Учебники Онлайн


Техника формирования речевой культуры учителя

Все, что человек видит перед собой, попадает в человеческое сознание, приобретает форму слова. Язык как система знаков фиксирует знания о мире, что окружает человека. Она выступает важным фактором осознания в собственного"Я"человека, дает ему возможность выразить свое отношение к окружающему миру, к самому себе. Язык выражает психологическую сущность личности, является основным средством общения, выполняет коммуникативную функц ию. Педагогическая деятельность основывается прежде всего на основе общения. Вне этого процесса трудно представить деятельность учителя-воспитателя. С помощью слова учитель, как и каждый человек, выражает, утверждает это бе и одновременно влияет на других. Слово педагога - это основной инструмент, орудие его деятельности. Человек, мастерски владеющий словом, способна достичь больших успехов в своей деятельности. Слово имеет такую силу, что может и ранить, и убить человека, вылечить и спасти ее. Народная мудрость гласит:"Сабля ранит тело, а слово - душу","Человеческое слово острее стрелу","Живое слово дороже мертвой бук ную","Пулей попадешь в одного, а словом попадешь - в тысячу","Ветер горы разрушает, слово народы поднимает","Язык - знамя, жены водит руйнує, слово народи піднімає", "Мова — знамено, дружини водить".

В старину люди уделяли большое внимание искусству слова. В. Древней. Греции в систему. Олимпийских игр наряду с легкой атлетикой, метанием копья, борьбой и другими видами соревнований включали такой вид д человеческой деятельности, как ораторское искусство, выполнение поэтами своих произведений перед широкой аудиторией. В те времена появились слова"оратор","ораторское искусство"Вдумайтесь: только писаная история орать рского искусства насчитывает более двух с половиной тысяч. Роки половиною тисячі років.

Эллинская школа в. Греции начала в V-III века до н.э впечатляющий вспышка расцвета ораторского искусства. Оно стало важнейшим фактором общественной жизни, средством всенародного признания, путем к в успеха и богатства. Этому искусству стремились учиться. Знаменитых ораторов вознаграждали почестями, чествовали как национальных героев, относили к национальной элиты. Вспомним только отдельные имена мастеров ораторского искусства:. Перикл,. Лисий,. Гермагор,. Аристотель,. Со-крат,. Ликург,. Демосфен и многие друо інших.

Несколько позже на основе греческого опыта пережило свой"золотой век"ораторское искусство в. Древнем. Риме. Это была римская школа, которую прославили. Катон, братья. Гракхи -. Тиберий и. Гай,. Антоний,. Красота, это за ар,. Гортензий,. Квинтилиан, а позже -. Марк. Туллий. Цицеролій. Цицерон.

Надо иметь в виду, что у эллинов и у римлян были предшественники, в которых они учились. Были и ученики, которые подражали своих учителей. В XIX-XX вв интерес к ораторскому искусству не ушел в небытие. Красивое говорения перед слушателями людей - это, кажется, единственный вид искусства, который не знает стиля"ретро"В цивилизованных странах интерес к искусству слова не угасал: его овладевали педагоги, политик и, актеры, священнослужители, военачальники, юристы и др.. Создавались и действовали специальные школы ораторского искусства. В учебных заведениях системы профессиональной подготовки специалистов определенного направления в н авчальни планы включали дисциплины, направленные на овладение искусством говоритстецтвом говорити.

В начале XX века (в ноябре 1918 г) в. Советском. Союзе по инициативе. Наркома культуры AB. Луначарского был открыт. Институт. Живого. Слова. На открытии этого заведения. Луначарский сказал:"Я полностью то убежден, что абсолютное множество художественных наслаждений, психологических глубин, потаенных красот предстает перед той культурой, которая будет культурой озвученной литературы, когда поэты как древние трубадуры будут петь свои произведения, когда заново написаны повести и романы будут читаться на народных празднествах в присутствии большой массы людей, которые будут определенным образом на них реагировать"еагувати"1.

Каждому, кто слушал в авторском исполнении поэтические произведения. Владимира. Сосюры,. Павла. Тычины,. Максима. Рыльского,. Василия. Симоненко,. Ивана. Драча,. Бориса. Олийныка,. Андрея. Вознесенского,. Евгения. Евтушенко а и других, навсегда врезаются в память величие и сила их произведений. Когда слышим выполнения мастерами слова произведений. Тараса. Шевченко,. Леси Украинский,. Ивана. Франко,. Василя. Симоненко и других, мы глубоко пр оникаемо в величие, могучую силу поэтического искусства. ТГ. Шевченко писалсав:

Ну что, казалось, слова

Слова и голос - больше ничего

А сердце бьется - оживает

Как их услышит!

И голос тот, и слова

Идут границ люди!

Умение владеть словом связывают с понятием"оратор"Кого называют оратором? ачамы, независимо от того, как она это делает, другие утверждают, что оратор - это лишь тот, кто умеет говорить хорошо. В таком случае надо обратиться к словарюдо словників.

Слово"оратор"появилось в нашем языке в начале XVIII в, а более широкое распространение получило в первой половине XIX в, когда начали развиваться высшие учебные заведения, получила развитие общественная д деятельность. Оно происходит от латинского слова orare, что в переводе означает"говоритьає "говорити".

Русский языковед. ВИ. Даль в"Толкового словаря великорусского языка"слово"оратор"объясняет, подбирая к нему близкие по значению слова и словосочетания: вития, краснослов, речистый человек, м мастер говорит. Все эти слова, как видим, подчеркивают оратор - человек, который умеет говорить красиво, образно, выразительно. Следовательно, более правы те, кто считает оратором человека, который в совершенстве, мастерски во. Лоди словомайстерно володіє словом.

Слово"оратор"является многозначным. В контексте педагогической техники оно имеет одно значение: человек, произносит речь

Учитель с точки зрения своих педагогических функций является в определенной степени оратором. Каждый педагог должен владеть искусством слова AC. Макаренко придавал исключительное значение умению педагога обладать своеобразной оружием слова. Он писал, что ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, если у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком и не знает, в каких случаях как надо гов. ОРИТорити.

В выступлении на литературно-педагогическом вечере в. Харьковском педагогическом институте 9 марта 1939 г AC. Макаренко, отвечая на вопрос:"По вашему мнению, как нужно построить курс педагогики, чтобы вооружить студентов - будущих учителей - необходимыми знаниями?",. Сказал:"не думал над этим и сейчас быстро не сумею обдумать. Но над некоторыми отдельными вопросами думал. Я, например, считаю, что у нас в педагогических институтах надо кое-что добавить для того, чтобы воспитательная работа учителя была все-таки подготовлена ??в вузе. Так, например, я бы ввел в вас как непременный предмет постановку голоса. Пригласил бы хорошего артиста, и он поставил бы всем голос. Без постановки голоса очень трудно, ведь это инструмент нашей работы, надо его видгостритыи, треба його відгострити".

Особого внимания тонком инструмента педагогической деятельности - слово - предоставлял. ВО. Сухомлинский. В статье"Слово о слове"Василий. Александрович рассуждал:"Недавно в одном учебнике педагогики и я прочитал буквально следующее: слово учителя играет второстепенную роль среди методов воздействия на ребенка, на первом месте стоит активная деятельность, труд. Неудивительно, что в последние годы среди учителей пош ирилась мнение, что"словесное воспитание"дает малый результатомння" дає малий результат...

Конечно, в формировании духовного облика человека большую роль играют поведение, взаимоотношения в коллективе, конкретный труд на благо народа. Но и поведение, и взаимоотношения, и труд - все это зависит от ст готовых процессов, происходящих в душе, важнейшим средством влияния на которой есть слово. В руках воспитателя слово - такое же мощное средство, как музыкальный инструмент в руках музыканта, как краски в руках живо писца, как резец и мрамор в руках скульптора. Как без скрипки нет музыки, без краски и кисти - живописи, без мрамора и резца - скульптуры, так без живого, трепетного, волнующего слова нет школы, пед агогики. Слово - это как тот мостик, через который наука воспитания переходит в искусство, мастерствость".

В работе"Рождение гражданина"ВО. Сухомлинский вновь возвращается к мысли о важности слова учителя в воспитании человека:"Педагог должен обладать тонким инструментом, в котором кроется человечные ость, чуткость, терпимость к слабостям подростка, словом. Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, что, касаясь нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений нь отрочество и кажется пустыней. Мудрое и чуткое слово - как целебная вода: она успокаивает, порождает жизнерадостное мировосприятие, пробуждает мысли о торжестве справедливости"тво справедливості"1.

И в другом месте:"Хочется посоветовать учителям: если вы хотите, чтобы ваше воспитание стало искусством, оттачивайте слово. Ищите в неисчерпаемой сокровищницы нашего родного языка жемчужины, которые зажигают огонек с захвата в детских глазах. Находите тончайшие оттенки многоцветной палитре народной мудрости, говорите детям красиво о красоте окружающего мира. Слово - это тонкий резец, способный прикоснуться до нежнейшей черточки человеческого характера. Уметь пользоваться им - большое искусство. Словом можно создать красоту души, а можно и исказить ее. Так овладеете этим резцом так, чтобы из-под наших рук выхо дила только красота тільки краса".

