Учебники Онлайн


ЛЕКЦИЯ 5 Тема войны в немецкой литературе ХХ века Е М Ремарк, Г Белль

1. Общая характеристика немецкой литературы XX века. Понятие"потерянное поколение"

2 Жизненный и творческий путь. Е-М. Ремарка

3 Г. Белль -"совесть немецкой нации"Тема. Второй мировой войны в творчестве. Г. Белля

1 Общая характеристика немецкой литературы XX века Понятие"потерянное поколение"

Немецкая литература начала развиваться со времен. Лессинга, которого считали и основателем. Разобщенность в стране не позволила развиваться культуре и литературе в частности. В 1871 году давняя мечта немецкого на ароду наконец осуществилась: страну объединили не вследствие демократического движения, а"железом и кровью", соглашением князей и королей, вокруг сильнейшего из них - короля пруссовроля. Пруссії.

В начале XX века в. Германии стремительно развивалась промышленность. В 70-х годах в общественной жизни произошли глубокие изменения. Вместо мелких, полуфеодальных государств, выросла. Германская империя. Такой пи идйом общественной жизни наложил отпечаток и на литературу. Развивались новые художественные направления: критический реализм, натурализм, экспрессионизманізм.

Возглавили борьбу за демократическую и социалистическую литературу встают пись-менник-антифашисты, вернувшихся из эмиграции:. И. Бехер,. Б. Брехт,. А. Зегерс. Были и такие, что остались эмигрантами на все жит ття (Е. М. Ремарк). Ведущей темой в литературе стала антифашистскаяистська.

В этот период началась особая драматургия, у истоков которой стоял. Б. Брехт. Он стал основателем"эпического"театра

С провозглашением. ГДР начался новый этап литературного развития. Особенностью развития новой литературы стал ее просветительский характер. Состоялся стремительное развитие публицистики, жанра эссе. Поэзия этого п периода была адресована широкому кругу читателей и получила песенной формы. Центральной темой литературы стала тема ответственности, духовного возрождения,"двух. Германий"Ведущим художественным методом обнаружил ся социалистического реализмастичний реалізм.

Одной из величайших трагедий стала война. Обесценивая наивысшую ценность на земле - человеческая жизнь, она была трагедией как для побежденных, так и для победителей

Первая мировая война - это циничная грызня за колонии и сферы влияния прежде всего между. Англией и. Германией. В эту войну так или иначе были вовлечены весь мир. Вторая мировая война - это нескрываемое желание. Ги итлера и его сторонников-фашистов завладеть миром. Тем, кто имел представление о. Второй мировой войне, первая могла показаться слишком страшной. Но по значимости некоторых своих социально-психологических последствий в. Первая мировая война не уступала второй, а может, и ее превосходила. Хотя бы разрушением укоренившихся идеалов. Обе мировые войны просто несравнимы ни по числу жертв, ни по масштабам разрушений, ни по уровню жестокости. Какой бы ни была война, она всегда видлунювалася тяжелым болью в человеческих душах душах.

По-разному восприняли войну писатели: слишком громкими были лозунги в каждой из воюющих стран, слишком высокие, священные интересы предлагалось защищать. Но тут и однозначно отрицали войну. Ромен. Роллан н,. Леонгард. Франк,. Стефан. Цвейг,. Бертольд. Брехт. Многим же понимание бесчеловечности войны и лживости военной пропаганды далось позже. Трагический опыт. Первой мировой войны по-своему передали в т ворах те писатели, которые пришли на войну молодыми, полными надежд, а вернулись с разрушенными, уничтоженными старыми идеалами, не приобретя новых. Среди тех, кто прошел сквозь огонь мировой войны в ийны, были. Эрих. Мария. Ремарк, Эрнест. Миллер. Хемингуэй,. Ричард. Олдингтон,. Уильям. Фолкнер и иа ін.

