Учебники Онлайн


Образование и педагогическая мысль в Украине первой половины XIX в

В рамках украинских губерний, входивших в. Харьковский образовательного округа, действовала система школ по уставам 1804 г ("Устав университетов"и"Устав учебных заведений, подчиненных университетам м"), регламентирующих структуру и принципы построения народного образования в стране, украинских школьников. На то время функционировали приходские училища (однолетние), уездные училища (двухлетние), гимназии (ч отирирични) и университет. Каждый округ возглавлял опекун, а все учебные заведения в округе подчинялись университета. Уставы провозглашали бессословность и преемственность всех типов учебных заведение ей, бесплатность образования на всех ее ступенях. В дополнительные документы невозможным доступ в университеты и гимназий крепостных, выходцам из низших сословий, жям з нижчих станів, жінок.

Первые гимназии в Украине появились в. Харькове,. Чернигове,. Екатеринославе,. Новгород-Си персидском,. Полтаве,. Херсоне. В. Харькове,. Полтаве и. Одессе было основано институты благородных девиц. В 1805 г в. Харьков е открылся первый в Украине университет, который сыграл значительную роль в развитии культуры, науки, образования и школы. Он руководил учебными заведениями. Харьковского образовательного округа. В 1885 г в ведении этого университета было 136 приходских училищ, 116 уездных и 13 гимназий. В 1817 г в. Одессе было основано. Ришельевский лицей, а в 1820 г - гимназию высших наук в. Нежин у. Ніжині.

В. Правобережной Украине школы работали по отдельным уставом: приходские училища были в ведении католического духовенства и монашеских орденов; существовали примитивные сельские школы, где учеников обучали благодарения ( (в одной из них учился. Тарас. Шевченко). Уездные училища были в. Киеве,. Виннице,. Житомире,. Умани,. Каменец-Подольском,. Каневе,. Белой. Церкви и других городах. Гимназии работали в. Киеве и. Виннице. В 1805 г было основано высшее гимназию в. Кременце, которую в 1819 г реорганизовано в лицей. Обучение здесь велось на польском языке, русский язык изучали как дисциплину. После подавления польского восстания 1830 -1831 гг на. Волыни,. Подолье и. Киевщине закрыли 245 начальных и средних школ, среди них и. Кременецкий лицейий ліцей.

В 1834 г был открыт. Киевский университет, который стал научно-учебным и культурным центром Украины. В 30-40-е годы в Украине, кроме школ. Министерства образования, действовали школы и училища других ведомств частности школа торгового мореплавания в. Херсоне, школа виноградарства в. Крыму, школы садоводства в. Полтаве,. Екатеринославе и другие городаах.

На землях. Восточной. Галиции и. Буковины школы было полонизированная и онимечено. В 1805 г"русские"школы оказались в ведении латинского консистории, с 1817 г обучение в них разрешалось только на польском языке й Украинский языке можно было обучать только в частных школах. В 1848 г. под влиянием буржуазно-демократической революции австрийское правительство разрешило обучения в школах на украинском языке, однако польское господин ство вполне проигнорировало это праворувало це право.

На. Закарпатье в отдельных народных школ, существовавших для украинских, ребят учили венгерском языке по учебникам с латинским шрифтом конце 40-х годов XIX в в некоторых селах начали работать ш школы, в которых дьяки обучали учеников грамоты за букварем, часослов и псалтырь. В 1837 г в. Мукачево был открыт частных гимназийазію.

В первой половине XIX в педагогическая мысль развивалась под влиянием произведений и рассуждений писателей и. Котляревского,. Т. Шевченко,. П. Кулиша,. М. Корфа,. О. Духновича и других

Писатель, педагог, общественный деятель. Иван. Котляревский (1769-1838) цель воспитания видел в подготовке полезных родине и народу граждан, высокообразованных патриотов. Некоторое время работал попечит телем. Дома для воспитания детей бедных дворян в. Полтаве. Будучи сторонником гармоничного и всестороннего воспитания подрастающего поколения, он пропагандировал гуманные его методы, предпочитая рассказам и беседе, разъяснению, личному примеру и авторитету педагогов. Особое внимание обращал на роль родителей в воспитании детей, ответственность за их будущее. В"Энеиде"резко осудил родителей, которые не заботилось выполняют свои семейные обязанностиинні обов'язки.

Педагогические взгляды. Тараса. Шевченко (1814-1861) выражены в стихах, публицистических и художественных произведениях. Воспитательным идеалом он считал человека с разносторонними знаниями и высокими моральными качествами, способную за астосовуваты знания в жизни, ценить искусство, проникнутую любовь к труду. Такого идеала, по его убеждениям, можно достичь надлежащим воспитанием возражал решающую роль наследственности в воспитании ди тотей.