Можно лишь сожалеть, что в системе подготовки учительских кадров недостаточно внимания уделяется вопросам постановки голоса, владению искусством речи. В условиях доминирования информационных технологий и этот процесс с годами вообще выпадает из поля внимания педагогических учебных заведениив.

Нужно учитывать условия, при которых речевая деятельность учителя будет эффективной. Профессиональное речи учителя должна соответствовать прежде требованиям культуры речи. Владение языковой культурой является важным показатель ком проявления интеллигентности, образованности, воспитанности личности. А педагог во всем должна быть примером для воспитанникиців.

Язык как сущность проявляется в речи. Средством речи обеспечивается функционирование языка. Производительность и эффективность речевой деятельности педагога зависит от того, насколько она соответствует н нормам современного литературного языка - орфоэпический, грамматическим, синтаксическим, стилистическим. Сюда следует отнести и другие нормы - логичность, чистота, выразительность, лексическое богатство тощощо.

С точки зрения соблюдения культуры речи нельзя согласиться с необдуманным и необоснованным употреблением слов иноязычного происхождения, которые есть в лексике родного языка. Например:"Элект-рат","кастинг","Конс енсус","конфронтация","парадигма","легитимность","омбудсмен","месседж","сервилизм"и др.. Это, с одной стороны, своеобразное"копирование", а с другой, хвастовства, чтобы подчеркнуть свою. Такой подход к проявлению учителем культуры своей речи делает его вполне понятным для воспитанникиакий підхід до вияву вчителем культури свого мовлення робить його недостатньо зрозумілим для вихованців.

Профессиональное речи педагога должна выступать, по выражению. КС. Станиславского, своеобразной"словесной действием", цель которой - осуществление интеллектуального, эмоционально-волевого, нравственного воздействия на воспитанников. Сл лова воспитателя, обращенные к воспитанникам, должны быть наполнены внутренними образами, чувствами. Это тот фактор, который называют подтекстом помощью слов учитель формирует в воображении воспитанников определенные образы картины ("рисует словом"). Но в их основе должны лежать чувство. Это придает им определенного одухотворения"Слово-образ, - писал. КС. Станиславский, лишь тогда впечатляющим для зрителя, когда оно рождается то лением отражением силы чувствточним відображенням сили почуттів".

Русский учитель-методист. ЕМ. Ильин отмечал:"Дотянуться до тончайших, тайных дум школьника в силу только учительский"голос", когда он и когда художественно, а не просто фонетически поставлен"

Эффективность педагогического речи во многом зависит от его направленности на конкретного ученика или группу учеников. На первый взгляд, учитель, произнося монолог, должен осознавать, что его речи я должен быть прежде всего своеобразным диалогом между своим"Я"и учениками. С этой целью педагог прибегает к определенных языковых средств, усиливая речи словами:"мы рассматриваем","вспомните","подумайте над","с верните внимание"и подумайте над", "зверніть увагу" та под.

Важным фактором действенности педагогической речи есть хорошая слышимость голоса. В процессе вербального общения учителя с учениками голос должен быть направлен непосредственно на собеседников. Его звуки мают во распространяться на уровне глав слушателей. Но при монологической речи в классе (объяснение нового учебного материала) нужно заботиться, чтобы голос плавно"летел"низко над головами учеников. Это позволяет ученикам хорошо слышать речь учителя, быстро адаптироваться к особенностям модуляции словесных потокивесних потоків.

Чтобы успешно управлять своим голосом, эффективно его использовать, учитель должен знать положительные и отрицательные черты собственного голосовой деятельности. Характеристика красивого голоса: приятный, вибрирующий, покой йний, хорошо модулированный, низкого тембра, доверчивый, теплый, мелодичный, заботливый, уверен, дружественный, насыщенный интонацией, выразительный, естественный, богатый, наполненный, звучный, доброжелательноей.

Характеристика плохого голоса: гнусавый, резкий или скрипучий, хриплый, дрожа, высокого тембра или пронзительный, плаксивый, с одышкой, нерешительный, отрывистый, слишком громкий, слишком тихий и нечут тный, бесцветный, пафосный, саркастического тона, уверен, монотонный, напряженный, слабый, скучно.

Учителю необходимо постоянно заниматься самоанализом собственного вещания, чтобы избегать ошибок. Приводим перечень некоторых признаков того, что вашу речь далека от совершенства, и необходимо исправлять собственные н недостатки:

- слушатели часто просят вас повторить только сказанные слова;

- у вас заметный акцент;

- у вас устает горло после десятиминутного разговора;

- в ваших слушателей через некоторое время начинает блуждать взгляд, потому что вы говорите монотонно;

- вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения;

- люди обращают внимание на то, что вы (часто бессознательно) повторяете словечки или фразы типа"гм","ну","так","знаете","угу","так сказать"и под;

- вы имеете привычку вздыхать, закусывать губу или выставлять ее, цмокаты языком

Важной предпосылкой эффективности речевой деятельности учителя является владение ее техникой, компонентами которой являются: голос, дикция, темп, ритм, интонация, паузы. Названные компоненты - это своеобразная акустическая с система"воспроизводства человека человеком"Они выполняют важные функции, в частности: создают имидж человека, способствуют выявлению его индивидуальных психических особенностей, передают эмоциональное состояние говорящегой стан мовця.

Владение техникой речи является не только важным компонентом общей и педагогической культуры учителя, но и предпосылкой позитивного восприятия его воспитанниками и коллегами

Можно овладеть культурой и техникой педагогического речи? литературным языком. СЛ. Рубинштейн писал:"общественно значимые цели и задачи, которые выдвигаются перед индивидом и им принимаются, превращаются в личностно значимые для него общественно значимое, должное закрепляясь в нормах права и нравственности, регулирующих общественную жизнь, выступая личностно значимым, порождает в человеке динамические тенденции иногда большой действенной силы, тенденции повинности, заметь. УНИ от начальных тенденций влечения - за своим источником и содержанием, но аналогичные с ними по их динамических эффектовмічним ефектом...

С тенденций выделяется как особый момент установка. Установка личности - это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к имеющимся целей или задач и проявляется в выбранной мобилизованос сти и готовности к деятельности, направленной на ее осуществлениея...

Любая установка - это установка на определенную линию поведения, и этой линией поведения она и определяется. Создание установки предусматривает вхождение субъекта в ситуацию и принятие им задач, в ней вы иникають, она зависит, следовательно, от распределения того, что субъективно значимое для индивида".

Грузинский психолог. ДО. Узнадзе, исследуя проблемы побудительных факторов деятельности человека, писал:"Установка представляет собой состояние, которое, не будучи сам содержанием сознания, все же оказывает решающее оп плыл на ее работу. Без установки вообще никаких психических процессов как осознанных явлений не существует, что, для того чтобы сознание начала работать в каком-либо определенном направлении, предварительно необходимо, чтобы быть а в наличии активность установки, которая, собственно, в каждом отдельном случае и определяет это направлениеє цей напрям".

Для учителя, который во время обучения в высшем учебном заведении не получил специальной подготовки по проблемам культуры и техники речевой деятельности, важно сформировать для себя твердую установку: по-. Во-первых, овладеть знаниями, умениями и навыками техники педагогической речи. Такая установка должна стать кредо профессиональной деятельности учителя на долгие годы, а по сути - на весь период педагогической пра эти. Во-вторых, систематически развивать умение выразительной речи. В-третьих, осуществлять самоконтроль за развитием коммуникативных умений в системе педагогической деятельности. В-четвертых, развивать общие псы хофизични особенности, как важный фактор овладение умениями и навыками профессиональной речиення.

В системе овладения основами профессиональной речи учителям целесообразно воспользоваться методикой, разработанной в рамках театральной педагогики1

В системе формирования речевой культуры учителя важно понимать основные функции, которые должен выполнять речи. Авторы учебного пособия"Педагогическое мастерство"под редакцией IA. Зязюн виде иляють следующие основные функции педагогического речи: а) коммуникативную - установление и регуляция отношений между учителем и учениками, обеспечения гуманистической направленности развития воспитанников б) психологических огичну - создание условий для обеспечения психической свободы воспитанников, проявления индивидуальных особенностей личности, снятие социально-физиологических зажимов в) познавательную - обеспечение оптимальных условий для восприятия учебного материала учащимися, формирования у них эмоционально-ценностного отношения к знаниям г) организационная - обеспечение рациональной и эффективной познавательной деятельности учащихся. Проа нализуемо некоторые аспекты реализации названных функций речи учителявлення вчителя.

Коммуникативная функция является определяющей в деятельности педагога. Она направлена ??на установление взаимодействия с воспитанниками на основе педагогического сотрудничества во всех сферах деятельности, создание своеобразных ной ауры с гуманистическим наполнением. Все это создает надежную основу для позитивной деятельности в учебно-воспитательном процессе. Основным инструментом в этом процессе слово. От первой встречи учителя с учащимися во многом зависит дальнейший успех того действа, которое мы называем уроком"Первые минуты встречи - обмен взглядами, приветствиями, восприятия выражения лица,"дешифровки"чувств, мыслей от не одного, подсознательное формирование установки на дальнейшее общение психологическая значимость этой ситуации велика, и от того, как построит учитель свою коммуникативное поведение, какие языковые средства использован является, в значительной степени зависит характер его дальнейших отношений с воспитанникамиосунків із вихованцями".

