Учебники Онлайн


Три основные направления философии образования в решении важнейших педагогических проблем

Важнейшее значение для решения этих проблем имеют следующие три направления философии образования: 1) гармонично целостный, 2) плюралистично-релятивистский, 3) направление, основанный на идее сочетания первого и др ругого, т.е. холистського и индивидуально-плюралистического направлений образований.

Гармонично-целостный направление философии обусловливает развитие педагогики гармонической целостности. Направленный на достижение определенной высшей формы единства между людьми с целью решения глобальных проблем - известной соборного единства человечества. Все философские системы, которые ставят перед собой цель достижения человечеством гармоничного единства, философ. Карл. Поппер назвал холистською философией. Он считал, что в мину лома к этому направлению принадлежало большинство философских учений, начиная от идей. Платона и заканчивая марксизмом и другими философскими системами. Всех их объединяет вера в возможность познания закономерно остей развития мира и человека в нем и надежда на основе расчетов по линии причинно-следственных связей достичь гармонии в жизни общества и взаимоотношениях человека с окружающим миром на основе фи философского систем этого направления раз в прошлом и происходило становление и развитие большинства педагогических теорииеорій.

Основой методологи реализации идеи достижения определенного высшего единства или согласия между основными типами мышления, мировоззрения, образования лежит принцип тождества противоположностей в бесконечном, открытый. Николай й. Казанским. Суть этого принципа заключается в том, что в результате определенных операций с двумя понятиями, касающихся различных объектов, можно обнаружить такую ??тенденцию в изменении этих понятий, ведет к уменьшению разницы между ними. Например, круг как кривая линия и касательная к нему прямая линия имеют явно противоположные свойства, но если радиус окружности увеличивается, то разница между кривой и прямой линиями уменьшается. Доказательство этой тенденции к ее бесконечной границы ведет к исчезновению разницы между этими понятиями (в приведенном примере линиями), то есть они становятся тождественнымими.

Развивая учение. МКузанського,. Джордано. Бруно доказал, что противоположности становятся тождественными как в бесконечно большом (максимуме), так и в бесконечно малом (минимуме). Отсюда - два его известные выводы: 1)"Не только максимумы и минимумы совпадают в одном бытии, но также в максимуме и минимуме противоположности сводятся к единому"безразличного"(Бруно. Дж. Диалоги -. М, 1946 -. С 287), 2)"Кто хочет познавательных ты наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает максимумы и минимумы противоречий и противоположностей"(Там же -. С 291ежностей" (Там же. -. С. 291).

Принцип тождества противоположностей в бесконечном, в определении теоретика философии современного образования. ВСЛутая, - это"такая общая диалектико-логическая закономерность, применение которой ко всем видам наш вой мыслительной деятельности дает возможность раскрыть ту какую-то тождество различных явлений, их противоположных свойств, глубоко скрыта от нашего созерцания"(Лутай BC. Философия современного образования -. К 1966 -. С 38). По его мнению именно этот принцип будет применен как методологическая закономерность для лучшего решения основных проблем современной педагогики, в частности, для преодоления того разрыва, который имеет есть место между ее различными предметами, решение главной противоречия педагогического процесса и других важных суперечностеважливих суперечностей.

Еще. ЯКоменський, опираясь на эти идеи, доказывал в своей помпедии наличие гармоничного единства научности, нравственности и религиозности. По мнению великого педагога, такое единство достигается путем раскроя иття симметрии основных учебных предметеів.

Однако методологические закономерности раскрытия субстанциональной единства явлений мира и видов человеческой деятельности недостаточны для реализации этой идеи в настоящей жизни, потому что, во-первых, нередко возникают ь не только разные, но и противоположные подходы в понимании сущности исходных принципов такой гармоничного единства, а, во-вторых, если и достигается взаимопонимание в определении исходных принципов, то появляются о противоположных точки зрения на то, как внедрить их в конкретное жизни, в частности, в педагогическую деятельность. Поскольку эта проблема является чрезвычайно важной для взаимосвязи различных теорий философии современного образования и для разработки современных методов обучения и воспитания, то целесообразно, учитывая, что принцип тождества противоположностей в бесконечном раскрывает некую общую диалектико-логическую закономерность движения н ашого познания от конкретного к абстрактному, пойти противоположным путем и использовать метод восхождения от абстрактного к конкретному. Такое восхождение было в свое время раскрыто. Гегелем,. Марксом и костров ма их последователями, в частности, и в области образования. Суть этого метода заключается в том, что исходный принцип любой теории является законом решения главной противоречия ее объекта. Правилом выхода любую ого конкретного закона из предыдущего общего является положение, в котором обобщается история развития или познания объекта. При этом каждый из последних законов является также решением той главной вопреки ности объекта с специфической для определенного этапа его развития и является особой формой проявления ее. Тем самым этот метод стремится достичь целостного знания об объекте путем раскрытия всей системы его супе речностей, доведение познания объекта до выяснения в теории всех его конкретных свойств, поэтому суть этого метода рассматривается как второй важный методологический принцип современной философии образования, направлен на решение основных противоречий педагогического процессроцесу.