Это были разные люди по своим социальным положением и личной судьбой. Общим для них стало мироощущение, отрицание войны и милитаризма, к сожалению, они не имели надежды на возможное лучшую жизнь. Эти письме енникы-антифашисты рассказали читателям о боли потерь, об отчаянии людей во время. Первой мировой войны их произведения вошли в литературы"потерянного поколения", которая появилась в 20-30-х годах XX века, почти ч. Ерез десятилетия после ее окончания. И это не случайно. Отчаявшиеся бывшие фронтовики, которые стали жертвами бессмысленной войны, не могли найти себе место в послевоенном жизни. Следствием этого и было появление нов й генерации -"потерянного поколения", а впоследствии и литературы о немодом і літератури про нього.

Писатели, которые начали эту литературу, сами принадлежали к"потерянного поколения": они, как и персонажи их произведений, участвовавших в той войне и пострадали от него. Они осудили войну, создали яскр. Рави образы молодых людей, которые были духовно и физически искалечены войной. Любовь, фронтовая дружба, забвение - вот что они противопоставляли войне. Однако это был иллюзорный подход, а отсюда пессимизм, осознание ния бессмысленности жизни. Все они не занимались исследованием характера войны, причин, выяснением фактов - их интересовала судьба молодого поколения, стало"упущенной генерацией"для человечества, история душевных п отрясинь, которые вызвала в сердцах этих людей войнв серцях цих людей війна.

Рожденные для жизни, сотни тысяч юношей неестественно рано познали смерть, а оставшиеся жить, были обречены на душевные муки. Потеряв иллюзии, и не приобретя новых, ужасаясь пустоты жизни,"Потерянный не поколение"судорожно искал выход в пьянстве и разгуле, в экстремальных ощущениях. Казалось, что в мире не осталось больше никаких моральных ценностей, никаких идеалов, но они любили жизнь:"Жизнь я жизнь. Оно не стоило ничего и стоило очень многоувало дуже багато".

Известно, что термин"потерянное поколение"вошел в широкий обиход с легкой руки. Эрнеста. Хемингуэя. Человеком"потерянного поколения"владелец парижского гаража назвал своего механика, бывшего солдата, который и вовремя не отремонтировал машину писательницы. Гертруды. Стайн. Она придала этим словам широкое значение и сказала. Хемингуэя, пришедший с ней в гараж:"И что все за люди, вы, молодежь!. Прошлое вы ненавидите ите, современное - пренебрегаете, а к будущему вам безразлично! іграф до роману "Фієста" (1926 р.).

Уже литература XIX в, по крайней мере начиная с. О де. Бальзака, четко осознала жизнь как процесс потере иллюзий. Так могли быть какие угодно иллюзии: от удачного замужества с разумно устроенного. Вселенной, а но их общим признаком оставалось то, что все они рано или поздно терялись. Впоследствии гений переходного периода е від

XIX до XX в -. М. Пруст - назвал жизни - потерей времени. Наконец, из фразы. Ге-ртруды. Стайн, подхваченные. Хемингуэем, мир заговорил о"потерянном поколении""Втраченисть"поколение традиционно объяснялось войной, разрушила в молодых людях веру в позитивные идеалы т.д.. Великая иллюзия героизма и романтики была расстреляна войной, оставив после себя большое пустоту безверия, безнадежности, опустошен сти и бесполезных надеждееності і марних сподівань.

У истоков литературы"потерянного поколения"стояли два титана мировой литературы -. Эрих-Мария. Ремарк и. Эрнест. Хемингуэй. Однако. Ремарк, в отличие от. Хе-мингуея, об этом, наверное, и не догадывался. В св воих произведениях они отразили и не-восприятия окружающей действительности, и отчужденность человека от человека, и глубокий пессимизм, вызванный жестокой действительностьюою дійсністю.

. Особенности:

. В. Показывая как война разрушает тела и души людей, их судьбы

. Т писатели превратили свои романы романы-протесты

. Р. Главная тема произведений - судьба молодого поколения, стало

А жертвой. Первой мировой войны

. М. Ненависть к милитаризму и фашизма, к государственному устройству, которое

. Е порождает ужасные войны

всемирноизвестный писатель, представлявших немецкую литературу

XX века, стали,. Брехт. Е. М,. Ремарк. Г,. Белль