Приведем некоторые примеры"настройки"системы учитель - ученики в самом начале урока с помощью слова, дополняя его такими деталями, как улыбка, интонация, выразительный взгляд, выражение удовольствия в от встречи с воспитанниками. Вот отдельные варианты:"Здравствуйте, дорогие дети!","Здравствуйте, уважаемые мои!","Доброе утро, хорошие мои!","Доброе утро!. Рад встрече с вами!"," приветствовать вас с замечательным весенним днем!","Здравствуйте вам, господа! с воспитанниками случайно известный грузинский педагог. ШО. Амонашвили одну из своих книг назвал"Здравствуйте, дети!нський педагог. Ш.О.. Амонашвілі одну зі своїх книг назвав "Здрастуйте, діти!"

В основе взаимоотношений педагога с воспитанниками должна быть прежде всего глубокое уважение к личности каждого ученика как к человеку. Не стоит забывать истину, которую высказал древнегреческий философ. Протагор:"Человек - мер ра всех вещей"Надо исходить из принципа, который был главным в деятельности AC. Макаренко,. ВО. Сухомлинского, OA. Захаренко и других известных педагогов частности. Макаренко говорил:"Я настаиваю на том, что ос ной принципом в нашей педагогической работе - школьной, внешкольной, дошкольной - есть наибольшая уважение к человеку. Я даже 8-летнего мальчика называл товарищ. Комаров. Так он -. Петька,. Васька и т д, а когда я обращаюсь к нему, я называю его товарищ. Комароназиваю його товариш. Комаров.

можно больше уважения и настойчиво, четкой, откровенной требования: веди себя так-то и так-то

Эти чудеса каждом доступны"

ВО. Сухомлинский в фундаментальном труде"Павлышская средняя школа"писал:"Лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, в единомышленника. Такой учитель знает найпотаем-ниши уголки сердца своего питомца, и слово в его устах стал мощным орудием воздействия на молодого человека, формируется"В книге"Как воспитать настоящего человека"В. Асил. Александрович говорит:"Каждое наше слово должно нести в себе добро, справедливость, красоту - в этом суть наших нравственных поучений. В этом деле нет мелочей. Одно ваше слово может разрушить в де ини веру в вас как воспитателя, смутить детскую душуас як вихователя, збентежити дитячу душу".

Итак, открывая дверь классной комнаты, стоя перед своими воспитанниками, учитель должен вносить в сердца, в их сознание дух гуманизма, вызывать радость от общения в сфере познания нового, цикавог.

Психологическая функция тесно переплетается с коммуникативной. Она должна быть направлена ??на формирование познавательных мотивов учения, внушение каждому ребенку уверенности в достижении поставленной цели. Здесь не стоит прибегать к авторитарным речевых приемов типа"ты должен это сделать","задача должна быть выполнена","ты должен преодолеть эти трудности"и под. Это вызывает у учащихся определенные опасения, невп евненисть, создает психологический барьер между учеником и учителем. Нужно принимать такую ??речевую формулу, которая психологически настраивала бы учащихся на познавательную деятельность, способствовала формированию уверенности в своих силах. Например, ученики могут писать контрольный диктант. Учитель прибегает к такой словесной мотивации:"Уважаемые мои ученики!. Работая над диктантом, вы должны показать хорошие знания правил орфографии в числительных. Вы знаете правила, выполняли достаточное количество упражнений. Сделаем паузу: каждый о себе мысленно вспомните основные правила (Пауза). Вспомнили? рю у вас. И вы это сможете"И еще один пример. Ученик работает над решением задачи, начинает нервничать. Учитель:"Напрасно волнуешься - вспомни модель и ты сможешь решить эту задачухвилюєшся — пригадай модель і ти зможеш розв'язати цю задачу".

В контексте понимания важности психологической функции речи в организации познавательной деятельности учащихся надо учитывать их индивидуальные анатомо-физиологические и психические особенности. ВО. Сухомлинс ский справедливо отмечал, что в умственной деятельности не каждый ребенок, исходя из своих интеллектуальных возможностей, может достичь вершин; хотя в морально-духовном развитии такие вершины доступны каждому ребенку. Поэтому каждому ученику в зависимости от его индивидуальных интеллектуальных возможностей необходимо устанавливать границы его познавательной деятельности, учитывая при этом, по выражению. ЛС. Выготского,"наибы лижчу зону развитияу розвитку".

Познавательная функция речевой деятельности учителя направлена ??на создание оптимальных условий для восприятия учащимися учебной информации. В этом контексте обращает на себя внимание образная мысль письменн ника. ВГ. Короленко по величия слова:"Слово - это не игрушечная шар, летящий по ветру. Это орудия труда: оно должно поднимать за собой конкретный вес. И только за тем, сколько оно захватывает и поднимает за собой чужого настроения, мы оцениваем его значение и силу"Поэтому слово учителя на уроке, когда он раскрывает содержание учебного материала, должна быть своеобразной силой, поднимает и активизирует мнению кожног в воспитанника, насыщает ее новыми знанием новими знаннями.

Педагогическая целесообразность речи учителя на этапе изучения нового учебного материала заключается не только в том, чтобы"передавать", транслировать знания, а прежде всего в том, чтобы активизировать мыслительную ди ияльнисть воспитанников, побудить их к самостоятельной активной познавательной деятельности. Вещание учителя на этом этапе должна соответствовать следующим требованиям: быть логичным, доступным для понимания учащимися определенной возрастной группы, выразительным, убедительным, увлекательным, влиять не только на умственную, но и на чувственную сферу воспитанников. В процессе монологической речи нужно учитывать темп и ритм речи. Темп - это степень скорости произнесения слов в речевом потоке. Ритм - это размерность, согласованность, равномерное чередование упорядоченных элементов (звуковых, речевых, изобразительных зображальних.)

В процессе учебной деятельности, связанной с речью учителя, важно придерживаться определенного темпа, который обеспечивал бы оптимальность процесса усвоения учебного материала. Можно выделить три т темпы речи учителя на уроке - замедленный, средний и ускоренный. Наиболее оптимальным является средний темп речи учителя - 120 слов в минуту; ускоренный - более 160 слов в минуту; замедленного й - около 50-60 слов в минуту. Выбор темпа речи учителя зависит от возрастных особенностей учащихся, содержания дидактического материала. В работе с учащимися младшего школьного возраста темп речи должен быть замедленным, по сравнению с учениками среднего и старшего возраста. Если учитель во время объяснения учебного материала выделяет правила, делает выводы, темп должен быть замедлен. В этом контексте следует го ворит о ритме речевой деятельности. Один темп речи должен меняться другим, включать учащихся в разнообразные ритмические действия (слушание, наблюдение, выполнение определенных кратковременных операций и т.п.) нав круг главного стержня урока - усвоение конкретного дидактического материала. При выборе темпа и ритма речевой деятельности учитель должен проявлять высокое мастерство, исходя из конкретных педагогических у языков. Здесь никак нельзя полагаться на рецепты или предписаниечи приписи.

Учитель должен упорно работать над формированием собственной культуры педагогической речи. Здесь целесообразно предложить структуру методики обучения основам педагогической речи, которая включает такие ос сновным компоненты: технику речи, культуру речи, технологию вещания (табл. 47.7).

. Таблица 47. Структура методики обучения основам педагогической речи

Техника речи

Культура речи

Технология вещания

Артикуляция

Активность речи

Выносливость речи

Дикция

Гибкость

(вариативность)

речи

Выраженность речи

Диапазон голоса

Запас слов

голосовединня (резонаторы, регистры)

Интонация

Логика речи

Текучесть речи

Пауза (логическая

Образность речи

Ссылки звука

смысловая

психологическая)

Подтекст

Орфоэпия

фонационное дыхания

Тембр голоса

Соблюдение литературных норм

Сила звука и голоса

Темпоритм речи

Практическая работа над текстом

Следует заметить, что распределение речевой деятельности на три составляющие - технику, культуру и технологию - является условным. В учебном процессе эти составляющие взаимосвязаны и взаимном сказанные. Например, мо ожна представить хороший тембр без силы звука или образность без интонации или дикцию без выразительности речиня.

Остановимся на некоторых особенностях методики формирования культуры речевой деятельности. В этом плане важно понимать логику речи. Здесь надо ознакомиться с понятиями"над задачи"и"сквозное действие""Именно они позволяют моделировать речи в направлении достижения поставленной цели. Эти понятия обоснованные российским режиссером. КС. Станиславским и получили дальнейшей разработки в работах по театральной педа гогикы. Указанные понятия важны также в процессе овладения культурой педагогической речи учителей, педагогических работников разных уровней. Энциклопедии подают такое определение над задачи:"гол овна идейная цель, задачи, ради которого создается пьеса, актерский образ, спектакль"Сквозное действие - это"главная линия драматургического развития пьесы, обусловленная идеей пьесы, творческим замыслом драматург а. Правильное понимание сквозного действия помогает режиссеру и актерам достичь последовательного, целенаправленного раскрытия идейного содержания роли пьесы целомго розкриття ідейного змісту ролі п'єси загалом".

