Учебники Онлайн


23 Формирование и развитие основных идейно-политических доктрин XIX века: консерватизма, либерализма, социализма, анархизма

Европейские мыслители XIX века, даже если они принадлежали к совершенно разных направлений, были едины в одном - в стремлении беспощадного критического анализа ценностей, которые считались незыблемыми и для по опереднього поколения, и для большинства современников.

Одной из ярких страниц в истории такого отрицания была творчество выдающегося немецкого мыслителя. А. Шопенгауэра (1788-1860). Его знаменитое произведение"Мир как воля и представление"был издан еще в 1819 г ( (первый том), но в то время остался практически незамеченным. Лишь в 1850-е годы, незадолго до смерти философа, к нему пришла долгожданная слава. Позже популярность его идей продолжали расти и. Такое запоздалое признание было не случайным: вселенский пессимизм. Шопенгауэра органично вписывался в атмосферу разочарования, царившей в обществе после революций 1848 г, и в общий ход раз развития философской мысли, которая в поисках новой системы ценностей сбрасывала кумиров предыдущих времени попередніх часів.

Одним из главных объектов критики. Шопенгауэра был слеп, безоговорочный оптимизм, присущий философам прошлого, и отчасти - его современника. Особое возмущение у. Шопенгауэра вызвал. Гегель с его ид деею прогресса, которая предоставляла мира в целом и истории человечества целесообразностьь.

Теория. Шопенгауэра полностью противопоставлена ??философским системам. Гегеля, просветителей, вообще всем попыткам найти в мироздании разумность и гармонию. По мнению. Шопенгауэра, в основе мира, под покритт тям пестрой разнородности его явлений, лежит не общий. Разум или. Дух, а. Мировая. Воля, или воля к жизния.

Какой же выход для человека предлагает. Шопенгауэр? а и зла, причем зла в нем гораздо больше. Проявления зла философ находит везде: в обществе, которое считает себя цивилизованным и гуманным, царят жестокость, пошлость, зависть, за религиозными порывами прячется ханжество, за любовью и, кажется, искренней заботой о ближних скрывается холодного эгоизмазм.

Во-вторых, поняв все это, человеку следует отойти от обманчивого мира как от иллюзий и ошибки,"убить"в себе волю к жизни, которая привлекает людей в фонтан зла, отказаться от своего эгоистического"Я"

Итак, разрушая веру в гармонию мира,. Шопенгауэр требовал от человека умения сохранить внутреннюю гармонию. К нравственного мировоззрения лица относились высокие моральные требования

Но вскоре и сама мораль превратилась в"идола", которого стали отвергать философы. На почве разочарования в просветительской идее общего блага вырастали эгоизм, индивидуализм и анархизм

Одним из первых на этот путь стал. Макс. Штирнер (1806 - 1856) - немецкий литератор, теоретик анархизма, который оставил заметный след в духовной жизни XIX в своей книге"Единственный и его собственность"(1844 г г) ей давались самые противоречивые оценки: и резко отрицательные, и похвальные. Но так или иначе, книга стала сенсацией и вызвала большой интерес, в том числе и в. Росиислі й у. Росії.

Главной причиной этого сенсационности было то, что книга содержала открытый, ничем не замаскированный апофеоз эгоистической анархической лица

Макс. Штирнер бунтовал против ханжеской морали современного общества, недостаточно силен, чтобы действительно служить добру, и недостаточно беспощадное, чтобы жить совсем эгоистично. Но одновременно отбрасывалась и мораль в целом не только государство и религию, но и совесть. Макс. Штирнер считал"тиранами", которые делают человека раболюдину рабом.

Единственная ценность для. Штирнера - это абсолютно свободная личность, которая осознает себя центром мироздания:"для меня нет ничего выше меня"Немецкий философ предлагал изъять из употребления понятия греха и зла, стать над понятиями добра и зла:"ибо и то, и другое не имеют для меня смысла"Человек должен сам решать, на что она имеет право-Ведь права и обязанности, которые навязываются обществом или церквей й - это лишь обман, проявление деспотической власти над личностью влади над особистістю.

