Учебники Онлайн


Формирование полисов

В архаическую эпоху формировались античные полисы - города-государства их основу составляла античная форма собственности, то есть единство государственной и частной форм собственности. Полис как коллектив граждан имел право верхов внои собственности на землю, и только его граждане могли быть собственниками земли. Главный его экономический принцип - идея автаркии (самообеспечения) - экономическая основа свободы утвердилась и полисная сист ема ценностей: идея преимуществ земледельческого труда над всеми другими, осуждение ростовщичества и стремление к прибыли тощтощо.

В истории развития. Древней. Греции определяют два вида полисов:

1) аграрный, с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, развитием торговли и ремесел, товарно-денежных отношений, с большой долей труда зависимых работников, как правило, с олигар рхичним устройством (Спарта, города. Фессалии,. Беотии)

2) торгово ремесленный, со значительной частью ремесел и торговли, товарно-денежных отношений, использованием рабского труда в производстве, с демократическим строем (Афины,. Коринф,. Милет,. Сиракузы и др.). Споча. АТКУ полисный устройство возник в южной части. Греции на полуострове. Пелопоннес (Спарта), позднее в. Аттике (Афиныи).

Власть в полисах находилась в руках аристократии ("власть лучших") или олигархии ("власть немногих"). В греческом варианте это означало господство немногих могущественных родов, которые пытались прекратить демокр рати припинити демократію.

Жители полиса имели исключительное право владеть земельным участком в спирте, например, все плодородные земли распределяли согласно количеству полноправных граждан на 9000 наделов. Главным владельцем зе емли оставался полис, а его граждане получали наделы во временное пользование. Это зафиксировано в законах. Ликурга (IX века до н.э). Жители. Спарты коллективно эксплуатировали порабощенный населения - илотов. На каждый надел земли приходилось несколько семей илотов, которые имели один раз в год платить натуральный оброк, примерно 1/6-1/7 урож7 урожаю.

Более развитыми экономически были. Афины. По законам. Дракона (621 г до н э), которые нанесли первый удар родовым учреждениям, введя новое судопроизводство, оформили право частной собственности. За посягательство на эту собственность карались. Главным производственным центром стала большой земельный участок (3-5 га), владельцем которой был гражданин полиса. Хозяйства имели, как правило, многоотраслевой характер. Осуществляли рефо. РМИ, в частности известные реформы. Солона. Важнейшая из них (594 г до н э) - так называемая сейсахтейя (страхование груза) - заключалась в том, что все долги, взятые под залог земли, прощали, крестьянам восстанавливали статус владельцев, запрещали превращать афинян в рабство за долги, ограничивали ссудный процент. Позволяли вывозить оливковое масло с целью наживы, а вывозить зерно запрещали. Поощрялась ремесленную д ияльнисть. Вводили земельный максимум для ограничения концентрации земельной собственностильної власності.

Важным был закон о своде завещаний. Раньше после смерти главы семьи, который не оставлял завещания, землю наследовал род, но с введением такого закона ее разделяли на участки и продавали, что утверджува ало частную собственностьь.

Как известно, политические свободы в демократическом обществе считают неотъемлемым атрибутом рыночной экономики. Древние греки первыми начали прокладывать путь к демократии. Все законы. Солона имели и полет тический характер. Отдельные их положения приблизили победу в V века до н.э афинской демократии. Однако демократизация органов власти и управления состоялась за реформы. Клисфенлісфена.

Главным свойством социально-экономического развития классического периода (V-IV века до н.э) стало господство полисов и распространения в торгово-ремесленных полисах классического рабства, хотя сохранялась зависимость во вроде илотовтії.

Весомый вклад в развитие и накопление сведений о производственной деятельности сделали мыслители античного (классического) рабства. Пусть известные представители - греческие философы. Ксенофонт,. Платон и. Аристоте эль их общая идея заключалась в обосновании природного характера рабовладельческого государственного строя и необходимости дальнейшего утверждения и совершенствования натурального хозяйствва.

Благодаря им начали употреблять термин"экономика"(или"ойкономия"), что в буквальном переводе означает"законы (принципы) о ведении домашнего хозяйства", а по сути-искусство управления таким хо одарством. Эти мыслители ориентировались в своих взглядах на"преимущества"натурального хозяйства и естественный характер рабовладельческого становление государствктер рабовласницького становлення держави.

Ксенофонт (около 430-354 pp до н.э) - автор трактатов"Домолад"и"Доходы"- один из первых в истории экономической мысли, кто всесторонне изучал проблемы разделения труда в обществе. Не отрицая класич чне положения о разделении труда на умственный и физический (в зависимости от естественного разделения людей на свободных и рабов) и большую значимость земледелия для социально-экономического развития общества (по таким критерием его ставили на один уровень с военным ремеслом), по сравнению с ремесленничеством, торговлей, он переносил тем самым анализ хозяйственных процессов из сферы обращения в сферу производства и аргумента вал новую для того времени тезис о том, что"самую простую работу"можно выполнять более продуктивно, что степень разделения труда обусловлен, как правило, объемам рынка есть. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь 'связь между разделением труда и рыночныхозв'язок між поділом праці і ринком.

Также. Ксенофонт одним из первых осмыслил два аспекта любого товара, выраженные в его полезных качествах (потребительная стоимость) и способности к обмену (меновая стоимость). Будучи, несомненно, сторонником на атурально-хозяйственной концепции (осуждая обращение денег как торгового и ростовщического капитала), он все-таки признавал необходимость функционирования и полезность денег, указывая на присущие им функции обращения и средства накопления. Философ предлагал накапливать деньги как сокровище, страховой фонд на случай войны, с целью расширения натурального хозяйствва.