Учебники Онлайн


14 Цель воспитания

Сущность цели воспитания

Воспитание как целенаправленный процесс всегда подчинено конкретной цели

Цель воспитания - совокупность свойств личности, к воспитанию которых стремится общество

Цель воспитания носит объективный характер и обобщенно выражает идеал человека. Она объективно отражает требования конкретного общества. С развитием общества меняется и цель воспитания. Актуальность е этике и задач воспитания подчеркивал. К. Ушинский:"Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить?. То же должны вы ска зать и о воспитателя, который не сумеет четко и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности. Вот почему, вверяя воспитанию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них прежде и, а потому и глубокие черты, мы имеем полное право спросить воспитателя, какой цели он будет добиваться в своей деятельности, и требовать на этот вопрос ясной и категоричной ответа"Программой человеческой ос оби, человеческого характера считал воспитание украинской педагог. Антон. Макаренко (1888-1930аренко (1888-1930).

Общей целью воспитания является всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Таков идеал цивилизованного общества действует на протяжении веков, начиная с а финской системы воспитания, где и родилось понимание гор рмонийности человека (калокагатия - идеал физического и морального совершенства). В эпоху. Возрождения идея всестороннего развития личности нашла отражение в педагогических взглядах французских писатель ей, педагогов-гуманистов. Франсуа. Рабле (1494-1553) и. Мишеля. Монтеня (1533-1592). Ф. Рабле пропагандировал гуманистическое воспитание человека, в котором бы гармонично сочетались физическое и духовное развитие. По его мнению, с этой целью в школе следует изучать языки, математику, астрономию, естествознание, историю, право. Важной составляющей всестороннего развития он считал мышление. М. Монтень прежде положительно оцинюва в в античном воспитании его разносторонность. Среди составляющих всестороннего развития личности он выделял умственное развитие, нравственное и физическое воспитаниевиховання.

Идеи всестороннего развития личности предметно освещаются в работах социалистов-утопистов: английских философов. Томаса. Мора (1478-1535),. Роберта. Оуэна (1771 - 1858), итальянского философа. Томаса. К. Кампанеллы (1568 - 1639), французских мыслителей. Клода-Анри. Сен-Симона (1760-1825),. Франсуа-Мари-Шарля. Фурье (1772-1837). Они представляли всестороннее развитие как процесс совмещения учебы с работой, в каком бы еруть участие все члены общества. Немецкий философ. Иоганн. Фридрих. Гербарт (1776 - 1841) целью воспитания провозглашал развитие разносторонних интересов, направленных на гармоничное развитие всех способностей и человека. По. Гербартом, создаваемая в процессе воспитания гармония способностей личности подчинена высшему идеалу - подготовке"добропорядочного"человека. Идеал добродетели как цель воспитания был идеалом" добропорядочного"немецкого бюргера, способного приспосабливаться к существующему общественно-политического строя и подчиняться йом ладу і підкорятися йому.

"Педагогическая система каждой исторической эпохи, - по словам современного отечественного ученого. Михаила. Стельмаховича, - выдвигает свой оригинальный актуален уже известный образ человека. Кардинальные изменения в ж жизни общества вносят соответствующие коррективы в воспитательный идеал. Поэтому вполне закономерно возникает вопрос о современный педагогический идеал национального семейно-общественно-школьного воспитания в Украинск й государствеержаві".

В Украине, как и в других странах мира, исторически сложившаяся система воспитания, основанной на национальных чертах и ??самобытности украинского народа, но долгое время она нехтувалась и запрещалась. Сейчас, опираясь на глубинные национально-воспитательные традиции народа, постепенно возрождается национальная система воспитания, которая учитывает такие особенности настоящего, как переход Украины к рыночным отно сын, возрождение всех сфер жизни украинского общества и процесс построения независимого государства. В ее основе - украинские воспитательный. Идеаал.

Национальное воспитание - передача молодому поколению социального опыта, богатства духовной культуры народа, его национальной ментальности, своеобразия мировоззрения и на основе этого формирования осо обистисних черт гражданина своей страны (национального самосознания, развитой духовности, нравственной, художественно-эстетической, правовой, трудовой, физической, экологической культуры), развитие индивидуального х способностей и талантов.

Понятие"национальное воспитание"охватывает все особенности воспитания в целом. Оно равноценно государственном, которое является узким, единичным по воспитанию как общего понятия. Однако ни в одной стране мира не существует является воспитание"вообще"Оно всегда конкретно-историческую национально-государственную форму и направлено на формирование гражданина конкретного государства, не может быть безнационального. Национальное воспитание н айбильше отвечает потребностям возрождения Украины. Оно одинаково касается как украинских, так и других народов, проживающих в Украине. Именно принцип етнизации воспитательного процесса предусматривает предоставление широких возможностей представителям всех этносов для познания истории, традиций, обычаев, языка, культуры, формирования собственного достоинства и через познание собственной историко-культурного наследия помогает познавательных ты глубинность взаимосвязей каждого из них с украинской нацией, ее государством, убедиться, что именно украинская суверенное государство охраняет национальные права всех граждан Украинрава всіх громадян. України.

Современная национальная система воспитания призвана передать подрастающему поколению все богатство генетического кода народа, его язык, национальный характер, своеобразие мироощущения и мировосприятия национальный образ мышления и на этой основе формировать социально значимые личностные качества гражданина Украины, которые включают в себя национальное сознание, глубокую духовность, трудовую активность, мор ально-этическую, физическую, экологическую и правовую культур.

Содержание воспитания должен наполняться национальными духовными ценностями, к которым относятся народный в интернат, все ко мне приставали, а он вступился за меня","Я не знаю, что он там написал о с себя, но я думаю, что он только о себе и думаете й думає".

Анализ этих характеристик и наблюдения стали основанием для выводов, что. Володя тянется к людям, хочет внимания, тепла, ласки, но скрывает это. Тяжело переживает отчуждение от товарищей, неуважение к нь ього взрослых, хотя сам дает для этого повод. Он требователен к другим, но меньше к себе, не признает своих недостатков. Это вызывает конфликты с товарищами и взрослыми. Не уверен, что к нему хорошо ставят яться. Стремится признание в коллективе, однако ему недостает силы воли, чтобы хорошо учиться и вести себя; хочет быть лучшим, но не пытается изменить себя. В воспитательной работе с ним выходили из желания парня утве рдитися в коллективе, почувствовать внимание к себе, стать лучшекращим.

При сопоставлении независимых характеристик некоторые черты могут не совпадать из-за необъективности того, кто характеризует, поспешность, ошибочность выводов. В таком случае выясняют причины разногласий, анализируют факторы, обусловившие их. Разногласия возможны и тогда, когда характеристики составляли в разное время, в течение которого поведение воспитанника измениласься.