Штирнер (кстати, очень порядочный и скромный человек, который прожил тихую и спокойную жизнь), конечно, не призывал совершать аморальные поступки. Но в его идеях скрывалась огромная опасность, катастрофе. Ичне последствия которой чувствовали и западноевропейские, и русские мыслители. Так,. Ф. Достоевский, всегда внимательно относился к идеям, которые висели в воздухе, в романе"Преступление и наказание"(1866 г) показал трагедия действие саморазрушения личности индивидуалиста. Раскольникова, пожелавший переступить границу между добром и злом добром і злом.

Идеи. Штирнера стали основой одного из течений анархизма. В основе анархического мышления лежит идея пагубности для человека любого правительства и власти. Участие в легальных формах общественного движения часто оценивали лась как признание господствующих с точки зрения правительственных кругов систем ценностей, т.е. фактическая поддержка власти. Поэтому один из идеологов анархизма. П-Ж. Пру дон и его ученик. Бельгария, автор крылатого анархистского где визу"Анархия - это порядок", считали, что рабочие должны избегать участия в парламентских учреждениях и самостоятельно действовать на улицах и предприятиях, опираясь на классовую солидарность и взаимопомощь. Именно во. Франции сформировался так называемый анархо-синдикализм, распространившийся впоследствии в. Италии и особенно в испанообливо в Іспанії.

Большим спросом анархистские идеи пользовались в отсталых регионах. Европы, например, в. Испании,. России, Украины, где был распространен"крестьянский анархизм"Идеологами анархизма были россияне-эмигранты. Михаил. Бакунин, сторонник коллективистского варианта анархизма, и. Петр. Кропоткин, который считал, что будущее коммунистическое общество будет свободным от всякого центрального правительства. Элементы"анархически й парадигмы"можно увидеть в идейной доктрине украинского историка и публициста -. Михаила. Драгоманова (1841-1895), который некоторое время пропагандировал идеи"безначалие"и общественного начала в управлении и общества. Но. Драгоманов не был рабом своих идей и вместе с тем признавал прогрессивную роль национального государства, а также ценности либерализмави, а також цінності лібералізму.

Понятие либерализм вошло в европейский лексикон в начале XIX в. Сначала оно использовалось в. Испании, где в 1812 г либералами называли группу делегатов-националистов в кортесы (парламент)). Затем оно вошло в английской, французской и других европейских момов.

Своими корнями либеральное мировоззрение достигает. Ренессанса,. Реформации, ньютоновской научной революции. У его истоков стояли такие разные личности, как. Дж. Локк,. ЛЖ,. Монтескье,. И. Кант,. А. Смит,. В. Гумбол льдт,. Т. Джефферсон,. Дж. Мэдисон,. Б. Констан,. А де. Токвиль и другие представители западной общественно-политической мысли. Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского просвещения, французские физиократы, сторонники английского манчестерской школы, представители немецкой классической философии, европейской классической политэкономалітекономії.

При всех различий общим для этих мыслителей было то, что каждый из них по-своему, в соответствии с реалиями свое время высказывался за пересмотр устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решим ения важнейших социально-экономических и политических проблем в соответствии с измененной ситуации в обществе, с новыми тенденциями общественно-исторического развития. Участники. Английской буржуазной революции середины XVII в, английского. Славной революции 1688 г,. Войны за независимость. США (или. Американской революции) руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые позже стали составной либерального мировоззрениеяду.

Все же поворотным пунктом в формировании либерализма следует считать. Великую французскую революцию. Во второй статье"Декларация прав человека и гражданина"записано:"Целью всякого политического объединения является хр ереження природных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетениюпір пригнобленню".

Либеральные принципы нашли практическое воплощение в ограниченном конституционном строе, установленном во. Франции после. Июльской революции 1830 г, а также в. Третьей республике в 1870 г. Значительных успехов либера али добились в. Швейцарии,. Голландии,. Скандинавских странах. Важную роль они сыграли в объединении. Италии и. Германии и формировании государственной системы этих стран. Своеобразным полигоном, на котором либерал ьни идеи проходили главную проверку и испытание, стали. Великобритания и. США. В. России в связи с комплексом причин либеральное мировоззрение укоренился позже (конец XIX - начало XX ввX ст.).

