Учебники Онлайн


Знание пантомимикой, мимикой, жестами

Предпосылкой становления мастерства педагога является гармоничное сочетание внутреннего психологического содержания его деятельности и его внешнего проявления. Невербальные средства педагогической техники позволяют вч читель усиливать вербальные средства и дополнительно выражать намерения, чувства, мысли, переживания. Ученики часто непосредственно или интуитивно"считывают"такие действия педагога, адекватно реагируют на ныгують на них.

Довольно удачной, на наш взгляд, является предложенная. О. Кузнецовой схема применения невербальных средств общения (рис 41)

Видное место в системе педагогической техники с точки зрения ее средств занимает пантомимика. Пантомимика - один из видов выразительных движений человека, которые охватывают те изменения в ходе, осанке, жестах, мимике, которые пе ередають его психическое состояние, переживания, отношение до

Невербальна комунікація

. Рис 41. Невербальная коммуникация

тех или иных явлений, действий пантомимического изменения обычно возникают самопроизвольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека

Учителя прежде всего"украшает"выразительная осанка, которая выражает его человеческое достоинство, профессиональную уверенность. Поза и все движения должны отличаться простотой, естественностью, мягкостью, доброжелательностью

Как отмечает исследователь. А. Пиз, нередко складывается мнение, что невербальные средства общения являются второстепенными, неважными сравнению со словесными. Но исследования говорят о другом: передача информации от дбуваеться через вербальные средства на 7 процентов, через звуковые (в частности, тон голоса, интонация звука) - на 38 процентов, через невербальные - на 55 процентов. Можно привести пример результатов других к исследований этого плана: словесное общение в беседе составляет менее 35 процентов, а более 65 процентов информации передается с помощью невербальных средств. Важен еще один факт: если лицо пед. Агого, лектора недвижимое или невидимое, теряется до 10-15 процентов информацииації.

Уместно подать в этом плане портрет учительницы. У писателя. Льва. Кассиля есть рассказ"У классной доски"Начинается оно со знакомства с главной героиней - учительницей немецкого языка

"О учительницу. Ксению. Андреевну. Карташову говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, дети следили за каждым взмахом руки учитель ькы, и рука пела, рука объясняла все, что оставалось непонятным в словах. Ксении. Андреевне не приходилось повышать голоса на учеников, ей не надо было покрикивать, зашумят в классе, она поднимет свою легкую руку, поведет ней - и весь класс словно прислушивается, сразу становится техає тихо.

-. Ух, и суровая она у нас - хвалились ребята -. Сразу все замечает

Тридцать два года учительствовала в селе. Ксения. Андреевна. Сельские милиционеры отдавали ей честь на улице. Многие прошло за тридцать два года через класс. Ксении. Андреевны требователен, но справедлив ной человеком была вон вона.

Волосы у. Ксении. Андреевны давно побелели, но глаза не выцвели, были такие же синие и ясные, как в молодости. И всякий, кто встречал этот ровный и светлый взгляд, невольно веселишав и начинал думать, что, слов во чести, не так уж он плохой человек и на свете жить, безусловно, стоит. Вот какие глаза были у. Ксении. Андреевныи!

В системе педагогического общения среди невербальных средств значительное место занимают жесты и мимика

Жесты (от фр geste - действие) - это телодвижения, особенно движения руками, сопровождающие язык для подъема ее выраженности или заменяют ее

Мимика (от гр mimikos - подражательный) - выразительные движения мышц лица, что является одной из форм проявления тех или иных чувств, настроений человека

Жесты и мимика играют существенную роль в деятельности учителя. Они усиливают речевую деятельность, делают ее образной, более убедительной, разнообразной и даже экономной. Все это способствует повышению ю айстерности педагога, а следовательно, и его профессиональной культуры. Учителю необходимо упорно работать над овладением техникой использования жестов и мимики в практической деятельностисті.

Каждый жест должен иметь психологический и содержательный подтекст. Главное в овладении жестами - добиваться, чтобы они были оправданными, целесообразными, правдиво и естественно выражали содержание речи и мысли. Надо заметить, что жесты и мимика несут на себе отпечаток этнической культуры и менталитетту.

