Учебники Онлайн


Элементы педагогики в философских системах древнего мира

В. Древней. Греции и. Древнем. Риме зародились первые педагогические теории, которые в то время еще не выделились из философии в самостоятельную науку их авторами были. Сократ,. Платон,. Аристотель,. Демокрит и. Квинтилиа ан.

Древнегреческий философ. Сократ (469-399 до н.э), который большую часть своей жизни посвятил философии и педагогической деятельности, отрицал возможность и необходимость познания мира и природы через ниб били недоступность их человеческому разуму, считал, что человек должен познать только себя, самосовершенствоваться морально высокой добродетелью, по его убеждению, является мудрость, которая сдерживает страсти и а фекткти.

Сократ является одним из основоположников теории о"доброй природе"человека независимо от его пола и происхождения. Главная задача воспитателя, по его утверждению, состоит в пробуждении лучших душевных сил осо обистости. Это пробуждение он называл"вторым рождением"Учительскую деятельность он считал важнее обязанности родителей. Главным принципом такой деятельности должен быть отказ от принуждения и насилия а действенным средством воспитания - убеждение виховання - переконання.

Исходя из идеи самопознания,. Сократ разработал эвристический метод обучения, по которому учитель должен доказывать ошибочность представлений учащихся, а затем подводить их к правильному пониманию истины. Этот метод учеб. Ання (эвристическая беседа, сократический метод), по его мнению, развивает мышление, способствует умственному развитию. Так он учил своих учеников, которых собирал в храмах, на площадях и в парках. Этот метод широко ис ристовують в современных школалах.

О произведениях. Сократа ничего не известно. Свое учение он преподавал устно

Ученик. Сократа. Платон (427-347 до н.э), автор трудов"Государство","Законы","Федр","Пир","Тимей"и др., занимался педагогической деятельностью в. Афинах, где при гимнасии. Академия основал философскую

Платон считал, что мир делится на потусторонний, вечный мир идей (царство добра и света) и на переходный мир представлений, где нет ничего постоянного и уравновешенного. Он отрицал возможность познавательных. Ання объективного мира, считая знания человека субъективными и относительными. Познание, по его мнению, является припоминанием человеком идей из мира, в котором когда-то находилась ее душа и о котором она забыла, соеди днавшись с телом. В своих произведениях он приводил проект государства, которая состоит из таких слоев общества, как философы, воины, все остальные (ремесленники, земледельцы, торговцы и т.д.). Философы и воины, на его взгляд, не имеют права на семью, поскольку она отвлекает от государственных спраправ.

Используя опыт афинской и спартанской систем воспитания,. Платон первым в мире обосновал систему образования и воспитания подрастающего поколения. Целью воспитания он считал формирование"и тела, и души прекрасными"Он отстаивал государственное, общественное воспитание детей и первым обосновал необходимость открытия государственных детских дошкольных учрежденииних закладів.

Согласно предлагаемой им системы воспитания детей 3-6-летнего возраста имеют приобретать воспитания"на площадках"при храмах, где женщины-воспитатели, назначенные государством, развивали бы их через игры, сказки и, песни, беседы и т.д.. Дети 7-12 лет (мальчики и девочки) в государственных школах должны овладевать чтение, письмо, счет, музыку и пение. Для подростков 12-16 лет должны быть созданы школы-палестры а для юношей 16-18 лет - гимназии. Молодежь 18-20 лет будет отбывать военную подготовку в группах эфебов. Самые способные молодые люди от 20 до 30 лет могут получать высшее образование. Изучая философ ию, астрономию, арифметику, геометрию, музыку, они будут готовиться к выполнению важных поручений в государстве. Самые способные и образованные лица в возрасте от 30 до 35 лет могут совершенствовать свою образований в, чтобы впоследствии стать руководителями государства. После 50 лет они освобождаются от руководства государством и могут самосовершенствоваться. Представители третьего сословия (ремесленники и земледельцы) воспитываются в проце си практической жизни. Платон пренебрежительно относился к физическому труду, считал, что обучение не должно иметь трудового характертрудового характеру.

Ученик. Платона, философ и ученый. Аристотель (384 - 322 до н.э) в науке пошел своим путем ("Платон мне друг, но истина дороже"). Он был воспитателем. Александра. Македонского, возглавлял основанную им в. Афинах школу -. Ликейшколу -. Лікей.

Педагогические идеи. Аристотель изложил в философских произведениях"Политика","Никомахова этика","Метафизика","О душе"и др.. Он допускал одновременное и нераздельное существования материальных вещей и нематериальных них идей в едином мире, которые соотносятся между собой соответственно как вещество и форма, в единстве характеризуют определенную вещь. По. Аристотелю, объектом познания является не идеи, а реальное бытие. Без чувств нет знаний. Познание начинается с ощущений, которые являются основой общих понят з відчуттів, які е основою загальних понять.

Аристотель считал, что человек наделен растительной душой (ее функции - размножения и питания), животной душой (ощущения и чувства) и разумом, а потому требует всестороннего (физического, умственного и мора ального) воспитание. Начинать следует с физическим воспитаниемя.