Либерализм формировался, развивался и утверждался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. В разные периоды и в разных общественно-политических и национально-культурных условиях он выст топал в различных формах. Можно выделить две либеральные традиции, исторически сложившихся: англосаксонскую и континентально-европейскую. В XIX веке англосаксонская традиция ассоциировалась со свободной торговлей, и нтернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением демократических ценностей. На политической арене носителем важнейших ценностей и принципов этой традиции стала либеральная партия. Великобритани й, во второй половине XIX в стала одной из двух ведущих политических партий страны. Последовательно выступая за свободную рыночную экономику и реформу политической системы, в которой расширение избирательного права занимало центральное место, либералы добились существенных успехов с принятием избирательных законов в 1867 и 1884 гг и в 1918 г, когда был принят закон о всеобщем избирательном праве. Однако с выдвижением на поле тическую авансцену лейбористской партии, которая привлекла на свою сторону рабочий класс, либералы постепенно утратили свои позицииої позиції.

В континентально-европейской традиции большое внимание уделялось процессам национальной консолидации и отказ от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма. В связи с велико й разнообразием исторических условиях либерализм приобрел собственного окраски в разных странах. Постепенно в нем отделились два течения, которые противоречили друг другу - умеренных и прогрессистов. Последние, у свою очередь, также характеризовались разнообразием идеологических позиций. Это, в частности, выразилось в названиях этих партий - от либералов до радикалеалів.

Разнородность как самого либерализма - особого течения общественно-политической мысли, так и либеральных партий объяснялась, главным образом, тем, что в разных странах с разной степенью остроты вставали п проблемы обеспечения экономических свобод, конституционных реформ или секуляризации государства. Дополнительным фактором, который определил различие идеологического оттенка либеральных партий, стала проблема нацио нального возрождения и объединения, как это было, например, в. Италии и. Германии. Здесь либерализм превратился в одну из мобилизующих сил национально-государственным объединениемня.

Недостатки в социально-экономической и политической жизни болезненно ощущались во всех странах. Запада и это побудило вновь, как и в XVIII веке, обратиться к вопросу о том, как достичь социального идеала в свое рода реакцией на рыночную экономику и капиталистическую конкуренцию, на резко обозначенные социальные контрасты было возрождение коллективистских идеалов их провозгласили социалисты-утописты. Клод. Акри. Это н-Симон (1760-1825),. Шарль. Фурье (1772-1837) и. Роберт. Оуэн (1771-1858), с которыми связывают начало формирования идеологии социализмзму.

Сен-Симон, французский аристократ, недоволен результатами революции 1789 г, считал, что главное - избавить общество от"балласта", то есть аристократии, чиновников и духовенства, которые ничего не создам ююте створюють.

В современном мире жизнь, утверждал. Сен-Симон, определяется людьми труда, и власть должна принадлежать ученым и промышленникам (к ним философ относил рабочих и буржуазию). Только после этого общество основанный на принципе ассоциации, превратится в единый коллектив, и для управления им будет не нужно насилие власти. Ведь насилие нужно только в том случае, если в обществе есть незадо воленні.

Фурье был близок к. Сен-Симона в критике общественного строя современности, называя его"антиподом разума","миром наизнанку"Однако способ изменения этого абсурдного мира он представлял себе иначе. Фурье счи ажав необходимым в первую очередь изменить самый принцип производства, которое является стержнем жизни общества. Частному производству, которое царило при капитализме, он противопоставлял коммуну-фаланстер, в которой наука и промышленность будут органично сочетаться с сельским хозяйством. Плоды коллективного труда будут делиться между членами. Фаланстер, в который могут входить самые разные люди: ученые, бедняки богатые капиталистняки, багаті капіталісти.

Фурье не был сторонником полной «уравниловки» и видел цель не в том, чтобы отнять все в одних и передать другим. Он мечтал об обществе, в котором для общего благосостояния будет использоваться все, что имеют люди: талант, знания, богатства, умение работать, в котором различные страсти будут направлены в нужное русло. Фурье считал, что плоды такого разумно устроенного жизни, умело скоорды нований коллективного труда превзойдут все самые смелые мысли мыслителей минулоглів минулого.

Попытки воплотить в жизнь идеал коммуны не удались никому из социалистов-утопистов, в том числе и. Р. Оуэну, настоящему подвижнику социалистических идей. Наибольшим успехом увенчались только его стремления п улучшить жизнь и условия труда рабочих на текстильной фабрике в. Нью-Ланарци (Англия), где. Оуэн был управляющим. Но настоящая коммуна ("Новая гармония"), созданная им в. США, просуществовала недолгоувала недовго.