Но и этот метод не решил важнейших проблем современного мировоззрения, поскольку гегелевский и марксистский варианты этого метода исходили из противоположных принципов решения традиционного основного пит ния философии. В связи с этим целесообразно обратить внимание еще на один вариант философии гармоничной целостности - на философию всеединства, которая основана. Владимиром. Соловьевым в конце XIX и продолжи уе развиваться его последователями. В своей теории ученый видел возможность гармоничного синтеза религии, философии и науки, который он назвал теософией. Такой подход устремился на преодоление антагонизма между материалистическим и идеалистическим, научным и религиозным монизмом, на решение проблемы связи принципа единства всего мира с разными и противоположными существенными проявлениями этого единства, с уникальными стью каждой личностиості.

Еще одной важной идеей. ВСоловйова стало утверждение, что достичь искомого синтеза можно"отталкиваясь от каждого из ее (теософии -. СП) членов", то есть от религии, философии или исследовательской науки

Это означает, что воспитание нового типа мировоззрения требует существенных изменений как в религии, так и в науке и философии. В связи с этим главной задачей своей теософии ее автор, по выражению. ОФ. Лосева, видел в"полной одушевленности материи и полной материализации духа что должно осуществляться в определенном высшем синтезе, суть которого. ВСоловйов выразил в понятии"духовная телесностьна тілесність"

Не менее важным для философии современного образования является второе направление философии всеединства - естественнонаучный. Он опирается на попытки разработки нового типа философии, который гармонично сочетал бы противоположных жни мировоззренческие принципы, начиная с научного изучения природы, материи. Таким путем пытались достичь всеединства выдающиеся представители этого направления:. КЕЦиолковський,. ВИВернадський,. ОЛЧижевський т а их последователи. Так, в своем антропокосмична учении. КЕЦиолковський разрабатывал идеи об относительной чувственность и оду-шевленисть всех форм и ступеней развития материи, об атоме как элементарную безсмер стантную существо, о функционировании материи отношении законов"космического разума"Подобные идеи развивал также. ВИВернадський в своей концепции ноосферной цивилизации, в которой говорится о"космический логос"и необходимость вести деятельность человечества относительно его законов. Таким образом, в этом направлении философии всеединства наблюдается возврат к многих идей предшествующих философских систем, в которых ма. Терри и дух рассматривались как два неразрывно связанных между собой атрибуты единой субстанции. Но если раньше такие учения были в основном натурфилософскими, то теперь они уже связывались с выдающимися в идкриттямы в отраслях естественных наудкриттями в галузях природничих наук.

Итак, согласно учению. ВИВернадського и его последователей, всю деятельность общества необходимо вписывать в основную закономерность жизни - биогеохимический кругооборот, сохранения его постоянной неровно--весы есть, если раньше такая неравновесие рассматривалась как принцип организации жизни любых органических существ, то теперь она призвана стать тем принципом нового типа ноосферного мировоззрения, с которым л юдство должно согласовывать все виды своей деятельности. Учитывая это, этот принцип становится важнейшим для философии образования. Он имеет фундаментальное значение для воспитания у всех людей ноосферного свитогля ду, для понимания взаимодействия основных учебных предметов, для достижения единства процессов обучения и воспитания и решения главной противоречия педагогического процессоцесу.

Крупный отечественный ученый помог раскрыть те общие закономерности, которые являются основой для трех основных отраслей нашей жизни - о неживой природе, живые организмы и человека. Опираясь на это, он способствовал в ликвидации того разрыва между этими отраслями, который до сих существует в общей картине мира и в системе предметов образованийи.