Стоит учесть описание мимических признаков эмоциональных состояний, которые предложила. ВА. Лабунская (табл. 41)

Выделяют три группы жестов - механические, описательные и психологические

. Механические жесты широко распространены, имеют в большинстве бытовой характер, поздравления за руку; движения вашей руки при поклоне; поздравления на расстоянии; приглашение будущего собеседника пройти в к комнаты, сесть за стол и под. Такие жесты необходимые. Они вносят разнообразие в общение, насыщают его чувственными признакамми.

. Описательные жесты могут быть двух видов. Первый - учитель пользуется жестом как указкой, сосредоточивая зрительные рецепторы на указанных объектах, находящихся непосредственно перед его глазами. Второй - учитель рас овидае о определенный предмет или явление, стремится при помощи слова помочь ученику"нарисовать"в своем воображении ту или иную картину действия, используя при этом для подкрепления определенные жесты например, учитель ь рассказывает ученикам о движении спутника вокруг. Земли: жестами руки можно дополнить словесную картинвесну картину.

. Психологические жесты являются внешним выражением чувств человека. Они не всегда совпадают с теми словами, которые выдает говорящий. Точнее, психологические жесты совпадают не с текстом, а с подтекстом, с внутренним образом. На априклад, известно, что вертикальный жест рукой выражает утверждение, а горизонтальный - отрицание. Вот вы говорите кому-то:"Я не хочу больше этим заниматься"И вертикальным движением руки ударяют по столу. Или еще пример вкрадчиво сдержанным голосом вы говорите собеседнику:"Я уважаю вашу работоспособность, целеустремленность", а сами в это время смотрите в окно, отвернув голову от собеседника. Такой же ест полностью выдает вас, он выражает ваш подтекст, внутреннее, истинное отношение к действительностиавжнє ставлення до дійсності.

Жесты названных групп не должны быть механическим дополнением к словам, а находиться в органическом единстве с мышлением, внутренними психологическими образами. Чрезмерное количество жестов также не всегда оправдан на. Тем более, когда учитель часто повторяет один и тот же жест. Ведь основную роль играет первый жест, который подкрепляет мнение. Он несет в себе основную смысловую и волевое нагрузки. Другие жесты - это как к оливання по инерции. Они сглаживают силу первого жеста, а иногда и ослабляют. Представьте себе: вы говорите ученику, который грубо нарушил дисциплину в классе, мешает работать другим ученикам, с возмущенными ем в голосе:"Прекратите свою недостойное поведение!. Займите место за партой, не мешайте товарищам!" м вперед в направлении парты, которую должен занять. Ученомумає зайняти учень.

В поисках целесообразных жестов учитель должен действовать в нескольких направлениях: 1) личностном: жесты, которые способствуют выражению особенностей психического состояния конкретной личности, 2) типичном: свойственны тем литерат турне персонажам, о которых говорит учитель, 3) историческом: педагог стремится передать характерные особенности отдельных исторических фигур; 4) национальном: для представителей разных национальностей хар актерни определенные жесты, которые отражают особенности их менталитета, культуры (например: в украинской движение головы сверху вниз означает утверждение, а слева направо - отрицание, у болгар - наоборот.

И хотя жесты - это способ подкрепления речевой деятельности, выражение особенностей подтекста, которые обусловлены конкретными обстоятельствами, все в педагогической работе можно говорить об определенной их алгоры итмизаци.

Рассмотрим технику употребление некоторых жестов в системе педагогической деятельности

1. Учитель встречает при входе в школу свою коллегу. Он пропустить ее первой. Правой рукой мягко открывает двери, отступает немного назад и в напивпоклони плавным жестом руки ладонью вверх приглашает о ойты первое. ТО же при входе в классную комнату, актовый зал тощтощо.

2. Директор школы (заместитель) приглашает ученика в свой кабинет с целью поблагодарить его за хорошие успехи в олимпиаде. Его действия открывает двери своего кабинета, плавным жестом левой руки, поднять на уровень нь груди и ладонью вверх, предлагает ученику зайти и указывает ему на стул, сопровождая словами:"Прошу. Вас - заходите. Садитесь"И только после этого садится саього сідає сам.

