Учебники Онлайн


Морально-духовные ценности

Яа. Коменский на основе научного анализа достижений народов. Европы (и, в частности, деятельности братских школ Украины и. Белоруссии) в области образования осуществил глубокое обоснование дидактических и организационной их принципов обучения молодого поколения. Это положило начало дидактически-образовательный революции во всем мире. Деятельность образовательных учреждений была сосредоточена вокруг проблемы овладения людьми определенной суммой знаний, умений и навыков с учетом уровня развития науки и социально-экономических потребностей. Вопросы воспитания молодежи, формирования у нее высоких морально-духовных качеств оставались без внимания педагогов воспитывает на функция возлагалась в основном на семью утверждалась мысль, что участие молодого человека в образовательном процессе автоматически обеспечивает его воспитание. Такая тенденция сохраняется, по сути, и ныне. Да нави во оплата труда педагогов осуществлялась и осуществляется в основном за учебной деятельностьюіяльність.

Анализ современного состояния воспитанности членов общества с точки зрения задач всестороннего гармоничного развития личности дает основания утверждать, что мы далеки от этого идеала целом подавляющее большинство ть граждан обладает значительным объемом знаний, но уровень морально-духовной воспитанности не может не вызывать тревоги за будущее общества. Древнегреческий философ. Платон предостерегал:"Образованный, но плохо воспитанный человек страшнее любого зверя"В библейской мудрости встречаем, на первый взгляд, несколько странный постулат:"Умножая познания - мы умножаем скорбь"В начале XX века русский уч ений-химик. ДИ. Менделеев основания предостерегал:"Знание без воспитания - это меч в руках сумасшедшего"Противоречия между большим объемом знаний, новейшими информационными технологиями и сравнительно низким уровнем морально-духовной воспитанности людей ощутимо обострились во второй половине XX в. Дальновидные ученые всего мира высказывают по этому поводу небезосновательной тревогу за будущее человечества Украинсь кий философ академик. ОП. Андрущенко отмечает:"Интеллектуально подготовленный человек может войти в жизнь"злым гением", который цинично попирает все, что не касается его узко направленной профессии. Мир создан лишь"счетом холодного ума", приобретает зловещие бликов. По сути, такая деятельность имеет разрушительный характер. Вообще говоря, она подталкивает человека и человечество в пропасть затяжного экономического кризиса, социально-политического конфликта, экологической катастрофы или термоядерного коллапса"Сейчас это проблема мирового масштабаастрофи або термоядерного колапсу".. Нині це проблема світового масштабу.

Результат такого противоречия обусловлен тем, что проблемы воспитания человека, особенности становления ее морально-духовных сил, всегда были на втором плане (и сегодня остаются на том же уровне) по сравнению с обучением. В этом контексте имеет место еще одна сложность, которая красноречиво проявила себя во второй половине XX и начале XXI вв, - происходит деградация семьи, которая, по определению, должна быть пров дним социальным институтом воспитания молодого поколения практике получается так, что семья выполняет в основном лишь репродуктивную и частично экономическую функцию, а социальная (воспитательная) функция переписывается ься на образовательные учреждения и средства массовой информации. Последние (радио, телевидение, кино, печатные средства и др.) в большинстве случаев сняли с себя функции воспитательного воздействия на детей и на все население я, концентрируют свои усилия на прагматично-материальных аспектах и ??несут большую угрозу разрушения морально-духовных ценностей обществьства.

В формировании социально зрелого, морально здорового общества нужно несколько по-другому смотреть на моделирование образовательно-воспитательной системы. Надо, чтобы воспитание шло впереди обучения. В государстве профессия педагога должна стать ведущей, как в социальном, так и в экономическом плане. Учитель не должен быть транслятором знаний, а прежде всего лицом, формирует морально-духовные ценности молодого поколенияння.

Воспитание, по меткому выражению AC. Макаренко, осуществляется на каждом квадратном метре педагогического поля. Для воспитанника запоминается на всю жизнь не столько содержание того, что учитель говорил на урока ах, сколько морально-духовное богатство этой информации. А уже через призму этого богатства воспитанник видит и воспринимает все остальное. Личность, которая посвятила свою жизнь педагогической деятельности, имеет овол надеть общечеловеческими и национальными морально-духовными ценностями, сформировать устойчивые убеждения. Это один из самых надежных фундаментов становления профессионального мастерства учителячителя.