Однако все упомянутые формы гармонично целостной философии и педагогики не помогли решить глобальных проблем современного человечества и вывести его системы образования из кризисного состояния. Прежде всего это обусловлено ся тем, что в решении главной противоречия педагогического процесса холизм исходит из признания безусловного приоритета общечеловеческих ценностей над всеми другими. В их составе и над ценностями и ин ресам отдельной личноститі.

Избежать этого пытается второе направление философии современного образования - плюралистично-релятивистский или направление, основанный на признании приоритетное значение идей педоцентризму, релятивизма и плюрализма в. Представители этого направления подвергают критике холистський исходный принцип классической педагогики, прежде всего, за некоторую абсолютизацию значение общественных требований («надо»), что приводит к недооценке ролл и индивидуально-личных интересов учащихся ("хочу"), а также за то, что, благодаря этому принципу, педагогическая деятельность в значительной степени стала авторитарной и доросло-центристской. Авторитарная же педагогика как известно, не выдержала возложенных на нее надежд. Учитывая это, на международной комиссии при. ЮНЕСКО попытки управления образованием представителями авторитарной педагогики определялись как таковой"Образовательная и шовинизм", что своим идеалом имеет"нирвану"общества, постоянно учится, дрессируется, управляется педагогами"(Осипов. ВГ. Социально-философский анализ современной концепции непрерывно обра зования-Ереван, 1989 - с 91ции непрерывного образования. -Ереван, 1989. -. С. 91).

Становление этого направления философии педагогики, который выходит из приоритета уникальных интересов, ценностей личности над общими, имеет давнюю историю. Еще. Жан-Жак. Руссо считал, что ребенок рождается ся свободным существом, которое может перестроить весь мир и сделать себя и всех людей счастливыми. Таким образом започатковувалося становления педоцентричного направления в развитии теории и практики педагогического д ияльности. Педоцентрични идеи развивал также украинский философ и педагог. Григорий. Сковорода на распространение их значительный влияние оказывают те исходные принципы философии жизни, персонализма, экзистенциализм в и некоторых других систем, в которых оказался переосмысленным смысл человеческого бытия и основной задачи философии. Эти системы считали, что только само существование человека, его непосредственные переживания, является тем вихи дним принципу, который должен лежать в основе философии и всей системы образования. Как утверждал основатель философии жизни. Анри. Бергсон, настоящая жизнь человека происходит только в ее внутреннем времени, я кий спонтанно переживается, а также суть этой жизни мы не можем воспроизвести в осознанных, научных форм мышленияслення.

Это направление философии современного образования распространен не меньше, чем первый. Причин этого несколько

Во-первых, принципы плюрализма обеспечивают быстрые темпы развития знаний об отдельных отраслях человеческой деятельности, а потому и достижения большей эффективности в этих направлениях

Во-вторых, еще важнее то, что принцип плюрализма имеет демократический и антидогматичний характер, что связано с демократическим строем западных обществ есть он предполагает не только признание деяки их других идей, включая и тех, противоречащие ему, но и уважительное отношение к ним, к другим системам образования. Показательна этого есть предложение. Пауля. Фейерабенда предоставить равные права науке, мифа, магии религии. Это доказывает, что хоть демократический принцип плюрализма и исключает возможность достижения человечеством полной гармоничного единства или соборности, но он остается особой формой достижения им где какой-либо высшей согласия в сочетании основных типов мировоззрений и основанных на них главных направлений современной образованийіти.

Во-вторых, в релятивистской-плюралистическом направлении философии современного образования большое внимание уделяется формированию творческой личности и развития ее уникальных способностей, требует надлежащей ориентации ции на личностно-ориентированное обучение и воспитание. Так, например, предлагаемая латиноамериканскими социологами. ИИллешем и. ПФрейером концепция"дешполяризации"предполагает свободный выбор учащимися форм обучения и свободное группирование всех, кто учится, согласно своим особым интересамми інтересами.