Те же участники: приглашает ученика, который грубо нарушил дисциплину, с целью откровенного разговора с ним. Его действия: резко открывает дверь, жестом левой руки, опущена несколько вниз и повернута ладонью вниз, по оказывает на место, где ученик может сестьи.

3. Необходимо призвать ученика к себе. Если он находится на небольшом расстоянии в зоне слышимости, то удобнее воспользоваться голосом. Здесь можно обойтись без жестов. Но когда воспитанник находится на далекой отд дальше и голос воспитателя не может быть услышан (особенно на улице во время спортивных соревнований, досуг), движением поднятой вверх руки ладонью вперед учитель обращает на себя внимание конкретного воспитанника, а затем движением кисти этой же руки, вытянутой вперед, движениями пальцев по направлению к себе, пидзивае ученика. Можно обратить внимание питомца на себя, громко назвав его имя или фамилию, а затем пидизв ать движением рук руки.

4. Используйте жест для подкрепления приглашение ученика сесть на стул, для доброжелательной деловой беседы. Плавным движением руки, протянутой в направлении стула, ладонью вверх, приглашаете сесть, сопровождения оджуючы это словами:"Садитесь, пожалуйста ласка".

5. Приглашаете питомца для разговора по поводу нарушения дисциплины. Резким движением руки по направлению стула с протянутой рукой и указательным пальцем сопровождаете свою фразу:"Садитесь!"

6. Ученица старшего класса чем-то взволнована, ее что-то беспокоит. Поднимает руку, просит разрешения выйти из класса. Учитель, не прерывая рассказа, мягким утверждая кивком головы сверху вниз выражает свою ю согласие на просьбу ученициці.

7. Учитель вошел в класс для проведения определенной работы с учащимися, с которыми работал на предыдущем уроке. Ученики поднялись со своих мест. Учитель движением правой руки, обращенной ладонью воспитанников на ров вни плеча, а затем опущенной сверху вниз, дает знак, чтобы они садились на свои местасця.

8. Во время занятия ученик занимается посторонними делами сосредоточенный взгляд, сделав короткую паузу (или другим"манком"), учитель привлекает внимание ученика, поднимает руку с повернутой к нему ладонью на уровне головы, будто подает знак"Остановитесь!"оложенні затримує жест.

9. Под время устного ответа ученик допускает ошибку, которая может вызвать появление других ошибок. Жестом поднятой вверх руки с повернутой к ученику ладонью ("Остановитесь!"). Учитель прерывает ответ

10. Ученик отвечает на поставленный вопрос правильно, уверенно. Учитель едва заметными кивками головы сверху вниз создает психологическую обстановку поддержки, стимулирования мисленневои деятельности ученика

11. В процессе объяснения нового учебного материала учитель стремится обратить внимание учащихся на важность мнения, выделить главное, существенное. Не прерывая речи, педагог поднимает правую руку на уровень г головы с поднятым указательным пальцем. Жест задерживает на отрезок объяснение особенно важное понятие, суждениемки.

12 необходимо срочно остановить ход мысли, речи, негативного воздействия ученика. Учитель напряженно, резко протягивает руку вперед и делает несколько решительных, резких движений в горизонтальном направлении

13. Учитель приглашает учеников обратить внимание на определенный объект (в классной комнате, за окном, на улице, на лоне природы). Осуществляет мягкий жест рукой, сам занимает место несколько сбоку, в на полуобороте к объекту, чтобы видеть и объект, и ученикиів.

Есть разные системы классификации жестов, одну из них приведены в табл 42

Можно было бы привести еще немало примеров употребления жестов в педагогической деятельности. Но так или иначе учитель должен настойчиво, целенаправленно овладевать техникой целесообразного использования жестов как важ ного дополнения вербальных средств коммуникации в педагогическом процессі.

Жесты педагога должны быть органическими и сдержанными, без резких широких вимахив и острых углов. Нужно сдерживать себя по жестикуляции, помня, что жесты - лишь дополнение к вербальным засо обев.

