Учебники Онлайн


Глава 11 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

111. Понятие о литературном процессе

112. Преемственность

113. Литературные взаимодействия и взаимовлияния

114 Литературная традиция и новаторство

111 Понятие о литературном процессе

Основной закон жизни - его постоянное развитие. Этот закон наблюдаем и в литературе. В разные исторические эпохи ее состояние постоянно менялся, она имела достижения и потери. Произведения. Гомера,. Эсхила,. Софокла,. Да анте,. Шекспира,. Сервантеса,. Пушкина,. Шевченко,. Франко,. Леси Украинская,. Николая. Хвылевого,. Винниченко,. Тычины,. Рыльского,. Гончара дают основания говорить о поступательном развитии литературы. Однако бук ратурний процесс - не только продвижение, прогресс, эволюция. Б-И. Антонич справедливо отмечал, что понятие"развития перенесено механически на участок искусства по естественным наукам", понятие"развитие","прогресс"потр ибно употреблять осторожно. Конечно, когда историю искусства воспринимать как сплошной прогресс, то произведения современных писателей надо было бы считать совершенными от произведений прошлых эпоати досконалішими від творів минулих епох.

Термин"литературный процесс"возник на рубеже 20-30-х годов XX века и стал широко использоваться, начиная с 60-х годов. Само же понятие формировалось в течение XIX-XX вв. В XIX веке использовались термина ины"литературная эволюция","литературная жизнь""В современном литературоведении утвердился взгляд на историю литературы как на смену типов художественного сознания: мифопоэтической, традиционалистской, инди видуально-авторской. Эта типология учитывает структурные изменения художественного мышлениявує структурні зміни художнього мислення".

Литературный процесс - важный предмет истории литературы. Классы-цисты, романтики, сторонники биографического метода изучали лучшие произведения гениев. Литературоведение второй половины XIX в одолело выборочных весть в изучении литературы, предметом его исследования стали все произведения писателей независимо от уровня художественности и идеологическое направлениення.

Ученые XX в. Г. Поспелов,. М. Храпченко выступали как против превращения литературоведения в"историю генералов", так и против истории литературы"без имен"

Термином"литературный процесс", отмечает. В. Хализева,"обозначается литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) и, во-вторых, многовековой развитие литературы в глобальном ьному, всемирном масштабе. Литературный процесс во втором значении слова составляет предмет сравнительно-исторического литературоведениятературознавства".

Литературный процесс составляют не только шедевры, но и произведения низкопробные, эпигонским. Вий включает литературно-художественные издания, литературную критику, развитие течений, направлений, стилей, родов, видов, жанров в, эпистолярное литературу, мемуары. В истории литературы были случаи, когда значительные произведения недооценивались, а посредственные переоценивались. Советское литературоведение, например, недооценивало раннюю лирику. П. Тычины и переоценивало сочинения типа"Партия ведет","Песня трактористки"недооценивались произведения модернистов, авангардистов, писателей диаспоры. Часто возникает диспропорция между популярностью и культурно-эстетическим значением произведений. Произведения писателей иногда приходят к читателю через длительный промежуток времени протяжении многих десятилетий замалчивались произведения. Елены. Телиги,. Олега. Ольжича,. Уласа. Самчука,. Юрия. Клена,. Оксаны. Лятуринской,. Ивана. Ирлявськогуринської, Івана Ірлявського.

На развитие литературы влияют социально-экономические особенности общества. Экономические отношения могут способствовать или наносить ущерб искусству. Однако нельзя прямо связывать развитие литературы по м материальным производством. История литературы знает примеры, когда в периоды упадка социально-экономических отношений появлялись выдающиеся художественные произведения. В период общественно-политического кризиса в. России (конец XVIII - нач XIX в) творили. О. Пушкин,. М. Лермонтов; эпоха глубокого политического кризиса времен. Александра III (XIX в) была периодом развития творчества. П. Чайковского, и. Левитана,. В. Сурикова; в феодально-р оздрибнений. Германии второй половины XVIII в развивалось творчество. Гете и. Шиллера; поражение украинской национальной революции 1917-1920 гг совпала с творчеством. П. Тычины,. М. Рыльского,. Николая. Хвылевого ого,. М. Кулиша,. О. Довженко,. Леся. Курбаса. Как видим, связь литературы с действительностью не прямой, а сложный, противоречивый. Вульгарные социологи, в частности. В. Шулятикова,. В. Фриче,. В. Переверзев и пролеткультовцы преувеличивали значение материальных факторов жизни в развитии литературы. Они считали, что искусство полностью зависит от материальной, общественно-экономической действительности и непосредственно отражает й й. Социалистические реалисты сосредоточили основное внимание на общественно-политическом смысле, недооценивая значение художественной формы произведения. Руководствуясь вульгарно-социологическим методом,. В. Коряк выделил следующие период и в истории украинской литературырії української літератури:

1) сутки родового быта;

2) сутки раннего феодализма;

3) украинского средневековья;

4) сутки торгового капитализма;

5) сутки промышленного капитализма;

6) сутки финансового капитализма

Реакцией на вульгарный социологизм была концепция искусства для искусства, согласно которой искусство не зависит от действительности и не связано с ней. Теория"чистого искусства"нашла реализацию в произведениях писателей"Молодой музы"и писатель-авангардистенників-авангардистів.

Эстетико-стилевой подход к периодизации художественной литературы предложил. Д. Чижевский. Он выделил такие периоды в истории украинской литературы:

1. Старая народная словесность (фольклор)

2. Сутки монументального стиля

3. Время орнаментального стиля

4 переходов сутки

5. Ренессанс и. Реформация

6. Барокко

7. Классицизм

8. Романтизм

9. Реализм

10. Символизм

Эстетико-стилевая периодизация точно отражает развитие литературы. Стиль суток сочетает идеологические, историко-социологические и эстеты копоеты-кальном грани существования литературы

Литература имеет свои законы развития. На нее влияет философия, политика, религия, мораль, право, наука, мифология, фольклор, этнография, а также менталитет народа. Философия рационализма, например, поз числилась на классицизме, философия сенсуализма - на сентиментализме, экзистенциализма - на произведениях. Камю,. Сартра,. Стефаника,. Винниченкока.

Каждая национальная литература имеет свои законы развития. Расцвет гуманизма в итальянской литературе приходится на XV в, в английском - на XVII ст. Классицизм во. Франции активно развивался в середине XVII в т, а в. России - во второй половине XVIII сI ст.

Важную роль в развитии литературы играют внутренние факторы, в частности преемственность, взаимное, традиции, новаторство