Основой образовательно-воспитательного идеала. Т.. Шевченко провозглашал трудолюбие. В повести"Близнецы"речь идет о семье. Топоров, в которой прививали любовь к труду подброшенным им детям, а в повести"Служанка"с о особой теплотой изображены служанку. Лукию, которая воспитала честным тружеником своего сына. По мнению. Т. Шевченко, человек должен иметь хорошо развитые эстетические вкусы, быть в курсе с высокохудожественными бук ратурнимы произведениями, хорошо ориентироваться в изобразительном искусстве, уметь рисовать, хорошо петь, играть на музыкальных инструментах. Воспитанный человек должен быть высоконравственным, горячо любить родину,. УСВ идомлюваты обязанности перед обществом, ненавидеть ложь, лицемерие и подхалимажемірство й підлабузництво.

Образование, по. Шевченко, должна обогащать сердце человека, учебно-воспитательный процесс в школе должна выстраиваться на новых началах с целью расширения содержания общего образования. Он считал (письмо. М. Чалого) что начальное обучение призвано не только привить детям навыки чтения, письма, счета, но и обеспечить получение ими знаний по истории, географии, этнографовії.

Большое значение придавал он семейному воспитанию детей, важным условием которого считал теплые, сердечные отношения между родителями. Особая роль в воспитании, по его убеждению, принадлежит матери, прави ильного понимает свои благородные материнские обязанности. Семейное воспитание следует дополнять общественным, которое помогает детям знакомиться с окружающей средой, общаться со взрослыми. Общественное воспитанные ния призвано давать светская общеобразовательная школола.

Ценным вкладом. Т. Шевченко в развитие педагогической мысли является созданный им учебник для воскресных школ -"Букварь. Южнорусский", изданный тиражом десять тысяч экземпляров. Небольшой по объему (24 стр.) он содержал большие и малые буквы алфавита и цифры. Ученики сначала изучали звуки и буквы в алфавитном порядке, впоследствии переходили к чтению слов. Для облегчения процесса овладения грамоты слова сначала делились на склады, а затем приводился текст без такого разделения. И хотя царское правительство не допустил"Букварь"Шевченко в школы, его передовые педагогические идеи, реализованные в"Буквари"и других произведениях, у вошли в золотой фонд прогрессивной украинской педагогики прогресивної української педагогіки.

Большой заслугой писателя, историка, фольклориста, педагога и общественного деятеля. Пантелеймона. Кулиша (1819-1897) является выработка украинского правописания ("Кулешовка"), приспособленного к легкой произношений вы слов (полтавско-Чигиринский диалект). Будучи убежденным в необходимости украинского учебника для изучения"первой науки литературы", написал"Грамматику", призванную воспитывать у детей любовь к родного края, народа, его истории и культуры, подобрал содержательные дидактические тексты, призванные развивать высокие патриотические чувства: рассказ о славном прошлом украинского народа, сведения о вы пригоден исторических лиц, отрывки из памятников культуры и фольклорз пам'яток культури і фольклору.

Педагог, методист, организатор народного образования, основоположник земских школ в Украине. Николай. Корф (1834-1883) создал начальную школу нового типа - земскую трехлетнюю школу, в которой один учитель водноча ас проводил занятия с тремя классами. Пропагандируя идею всеобщего обязательного начального образования, открыл более 100 таких школ в. Александрийском и. Бердянском уездах. По этому образцу создавались соль ские школы по всей. России. В них учились по учебникам. К. Ушинского. Сам. М. Корф написал учебник-учебник"Наш друг", которая дополняла"Родное слово"К. Ушинского, а впоследствии - методические рекомендации для учителей. Пропагандировал аналитико-синтетический метод изучения грамоты. Для ознакомления учителей с этой методикой написал пособие"Руководство по обучению грамоте по звуковому способуению грамоте по звуковому способу".

Важными условиями осуществления всеобщего обучения. М. Корф считал близость школы к месту жительства учащихся, совместное обучение мальчиков и девочек, организацию обучения, которая гарантирует получение детьми кор ных и прочных знаний, умений и навыков. Цель общеобразовательной школы, по его убеждению, заключается в подготовке умственно и духовно развитой личности, способной к самообразованию, которой присущи патри отизм, честность, справедливость, любовь к труду, дисциплинированность Нравственное воспитание должно осуществляться на всех урокаках.

