Гуманистическая педагогика - Педагогика Библиотека русских учебников
Учебники Онлайн


64 Гуманистическая педагогика

Основатель ее -. Карл. Роджерс (1902 - 1987,. США). В школе был малоспособных, испытывал унижения со стороны учителей и именно это укрепило в нем стремление посвятить себя в будущем педагогической работе. Учил вся в знаменитого. Дж. Дьюи, затем работал учителем, был ласков с учениками, жил их жизнью. Его кредо: всегда побеждает добро убеждал коллег стать на позиции добра, создал кружок гуманистической ор иентации, который впоследствии превратился в известный исследовательский центр, который существует и сейчас. Свои педагогические взгляды изложил в книгенизі " Freedom to Learn for the 80'sn"("Свободное обучения для 80-х годов"), где утверждал, что основанием для изменения поведения человека является его способность развиваться и учиться, основываясь на собственном опыте. Нельзя любого изменить, передавая е м готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, которая будет способствовать развитию человека, считал учениважав учений.

Учителя - человека, которая создает атмосферу облегчения, называют фацилитатором. Условия, создающие эту атмосферу, не зависят от знаний и интеллекта воспитателя. От него требуется одно - акцент воспитаннику, что его любят, им интересуются, им занимаются

Важнейшими качествами фацилитатора есть эмпатия (способность педагога идентифицировать себя с учеником, встать на его позицию, разделять интересы и заботы, радости и разочарования) безусловное одобрение личности воспитанника, аутентичность. Только при таких условиях личность может принять решение об изменении своего поведения нарушение дисциплины, употребляя алкоголь или наркотики, воспитанник сам принимает такое решение, сам должен принять и ал льтернативне решенииня.

КРоджерса не удовлетворили такие положения традиционной педагогики:

1. Учитель дает знания, ученик приобретает

2. Основные элементы - урок и экзамен. Урок - доминирующая форма, экзамен определяет уровень приоритетных знаний

3. Учитель - руководитель, ученик - исполнитель. Оба подчинены руководству школы. Контроль всегда направлен вниз

4. Учитель как авторитет является центральной фигурой. Он вызывает недоумение как эрудит и неуважение как диктатор, но всегда находится в центре

5. Существует минимум доверия между учителем и учеником. Учитель не надеется, что ученик будет хорошо работать без его постоянного контроля. Ученик не верит в честность и компетентность учителя

6. Учитель убежден, что учащимся лучше всего управлять, держа его периодически или постоянно в страхе. Этот страх возрастает с продвижением по ступеням образования, поскольку ученик всегда теряет больше

7. Ученик не определяет цели, содержания, методов образования, не имеет права выбрать учителя. Учитель также не имеет права голоса

8. В школе место не для формирования личности, а для развития интеллекта

Вместо традиционной модели образования. КРоджерс предложил новую - концентрации на личность, которая имеет девять основных положений

1. Главная условие: фацилитатор достаточно уважает себя и
воспитанников, чтобы понять - они как и он сам, думают о себе
учатся для себя

2. Фацилитатор несет ответственность за обучение и воспитание

3. Учитель руководствуется собственным опытом

4. Ученик строит и развивает собственную программу самостоятельно или совместно с другими; выбирает направление обучения с полным осознанием ответственности за последствия своего выбора

5. В классе постепенно создается климат, облегчающий обучение. Сначала руководит им фацилитатор, со временем сами ученики поддерживают его, затем взаимное обучение становится доминирующим

6. Содержание образования не является определяющим. Результаты измеряются тем, сделал ученик заметный шаг вперед

7. Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину

8. Ученик сам оценивает уровень обучения и воспитания

9 учебно-воспитательный процесс имеет тенденцию к углублению, связь с жизнью, потому направление обучения с личным выбором, обучение - собственной инициативе, а личность направлена ??на саморазвитие

