Учебники Онлайн


52 Развитие школы, воспитания и педагогических идей в средневековой Европе, в эпоху Возрождения и Реформации

Особенности образовательно-воспитательной практики и педагогической мысли в эпоху средневековья Возникновение университетов

Эпоха средневековья охватывает V - начало XVI вв. От. Римской империи она унаследовала христианскую религию в ее западном разновидности - католицизм (с 1054 г). Христианская церковь стала главным идеологическим ной силой, которая повлияла на развитие культурури.

Церковь негативно восприняла античную культуру, считая ее греховной. Аскетизм, став официальной идеологией, проповедовал равнодушие к светским благам и повиновение власти. Красота природы, искусство, радости лица истого жизни, пытливость ума - все это было объявлено властью дьявола. Человек рассматривалась как греховное существо, тело - как темница для души, которую следует освободить для высшего блаженства постами, молитв ами, покаяниемями.

В этот период в. Западной. Европе сложилось несколько типов воспитательных систем. Среди них выделялось церковная (духовное) воспитания, осуществлялось в христианской семье и в церковных школах (приходских, мон настирських, соборных) латинском языке. Ученики сначала зазубривали молитвы и псалмы, а затем учились читать религиозные книги, писать, петь, изучали арифметику (не более 4 действий). Обучение проводили кате хизисним методом (вопросы и ответы). Ученики запоминали ответы на вопросы, не задумываясь над их содержаниемстом.

В связи с незнанием психики ребенка, несформированностью методики ученикам внушали учебный материал с помощью розог, других телесных наказаний

Овладев элементарные знания, лучшие ученики монастырских и соборных школ изучали"семь свободных искусств", которые делились на две части: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметик ка, геометрия, астрономия, музыка). Вершиной обучения считалось богословия. Несмотря религиозный характер обучения, эти школы способствовали распространению грамотности, повышению общей культуры населенияри населення.

Дети светских феодалов получали рыцарское воспитание, ставившего своей целью сформировать у будущего рыцаря ("господина земли и крестьян") крепостническую мораль, научить вести себя в"высшем обществе"и дать е ийськово-физическую подготовку. В основу светского воспитания рыцарей было положено изучение"свободных благочестия"(верховая езда, стрельба из лука, метание копья, фехтование, плавание, охота, игра в шах и, умение составлять и петь песниміння складати і співати пісні).

До 7 лет детей феодалов - (мальчиков) воспитывали в семьях, а с 7 до 14 лет они выполняли обязанности пажа при жене сюзерена, от 14 до 21 года были оруженосцами сюзерена, а затем их торжественно по освящали в рыцари. Среди них было немало неграмотных и грубых людий.

Городские купцы и ремесленники добились открытия для своих детей гильдейские и цеховых школ, в которых обучали на родном языке. Эти школы имели своей задачей помочь детям в их будущих торговых делах х и в развитии различных ремесел. Впоследствии гильдейские и ремесленные школы был преобразован в городские начальные школы, содержавшиеся на средства городского самоуправления (магистрата). Учеников учили читать, пис ать, считать и приобщали к религиозным знаний. Возникновение таких школ было прогрессивным явлением, поскольку разрушало монополию церкви в школьном деле. Церковь боролась против их распространения, но остановить их р озвитку уже не моглмогла.

воспитании детей крестьян занимались родители в повседневной работе в доме, на огороде, в поле

Воспитание и образование женщин также имели сословный характер. Девушек знатного происхождения воспитывали в семьях или в пансионах при женских монастырях их учили читать и писать, а в пансионах - еще и латинской мо ови, благородных манер. Девушки из непривилегированных сословий приобретали дома умение вести хозяйство, учились рукоделия и овладевали религиозные установокови.

В средние века с. Востока стали проникать еретические учения, вспыхивали религиозные дискуссии. Церковь пыталась овладеть достижения логики, использовать их в борьбе с противниками религии. Так начала раз извиваться схоластика (греч achole - школа) - система мышления, которая заключается в применении законов формальной логики для обоснования религии, стремится примирить разум с религией. Схоластическое обучения н одилося к изучению формально-логических доказательств определенных религиозных положений. Развивая изящество ума, схоластическое обучение подавляло самостоятельность мышления. Схоластика способствовала развитию абстрак тного мышления, однако она была лишь гимнастикой для ума, не развивала интереса к реальному миру, к естественным наух наук.

Ученые, недовольны тем, что церковные школы игнорировали новые знания, которые не соответствовали догматам веры, в XII в стали объединяться в внецерковные союза, стали инициаторами создания высших специальных школ - университетов. Первые университеты были открыты в. Болонье (1158),. Оксфорде (1168),. Кембридже (1209),. Париже (1253),. Праге (1348) и в других городах. Европы. Эти образовательные учреждения имели самоуправление пользовались определенной автономией по церкви, феодалов и городских магистратуретів.

В средневековых университетах были артистический (подготовительный) со сроком обучения 5-7 лет, что изучали"семь свободных искусств", юридический, медицинский и богословский (срок обучения 5-6 роки а) факультеты. После окончания артистического факультета студенты могли поступать на другие факультеты. Лица, которые заканчивали этот факультет, получали степень"магистра искусства"). Лица, которые заканчивали полный курс обучения в университете (11-13 лет), получали высшее звание -"доктор наук"Основными методами занятий в университетах были лекции и диспуты. Студенты выполняли много упражнений, писали трак папы (письменные работы, писали трактати (письмові роботи).

Средневековые университеты способствовали развитию городов, в определенной степени подготовили культурный дух эпохи. Возрождения