Содержание начального обучения должна включать изучение родного языка, арифметики,. Закона. Божьего, уроки рисования и пения. На уроках родного языка и чтения учитель должен давать ученикам знания с природознавс ства, географии, истории и литературы. Особенно актуальной проблемой. Корф считал обеспечение школы хорошо подготовленными учителями, особую роль отводил учителю начальных классов, поскольку именно в ц ом возрасте закладывается фундамент личности, от которого зависит судьба человекни.

М. Корф создал первую в. России книгу с школознавства, своеобразную энциклопедию начального образования"Русская начальная школа"Дополнением к ней стал написанный им позже сборник"Наше школьное дело"

На развитии образовательного дела в. Закарпатье существенно сказалась деятельность одного из первых в. Западной Украине профессиональных ученых, педагогов, писателя. Александра. Духновича (1803-1865). В сфере образования в он известен как автор первых в. Закарпатье народного букваря"книжицу читальная для начинающих", учебников по географии и истории"Краткий землепис для молодых русинов", по русскому языку"Сокращенная грамматика письменного русского языка"Автор также первый в. Западной Украине учебник по педагогике"Народная педагогией в пользу училищ и учителей сельских в пользу училищ и учителей сельских".

М. Духнович отстаивал идею народности воспитания, важным признаком которой считал язык, выступал за то, чтобы в школах. Закарпатья преподавание велось на родном языке, чтобы там была создана система воспитания отвечает овидно в исторических и национальных традиций народа. Особым средством такого воспитания должна быть народная песня, пробуждает и развивает любовь к родному краю. Цель воспитания, по его мнению, заключается в фо рмуванни гражданина и патриота. Для этого следует развивать задатки, заложенные в человеке природой и в соответствии с ними развивать ее умственно, морально и физически. Не менее важно воспитывать молодое поколение в духе трудолюбия, потому что воспитана вне труда человек является бременем для обществьства.

В процессе обучения необходимо, по утверждениям. Духновича, широко использовать наглядность: различные натуральные вещи, рисунки, карты и т.п.; сравнивать предметы, указывая на их общие и отличительные признаки анализировать приведенные примеры; заботиться о доступности знаний для учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, использовать для прочности знаний различные виды повторения. Выступал против с аучування непонятного материала. Ценными являются его советы и по практикования на уроке групповой работы учащихся, условно разделенных на три группы в зависимости от уровня развития способностейей.

М. Духнович был убежден, что успех учебной деятельности зависит прежде всего от учителя, который должен иметь истинное призвание к педагогической деятельности, хорошо знать свой предмет, быть високомораль ьною человеком, обладать эффективной методикой преподавания, уметь поддерживать дисциплину, ограничиваться учебной деятельностью в школе, быть активным распространителем знаний среди мас.

Большое значение придавал воспитанию детей в семье, подчеркивая, что родители являются первыми воспитателями своих детей, они должны подготовить их к будущей трудовой и общественной деятельности, во всем есть ют давать детям хороший пример, готовить их к школе и интересоваться их учебной деятельности.

Важное место среди украинских культурно-образовательных деятелей 30-40-х годов XIX в занимают члены кружка передовой западно молодежи"Русская троица"-. Маркилн. Шашкевич (1811-1843),. Иван. Вагилевич ч (1811 - 1866) и. Яков. Головацкий (1814-1888) - создатели"Русалки. Днестровской", которая начала новую народную литературу на западноукраинских землях, новое направление в развитии народного образования, шкильницт ва и педагогической мысли все научные, литературные и публицистические труды деятелей"Русской троицы"пронизывала идея единства украинских земель, основой их творчества были глубокая народность, гуманизм патриотизманародність, гуманізм, патріотизм.

М. Шашкевич,. И. Вагилевич и я. Головацкий считали народном образовании"первой потребностью всего народа"Об этом говорилось в брошюре. М. Шашкевича"Азбука и abecadto"Он выступил за использование в литературе укр раинском алфавита в отличие от применяемой тогда польской или латинской транскрипции, подготовил первую в Украине"Читанку для детей", оставившей заметный след в истории отечественной педагогикилід в історії вітчизняної педагогіки.

Писатель и педагогический деятель. Юрий. Федькович (1834-1888) работал школьным инспектором. Вижницкого уезда, домашним учителем, написал учебники для начальной школы, научно-популярные книги для наро оду, разработал план реорганизации системы образования на. Буковине, отстаивал равные права на образование для мужчин и женщин. Работая инспектором, пытался перевести все школьные учебники"церковного язичи я"на народную языковародну мову.