Всех представителей антихолистського направления философии современного образования определенным образом объединяет идея индивидуального творчества, необходимость которой основывается на том, что в современную эпоху каждому человеку довод дится встречаться с такими новыми проблемами и ситуациями, где известные правила деятельности и знание объективных законов ее является не только недостаточными, но и часто ошибочными этом отношении известный философ. Лев. Шестов писал:"Какая польза в общих правилах?. Никакой. Природа властно требует от каждого из нас индивидуального творчества. Люди не хотят этого понять и ждут от философии последних истин, которых не было, нет и никогда не будет истин столько, сколько людей на свете. Так чем же в действительности каждому взрослому человеку не быть творцом, не жить на свой страх и не иметь собственного опыта"(Шестов. Л. Апофеоз бы еспочвенносты. Опыт адогматического мышления -. Л, 1991 -. С 164-165). Учитывая такой подход, основная цель образования заключается уже не в передаче новому поколению накопленных предварительно знаний и умений, а у формировании личности. Однако, когда. Лев. Шестов считал, что предоставление права свободного творческого решения проблем касается только взрослых, то современная педагогика предусматривает возможность предоставления такой го права и для детей. Подобные подходы широкое распространение получили в англоязычных странах. Большой популярностью у них пользуются такие концепции: свободной педагогики (отсутствие государственных стандартов в миры), свободное образование, индивидуальной педагогики тощідуальної педагогіки тощо.

Однако как в философии, так и в образовании принципы релятивизма и плюрализма подвергались и подвергаются критике. Еще. Гегель называл форму целостности, которая возникает на основе этих принципов, эклектичной, или"рассеянной й полнотой"Действительно, как утверждает. ВСЛутай, эти принципы, по сути дела, слабо учитывают важное значение уже достигнутых человечеством знаний о логические закономерности связей элементов целостных явлений, у том числе и элементов целостного педагогического процесса, оставляют такое решение только интуитивным свойствам нашего мышления. Поэтому целесообразно замечания основоположника философии нестабильности и при гожина относительно того, что одним из основных недостатков современного состояния образования является как раз отсутствие того синтетического подхода, который бы связывал разные ее фрагменты и фрагменты наук фрагменти науки.

Абсолютизация частных интересов негативно влияет на воспитание современной молодежи. ВОЯзов в этом пишет:, 3 среде молодежи доминирует тенденция к замыкания в самом себе и бегства от общественных пробл лем в личностное, досуг и быт"(Язов. ВА. Личность вусловиях модернизации / / (Человек - 1991 - № 3 -. С 9). Философ и социолог. ЕФромм называл эту тенденцию"синдромом без участия;синдромом безучасті".

Всегда резко критиковала абсолютизацию роли личности и ее интересов христианская религия. Известный проповедник отец. Александр. Мень в этом писал:"Демонов зла в человеческой душе питает ощущение своей ого"Я"как одного только центра, имеющего ценность"(Мень. А. Свет человечес-кий -. М, 1991 -. С 67). А согласно. Евангелию:"Кто отказывается от себя ради меня - тот находит себяаради мене - той знаходить себе".

Таким образом, признание приоритетности только одного из двух направлений философии современного образования или только одной главной противоречия педагогического процесса не ведет к решению проблем современного образования. Учитывая это, появляется необходимость рассмотрения третьего направления, который пытается объединить достижения двух предыдущих и таким образом преодолеть их ограниченностьь.

Третье направление современного образования, основанный на идее сочетания достижений холистського и индивидуально-плюралистического направлений

По мнению. ВСЛутая, для освещения этого вопроса необходимо прежде всего остановиться на анализе диалектических идей, выходящих из понимания сторон каких-либо противоречий как находящихся в тенд денция"взаимно исключения"друг друга. Положительное решение этих противоречий связано с раскрытием некоторой степени во взаимодействии этих сторон. Еще. Демокрит утверждал, что когда превышать меру, то самое приятное е становится неприятное. Например, осторожность превращается в трусость, храбрость в безрассудство и т д. На основе этого он пришел к выводу, что"все наши недостатки - это абсолютизированным достоинства"есть, что абсолютизация чего-то позитивного превращает его в отрицательное. Известен также вывод. Гераклита о том, что красота, гармония возникают не из подобного, а по взаимодействию противоположностей, например, мужчины и женщины. Итак, еще в античной диалектике разрабатывались идеи о положительном решении противоречий за пределами признание приоритетного значения одной из сторон или за счет покорения одной др. й. До сих такой путь признается как"чудо"Показательным в этом отношении мнение. ЕБРашковського:"Мир человеческой духовности мечется между мертвенным традиционализмом и мятежным богонесприйняттям, мир. Мысли ения между бранной неверием в мысль и самоуспокоения благоразумием, мир общественных отношений - между абсолютизмом исполнительной власти и абсолютизмом личного свободомыслия. Случаи благодатных порывов между двумя крайностями воспринимаются с истории человечества как чудеса. Но именно они и составляют истинный смысл. Бытия"(Рашкоеський. ЭБ. Лосев и. Соловьев / /. Вопросы философии -1992 - № 4-С 147Б.. Лосев и. Соловйов //. Вопросы философии. -1992.-№4. -С 147).