Еще одним существенным элементом достижений театральной педагогики, который необходимо использовать в педагогическом речи, является развитие интонационно-мелодической выразительности устной речи. Как отмечает. ВЦ. Абрамян н,"интонация как ничто другое выражает отношение говорящего к содержанию высказываний, которое выражается в модальности высказывания, в частности через субъективно модальный смысл, например, чувства, волевой акт приверженность высказываний. Интонация касается как высказывания-дискурса, так и высказывания-процесса, как смысла текста, так и работы учителя, как семантики, так и прагматикипрагматики".

В структуре педагогической речи важным является понятие"подтекст"Это мощное средство образного воплощения и педагогического толкования учебного материала, превращения его в актуальный и современный предм целей, необходим и интересен для тех, кто учится. Адекватное выявление подтекста способствует адекватному отношению учащихся к предмету,"затягивает"их в учебный мажор, создает надежное эмоциональную подоплеку эф ту"переживания"В этом процессе важно не только подтекст слова, но и подтекст восприятия. Каждое сказанное учителем слово несет в себе смысловую энергию в зависимости от интонации, характера говорящего, конкретн й ситуации. Подтекст, таким образом, - это психологический и психоаналитический отпечаток, оставленный личностью учителя в воображении ученикиий особистістю вчителя в уяві учнів.

Важным аспектом становления культуры педагогической речи является умение выделять в тексте логические ударения и логические паузы. Логическое ударение предусматривает выделение в тексте подъемом голоса определенного с слова, которое несет в себе смысловую нагрузку. От перемены места логического ударения в определенной фразе меняется определенной степени ее смысловое наполнение. Например, проанализируем изменения смысловой нагрузки зал ежно от перемены места логического ударения во фразе"Завтра ученики девятого класса посетят театр"В тексте логическое ударение выделяется прямой линией под нужным словомрібним словом:

-. Завтра ученики девятого класса посетят театр

-. Завтра ученики девятого класса посетят театр

-. Завтра ученики девятого класса посетят театр

-. Завтра ученики девятого класса посетят театр

-. Завтра ученики девятого класса посетят театр

Логическая пауза - это остановка между словами с целью выделения смыслового содержания фразы. Выделяют отдельные виды логических пауз (за. КС. Станиславским):

1. Психологическая - направлена ??на выражение психологического состояния педагога в момент речевой деятельности, используется для психологического воздействия на учащихся. Например: в процессе изучения поэмы. ТГ. Шевченко""Гайдамаки"учитель читает отрывок"Гонта в. Умани", передает чувства трагедии. Гонты, который расправляется со своими детьми, потому что"они католикитьми, бо "вони католики".

2 логических - устанавливается между двумя парами слов, объединенных по смыслу. Такие паузы часто меняют логическую сущность фразы. Например, во фразе"Помиловать нельзя сослать в. Сибирь"в зависимости от места логической паузы кардинально меняется смысл (Пауза обозначается знаком / /). Первый вариант:"Помиловать / / нельзя сослать в. Сибирь"Второй вариант:"Помиловать нельзя / / сослать в. Сибирь"И еще фр азы:"Садитесь / / правильно выполняйте задания"и"Садитесь правильно / / выполняйте задания","Уволить нельзя / / обновить!"ити не можна // поновити!" і "Звільнити // не можна поновити!"

3. Гастрольная - длится несколько секунд между двумя значительными частями текста (романа, рассказы, поэмы и т.д.)

4. Люфтпауза - используется для отбора воздуха при монологической речи (должна быть незаметной)

В контексте формирования речевой культуры учителя необходимо владеть умениями грамматически-смыслового анализа текста, обеспечения его партитуры. Партитура текста - это программа действий исполнителей любого го текста, составленная с помощью общепринятых условных знаков.

Приводим стандартные условные обозначения:

Следует указать еще на одну особенность речевой культуры учителя - лапидарность стиля. Лапидарное (от лат lapidarius, от lapis - камень) - 1), касающийся надписей на каменных памятниках 2) пе ереносно - краткое, выразительно; лапидарный стиль - краткий, короткий, выразительный стилиль.

украинский философ. ГС. Сковорода в размышлениях о речи учителя выразил точную мысль:"О сложном - просто; сложное - не нужно"Для учителя важно уметь о сложном говорить просто, доступно с учетом возрастных возможностей воспитанников. ВО. Сухомлинский в книге"Разговор с молодым директором"так размышлял над этим аспектом деятельности учителя:"Есть еще одна сторона педагогической культуры, о яки и нельзя говорить без тревоги, - это языковая культура учителя. Лет двадцать назад, наблюдая, как воспринимают дети изложение нового материала на уроке у одного учителя, я обратил внимание на то, что, слушая и изложение материала, дети очень устают, с урока идут просто истощены. Я стал внимательнее вслушиваться в слова учителя (он преподавал биологию) и ужаснулся. Его речь была настолько хаотична, логически непо последовательно, смысл того, что преподавалось, настолько неясен, что ребенку, впервые принимала то или иное понятие, надо было напрягать усилия, чтобы понять хоть что-нибудь. Вот почему уставали д.-небудь.. Ось чому втомлювалися діти.

Почему мне, директору школы, это не бросилось в глаза сразу? нескольких уроках я буквально записал изложение, прочитал на заседании педагогического совета, попросил товарищей: подумаем, что может понять человек, не имеет представления о предмете изложения. Представьте себе"что вы ничего не знаете ни о хлорофилл, ни о углекислоту, ни о фотосинтез. Что вы можете понять из того, что я прочиталрочитав?

Больно, трудно ответить на этот вопрос, но ответ был один: ничего нельзя понять. И если на следующем уроке оказывается, что ученики все-таки что-то знают, а отличники знают материал отказе инно, то это только благодаря трудолюбию детей, их усердия, но ценой добываются эти знания? , работая над учебником".

Для успешной работы над формированием речевой культуры педагога необходимо прежде обладать определенными голосовыми данными. Голос учителя должен соответствовать следующим требованиям:

- в нем не должно быть природных недостатков: не произнесения отдельных звуков или произнесение их с дефектами, задержек в произношении звуков, элементов заикания, общей слабости голосового аппарата и других осложнения нь

- голос должен быть открытым, выразительным, направленным на учебную комнату. Все звуки необходимо произносить согласно правил орфоэпии;

- в голосе учителя должна звучать уверенность, оптимизм. Уверенность голоса делает речь учителя убедительным, а оптимизм способствует созданию положительных эмоций у учащихся;

- педагог должен владеть техникой изменения тональности своего голоса в зависимости от решения учебно-воспитательных задач и индивидуальных особенностей воспитанников

Наши исследования показали, что значительная часть учителей со стажем до 5 лет (более 85%) недостаточно владеет техникой речи. Они, по сути, не знакомы с научными принципами речевой деятельности. Все, что они имеют, - элементы стихийности. И только в процессе практической деятельности путем"проб и ошибок""выговариваются"Какие же типичные ошибки наблюдаются у учителей-новичков? во с научными анатомо-физиологическими и грамматическими основами речевой деятельности; неумение осуществлять фонационное дыхания; недостаточное развитие голосового аппарата, отсутствие чувства темпа и ритма м вещания и т.п.. Вследствие указанных недостатков голос педагога целом лишен яркости, выразительности, не несет в себе мобилизующей функции, а речь аморфное, киселеобразной. КС. Станиславский о такое вещание писал:"Слово с смятые началом вроде человека с открытыми головой. Слово из недовыработано концом напоминает мне человека с ампутированными ногам мені людину з ампутованими ногами.

Выпадение отдельных букв и слов - то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобные искажения

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; в моем воображении возникает осенняя слякоть и распутицу, когда все сливается в туман ниquot;.

У педагога с таким речью учащиеся теряют интерес к учебной дисциплины им трудно проникнуть в сущность основных научных понятий. Воспитательное воздействие такого учителя на учащихся ослаблен. Учитель не в состоянии с четко сформулировать свои требования с диапазоном нужных оттенков, определить образовательное и воспитательное задачи и т и. ін.

Здесь нужна настойчивая самостоятельная работа над овладением техникой профессиональной речи. В контексте педагогической деятельности процесс такого обучения является многоаспектной. Он включает следующие компоненты: 1) с знания построения голосового аппарата, 2) ознакомление с особенностями звукообразования, 3) овладение техникой дыхания; 4) формирование артикуляционной техники; 5) овладение нормами дикции, 6) овладение то мпоритмом речи; 7) понимание сущности логического построения речиня.

Остановимся на отдельных аспектах, которые являются базовыми в системе формирования культуры педагогической речи

Речевой аппарат - это достаточно сложная физиологическая система. Она состоит из подвижных и неподвижных частей. К движимым относятся: губы, язык, нижняя челюсть, небо с маленьким язычком. К недвижимым - с зубы, верхняя челюсть, альвеолы ??(небольшие углубления челюстных костей). Составными частями речевого аппарата также легкие, гортань, голосовые связкиязки.