Однако эти неудачи не смогли поколебать коллективистский идеал. В 1830-е - 1840-е годы появились новые теории социализма, причем теперь их выдвигали представители не только интеллектуальной элиты, но и массовые вой сознания. Французский историк. Луи. Блан призвал создавать кооперации, надеясь, что они вытеснят частные предприятия. П-Ж. Прудон, типографский наборщик, которому принадлежала знаменитая фраза:"Вл аснисть - это кража", предлагал вернуться к мелкотоварного производства и натурального обмена. Этьен. Кабе, автор утопии«. Путешествие в. Икария", обрисовал процветающее коммунистическое общество, в котором в совершенно нет частной собственности. Возникали и теории христианского социализмї християнського соціалізму.

Подобно. Сен-Симона и. Фурье, социалисты 1830-1840-х годов, как правило, были сторонниками мирных путей перехода к гармоничного общества. Основой для этого была просветительская вера в человека, с способна совершенствовать и себя, и окружающий мир. Гуманистический пафос звучит в словах. Кабе:"Богатые такие же люди, как и бедняки. Они наши братья"Но при этом от просветителей было усвоено и другую идею: все проблемы гармонизации мира и личности решались только за счет изменения социальных отношений. Представление о человеке практически во всех сторонников социализма было плоским и односторонниеим і одностороннім.

В переоценку ценностей свой вклад внесли и естественные науки первую очередь это касалось системы традиционных представлений о человеке как существе разумную, которая умеет"владеть собой"и сознательно направляет свою вол лю на достижение определенных целей. Такой человек появилась в культуре. Запада далеко не сразу, а в результате долгого и мучительного процесса становления цивилизации манер. Под влиянием церкви и государства человек в. Авала цивилизованной, и это все больше отдаляло его от далеких предков и от природы. В XVIII-XIX вв цивилизация манер достигла своего апогея. Поэтому неудивительно, что книги. Ч. Дарвина (1809-1882)"Происхождение вы дев"(1859 г) и"Происхождение человека"(1871 г.), в которых излагалась теория эволюции, имели такой глубокое влияние на современников. Это было своего рода потрясением основ:. Дарвин показал связь человека с животным и, с силами природы. Это была уже не та поэтическая и таинственная природа, к слиянию с которой призывали романтики. Это была природа, в которой царят инстинкты и идет беспощадная борьба за существованиекти і йде безпощадна боротьба за існування.

Значительное влияние на дальнейшее развитие теории социализма совершил позитивизм - новое направление философской мысли, который сформировался во многом под влиянием успехов естественных наук. Он зародился в 1840-18 850 гг, его основоположником был. Огюст. Конт (1798-1857). Позитивисты много внимания уделяли изучению общества. В нем они увидели систему, которая состояла из многих взаимосвязанных элементов не случайно. Конт и его последователи сравнивали общество с организмом, который можно разложить на миллиарды ячеек, но каждая из них является частью целогоілого.

Позитивисты стремились охватить исторический процесс как целое, найти закономерности в его развитии. При этом большое внимание обращалось на материальное производство, на успехи в науке и технике, на роль масс, а не только отдельных"героев"Отстаивая единство научных методов, позитивисты утверждали, что историческая наука может быть такой же точной, как и математика. А это означало, что можно найти формулу исторически го процесса, разложив его на складово на складові.

К концу XIX в позитивизм прошел заметную эволюцию. Последователи. О. Конта видели свою задачу в описании и систематизации положительных фактов, считая бессмысленным доискиваться до причин явлений, процессов

На волне интереса к социологии, а также политэкономии в социалистической мысли появилось новое направление - марксизм, сформировавшийся путем переосмысления немецкой классической философии, английской полити ичному экономии и политической доктрины французских"социалистов-утопистов", т.е. идейно это был вариант"научного социализма"или"коммунизма"Первые работы. К. Маркса и. Ф. Энгельса был написан еще в поча тку 1840-х годов, но окончательно марксизм оформился в 1847 году, когда был издан"Манифест коммунистической партии"В отличие от позитивистов, которые считали, что на развитие общества влияют найризноман итниши факторы, основоположники марксизма видели одну доминанту - социально-экономическое развитие. Вся история представлялась как процесс изменения способов производства, начиная с первобытнообщинного и рабовласниц ького и заканчивая коммунистическим, который проходил (после эпохи первоначального) из-за острой классовой борьбыпохи первісного) через гостру класову боротьбу.