В творческом наследии. Ю. Федьковича важна идея народности. В статье"О школе и школьные учебники"он отмечал, что главными критериями народности выступают народный язык, народные обычаи, народная п поэзия. Он был убежден, что в обучении следует использовать методы, которые развивают и обогащают детей, обеспечивают самостоятельно"видеть, думать, говорить"Учитывая это он поместил в"Букваре для с елянських детей на. Буковине"тексты, направленные на пробуждение любознательности и формирование высоких моральных. Как-тормування високих моральних якостей.

Считая, что обучение детей особенно зависит от личности учителя, подчеркивал необходимость постоянного совершенствования его педагогического мастерства

Важным этапом в развитии отечественной педагогической теории и практики стала деятельность украинских-российского ученого. Константина. Ушинского (1824-1870), который, несмотря на то, что значительную часть своей жизни п провел в. России (окончил юридический факультет. Московского университета, профессором. Ярославского юридического лицея, служил в. Министерстве внутренних дел, преподавал словесность и был инспектор ом в. Гатчинском сиротском институте, инспектором классов. Смольного института благородных девиц), считал своей родиной Украину, в частном письме от 9121863 р к приятелю, известного педагога. Мо дзалевського, он называл себя. УКРАИНСКАЯцем.

В его научно-педагогического наследия относятся следующие произведения:"Человек как предмет воспитания","О пользе педагогической литературы","О народности в общественном воспитании","Об элементах школы","проекте кт учительской семинарии","Труд в его психическом и воспитательном значении","Детский мир"и другие. Писал на русском языке, упорядочивал пособия для русской народной школы, но никогда не отказывался своего народа, Украиносійської народної школи, проте ніколи не цурався свого народу,. України.

К. Ушинский рассматривал педагогическую науку в тесной взаимосвязи с философией, историей, психологией, анатомией и физиологией человека, а также с педагогической практикой. По его мнению, педагогическая наука а может развиваться только на основе передового педагогического опыта, а педагогику он считал наукой и искусством. Любая практическая деятельность, направленная на удовлетворение духовных потребностей человека, является вел иким искусством, а педагогика как наука является высшим искусством, поскольку она удовлетворяет существенную потребность человека и человечества - стремление к совершенствованиюння.

Страстно отстаивал. К. Ушинский идею народности в воспитании. В статье"О народности в общественном воспитании"он высоко оценил все народы. России, народность считал основой воспитания подрастающего пок коленной в духе патриотизма, любви к. Родине и своему народу. Народ, по его мнению, является источником всех достижений материальной и духовной культуры, поэтому надо изучать историю, географию, экономику, как в, литературу, искусство и другие науки. Народное творчество, поэзия, песни, музыка, изобразительное искусство - источник культуры народа. Существенным признаком народности является язык, лучший выразитель духовной культа ры каждого народа. В статье"Родное слово"К. Ушинский писал, что язык народа - лучший, неувядающий цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. Высокая оценка им родного языка, борьба за создание школ, в которых бы дети учились на родном языке, имела не только педагогическое, но и политическое значение. Его выступления по этому вопросу просмотр ористалы представители прогрессивных сил. России в борьбе с русификаторской политики царского правительствоькою політикою царського уряду.

Особенно важным качеством личности. К. Ушинский считал нравственной воспитанности, будучи убежденным, что нравственное воспитание ребенка следует начинать с самого раннего возраста, осуществлять постоянно и систематически. Оно в должно быть направлено на формирование у детей патриотизма и гуманизма, любви к труду и дисциплинированности, честности и правдивости, чувство долга и ответственности, собственного достоинства, общественного обязанности, скромности, твердости воли и характера и др.. Главными методами и средствами нравственного воспитания детей и молодежи является убеждение, поощрение и наказание (но ни в коем случае не телесные), собственником и пример учителя, родителей, всех взрослых людей, правильный режим обучения и т.д.. Особое место в нравственном воспитании отводил физическому труду, которую необходимо правильно сочетать с умственной;. В статье"Труд в его психическом и воспитательном значении"он отмечал большое значение физического труда в воспитании детей и молодежи, развития общества, предлагал привлекать детей к разным ее видам,. Выход или из практических потребностей школы и семьи: самообслуживание дома и в школе, помощь родителям по хозяйству, работа в саду и на огороде, помощь учителям в изготовлении наглядных пособий и др. приобщая ись к труду, дети должны получать от нее наслажденийвід неї насолоду.