В гуманистически ориентированной школе появляется много новых элементов частности, ученик будет: а) участвовать в выборе содержания образования б) проявлять элементы творчества в) более экспрессивным в своих чувствах тях, мыслях, делах г) развивать доверие к себе и одобрять свои поступки д) открывать для себя, что учиться интересно, е) ждать, когда же наступит время идти в школу; есть) любить и уважать учителей, они его любят ж) находить в школе место для своих развлечений с) обогащать свои знания о способах и источники накопления знаний; а) понимать, что некоторые вещи слишком сложны для изучения и требовать усилий, концентрации и самодисциплины, и) открывать для себя, что такое обучение дает больше удовлетворения;. И) выполнять задания вместе с другими, овладевать навыками социального поведения. В связи с ц им не каждый может стать учителем-фацилитатором. Кандидат сам должен оценить свои возможности, ответив на сформулированные. КРоджерсом вопросння:

1. Есть сможешь ты понять внутренний мир молодой личности, не будучи судьей и критиком?

2 разве сможешь ты быть искренним с молодежью, выявлять риск относительно откровенных, экспрессивных взаимоотношений, в которых каждый чему-то научится?

3. Неужели сможешь ты открыть и развивать заинтересованность каждой личности, независимо от того, чем это закончится?

4 а сможешь ли ты помочь молодым людям сохранить одну из величайших ценностей - заинтересованность собой и окружающим миром?

5. Или сможешь ты проявить творчество в создании для молодежи благоприятных условий для познания людей, опыта, книг, других источников, которые возбуждают интерес?

6. Сие ли сможешь ты воспринять и поддержать почти нереальные и несовершенные мысли, сопровождающие творческое обучение, творческую деятельность?

7. Разве сможешь помочь воспитанникам стать интегрированной целостностью с чувствами, которые проникают в идеи и идеи, которые пронизывают чувства, захватывают личность?

"Если кто-то каким-то чудом скажет"да"на большинство вопросов, - суммировал. К. Роджерс, - то он сможет облегчить жизнь своих школьников, поможет развитию широких возможностей молодежи"

С теорией. КРоджерса перекликается и теория потребностей. Абрахама. Маслоу. Гуманистический направление в педагогике сформировался в 50-х pp XX ст и ориентирует учителей, прежде всего, на изучение ценностных ориентаций и жизненных планов учащихся. При их изучении современная западная педагогика декабря основывается на концепцию мотивации и самоактуализации личности, которую и разработал. АМаслоуслоу,

Фундаментальной тезисом этой теории является утверждение о необходимости изучения человека как общего, уникального, организованного целого. В структуре потребностей мотивация влияет на человека как на целое, а не на отдельные аспекты поведения. АМаслоу считает, что определяющей является мотивация поиска личностью цели и сущности жизни

У каждого человека есть ниже и высшие потребности, которые ученый подает в виде пирамиды. В основании пирамиды - физиологические потребности (пища, вода, тепло, отдых, здоровье, жилье, сон, защита от природных стихий и т.п.). Следующий уровень - потребности в безопасности - (защита от принуждения, угроз, стабильность, экономика, работа и т.д.). Далее - потребности в общении, привязанности и любви. Затем -. Ш. Завершают пирамиду потребности в само-совершенствовании (желание найти себя в чем-то, потребность в успехах), а также эстетические потребности (красота, упорядоченность, симметрия, системность, аккуратность, гармония)

Вопросы и задания

1. Что такое новация, нововведение, изменение, инновация? инновационной педагогика? не удовлетворили. КРоджерса?. Джерси? чної концепції. А.Маслоу?

Дополнительная литература

1. Ангеловскы. К. Учителя и инновации:. Книга для учителя:. Пер с. Македон-М, 1991

2. Беспалько. ОП. Слагаемые педагогической технологии -. М, 1989

3. Подласый. ИП. Диагностика и экспертиза педагогических проектов -. К, 1998

4. Подымова. ЛС. Подготовка учителя к инновационной деятельности -. М, 1995

5. Юсуфбекова. НР. Общие основы педагогических инноваций:. Опыт разработки инновационного процесса в образовании - M, 1991