Марксизм внес существенный вклад в изучение закономерностей исторического процесса, его этапности и динамики, в разработку политэкономии социализма. Но при этом история рассматривалась односторонне - она ??стирает етворилася в историю экономического развития и политической борьбы. Человек - главный герой истории - предстает в марксизме прежде всего как представитель того или иного класса, той или иной социально-экономическойної структури.. У цьому сенсі людина в марксизмі є свого роду абстракцією.. Таке абстрагування в принципі природне, якщо мова йде про соціологію.. Але марксизм претендував на роль універсальної, всеохопл й системы знаний, которая объясняла законы мира в циломілому.

В этом аспекте марксизм не был исключением: позитивисты также очень высоко ставили социологию, превращая ее в"царицу наук"Однако в марксизме все это накладывалось на очень своеобразную систему ценностей, как ка специально не рассматривалась. Марксом и. Энгельсом, не выделялась как особая часть учения, но незримо в их творахніх творах.

Что стоит за известной идеей о классовой борьбе как путь к прогрессу?

С. Франк,. М. Бердяев, писатель. Ф. Достоевский, считали ее человеконенавистнической. Более того, теорию классовой борьбы нередко сравнивали с теорией. Дарвина о борьбе видов за существование как движущей сил лу эволюции в животном царстве. Конечно, это сопоставление поверхностное и прямого человеконенавистничества в марксизме нетнемає.

Классики марксизма исходили из реального исторического опыта прошлого и настоящего, ведь история не дала ни одного примера гармоничного общества, в котором соблюдались бы интересы каждого. Кроме того, вон ни ориентировались на чисто практическую цель - консолидацию рабочего класса во имя осуществления революции. Но получалось, что марксизм обращался не к человеку вообще, а в ее классового сознания, подменяя т им самим общегуманных ценности, уже давно выработаны западной философией. Классовой сознанием объяснялись поведение человека (точнее капиталиста или рабочего), его жизненные цилілі.

Марксизм сыграл важную роль в развитии социал-демократического и рабочего движения. Это была новая социальная сила, которая, начиная с 1840-х годов, заявляла о себе все активнее важным было с создания и. Интернационала -. Международного содружества рабочих (I конгресс состоялся в 1866 г.). Однако лидирующего положения в социал-демократии марксизм не занял. Движение в основном пошел путем реформ борьбы парламентскими средствами в рамках господствующего строя маленький успех учения. Маркса мало в тех странах, где издавна сложились возможности для диалога власти и общества (Англия,. США) и наоборот, в нап ивфеодальних. Германии и. России, где власть всегда была склонна к тоталитарной политики, марксизм находил благоприятный грунтай ґрунт.

Наряду с марксистской, но отдельно от нее, развивалась другая идейно-политическая система взглядов, связана с основным социальным конфликтом эпохи и которая более широко отражала интересы большинства населе ения. Она не отвергала в принципе социалистического идеала и революционных средств борьбы, но исходила из того, что очень много можно добиться мирным путем - постепенными реформами экономического и полити ческого характера. Сейчас это направление общественного мнения представляют социал-демократические партии и. Социалистический. Интернационал, что их объединяет. В середине прошлого века, когда это направление только зародыш жувався, его выдающимся представителем стал. Ф. Лассаль (1825-1864864).

Политическая программа. Лассаля и предложенные им практические рекомендации относительно немецкого рабочего движения нашли отражение в его"Программе работников"(1862 г). Он рассматривал в ней значение робе итничого класса в тогдашнем обществе и доказал, что в результате изменений в условиях производства, вызванных совершенствованием машинной технологии, развился такой общественный класс, который самим своим положением поставлен в необходимость бороться за понимание общества как единого целого, за принцип полного равенства всех его членов перед законом, за ликвидацию всех привилегий. Из этого, заявлял. Лассаль, выпла ивае требование всеобщего равного и прямого избирательного права, на которое народ всегда должен смотреть как на необходимое средство борьбы, как на самую основную и важнейшую из своих требований. Считая, что реализация такой программы требует надежного организационного оформления,. Лассаль и его единомышленники добились создания в мае 1863 года. Всеобщего германского рабочего союзбітничого союзу.