Как выдающийся педагог-методист,. К. Ушинский высказал ценные соображения относительно организации учебно-воспитательного процесса в школе. По его мнению, для правильной организации обучения, развития умственных способностей тей детей нужно знать их возрастные и индивидуальные особенности, предусматривать правильное дозирование содержания учебного материала, посильность его для учащихся, последовательность и систематичность изучения, раз виток сознания и активности, прочность усвоения знаний, воспитывающее обучение и иін.

В процессе обучения, утверждал он, необходимо развивать пассивную (непроизвольную) и активную (произвольную) память, используя повторение учебного материала. Однако следует избегать механического заучивания (с зазубривание). Недопустимы перегрузки учащихся, переутомление время обучения не может быть и развлечениемгою.

В усвоении знаний, по. К. Ушинского, большое значение имеет наглядность. Дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями, поэтому в процессе обучения полезно использовать все наглядные средства с тем, чтобы органы и чувств принимали непосредственное участие в восприятии учебного материала. Примером умелого использования наглядности в обучении могут быть его книги для детей"Родное слово"и"Дет-ский мирquot;Дет-ский мир".

Большое внимание уделял. К. Ушинский разработке методики работы учителя на уроке, советовал вводить разнообразные методы и способы обучения: объяснение нового материала, повторение пройденного, в упражнения, письменные и графические работы учащихся, индивидуальные и фронтальные формы работы на уроке, учет знаний учащихся и т.д. сосредоточивался он и на вопросах реализации на уроке образовательной и цели уч. Ання. Чтобы приучить учащихся к самостоятельной работе и привить им интерес к учебе, необходимо помогать им в учебе, развивать мышление, воспитывать работоспособность. Он был сторонником сочетания существую чих в то время формальной (развитие памяти, внимания, мышления, речи) и материальной (изучение материала учебных предметов) образованийвіти.

Особое значение. К. Ушинский придавал изучению родного языка, развития у детей дара слова. Для его формирования предлагал использовать устные и письменные упражнения, постепенно усложняя их. Учить детей родного языка он советовал на лучших образцах народного творчества (былинах, песнях, сказках, пословицах, загадках и др.), произведениях писателей. Речь учителя должна быть грамматически правильной и благозвучным. Для. УЧН ей младших классов большое значение имеют книги для чтения (образцом была его книга"Родное слово"). В обучении грамоте (чтение) он отстаивал звуковой (аналитико-синтетический) метод, по которому подал первые уроки письма и чтения в своей книгеня в своїй книжці.

Элементы естествознания, географии и истории в начальных классах, по мнению. К. Ушинского, следует изучать в процессе объяснительного чтения на уроках. Изучение иностранных языков он советовал начинать только посл ля того,"когда родной язык пустила глубокие корни в духовной природе ребенка"В процессе изучения родного и иностранного языков важно использовать художественную литературу, подбирая ее по возрасту и др.. Тереса ученикитересів учнів.

Составной частью гармоничного развития человека, по. К. Ушинского, является ее физическое развитие. Поскольку организм ребенка развивается в процессе ее повседневной трудовой деятельности и под влиянием окружения (при ироды, семьи, общества), необходимо создать такие условия жизни, труда и обучения, которые бы способствовали их физическом развитии, начиная с раннего возраста. Факторами физического развития, на его взгляд, является нормальное питание, сон, соответствующий режим дома и в школе; физический труд на свежем воздухе медицинское наблюдение; гимнастические упражнения и игры; гигиенические условия жизни и труда; потенциал природы (воздух воды) и т.п.. Он пытался обосновать цель, содержание и формы физического воспитания детей, исходя из основ анатомии и физиологии человека, медицины, санитарии и гигиены, уделив большое внимание укреплению нервной системы учащихся и воспитанию в них воли различными средствами физической закалки (раздел"Общие замечания о физическом воспитании"в книге"Педагогическая антропология"гічна антропологія").

Главной фигурой в учебном процессе, по убеждению. К. Ушинского, учитель, должен быть соответственно подготовлен к учительской работы. Прежде всего он должен быть близким к народу, знать йог го язык, жить интересами. Учитель - это высокообразованный человек с энциклопедическими знаниями, которая любит свою профессию, постоянно совершенствует свое мастерство, имеет основательную практическую подготовку, педа гогичний такт, владеет методикой обучения и воспитания, является не только хорошим преподавателем, но и хорошим воспитателем. Он должен знать психологию ребенка, изучать и хорошо знать воспитанников, знать о новы мы методами в педагогике и выстраивать свою деятельность на передовых достижениях педагогической теорииорії.