. Таблица 42. Классификация жестов

Вид

Наименование значение

Описание

Коммуникативные

Привлечение внимания

подзыва

Приветствие и прощание

Благодарность

Похвала

Одобрение, согласие

Неодобрение, пре-

зирство

Предостережение

Запрет

Угроза

Победа

Примирение, признание себя побежденным

Дружеское отношение

Раскаяние

Указание

Удивление

Поднятая вверх рука с открытой ладонью

Движение запястья или предплечья в направлении к телу, поощрительные движения указательным пальцем

Пожатие рук, помахування поднятой

вверх рукой, поклон, кивок головой, объятия

прижать к груди ладонь, рукопожатие, поднятые руки с сцепленными

"замком"ладонями

Поднятый вверх большой палец руки

в сжатом кулаке

Кивки головой, аплодисменты

Покачивание головой из стороны в сторону, отвлечение лица, возвращение к партнеру спиной

Прижатый к губам палец

Поднятые скрещены в предплечье руки

помахування рукой или движение указательным

пальцем из стороны в сторону

Сжатый кулак, движения указательным пальцем

Поднятая рука со сжатым кулаком или

рука с разведенными указательным и средним пальцами

Поднятые вверх руки с открытыми ладонями, развернутыми к партнеру

Похлопывание по плечу

Удары рукой себя в грудь

Вытянутая в нужном направлении рука

или палец, поворот головы с кивком

сторону

Разведенные руки, пожимание плечами

Описовозображальни

Линейный размер

Площадь, объем

Форма

Свойства материала

Скорость, ускорение

Колебания, вибрация

Разведение и сведение рук с открытыми-

ладонями; рука, поднятая над полом

или столом; демонстрация кончика мизинца; сближение большого и указательного

пальцев

Объемные движения в стороны обеими руками

описывающие замкнутую траекторию

Движения руками и пальцами, повторяющие контур объекта

Пружинные движения руками или запястьем

(упругость) плавные растягивающие движения

руками (пластичность, текучесть) касания и отдергивание (высокая температура предмета или его колкость) и т.д.

Быстрые или медленные движения рукой в ??одном направлении, ускоренные движения

ритмичные движения рукой из стороны в сторону или

сверху вниз

Модальные

Незнание, отрицание

Размышления, сосредоточенность

Страдания

Подавленность

Отвращение

Разочарование

Удовлетворение

Радость, восторг

Дефицит времени

Частое отрицающее качание головой

из стороны в сторону

Рука, подпирает подбородок; потирание виски

заламывания рук, приложения их к

лицо

Опущенные плечи, склоненная голова, согнута

фигура

Болезненное подергивание плечами

и всем телом

Взмах рукой сверху вниз

Потирание ладоней, рукомийни движения

запястьем

Всплеск руками

Постукивание пальцами по циферблату часов или позирання на него

Мимика, наряду с жестами, является важным дополнением к вербальных средств общения. Выражение лица, взгляд нередко передают психическое состояние человека в деятельности воспитателя это особенно важный аспект спи илкування. Воспитанники часто"читают"с лица учителя его настроение, намерения, направления действий. В свою очередь педагог по выражению лица может (и должен)"читать"психическое состояние воспитанников и на основе такого" чтения"проецировать свои педагогические действия AC. Макаренко по этому поводу размышлял:"Можно и нужно развивать зрение, просто физическое зрение. Это необходимо для воспитателя. Надо уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего мудрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений дізнаватись про деякі ознаки душевних рухів".

С помощью мимики достаточно экономно, но определенно можно передать чувства, настроение, отношение к конкретному явлению или событию. Как и жесты, мимика должно быть органической частью психического состояния педагога. Если в она каким-то образом отделяется от этой основы, то это уже искусственность, ужимки, которое негативно воспринимается воспитанникамми.

Педагог с помощью мимики может выражать чувство радости, удовольствия, одобрения, гнева, недовольства, отвращения, брезгливости, боли и др.. Здесь нужна определенная игра. По этому поводу AC. Макаренко писал:"Педагог н не может не играть не может быть педагога, который не умел бы играть. Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя предположить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мук, мук нашей души ведь люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то стоит и у нас это сделатьас це зробити.

Но ученику надо иногда продемонстрировать муки души, а для этого надо уметь играть

Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то пас, который должен сочетать с этой игрой вашу прекрасную личность. Это не мертвая игра, техника, а настоящее отражение тех процессов, которые есть в нашей душе. А для ученика эти душевные процессы передаются как гнев, возмущение и тт. д.

Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить"иди сюда"с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов на лице, в фигуре и в голосе. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пи идийде или не услышит того, что надо, що треба".

Важное место в системе мимических средств занимают глаза. Народная мудрость гласит:"Глаза - зеркало души человека"В процессе активной учебной работы с учащимися учителю следует знать и контролировать,"куда и дети глаза"Заходя на урок, необходимо с рабочего места внимательным взглядом охватить,"увидеть"всех учеников и выразить глазами радость, удовольствие от встречи с ними. Во время объяснения нового учебного материала учитель должен видеть всех воспитанников и каждого. Однако не стоит сосредотачивать свой взгляд на отдельному ученику, поскольку это может вызвать у него определенную неловкость. Если конкретный ученик е дволикае свое внимание на посторонние вещи, учителю достаточно"вдруг"остановить свой рассказ на полуслове, внимательно посмотреть на него, выражая взглядом недовольство и требовательность, и после короткой па узы продолжить рассказь, і після короткої паузи продовжити розповідь.

Ошибочно в этом контексте позиция учителя, когда он в процессе монологической речи выбирает"опоры"в классной комнате определенную точку над головами учеников или объект за окном. Ведь с по ощью глаз учитель психологически мобилизует учащихся на определенную интеллектуальную работу, дисциплинирует их. Положения"точка опоры в углу или за окном"создает своеобразный психологический барьер между учителем и учащимся між учителем і учнями.

Учителю ни в коем случае нельзя употреблять мимику для подчеркивания определенных негативных качеств или отдельных недостатков во внешности или речевой деятельности воспитанников (косоглазие, дефекты в произнесении звуков в, физические недостатки и т.п.). Иногда можно только в плане шутки подчеркнуть положительные черты внешности питомца (приятный овал щек, кирпатисть, красота рук и др..).

Технику употребления мимики вряд ли можно определенным образом алгоритмизировать. Она слишком индивидуализирована и зависящая от индивидуальных особенностей педагога, а также психологических особенностей воспитанников

Мимика и жесты часто взаимосвязаны между собой. Поэтому в системе формирования педагогического мастерства учителю следует прибегать к выполнению определенных упражнений, которые помогут сформировать умения и навыки польз стування мимикой и жестами.

1 показывает жестом на окно, за которым цветет сад, мимикой обнаруживаете радость, удовольствие

Так же: за окном бушует ураган. Так же: за окном играют дети

2. Выразите жестом и мимикой определенное чувство: а) отвращения б) захват в) страха г) нежности

3. Выражайте мимикой определенное состояние как реакцию на внешний раздражитель: а) сладкие фрукты б) кислое яблоко в) горький перец г) горячий чай

4 передает мимикой состояние, когда вы едите: а) шоколадные конфеты б) сырую свеклу в) вместо сахара положили в рот ложку соли г) случайно положили в рот ложку слишком горячей пищи

5. Передайте мимикой и жестами определенное физиологическое состояние: а) болит зуб б) судороги стянули ногу в) вам жарко г) вы замерзли д) молотком ударили по пальцевые, е) ножом урезали палец

6. Передайте жестами и мимикой свою реакцию на действия воспитанников: а) во время игры в волейбол команда, за которую вы болеете, выиграла б) на уроке во время объяснения нового учебного материала вдруг открытого иваються двери и появляется голова ученика, который опоздал на урок в) во время контрольной работы вы заметили, что ученик пользуется недозволенным приемом (получил шпаргалку).

7. Передайте жестами и мимикой реакцию на определенные природные явления: а) на улице сильный ливень, вы без плаща и зонтика и вдруг раздался гром и молния б) на небе появилась радуга, вы любуетесь ею в) вы у реки, разделись и заходите в холодную воду.