Впервые в истории педагогики он сделал попытку возрастной периодизации, которую, считал, следует учитывать в процессе воспитания: от рождения до 7 лет, от 7 лет до наступления половой зрелости - 14 лет; от 15 до 21 года, т.е. до возмужания. Критерием такой периодизации считал особенности развития личности. В идеальном государстве. Аристотель допускал существование семьи, воспитывающей ребенка до семи. Рокиів.

Аристотель обосновал важность деятельности в воспитании и обучении ("Когда учатся, то не играют","Молодежь нужно готовить не для забавы"). Он считал, что вся жизнь человека должно быть деятельным, имею кая в виду деятельность души по совершенствованию определенных добродетелей. Ученый был убежден, что физический труд унижает свободнорожденных и отнимает время, предназначен для развития интеллектуальных сил. Катего ричном он выступал против обучение девушек и женщин, считая, что они по своей природе существенно отличаются от мужчин и поэтому образование не даст им пользыта не дасть їм користі"

Ценные мысли о воспитании содержат фрагменты произведений представителя античного материализма. Демокрита (460 - 370 до н.э), который отстаивал идею гармоничного развития личности, считал целью воспитания подгот готовку молодежи к реальной жизнитя.

По его мнению, воспитания и обучения облагораживают человека, развивают ум и делают ее счастливой, поэтому взрослые должны предоставить детям возможность учиться. В процессе обучения следует стремиться не к багатознайства а к овладению мудростью, которая поможет"хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо действовать"Это достигается не только обучением, но и благодаря благотворному примеру взрослых, окружающих младенцевчують дитину.

Демокрит один из первых высказал мнение о необходимости воспитания согласно природе ребенка (принцип при родовидповидности), о важной роли труда в воспитании и обучении, обосновал преимущество рабо эти перед"покоем"Любой вид труда, по его словам, приятнее, чем бездействие, а положительных результатов в обучении можно достичь только благодаря трудовым усилиям. Обучение он рассматривал как серьезное в трудовую деятельностьу діяльність.

Значительное внимание. Демокрит придавал проблемам воспитания детей в семье, родительскому авторитету. По его мнению, благоразумие отца есть самое действенное установкой для детей. Он считал лучшим того, кто добродетельных ный своим внутренним убеждениям, а не того, кто опасается закона или силы. Тот, кого удерживает от негативных поступков закон, способен грешить тайно, а тот, кто придерживается обязанности согласно с воих убеждений, не способен ни тайно, ни явно совершить что-то язычниковане.

Демокрит написал 70 произведений, однако до нас дошли лишь их фрагменты

Теоретическая педагогика. Древнего. Рима отчетливо представлена ??произведениями. Квинтилиана. Марка. Фабия (ок 35-96), автор труда"О воспитании оратора"(12 книг). В течение двадцати лет он удерживал первое в. Древнем. Риме открытую риторическую школоричну школу.

Педагогическая теория. Квинтилиана основывается на его учении о положительной природе человека. По его мнению, все дети имеют способности к обучению, которое надо начинать с раннего возраста, причем лучше обучать их х в школе, чем дома. Обучение должно чередоваться с отдыхом и игрой. Придавая большое значение в развитии ребенка языке, требовал, чтобы все, кто воспитывает детей, хорошо ее знали. Ощутимую роль в воспитании у идводив музыке и эстетического воспитанияанню.

Согласно его учению, каждый человек одаренный природой, тупых детей нет. За сочетание природных данных и воспитания почти каждый может стать оратором. При этом определяющая роль принадлежит воспитанию, целью ю которого является подготовка образованного, способного к активной общественной жизни ораторра.

Не обошел вниманием. Квинтилиан и проблемы дидактики. Он советовал одновременно изучать несколько предметов, чередуя их, использовать для усвоения знаний систему упражнений и повторения, сочетать заучивания матер риала с его осмыслением, учитывать индивидуальные особенности учащихся в обучении, заботиться, чтобы дети чувствовали радость от учебыя.

Впервые в истории педагогики он сформулировал требования к учителю, который должен любить, во всем быть для них хорошим примером, разговаривать чистым языком, быть образованным. Особым требованиям должно соответ даты, на его взгляд, учитель младших классов, поскольку его ошибки трудно исправить. Чтобы работать в школе высшего уровня, учитель сначала должен поработать некоторое время в элементарной школлі.

Педагогические идеи. Сократа,. Платона,. Аристотеля,. Демокрита,. Квинтилиана получили развитие в сочинениях греческих и римских философов -. Цицерона,. Лукреция,. Плутарха,. Сенеки и др. их изучали украинский просветительных ники. Феофан. Прокопович,. Иван. Вышенский и ин.

. Вопросы. Задача

1. Охарактеризуйте основные теории, объясняющие природу воспитания

2. Какие особенности воспитания подрастающего поколения в первобытном обществе?

3. Чем характеризовалось воспитания и обучения в странах. Древнего. Востока?

4. Как осуществлялось воспитания и обучения в. Древней. Греции и. Древнем. Риме?

5 название представителей и охарактеризуйте первые педагогические теории древнего мира?

. Литература

История педагогики /. Под ред. М. С. Гриценко -. К, 1973

Кравец. В. П. История классической зарубежной педагогики и школы -. Тернополь, 1996

Мешко. О. И,. Янкович 01,. Мешко. Г. М. История зарубежной школы и педагогики -. Тернополь, 1996