Буддизм, например, достигает этого"чуда"путем нирваны. Исходя из того, что добро (логос) и зло (хаос) - важнейшие атрибутивные стороны всего бытия, он утверждает, что достижение совершенной формы его возможно лишь на пути глубокого понимания"правильной"роли этих сторон их сочетания, поэтому смысл человеческой жизни - в особом психологическом же углубленноному само поглибленні.

Исследуя пути решения проблемы разработки новых философских основ современной педагогики, организации образования на основе сочетания холистських и антихолистських принципов,. ВСЛутай обращает внимание на а необходимость учета различных позиций, концепций, выводов и идей. Кроме упомянутой"пассивности. Буддизма", по его мнению, необходимо учитывать концепцию нового рационализма французского филос оффа. ГБашляра и концепцию негативной диалектики, разработанной. Теодором. Адорно и другими ее представителямпредставниками.

Концепция нового рационализма, исходя из идеи преодоления вышеуказанных крайностей бытия, уже нашла широкое применение в системе образования. Франции и некоторых других стран. ГБашляр сделал попытку преодолеть разр рыл между основными типами мышления, мировоззрения на основе идеи диа-лектизации всей логики. По его мнению, достичь определенного единства всех видов и направлений педагогической деятельности возможно на основе философии нового рационализма. При этом сочетание в педагогической деятельности всех ее предметов, точных и гуманитарных наук, науки и религии, методов обучения и воспитания и т.д. уже не должно исходить из приоритет в законов логического мышления над его интуитивными процессами, общего над индивидуально-единичным и т т. д.

Концепция негативной диалектики. Теодора. Адорно и других ее представителей возникла, в основном, как некое общее отрицание господствующей ранее формы диалектики единства и целостности (Гегеля,. Маркса и др.)), т.е. как"захват самим актом бунта и разрушения"(Соловьева. ГГ. Негативная диалектика -. Амиа-Ата, 1990 -. С 9), как реакция на недостатки вариантов холистськои диалектики. Важнейшей задачей ее стало - разработка такой методологии, которая бы способствовала достижению единства не путем возведения уникально-единичного к общему, а наоборот, только на основе необходимой и важнейшей роли последнего в. Этому м достижении. Поэтому в разработке методологии негативной диалектики большое значение придается ее аналогии с искусством и эстетикой. Учитывая это, в отечественной педагогической литературе дискутируются такие д ва вопроса: 1) как относиться к диаметрально противоположных учений о личности, одно из которых исходит из уникальности, а другое основное внимание уделяет изучению тех общих структур, связей и линий р озвитку, которые в совокупности определяют суть личности, 2) педагогика-это наука или искусствонаука чи мистецтво?

Учитывает философия современного образования и идею негативной диалектики о невозможности возведения интуитивного, чувственного к любым логических закономерностей, в том числе и диалектических. Так,. Т. Адорно крыть икуе гегелевское и марксистское понимание закона отрицания возражений по его логическую схему тождества, повторяемости, которая"умерщвляет новое и незнакомое"По его мнению, только новая единство рационального ого мышления с его интуитивно уникальными элементами"пробуждает радостный и живой трепет природы, стряхнула насилиерусила насильство".

Итак, основная идея третьего направления философии современного образования - преодолев приоритетную роль исходных принципов двух предыдущих направлений, осуществить такой синтез их позитивных идей, который способствовал бы стране ащому решению основных проблем современной образований.

Понятно, что каждая из философских систем определенным образом касается какого-то из направлений философии современного образования

Значительную роль для развития современного образования призвана сыграть система философских принципов субстанциональной единства и диалоговой согласия как минимальная их базовая основа. Основные задачи такой систем мы заключаются в раскрытии как некоторой субстанциональной единства различных и противоположных взглядов на мир и на деятельность человека, так и определенной методологии взаимосвязи этих взглядов с их субстанциональной й единством и между собою.

Такие принципы вытекают из ведущих концепций основных философских систем. Рассмотрим некоторые из них