, которые подготовили почву для развития романтизма. Черты:

o рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

o отвода главной роли воображении, фантазии, творчества;

o возникновения понятия"романтического", что предшествовало появлению термина"романтизм"

. Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX в)

Время наполеоновских войн и период. Реставрации образовали первую волну романтизма. В. Англии это творчество поэтов. ДжГБайрона,. Перси. Буше. Шелли,. Дж. Китса, романиста. ВСкотта, в. Германии - мастера сатирической й прозы. Эрнста. Теодора. Амадея. Гофмана и блестящего лирика и сатирика. Генриха. ГейнГейне.

Черты:

-универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должна существовать), дать ему синтезируя художественное выражение;-тесная связь с философией;

-тяготение к символа и мифа как наиболее адекватных форм художественного выражения;-разлад с действительностью;

-резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм

. Развитые формы (20-40-е гг XIX в)

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во. Франции и после восстания в. Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в настоящее время пишут во. Франции -. Виктор. Гюго,. Ж. Санд,. ОДюма; в. Польше щи -. А. Мицкевич,. Юлиум. Словацкий, в. Венгрии -. Шандор. Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театтеатр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало с этого времени и была представлена ??романистичнимы произведениями. ДжФКупера,. Е. По

. Поздний романтизм (после революции 1848 г)

Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения

Течения романтизма

. Народно-фольклорная (начало XIX в) - течение, ориентирована на фольклор и народнопоэтическое художественное мышление. Сначала она проявилась в. Англии, в"Лирические баллады"УВордсворта, первое издание которых появилось в 1798 г. В. Германией ини она была утверждена. Гейдельбергского школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире. Особенностиі.. Особливості:

o не только собирали народной поэзии и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народно мышления;

o их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная насыщенность и мелодичность народной поэзии;

o не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознания, искусстве

"Байроническая" (Дж. Байрон,. ГГейне,. АМицкевич,. ОПушкин,. МЛермонтов и др.), так завершено воплощение она получила в творчестве. Байрона. Особенности:

-сердцевину течения составляла ментально-эмоциональная установка, которую можно определить как"идеализацию отрицания";

-разочарование и меланхолия, депрессия,"мировая скорбь"- эти"негативные эмоции"получили абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, которые определяли эмоциональную тональность произведений;

-культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслили полноценную человеческую личность;

-острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;

-контраст, антитеза - главные элементы художественного произведения

. Гротескно-фантастическая которую еще называли"гофманиеською" по имени ее самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории к сфере повседневной жизни, быта, их своеобразное переплетение, в результате чего убогая современная действительность пос становилась в капризному гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. До этого течения можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество. ЭПО,. Гоголя"Пете рбурзьких повестейовістей".

. Утопическая течение получили значительное развитие в литературе 30-40-х годов XIX в, проявляясь в произведениях. ВГюго,. Жорж. Санд,. ГГейне,. ЕСю,. ЕДжонса и др.

Особенности:

o перенос акцента с критики и отрицания на поиски"идеальной правды", на утверждение позитивных тенденций и ценностей жизни;

o проповеди оптимистического взгляда на жизнь и его перспективы;

o выступление против"индивидуализма современного человека"и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;

o вираженння оптимистической надежды и пророчества, утверждению идеальной правды;

o широкое использование риторических средств

-"вольтеровского"течение, которая сосредоточилась полностью на исторической тематике, на разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана. ВСкоттом. Эта то ечия в определенных аспектах стала переходом к реализмодом до реалізму.