Большая часть речевого аппарата размещена в полости рта. Полость рта в конструктивном плане построена оригинально и совершенно. По бокам и спереди ограждена зубами, снизу - языком, а сверху и - небом. Твердое небо переходит в мягкое, созданное слизистой. Бока неба срастаются со стенками горла. В нижней части есть небольшой отросток, который называется яз ичком. Между мягким небом и корнем языка образуется расширенный пространство, называемое зевом. За ним начинается полость гортани, разделенной на пищевод и гортань. Гортань образует верхнюю части на дыхательного горла, которое состоит из ряда колец. На первом кольце находится своеобразный перстевидний хрящ, который служит основой гортани. К хряща прикреплены мышцы, управляющие движением других хрящей. На узкой части перстевидного хряща находится подвижный щитовидный хрящ. По обе стороны задней расширенной части размещены два черпало подобные хрящи. Между щитовидным и черпало подобными хрящами натяжение нути голосовые связки. Щитовидный хрящ может подниматься и опускаться, а черпало видны хрящи обладают способностью смыкаться и размыкаться. Благодаря такому взаимодействию между хрящами голосовые связки могут натя гуватися и расслабляться. Окончание гортани продолжается трахеей, за которой размещены бронхи и легкие. Легкие имеют форму полуконусов, расположенных в грудной полости. Снизу легкие ограничены диафрагмой, я ка отделяющей грудную полость от брюшнойжнину від черевної.

Как видим, речевое аппарат - это, по образному выражению. ЮП. Фролова,"своего рода скульптор. Правда, скульптор создает художественные образы из глины и мрамора, человек же, говорит,"лепит"звуки языка с лиц особыми материала - из волн движения воздухавиль руху повітря".

Для правильного речевого творчества необходимо постоянно заботиться о активность и динамичность аппарата вещания, особенно его подвижных частей. Поскольку речь учителя должна отличаться яркостью, выразительностью, то для этого уже недостаточно лишь природной динамичности губ, языка, нижней челюсти и др.. Нужна определенная сила, подвижность, артикуляционная выразительность тех частей речевого аппарата, от я ких в первую очередь зависит качество звучания. С этой целью в процессе овладения техникой речи необходимо прибегать к специальной артикуляционной гимнастики. Овладение такими упражнениями, методике их просмотр онання дает возможность в практической работе успешно пользоваться ими для своеобразного"педагогического туалета"Как музыканту постоянным тренировкам необходимо поддерживать подвижность своих пальцев, актеру балета с помощью ежедневных упражнений совершенствовать легкость и подвижность своего тела, спортсмену-гимнасту бесконечными упражнениями на снарядах добиваться силы мышц и легкости движений, так и педагогам требуемых бы на система упражнений для достижения силы и совершенствования артикуляционного аппаратційного апарату.

В литературе по технике речевой деятельности актеров, педагогической техники отработана система упражнений для артикуляционной апарату1. Работа над этими упражнениями нуждается (особенно на первых этапах) самок контроля их удобно осуществлять в условиях, когда упражнения выполняются перед зеркалом. Подаем несколько вариантов упражнениярав.

1. Опускание и поднятие нижней челюсти. На счет 1 - раскрыть рот, на счет 2 - пауза, на счет 3 - закрыть рот. Упражнение повторять 3-4 раза

2. Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю, открыв верхние и нижние зубы. Повторять 4-5 раз

3 выходных положение: зубы сомкнуты, губы в обычном состоянии. На счет 1 губы вытягиваются вперед, будто набирают форму"пятачка", на счет 2 губы растягиваются в стороны, не открывая зубов

4 выходных положение как в упражнении 3. На счет 1 губы собираются в «пятачок», на счет 2"пятачок"движется вправо, на счет 3 - вперед, на счет 4 - влево, на счет 5 - вперед; - исходное положение 6 — вихідне положення.

5 нижних зубы касаются верхней губы, почисуючы ее, а затем верхние зубы почисують нижнюю губу

6. Попеременное поднимание и опускание уголков сжатые рта. Дыхание через нос. Челюсти сомкнуты. Вдох - губы растягиваются в стороны и уголки рта поднимаются вверх - улыбка сжатыми губами. Выдох - улыбка исчезает. Следующий вдох - уголки рта опускаются вниз, как при плач плачі.

Упражнения на тренировку языка

1. Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско, кончик языка находится в зоне нижних передних резцов. На счет 1 кончик языка поднимается к верхним передних зубов, на счет 2 язык опускается в исходное положение, на счет. С кончик языка поднимается до альвеол, на счет 4 язык возвращается в исходное положение, на счет 5 кончик языка упирается в небо, на счет 6 язык возвращается в исходное положениеня.

2 выходных положение как в упражнении 1. На счет 1 кончик языка упирается в внутреннюю сторону щеки, на счет второго противоположный. Повторять 3-4 раза. При этом следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась

3 выходных положение как в упражнении 1. На счет 1 высунуть язык так, чтобы почувствовать значительное напряжение в уздечке, на счет 2 вернуть язык в исходное положение. Повторять 3-4 раза

4. Движения языка при закрытом рте. Зубы немного разомкнуты. Кончик языка загибать вверх и назад до неба. Так же медленно протягивать кончик языка вперед и вниз до дна рта под нижними зуба амбами.

5. Исходные положения как в упражнении 1. Кончик языка крепко прижать к нижним зубам, спинка языка изгибается и направляется вперед толчком от корня. Повторять 5-6 раз

6 выходных положение: рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне нижних зубов. При толчковые от корня язык своей передней частью должен сомкнуться с альвеолами верхней челюсти отчего образуется щель. Следите за тем, чтобы кончик языка был плотно прижат к нижним зубебів.

7. Исходное положение: кончик языка плотно прижат к нижних передних зубов, между верхними и нижними зубами должно быть небольшое расстояние (в несколько миллиметров). Одновременно с выдохом воздуха через рот язык к прогибается в передней части, приближаясь к верхних резцов, но не касаясь их, оставляя небольшую щель. Посередине языка образуется небольшая видимая котловина поток воздуха выдох ется, проходит по котловине языка в щель между языком и верхними резцами. Повторять 3-4 раза, следя за тем, чтобы язык не выходил за линию зубезубів.

8. Кончик языка высовывается наружу и двигается между губами сначала вертикально, а затем горизонтально. При этом ощущается напряжение в уздечке языка

9. Это упражнение используют для тренировки занавески неба и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик - в зоне нижних передних зубов. Не разжимая губ и вдыхая через нос, опустить и нижнюю челюсть к возможно глубокого положения при сомкнутых губах. Чувствуется напряженное состояние мышц занавески неба и корня языка. На некоторое время необходимо задержать это состояние, а затем снять напр уженнження.

Чтобы с помощью зрения зафиксировать результат работы мышц, раскройте губы и посмотрите в зеркало. Вы увидите, что маленький язычок и занавеска неба поднялись вверх (будто сократились), корень мышцы ика опущен, хорошо видно заднюю стойку гортаниі.

Повторять упражнение 4-5 раз

Подобная система упражнений после их усвоения, овладение методикой выполнения способствует укреплению всего артикуляционного аппарата, помогает педагогу использовать свой голос экономно, без ощущения скорости дкои усталости. К тому же это надежная предпосылка формирования правильной дикциї.

Процесс голосотворення является сложным психолого-физиологическим актом. Это не просто добыча звуков разной силы и высоты с помощью голосовых связок путем прохождения через них струи воздуха из легких и компоновка из этих звуков элементов речи"Голос, - как справедливо отмечает. ЗВ. Савкова, - это оркестр самых разнообразных инструментов. Оркестр благозвучный, сильный, выдержанный, подвижный, тонкий, один способен передать малейшие движения внутренней жизни, просто и красиво выражать мысли и чувства человекатя людини".

Когда идет речь о формировании техники голоса педагога, то удобнее говорить не о"постановку"голоса, а о целенаправленной работе по организации, формирования природных данных голосового аппарата соотв но к профессиональным потребностиних потреб.

В процессе формирования техники голоса необходимо больше внимания уделять овладению навыками нужного звучания. Это комплекс условных рефлексов. Чтобы сформировать их основательно, необходимы частые повторения тем или временных связей, постоянное подкрепление. Ведь известно, что длительные перерывы ведут к угасанию ранее образованных условных рефлексов и даже к исчезновению отдельных навыков. В ходе подкрепления ранее созданных связей в речевой деятельности важна осознанная деятельность, к тому же, опирающаяся на эмоции человека, упражнения должны приобретать новую окраску, вводиться в новые ситуации, потому что любой яки и новый раздражитель вызывает сильную реакцию, чем сильный, но тот, который применялся раньшеніше.

Ведущее место в структуре звукообразования и речевой деятельности вообще занимает техника дыхания. От этого во многом зависит качество звука и речи в целом

Дыхание является естественной потребностью человека. Как только ребенок родился, перерезана пуповина, объединила ее с материнским организмом, она активно вдыхает воздух. Начинает действовать механизм дыхания, незаметно в доводится до автоматизма. В повседневной жизни мы не замечаем состояния своего дыхательного аппарата, механизма его работы. Устойчивое физиологическое дыхание, когда вдох и выдох являются ритмическими, одинаковыми по долготе ю, вполне удовлетворяют человека во время спокойной молчаливого труда. Но когда приходится прибегать к специфической деятельности (быстро ходить, бежать, петь, говорить на сцене, в классе т.д.), становится очевидным, что так называемое физиологическое дыхание не удовлетворяет профессиональные потребности. Возникает необходимость в других видах дыхания частности, на первый план выступает фонационное дыхания (от гр phone - звук). Оно направлен е прежде всего на создание звукеня звуків.