Учитывая отсутствие революционного подъема в стране и стремление прусского правительства укрепить свои внутриполитические позиции,. Лассаль вступил в переговоры с. Бисмарком. Он пообещал последнему определенную пойти поддержки рабочей партии в обмен на обещание всеобщего избирательного права. В конечном итоге, это соглашение в той или иной степени осуществилась, в результате чего немецкий рабочий класс смог улучшить свои жизненные условия и расширить возможности открытой политической борьбы за права трудящихся. Маркс и. Энгельс в принципе не оспаривали это, признавая, что в тогдашней. Германии не было возможности отстаивать их по гляди политически и полемическично.

В исторических реалиях. Центральной и. Восточной. Европы четко зафиксирована также наличие реальной революционно-демократической альтернативы общественного развития, которая воплотилась в жизнь ее главной базой была а антифеодальная борьба основной массы населения этого региона, то есть крестьян, ремесленников, предпролетариата. Она включала также национальные движения, большинство которых представляли те же социальные силы. Именно здесь был внушительный набор революционно-демократических планов общественного встретил, существенно отличались друг от друга. От буржуазно-демократических программ они отличаются общей ориентацией на социал листичне будущее, которое трактовалось чаще всего в утопической форме. От марксизма их отделяет прежде всего неверие в якобы"всерятивну"роль диктатуры пролетариата. Одну из наиболее известных и подробно разр облених доктрин революционно-демократического характера создал. МА. Бакунин (1814-1876). Он долгие годы пытался реализовать ее в борьбе с жизненными обстоятельствами и многочисленными идейными противниками, включается кая и основоположников марксизмоложників марксизму.

Свою оценку сложившейся ситуации в центре и на востоке. Европы,. Бакунин изложил в ряде статей, речей и воззваний. Еще в 1846 г он провозгласил главной целью своей деятельности русскую революцию и создание после ее победы республиканской федерации всех славянских земель. Для осуществления этой цели он добивался сотрудничества между польскими и русскими революционерами. Взгляд. Бакунина на историческую роль славянских народов приобрел более четкие очертания в ходе революции 1848 г. К этому времени относятся его"Воззвания к славянам","Основы новой славянской политики","Основы славянской федерации","В нутришний устройство славянских народов"У них. Бакунин призвал к разрушению русской, прусской, турецкой и особенно австрийской монархий, на развалинах которых, по его убеждению, должна сложиться"ве лыка славянская федерация мала скластися "велика слов'янська федерація".

На. Славянском съезде 1848 г в. Праге. Бакунин горячо выступил за то, чтобы его участники меньше занимались обсуждением сепаратных потребностей отдельных славянских народов, а сосредоточились на решении общем нословьянських задач, связывая их с прогрессом всего человечества.

Относительно. Маркса и. Энгельса, то они идею славянского единства фактически отождествляли с панславизмом, считавшийся идеологической и политической оружием реакционных сил, и прежде всего царизма. В начале 60-х. Роки ей XIX в обстоятельства заставили. Бакунина сосредоточить свои силы на левом крыле организаторов польского восстания 1863-1864 гг, то есть партии"красных", а также на тех революционных силах в. России, сдал ися после ареста. МГ. Чернышевского в 1862 г. Разгром польского восстания, создания и. Интернационала в 1864 г существенно повлияли на мировоззрение. Бакунина. При этом удельный вес национального аспекта в его социально-политической концепции на время заметно снизилась. Правда, стремление к демократическому решению славянского вопроса оставалось одной из важнейших составляющих его планов будущего с в совместной встретилспільного перестрою.

В 1872 г. Бакунин подготовил «Программу славянской секции. Интернационала в. Цюрихе"По его словам, программа создавалась со специальной целью пропаганды принципов революционного социализма и организац ции народных сил в славянских странах. В этой же программе есть и прямая несогласие уставу. И. Интернационала:"Славянская секция не признает ни официальной истины, ни однобокой политической программы, приписано й. Главной советом или общим. Конгрессом"В некоторых пунктах бакунинськои программы анархистские идеи провозглашались единственно спасительными для всех народов. Европы. Доказывая необходимость уничтожения всех и любые их государств,. Бакунин утверждал:"Для славянских народов в особенности это уничтожение является вопросом жизни и смерти, и в то же время единственным способом примирения с народами чужих рас, например, турецкой, мад. Ярская или немецкогокої, мадярської або німецької".