Из других качеств имеет рельефно выделяться гуманистическая направленность личности педагога. Историческая необходимость построения Украины как суверенного, независимого, демократического, правового государства требует является воплощение в повседневной жизни идей гуманизма. Параметры. Из. Конституции Украины гласит:"Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социально ю ценностью"Переход от авторитарной педагогики на позиции гуманитарной - процесс длительный. Он осуществляться эволюционным путем. Собственно, все образовательно-воспитательные заведения страны должны упорно труд ваты над утверждением гуманистических принципов в отношениях педагогов-воспитателей с воспитанниками, которые затем, став взрослыми людьми, профессиональными работниками в различных сферах социальной деятельности, поне суть идеи гуманизма во все сферы бытия людифери буття людей.

В центре внимания учебно-воспитательного процесса должно быть воспитанник. Педагог должен проявлять глубокое уважение к личности воспитанников, уважать их, оберегать от негативных воздействий, создавать оптимальные с социально-психологические условия для всестороннего гармоничного развития. Брак в определенной части педагогов гуманистической направленности в общении с воспитанниками приводит к возникновению конфликтных ситуаций снижает эффективность педагогического воздействия на них. Понятно, что чувство гуманизма - это внутренний психологическое состояние учителя-воспитателя. Но он проявляться даже в мелочах - в форме обращения к воспитанников, одобрение положительных действий и иа ін.

Важным фактором в системе морально-духовных ценностей личности учителя является уровень сформированности чувства национального достоинства. Она характеризуется прежде всего такими чертами: любовь к своему народу,. Б. Родине, уважение к. Конституции и законов Украины, к государственным символам, совершенное владение государственным языком, забота о подъеме ее престижа, уважение к родителям, своего рода, к традициям и исторических ории родного народа, осознание своей принадлежности к нему как его наследника и преемника, уважительное отношение к культуре, традициям и обычаям народностей, проживающих на территории Украины. Дети чрезвычайного чайно чувствительны к тому, насколько в их наставников сформированы чувства национального достоинства. Это качество также является своеобразным камертоном, определяющее влияние педагога на воспитанникиців.

Стоит упомянуть еще об одном феномене, который является важной составляющей морально-духовных качеств, - интеллигентность. С того времени (60-е годы XIX в), когда российский журналист. ПД. Боборыкин впервые ввел в лексический ный оборот это понятие, а затем оно широко перешло в другие языки, его отождествляли с понятиями"толковый","понимающий","знаком","мыслящий","образованный"Поэтому толковые словари нередко отождествляют по понятие интеллигентности с образованностью. Однако в последнее время трактовка этого термина несколько расширяется. Академик. СУ. Гончаренко отмечает, что к числу основных признаков интеллигентности относится комплекс. Найва ажливиших интеллектуальных и нравственных качеств: обостренное чувство социальной справедливости, приобщение к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей, следование я велению совести, тактичность и личная порядочность, идейная принципиальность в сочетании с терпением к инакомыслию. К этому можно добавить, что интеллигентность - это не только образованность, состояние ума, а ле и состояние души. Педагоги всех уровней должны формировать в себе чувство интеллигентности. Интеллигентность - это гармония, зеркало души и разума воспитателя, образец для подражанияя, дзеркало душі й розуму вихователя, взірець для наслідування.

Видное место в системе морально-духовных ценностей учителя занимают жизненные идеалы. Идеал - это категория этики, которая включает в себя совершенные моральные качества; образ наиболее ценного и величественного в лица истости, что было бы для молодого человека своеобразным образцом формирования собственного совершенства. Проявление учителем своих жизненных идеалов особенно важен в наше время, когда в связи с историческими изменениями, социальной ними катаклизмами исчезли определенные идеалы, которые имели преимущественно фальшивый характер, а новые, истинные еще не в полной мере утвердились в нашей жизни. Оставлять молодое поколение без истинных идеалов-маяков - в определяет толкать его до состояния разочарования, пассивности, духовной деградацияції.

Важным фактором, который обеспечивает нравственное укрепления и подкрепления процесса проявления мастерства педагога, является его совестливость, честность, справедливость и объективность. Молодежь особенно чувствительно относится я к этим качествам педагога и болезненно реагирует на их брак или недостаточную выраженность. Совестливость и честность выполняют регулятивную функцию в жизнедеятельности человека, в общении его с другими людьми. А поскольку педагогу приходится ежедневно общаться с представителями молодого поколения, которое находится на пути своего социального становления, то процессы саморегуляции своего поведения для него крайне необходимостей и вдобавок каждый учитель должен постоянно заботиться о поддержании не только собственного достоинства, репутации, но и репутации педагогической союза, учительского цехцеху.