Учебники Онлайн


12 Философские основы современного образования

Понятие о философии образования и основные ее функции

Известный немецкий философ. Артур. Шопенгауэр сравнивал философию с высокой альпийской дороге, к которой ведет крутая узкая тропинка. Часто путешественник останавливается над страшной пропастью. Внизу простираются с зеленые долины, к которым неодолимо влечет, но нужно крепиться и продолжать свой путь, оставляя на нем следы окровавленных ног. Зато добравшись до самой вершины, смельчак видит перед собой все мир, перед взором его исчезают песчаные пустыни, сглаживаются все неровности, до слуха его доносятся более раздражающие звуки, он вдыхает свежий альпийский воздух и видит яснозоре свет, в то и время как внизу еще царит глубокая. Теминінь.

Попытки осмотреть с высоты новейших или распространенных философских теорий и идей проблемы развития определенной отрасли науки стали традиционными. Между философией и основными обобщающими научными теории иямы начали возникать промежуточные звенья и соответствующие им специализации, например, философия математики, философия образования и т.д.. Тесная связь философии с теорией педагогики привел к тому, что, например, в. Великобритании склоняются к мнению, что философия образования и общая теория педагогики - это одно и то же. Однако большинство современных ученых, занимающихся разработкой мировоззренческо-методологических проблем. Просвещение ты, считают, что философия современного образования - это промежуточное звено между философией и теорией педагогики, которая возникла с целью решения тех сложных проблем, появившихся на стыке философии с педагогической д ияльнистю, и призвана сыграть роль мировоззренческо-методологических основ реформирования современной образованийіти.

Основные функции философии современного образования:

1. Создание возможностей выбора философских идей или определенной философской системы как обще методологической основы для решения некоторых важных проблем педагогической деятельности и целостного процесса рефо ормування современной образованийи.

2. Дидактическая технологизация выбранных для решения педагогических проблем философских идей с целью внедрения их в педагогическую практику и проверки их истинности или разработки соответствующих им тео оретичних и практических педагогических механизмов внедрения в процесс формирования личностиі.

3. Выявление общих закономерностей обратного действия образования на философию

4. Выполнение роли обще методологической основы систематизации всех функций и элементов педагогической деятельности как в теории педагогики, так и в любых видах педагогической деятельности

Проблемы современной философии образования:

1. Формирование в грядущего поколения нового типа мировоззрения, общий исходный принцип которого, по мнению большинства авторов, формулируется в основном так: решение глобальных проблем должно стать главным й целью (интересом, ценностью) для современного человечества, и такое решение невозможно без подчинения всех видов нашей деятельности этой цели (ВСЛутай). Выработка такого мировоззрения требует единства и взаимодействия емодии новых направлений философии и образованийвіти.

2. Нахождение путей решения средствами образования основного вопроса современной философии образования - утверждение мира в мире и в душах людей, умение"слушать и понимать"не свое", терпимо относиться к чужому о"(Миро. Кесадао" (Міро. Кесада).

3. Воспитание подрастающих поколений на идеях ноосферной цивилизации, которое обеспечивало бы гармоничное взаимодействие человека с природой и другими людьми и, по мнению многих ученых, могло бы вывести человечество из йог го кризисного состояниеу.

4. Утверждение в мировоззренческих началах подрастающих поколений понимание необходимости сочетания для решения глобальных проблем человечества сциентично-технократического и гуманистического или антисциентичн ного направлений, поскольку каждый из них является проявлением определенной крайности. Первый из них связан с утверждениями, что успехи научно-технической революции позволят решить все важнейшие проблемы человечества. Дру рой, считая причиной обострения глобальных проблем господство в сознании людей сциентично-технократических ценностей, видит выход из тупика в подчинении развития техники и экономики так им общечеловеческим духовным ценностям, как: добро, любовь, гармония, красаса.

5. Учитывая, что упомянутая противоречие широко проявляет себя в области педагогической деятельности в виде проблем соотношения учебной и воспитательной функций педагогического процесса и такого же спиввид дношення в преподавании естественных и гуманитарных дисциплин, возникает одна из важнейших задач национальной концепции реформирования школы - гуманитаризации образованийи.

6. Поскольку основная задача современного образования заключается в необходимости непрерывного образования и опережающего ее характера по развитию общества (количество информации удваивается каждые 10 лет) и в связи с невозможностью предсказать, какие именно специализированные знания нужны станут обществу через десять лет, то главной чертой опережающего характера образования нужно считать - подготовку такой личности, которая способна к высокопроизводительному индивидуального творчества и к решению на этой основе любых проблем, которые жизнь ставить перед нею.

7. Отражение в образовании одной из глобальных проблем современного общества - информационного кризиса (количество существующей информации, важной для решения любой проблемы, настолько велика, что ее почти же невозможно отыскать в"океане информации", а это, по мнению многих ученых, привело к распаду наших знаний на совокупность элементов, которые плохо связаны друг с другом) - является известная"фрагментарность"которая вызывает отсутствие"того синтетического подхода, связывающей различные науки"(/. Пригожий). Согласно. ВВДавидовим и. ВПЗинченком, система образования, пытаясь копировать дифференциацию науки, стремится постичь и необъятнойіацію науки, прагне осягнути неосяжне.

8. Нерешенной остается проблема отчуждения образования от индивидуальных интересов многих людей и их непосредственных переживаний, является отражением сложного противоречивого отношения индивид-Общественно льства и порождает главное противоречие педагогического процесса - противоречие между собственно-личностным"хочу"ученика и общественные"надоним "треба".