Смысл работы над фонационное дыханием заключается в том, чтобы саморегулирующийся процесс трех систем речеобразования развить согласно профессиональных потребностей, довести его до автоматизма. Это позволит уверенно о, без переключения внимания на контроль за дыханием пользоваться своим голосом при достаточном коэффициента полезных действий голосового аппарату.

Выделяют несколько видов дыхания: 1) верхнее (ключичное) 2) грудное (реберное), 3) брюшное (диафрагмальное)

Между педагогами, которые занимаются вопросами постановки голоса певцов, нет единства относительно преимуществ какого-либо конкретного вида дыхания. Очевидно, что все виды дыхания взаимодействуют между собой в определении эффекты ивности того или иного вида дыхания в процессе формирования техники голоса педагога необходимо исходить прежде всего из позиций физиологов-гигиенистов. Они, опираясь на экспериментальные исследования, виддают ь диафрагмально дыханию, которое характеризуется глубиной, высотой, частотой, близостью, способно хорошо обеспечивать организм кинем.

В практической работе удобно владеть всеми видами дыхания. Но особенно важно довести до автоматизма смешанно-диафрагмальное дыхание. По этому виду дыхания легкие равномерно заполняются воздухом. Такое ди ихання менее утомительна и создает наиболее благоприятные условия для эффективной работы голосового аппаратату.

Механизм фонационное дыхания достаточно сложный. Исследования ученых (МИ. Жинкина,. МВ. Сергиевского и др.) свидетельствуют, что в коре головного мозга есть специальный центр (гипоталамическая область), который осуществляет упр ування процессом фонационное дыхания. Импульсы, которые проходят через блуждающий нерв, вызывают бронхиальной перистальтику, то есть ведут к изменению просвета бронхиальных трубочек, которые на разных звуках языка то сжимаются, закрываются, то расширяются, открываются, и тем самым пропускают различные порции повитря1. Импульсы, которые попадают на трахеобронхиальное дерево, полностью соответствуют артикуляции и в сей системе речевых движений"Речь идет, - пишет. МИ. Жинкин, - о регулировании аэродинамических условий языковой фонации, об изменении звуков речи и об образовании составляющих квант. Естественно, что источником информации о все эти изменения, которые одновременно являются и конечными требованиями, которые контролируются на выходе речевых эффекторов, является тот орган, который производит составляющие модуляции на каждом звуке языка. Это горловая трубка. Она од очасно входит и в резонаторных-фонационное систему, и в систему воздухоносных путейовітроносних шляхів...

Таким образом, горловая трубка является приспособлением, которое следит за ходом воздушного давления при образовании ризносильних складов, включенных в фонационное систему и замыкают цепь автоматического регулирования"

Отрабатывая технику фонационное дыхания, сначала тренируются в том или ином виде дыхания без звуковой деятельности, лишь затем в дыхательные упражнения включают определенные звуки

Различают дыхания по качеству. В этом плане выделяют: 1) глубокое дыхание, которое позволяет осуществлять глубокий и полный вдох, что дает возможность с помощью диафрагмы постепенно добавлять воздуха при голосообразовании; образован звук резонирует, приобретает звонкости, яркости, повнозвуччя, 2) частое дыхание: это частые и незаметные"доборы"воздух в процессе речевой деятельности, дает возможность легко приме вать выразительные средства вещания - интонацию, паузы, темпоритм, 3) близкое дыхание связано с выразительной артикуляцией, которая оформляет рожден в гортани голос звуки как звуки мови.

Каждый вид дыхания необходимо научиться контролировать. В случае верхнего (ключичного) дыхания воздух поступает лишь в верхние отделы легких, оно кратковременное, частое, движение ребер при этом почти не заметит тный.

Для. Контроля реберного дыхания руки кладут с боков на нижние ребра (большие пальцы повернуты к спине), медленно набирают воздух. Руки чувствуют горизонтальное расширение ребер

Для ощущения диафрагмального (брюшного) дыхания необходимо стать прямо, положить ладонь руки на верх живота и осуществлять набор воздуха. Диафрагма опускается, легкие наполняются воздухом, живот увели ьшуеться и выпячивается вперед. Плечи и грудная клетка при вдыхании подниматься не должны, а при выдохе - имеют слегка опускаться. Сначала диафрагма бывает непослушным и при вдыхании сокращается. Но со временем при наличии четкого самоконтроля процесс становится регулируемыманим.

Педагогу необходимо ежедневно заниматься дыхательной гимнастикой. Это своеобразный"туалет", который является залогом обеспечения хорошего физического и психического самочувствия. Для учителя, которому приходится работать в ум языках частичного кислородного голода, такая гимнастика важна не только для отработки непосредственного фонационное дыхания, но и для пополнения кислородом нервных клеток. Поэтому выполнение дыхательной гимнастики и утром, по дороге на работу, в перерывах между занятиями - чрезвычайно важный фактор поддержания себя в форм себе у формі.

Для отработки техники фонационное дыхания необходимо освоить систему упражнений. Часть из них заимствована нами из научных работ, в которых исследуются проблемы формирования речевой деятельности актеров педагогив1. Подаем йїх.

1. Исходное положение: стать прямо, руки положить на нижние ребра течение трех секунд наполнять легкие воздухом через нос; задерживать воздух на три секунды в течение следующих трех секунд легко вы идихаты воздух через рот. Ребра расслабились, а плечи и верхняя часть грудной клетки не должны опускаться. Повторять 3-4 раза в разном ритме: 3-3-3; 3-4-3; 3-5 -—5—4.

2 выходных положение: стать прямо, руки положить на область диафрагмы. Выдохнуть воздух, задержать дыхание до момента, когда появилось желание вдохнуть. Сделать глубокий вдох, чтобы было приятно; диафрагма а при этом опускается, живот выгибается вперед, задержать воздух на три секунды. Легко выдыхать через рот (губы"трубочкой"); диафрагма поднимается вверх, живот втягивается. Повторять 4-5 случаеювати 4—5 разів.

3. Это же упражнение можно выполнять и во время ходьбы: на три шага вдыхать, на три шага задерживать воздух, на следующие три шага выдыхать воздух через рот

4. Медленно вдыхать воздух через нос. Затем через узкое отверстие, образованный губами (губы"трубочкой"), выдыхать воздух, пытаясь погасить"свечу"(узкая (2 см) полоска бумаги имитирует свечу)"Пламя '"я свечи"надо положить параллельно и держать его ровно в горизонтальном положении в течение нескольких секунд (пока"пламя"удается удерживать в горизонтальном положенииься утримувати в горизонтальному положенні).

5. Делать медленный вдох и такой же медленный выдох, озвучивая его. При этом лучше воспроизводить звуки природы, животных: шум ветра в лесу - ш-ш-ш-ш-ш; шипение гуся - с-с-с-с-с го провода под силой ветра - гу-гу-гу-гу-гу-гу; жужжание шмеля - ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж...

6. Имитировать нагнетания насосом резиновой лодки. Выдохнуть, на счет до пяти набрать медленно воздух и затем, экономно расходуя воздух, начинать"накачивать лодки", имитируя движение рукой. Воспроизводить и звуки ш-ш-ш-ш. Воспроизводить столько звуков, сколько хватит воздуха на выдоху. Не прерывая"накачки"(и звукотворення), незаметно подбирать воздуха и так же на выдоху продолжать: ш-ш-ш-ш-ш. Следить за работой диафрагм.. Стежити за роботою діафрагми.

7. Исходное положение: два человека становятся напротив друг друга на расстоянии вытянутых рук. Ладонями упираются друг в друга, имитируя распиливания бревна. В такт движению пилы наклоняются вперед-назад. Вдохнули и и начали:"пила"в одну сторону - с-с-с-с-с,"пила"в другую сторону - с-с-с-с-с и т д. Следить за тем, чтобы равномерно опускалась и поднималась диафрагма юеться,"пила"все резче движется то в одну сторону, то в другую"Пильщиков"в такт передразнивают"пыльцы": сьсь-зь-сь-сщики" в такт передражнюють "пилку": сьсь-зь-сь-зь...

8 выходных положение: стать ровно, ноги на ширине плеч, руки сомкнуты над головой. Медленный вдох и вместе с наклоном вниз (руки касаются пола) быстрый, порывистый выдох через рот с произнесением н вукосполучень:. ХАИ паи туи ca! і!..

9 выходных положение: стать прямо, ладонь правой руки положить на место движения диафрагмы. Сделать выдох. Затем медленный бесшумный вдох и экономный выдох через губную щель. Выдох направлять на образование пе евних звуков. Следить, чтобы продолжительность выдоха была в пределах семи-десяти единиц счетаунку:

а) произносить звук [ф];

б) произносить звук [с];

в) произносить звук [ш];

г) произносить звук [ж];

д) произносить звук [с]

10 выходных положение: сидя на стуле, ноги чуть расставлены наклонить туловище, касаясь грудью до колен, руки свисают - активный быстрый вдох. На несколько секунд задержать дыхание. Медленно выпрями. Итис, поднимая руки вверх, выдох на звук [ш]. Пауза. Упражнение повторять несколько случае разів.