8. Общая мимическая реакция на определенный раздражитель. Начался урок. Вы за столом. Открываются двери. Вы вернулись на стуле смотрите на ученика, который опоздал. Вербальные средства дополняете жестами, мимикой коймікою:

- требовательно:"Быстро садись!";

- удивленно:"Не ожидал от тебя";

- вопросительно:"Что-то случилось?";

- укоризненно:"Опять мешаешь работать"

9. Рассматриваете фото людей, репродукции картин. За внешним выражением лица охарактеризуйте психическое состояние человека, которую видите на фотографии, ее профессиональное направление

Остановимся на технологии проведения отдельных педагогических игр, разработанных на основе материалов книг"Игры - обучение, тренинги, досуг", которые будут полезны в системе овладения мимикой и жестами

1"Верю - не верю"В этой игре предлагается использовать наблюдения за непроизвольными движениями собеседников для оценки степени достоверности информации, передаваемой и эмоциональной реакции при ее спо ийманни. Один из участников выполняет роль рассказчика и рассказывает историю о себе, которая имеет довольно привычный и истинный вид, но вы точно знаете, что все это неправда от начала до конца. Второй спивроз вещатель выполняет роль педагога, который будет слушать эту историю и доверять ей или нет. Пока два собеседники обдумывают истории, другие участники игры делятся на две группы, одна из которых знакомится с признакам и, характеризующие правдивость и ложность, вторая - с признаками доверия и недоверия (табл. 43-44ри (табл. 4.3—4.4).

. Таблица 43. Правда или ложь

з / п

Признаки правдивости

Признаки неправдивости

1

Возвращенные вверх, раскрыты до собеседника ладони Пальцы расставлены

уходом рук за спиной, в карманах

2

Прямой взгляд не ниже уровня глаз собеседника

Отведение взгляда в сторону (на пол - мужчины, на потолок - женщины)

3

Наклон корпуса вперед в сторону с п и в разговорника

Полное или частичное прикрытие области рта ладонями, пальцами

4

Разомкнутые руки, свободные жесты

Скрещивание рук на груди, на животе, за спиной

5

Снятие очков при разговоре, жестикулирования ними

Потирание пальцами век, бровей

6

Сокращение расстояния и угла между партнерами (положение напротив)

Прикосновение пальцами к носу, уголков губ, щеки

7

Доброжелательная улыбка

Натянутая улыбка

8

Немного разведенные руки и ноги, голова прямо, плечи свободно опущены

Кажущееся покашливание

9

расстегнутый пиджак, нога выдвинута в сторону партнера, ладони протянутые вперед к собеседнику

Оттягивание, поправление ворота

10

Прикладывание раскрытой ладони в область сердца

Потирание ладонью шеи ниже затылка

11

Отсутствие жестов с левой графы

Собеседник менее 1/3 времени общения смотрит партнеру в глаза, часто отводит взгляд

12

Чрезмерная жестикуляция или полное ее отсутствие

Таблица 44 Доверие или недоверие

з / п

Признаки доверия

Признаки недоверия

1

утвердительно кивание головой

Сцепление пальцев рук

2

Одна нога немного отставлена ??назад, вторая - чуть впереди, носок ее указывает на собеседника

Заброс ноги на ногу

3

Наклон вперед к собеседнику, разомкнутые руки

Скрещивание рук на груди или зажима ладоней скрещенных рук мышками

4

Рука, стоящий на локти, подпирает щеку, но не подбородок

подпора ладонью подбородок

5

Прямой взгляд не ниже уровня подбородка

Потирание или касания уши, оттягивание мочки уха

6

Наклон головы набок

Прикрывание области рта ладонями, пальцами

7

Собеседник копирует позу партнера

Почесывание боковой поверхности шеи (ниже уха)

8

Сокращение угла между корпусами партнеров, поворот друг к другу

Прикосновение пальцами к носу, уголков губ

9

Заинтересованный взгляд искоса, поднятые брови, расширенные зрачки, легкая улыбка

Большой палец подпирает подбородок, указательный на щеке, направленный к виску

10

Одобрительная улыбка

Прижатые лодыжки ног

11

Для женщин: поправление прически, демонстрация внутренних поверхностей кистей

Взгляд искоса с нахмуренными бровями и опущенными уголками губ

12

У тех, кто сидит рядом, скрещенные в коленях ноги направлены друг к другу

Отвлечение от собеседника, занятия"стартовой позиции"(готовность уйти)

13

Собирание несуществующих ворсинок с одежды

14

Прикрытые века, откинутая голова, долгий взгляд без морганий

15

Взгляд поверх очков

16

Чрезмерно раскованная вне

17

Кривая, натянутая улыбка

18

отрицательного покачивания головой, наклон головы вниз

Члены первой группы имеют фиксировать мимику и жесты рассказчика и за ними определить, правдивой является изложена история. Члены второй группы также фиксируют жесты и мимика слушателя и за ними определяют, эт верил рассказанной истории. По завершении рассказа члены каждой группы высказывают свое мнение по ее обоснованиеям.