11. Исходные положение: ноги на ширине плеч, голова опущена на грудь. Поднять руки вверх - вдох; наклониться вперед, руки перед собой ладонями от себя, голову поднять, взгляд вперед - выдох на звуке [с сс].

12. Исходные положение: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повернуть туловище налево, направо - активный вдох, затем вернуться в исходное положение - выдох на звуке [м] с закрытым ртом

13. Исходное положение: стоя, ноги вместе. Поднимаясь на пальцы - вдох, опускаясь - выдох со звуком [ф]. На выдоху имитируйте руками движения лыжника

14. Упражнение выполняется стоя и сидя. Медленно вдохнуть, поднимая руки вверх (ладони обращены вверх), задержать дыхание, вытянуть руки и позвоночник, затем медленно выдохнуть со звуком [у], опуская р руки вниз задержать дыханиення.

15. Исходное положение так же, как в упражнении 9. Набрать воздуха в легкие побольше. На выдоху надо попробовать произносить как можно больше сочетаний согласных звуков, заботясь о экономный расход воздуха:

а) ф-с-ш-ж-с - ф-с-ш-ж-с - ф-с-ш-ж-с;

б) б-в-г-д - б-в-г-д б-в-г-д;

в) к-л-м-н - к-л-м-н - к-л-м-н;

г) р-л-м - р-л-м - р-л-м;

д) с-с-ш - с-с-ш - с-с-ш

Комбинации звуков могут быть разнообразными

16. Исходное положение: тело выпрямить. Сделать полный выдох. После паузы на счет до трех начать медленный вдох через нос, максимально опустить диафрагму"Задать"дыхание и через паузу на счете ок до трех начинать выдыхать, сопровождая выдох счетом до восьми, не делая паузы между словами. Повторяя упражнение на протяжении многих дней, счет необходимо постепенно увеличивать до 14-16; 18-2до 14—16; 18—20.

17. Сделать глубокий вдох, обеспечить"сопротивления"дыхание. Экономно расходуя воздух, произносить слова. Между каждой группой слов делать паузу; подбирать воздуха только в случае необходимости в нем:

а) виз, нос, кот, угол - остановка;

б) лаз, лес, лук, пуд - остановка;

в) лось, снег, гад, кум - остановка;

г) раб, лев, мир, вал - вдох

18. Сделать глубокий вдох, обеспечив"сопротивления"дыхание. Экономно расходуя воздух, произносить группы слов. Между каждой группой производить отбор воздуха:

Вдыхать - пауза;

Волга,. Днепр,. Дон,. Енисей,. Иртыш - отбор воздуха;

Дунай,. Неман,. Эльба,. Тигр,. Темза - отбор воздуха;

Киев,. Черкассы,. Минск,. Львов,. Канев - отбор воздуха

19. Упражнение выполняется с мячом. Станьте ровно, ноги развести на ширину плеч. Небольшой резиновый мяч держать в руках перед собой. Сделать глубокий вдох. С началом выдоха, ударить мячом вперед об пи идлогу, одновременно переводя то правую, то левую ногу по верху полета мяча вверх. Удар мяча движение ногой сопровождайте счету до тех пор (до 10-15), пока не появится необходимость подобрать воздуховітря.

20 упражнений выполняется со скакалкой. Сначала сделать выдох. Задержать воздух на счет до трех и начинать вдох через нос на пять подпрыгиваний. На следующие семь подпрыгиваний делать выдох, сопровождение джуючы его произнесением вслух сначала звукосочетаний, а затем имен, названий рек, городов и т др.. ін.:

а) пап - тап - бап - сап;

б) воз - вос - кон - топ

в). Киев -. Львов -. Донецк -. Одесса;

г). Днепр -. Дунай -. Тиса -. Дон

Упражнение с экономным расходом выдыхаемого, в сочетании с звукотворною деятельностью и процессом выполнения различных движений способствует распределению внимания, формированию техники дыхания и голоса, что так важно во для педагога, которому необходимо уметь сочетать речи с другими видами технической и физической деятельности.

21. Упражнение выполнять стоя, потом сидя. Выдохнуть, затем глубоко вдохнуть. Экономно расходуя воздух, читать отрывки из стихотворений (каждую строфу - на одном выдохе):

По пути чумацком в росах. Будет вечность мчаться на коне. Я губами в роскошных волосах

соберет звездные огни

отбор воздуха

Где миры сталкиваются в шали

И смеется злобно маньяк

Я свои поведаю печали

Той, что жду и не дождусь никак

(В. Симоненко)

отбор воздуха

А правда топчет тропу прямоты

И просит слова в суетном потоке

О казематы и тюрьмы. Воркуты

О голодовку в тридцать третьем году

(А. Малышко)

отбор воздуха

По дубраве ветер веет

Гуляет по полю

Край дороги гнет тополь

До самого низа

отбор воздуха

Как умру, похороните

Меня на могиле

Среди степи широкой

На Украине милой

отбор воздуха

Чтобы поля широкополые

И. Днепр, и кручи

Было видно, слышно

Как ревет ревущий

(ТГ. Шевченко)

отбор воздуха

Школярочка идет в первый класс. Уже скоро быть. Бабьем лету,. Настало для девочки желанный час. Познать удивительные тайны мира

(Л. Дмитерко)

22. Упражнение направлено на формирование техники речи, что способствует выработке легкости звука, его польотности, чтение кажется легким, наполненным душевной легкости, одухотворенности. Для тренировки добира ають поэтически выразительные отрывки. Все слова строфы произносятся на одном выдохе воздуха и на одной высоте, и только отмеченные звуки будто поднимаются вверхрху.

За горами горы, тучами увитые

Засеянные горем, кровию политы отбор воздуха

Изначально. Прометея

Там орел карает

Что день божий ребра добрые

,. Сердце разбивает

(ТГ. Шевченко)

Ревет и стонет. Днепр широкий

Сердитый. Ветер завыл

Наземь ивы гнет высокие

горами волну задирает

отбор воздуха

И бледный месяц на ту пору

С облака кое-где выглядел

будто лодка в синем море

То появлялся, то утопал

(ТГ. Шевченко) отбор воздуха

Васильки в поле, васильки в поле, и у тебя, милая, васильки из-под ресниц, и рощи синеют ген на горизонте, и синеет счастье в душе моей

отбор воздуха

Одсияють года, как облака над нами, и вот так же в поле будут двое идти, но нас не будет. Может, мы цветками, может, васильками станем - я и ты

(В. Сосюра) отбор воздуха

Как гул веков, как шум возрастов

Как бури дыхание - родной язык

Вишневых нежность лепестков

отбор воздуха

Сурьма похода рассветная

Неволи стон, свободы пение

Жизни духовной основа

(М. Рыльский)

отбор воздуха

Народ мой, дитя. Сиятельный

Живи и орудуя языках всеми

Потому каждый язык - твоего духа школа

Твоей правды - золотая труба

отбор воздуха

Вклякны перед звездой мировой

Что горит, как солнца крэш

Но не молись языке чужой

Потому, на коленях стоя, умрешь

(Д. Павлычко) отбор воздуха

Мово родная!

Материнская нежная мово!

Мово силы и простоты, -

отбор воздуха

Эй, какая прекрасная. Ты!

Первое слово - крик любви

Смех и радость младенца -

Неповторимое слово"Мать"-

О жизни прежде слово

(И. Багряный)

23. Прочитайте отрывок из произведения. Остапа. Вишни"Ярмарка", равномерно распределив воздуха. Захряс площадь

Захряс арбами, возами, бедами, лошадьми, коровами, овцами, волами, телятами, горшками, мисками, курами, шерстью, мешками, хмелем, смушки, материей, сапогами, конфетами, пряниками, квасом, пивом, рус ской горькой, гребенками, косами, шкурами, ремнем, чугунами, пенькой, платками, полотном, дегтем, керосином, дранки, рубашками, юбками, коврами, щетиной, бочками, рогами, майками, воском, медом патоки, таранью, селедкой, колесами, шествиями, стеклом, жареной рыбой, ряднами, сундуками, гвоздями, молотками, свиньями, торговцами, цыганами,. Барышников, людьми, детьми и слепцам...

И все это шевелится, дышит, курит, говорит, кричит, ругается, мычит, мекает, ржет, игигикае, жует жвачку, зевает, хрюкают, крестится, божится, матерится, заприсягаеться, пахнет, кудку-дахкае, квохчет, курит друг друга по рукам, играет на гармони, на скрипку, причитуе, пьет квас, ест тарань,"будькае", щелкает семечки и вертится на каруселиа каруселі...

24. Для тренировки дыхания в умеренном движении ходите по комнате и читайте стихи, подбирая воздуха лишь после каждой строфы:

Любите Украину, как солнце, любите

Как ветер, и травы, и воды

В час счастливую и в радости миг, любите в час непогоды

Любите Украину во сне и наяву, вишневую свою Украину, красоту ее вечно живую и новую и язык ее соловьиный

(В. Сосюра)

Перешел все миры я -

Есть прекрасных языков много

Но первой, как. Мать

Среди языков одна лишь ты

Ты величественна и проста

Ты старая и вечно новая

Ты мощная, родным языком!

Язык - песня колыбельная

Язык - матери уста

(И. Багряный)

Украины!

И пусть плывет за годом год

Буду, мамо гордая и красивая

Из тебя удивляться век

Ради тебя перли в душу сию

Ради тебя мыслю и творю

Пусть молчат. Америки и. России

Когда я с тобой говорю

(В. Симоненко)

Отрабатывая технику дыхания, необходимо помнить два момента. Во-первых, правильно поставленный дыхание - это неотъемлемая часть главного инструмента педагогической деятельности - голоса, залог успеха в в этой сфере. Во-вторых, для доведения техники дыхания до автоматизма необходимые настойчивость и самоконтрольль.

Важным компонентом формирования техники речи педагога является овладение дикцией. Дикция - это произношение, манера произносить слова, слоги и звуки в разговоре, пении и декламации. Выраженность дикции - важный a аспект профессиональной деятельности педагога, актера, оратора, певецка.

В работе над дикцией надо придерживаться определенной последовательности: усвоить структуру, построение речевого аппарата и артикуляционной деятельности при произнесении звуков того или иного языка, правильность пост тановки конкретных звуков отрабатывать на словах с использованием образного змистубаченля; тренироваться в произношении звуков и слов во фразах с глубоким пониманием смыслового содержания определенной фраз.

Каждый человек отличается индивидуальными особенностями голосо-и звукотворения. Встречаются и недостатки в произношении отдельных звуков. Педагогу никак нельзя работать со звуковыми недостатками в речи евий деятельности. Если и случаются такие пады, то необходимо каждому индивидуально работать над их устраненияням.

Как и актерам, педагогам нужно целенаправленно работать над отработкой техники дикции. На первом этапе необходимо ознакомиться с положением артикуляционного аппарата в процессе образования конкретных звуков. После этого можно приступать к тренировке с целью формирования умений и навыков правильного произношения всех звуков. На начальном этапе (произнесения отдельных звуков) важно анализировать и мысленно фиксува ты положение определенных органе в речевого аппарата в момент образования звуков. С этой целью полезно основательно, без спешки выполнить первые упражнения перед зеркалом с записями на диктофон с последующим вос создание и самоанализом. Диктофон целесообразно использовать и в дальнейшем произнесении звуков в звукосочетания, а затем и фразаразах.

Для каждой группы звуков необходимо иметь набор упражнений, позволяющих овладеть техникой их правильного произношения. Значительное место в этом плане педагоги отводят скороговоркой. Используя предлагаемый матери иал для тренировки, следует избегать догматизма, бездумного повторения отдельных слов, фраз и выражений. За каждым составом, словом нужно видеть предмет, явление, процесс. Такой подход будет способствовать сознательному овладел нню техникой речи. Подаем ряд упражнениявправ.

1. Произносите гласные и йотовани (громко и тихо):

а) а, о, у, е, и, и;

б) я, ю, есть, и

2. Произносите группы звуков:

а) а-о, а-у, а-е, а-и, а-и;

б) о-а; о-в; о-е; о-и; о-и;

в)-а; во-о; у-е; у-и; у-и;

г) е-а, е-о, е-в, е-и, ??е-е;

д) и-а; и-о; и-у; и-е; и-и;

е) и-а, и-о, и-у, и-е, и-и

3. Произносите в разном темпе пьятискладови звукосочетания как слова с ударением на последнем слоге:

а) бавагадажа, бовогодожо, бувугялужу, бевегедежс бивигы-дижы, бивигидижи;

б) закаламана, зоколомоно, зукулумуну, зекелемеие, зикилы-мини, зикилимини;

в) парасатафа, поросотофо, пурусутуфу, пересетсфе, пприситнфы, пириситифи;

г) хацачашаща, хоцочошощо, хуцучушуицу хецечешсще, чицичишищ", хицичишищи

Согласные звучать четко в медленном и ускоренном темпе

4 четкие, но без напряжения произносите начальные и конечные согласные в словах: состав, стекольщик, страх, сотрясение, струп, страж, склеп, сплин, скрип, штраф, шквал, вдох, взвод, содержание, влияние, вступление, втроем

5. Произносите сочетания согласных, не допуская"глотание"окончаний:

а) шторм, корм, горн, сонм, нерв, спазм, цикл, ритм, сокровище;

б) холм, корж, шарж, гонг, корд, торф, ферзь, ямб, ромб;

в) стенд, съезд, дрозд, спорт, фант, толк, франк, транс, темп;

г) гольф, отруби, шурф, парк, марш, цинк, волк, городов, пункт

6. Произносите скороговорки, контролируя состояние произношения всех звуков в словах. В скороговоркой надо не просто говорить текст, упражняясь в скорости произнесения, а прежде всего необходимо понять их суть содержательный компонент. Работа над скороговорками начинается с произнесения текста. Постепенно темп и ритм ускоряетсяться.

-. Бомбардир бомбардировал. Бранденбург

-. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит

- рапортовал, но недорого порта вал, дорапортував, но зарапортовался

-. Рила свинья билорила, тупорылая; пивдвора рылом порыли, вырыла, разрыли

-. Не жалела мама мыла. Мама. Милу мылом мыла. Мила мыла не любила

-. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером

-. Ловко лавируя в ларингология, врач-ларинголог легко излечивает ларингит

-. На горе. Арарат рвала. Варвара виноград

-. Забыл. Панкрат. Кондратов домкрат, а. Панкрат без домкрат не поднятий на тракте трактор

-. В. Феофана. Митрофановича три сына. Феофанович

-. Не ходи по полю, не топчи посеял, не хлопают глазами - не твоя девушка

-. Мельница мелет - мука будет, язык мелет - беда будет

-. Что у тебя получилось - тарантас или дышло?

Наш пономарь всех пономарей перевипаламарив, нашего пономаря один пономарь. НЕ перепаламарить, не перевипаламарить

-. Не то, товарищи, товарищ товарищ, кто при товарищах товарищ, а то товарищ товарищ, кто и без товарищей товарищ товарищ

-. Юра ловит рыбку ловко, скоромовить скороговорку; возникает рыбка близко; рассыпает серебряные брызги

-. Женился дурак, и все в бесноватой, не знали, что делать - подожгли дом

-. Ченчик, монах небольшой, на монашек башмачки, шапочка - кипчаточка; добрый вечер дивчаточка

-. Краб краба сделал грабли. Подал грабли краба краб. Пришел. Прокоп - кипел кипяток; пошел. Прокоп - кипит

кипяток. Как при. Прокоп кипел кипяток, так и без. Прокопа кипит кипяток

-. Карл у. Клары украл кораллы, а. Клара у. Карла украла кларнет

-. Клава клала сыр на полку, угощала им. Колю

-. Ленивый. Лавр лежал лежебок на лежанке

На дворе трава, на траве дрова, под двором дрова. Не руби дрова на траве двора

-. Протокол о протоколе протоколом запротоколировали

-. В. Сене и. Саши в сетях серый сом с усами

В плане овладения техникой речи важное значение имеет ощущение, проникновения в его логическую структуру. От логики речи педагога во многом зависит коммуникативная активность, уровень понимания и усвоение учащимися содержания учебного материалау.

Слово педагога должен отличаться в психологическом плане уверенным характером. Но чтобы оно было именно таким, требуются своеобразные дополнения. Это:

- мышечная мобилизованность - обязательное условие начала любого наступления;

- повышение и усиление голоса в начале каждой следующей фразы по сравнению с предыдущей, что позволяет удерживать инициативу в своих руках;

- укрупнение картины, которая рисуется с помощью слова, для подчеркивания ее значимости для слушателей;

- усиление яркости каждой следующей фразы: более четкая завершенность фразы, более рельефное выделение ударных слов;

- четкое выделение контрастных картин фразы, которая вырисовывается словам, для чего более активно используется диапазон голоса педагога;

- выделение словам элементов видение главного в картине, передается словами

Большинство указанных дополнений можно реализовать через компоненты логики речи. Логика речи - это те законы, которые помогают педагогу осмыслить текст и правильно донести его содержание до учащихся. В этом смысле под текстом понимаем и печатный текст и тот, который смоделирован в голове говорящегоця.

Правильной построении речи отношении требований его логики способствует развитие видение того, о чем сообщается в фразе. КС. Станиславский в развитии актерского мастерства особое значение придавал способности к видению, ощущение действия, жизнь за каждым словом, за каждой фразой"Природа устроена так, - писал он, - что мы в ходе словесного общения с другими сначала видим внутренним взором то о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом чувствомком почуте.

Слушать, нашим языком, означает видеть то, о чем говорят, а говорить - значит рисовать зрительные образы. Слово для актера не просто звук, а возбудитель образов. При этом во время словесного общения на с сцене говорите не столько для уха, сколько для глазаа".

Эта мысль. КС. Станиславского касается и педагога, процесса формирования его техники речи. Однако не стоит ограничиваться только тем, что для нас"устроила природа"в смысле видения. Необходимо настойчиво развивать в себе эту важную психологическую качествологічну якість.