2"Доверие - недоверие"Два участника игры выполняют роль учителя и ученика"Учитель"пытается привлечь"ученика"к работе в научном кружке"Ученик"то поддается на его предложения, то отказывается. Другие участники игры делятся на две группы, одна из которых знакомится с признаками, характеризующими симпатию и антипатию, а вторая - с признаками уверенности и беспокойства (табл. 45-46ками впевненості та занепокоєння (табл. 4.5—4.6).

таблице 45. Симпатия или антипатия

з / п

Признаки симпатии

Признаки антипатии

1

Общение происходит в личной пространственной зоне (от 45 см до 1,2 м), постепенно переходит в интимную зону (от 15 до 45 см)

Общение происходит в социально значимой зоне (от 1,2 м) с тенденцией к постепенному увеличению дистанции в этой зоне

2

Разомкнутые руки, открытые к собеседнику ладони

Сцепленные пальцы рук, скрещенные на груди руки

3

Рука, стоящий на локти, подпирает щеку, но не подбородок

Большой палец подпирает подбородок, указательный на щеке, направленный к виску

4

Одна нога немного отставлена ??назад, вторая - чуть впереди, носок ее указывает на собеседника

Закладка ноги за ногу Прижатые лодыжки ног

5

Подтверждающие кивки головой Наклон головы набок

отрицательным покачивание головой Наклон головы вниз

6

При беседе с женщиной большие пальцы рук мужчины заткнуты за пояс или за прорези карманов

Прикрытые века, отброшена назад голова, долгий взгляд

7

Взгляд собеседников встречается более 2/3 беседы

Собеседник менее 1/3 времени общения смотрит партнеру в глаза, часто отводит взгляд

8

Взгляд искоса с приподнятыми бровями и улыбкой

Взгляд искоса с нахмуренными бровями и наклоненными уголками губ

9

Интимный взгляд - с головы до ног (и наоборот)

Только деловой взгляд - ве ниже области глаз

10

Расширение зрачков

Взгляд поверх очков

11

Ноги ставятся чуть шире привычного

поколачивание,"дрожание"ногой

12

Копирование жестов собеседника

Умышленное нежелание менять позицию вслед за собеседником

таблице 46. Уверенность или беспокойства

№ п / п

Признаки уверенности

Признаки беспокойства

1

Вторжение в интимную зону собеседника (от 45 до 15 см)

Стремление вести беседу на грани личной зоны (1,2 м)

2

Жесты ладонью вниз, указывания указательным пальцем

Жесты ладонью вверх с разведенными пальцами

3

Разомкнутые пальцы рук

Сцепленные пальцы рук

4

Шпицеподибне размещения ладоней и пальцев рук

Пальцы во рту, грызение ногтей

5

Закладка рук за спину: рука в руке

Закладка рук за спину: захват запястья, локтя

6

Руки на бедрах

Защита рта рукой, покашливание

7

Закладка рук за голову

Прикосновение к носу, уши, оттягивание воротничка

8

Скрещивание рук на груди с демонстрацией больших пальцев, или пальцев, зажатых в кулак

Скрещивание рук на груди, ладони в подмышках

9

Заброс ноги на ногу с охватом ноги руками

Скрещивание ног, прижатые лодыжки ног

10

Сиденья верхом на стуле

Сидение на краю стула

11

2/3 времени беседы взгляд сосредоточен на лице партнера

Отведение взгляда в сторону, глаза,"бегают"

12

Попытки копировать позу собеседника

Статичность позы или, наоборот - совання на месте

13

Стремление уменьшить угол между плоскостями тел в беседе

Стремление увеличить угол между телами (отвлечься)

14

поправление манжет, браслета часов, кручение пуговицы, украшений, ручки