Споры основоположников марксизма с. Лассалем и. Бакуниным были отражением трех реальных альтернатив исторического развития. Европы на завершающем этапе ее перехода от феодализма к капитализму: марксистской, реформистской и революционно-демократической. Все три альтернативы так или иначе выражали интересы трудящихся слоев населения, их стремление к ликвидации социального и национального гно бки. Но расходились они в выборе путей, которые вели к желаемому встретил действующего общественного порядка. Соответствующие альтернативам идейно-политические доктрины укоринювались в реальную жизнь. Каждая из них большего ю или меньшей степени опиралась на последние достижения обществоведения и не без оснований претендовала на научностьість.

Марксисты делали ставку на европейскую социалистическую революцию, которая ориентировалась, главным образом, на политическую активность рабочего класса высокоразвитых стран. Запада, прежде всего ставили лозунг""Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" аттической порядков. Бакунисты собирались двигаться к социализму и демократии другим путем - через буржуазно-демократические и национальные революции. Диктатура пролетариата, как и любая другая форма государственности и, казалось им чем-то отталкивающую и вредным. О лассальянцев, то они, не отрицая в принципе революционных методов борьбы рабочего класса против буржуазии, ориентировались, главным образом, н а более или менее радикальные реформы их осуществления они надеялись добиться в рамках парламентского государства с помощью всеобщего избирательного праваиборчого права.

Накопленный за полтора века исторический материал позволяет констатировать, что практически все страны. Европы с 1848 г развивались согласно различных вариантов реформистской или революционно-демократический ческой программы 1917 ознаменовался резким поворотом в сторону розпропагованои марксизмом альтернативы. Хотя вопреки первоначальным прогнозам. Маркса и. Энгельса активное участие в этом повороте брала не западная а восточная половина. Европы. После 1945 г в начатый. Октябрьским переворотом эксперимент было привлечено страны. Центральной и. Юго-Восточной. Европы. Однако к началу 90-х годов стало очевидным, что эта мод эль общественного устройства оказалась неудачновдалою.

Одним из важнейших субъектов политических отношений в демократическом обществе партии. Именно в них конкретно проявляются основополагающие принципы демократии - политический плюрализм, представительство, вы иборнисть должностных лиц. Партии прошли длительный путь формирования и эволюции, является продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждой конкретной страныни.

Этот процесс занял много десятилетий и в разных странах проходил по-разному. Первоначально партии стали важным элементом политической системы ряда стран. Запада, а затем и всех тех стран, которые позже стали на а путь либеральной демократии. Первые из этих стран -. Великобритания и. ПИННА.

В. Великобритании, например, начало межпартийной борьбы в современных ее формах восходит еще периода так называемой. Славной революции 1688 г. В центре этой борьбы стоял вопрос о расширении прерогатив пар рламенту за счет сокращения прерогатив королевской власти. Постепенно противоборствуя, политические силы оформились в более или менее сплоченные партийные группировки, которые получили названия вигов и тори (а в XX в - либералов и консерваторовів).

Особенно больно и трудно процесс формирования партий шел в континентальных европейских странах. Этот процесс, охватив большинство стран. Запада, заметно усилился XIX в. Наблюдалась определенная хронология в в возникновении партий в зависимости от идейной ориентации. Либерализм и либеральные партии возникли в борьбе против феодальных режимов. В. Европе в середине XIX в либералы первыми создали свои организации с собственности ной идеологией и фракциями в парламенте. Первыми такими организациями стали. Прогрессивная партия в. Германии,. Бельгийская либеральная партия и др.. По их примеру подобные организации создали и консерватив ры в. Англии (Клуб консерватороваторів).

Своеобразной противовесом леворадикальным и либеральным течениям общественной мысли и соответствующим партийно-политическим институтам был консерватизм. Образованию на. Европейском континенте разнородных консервативным в них группировок дала сильный толчок. Великая французская революция. Во второй половине XIX в - начале XX в они сформировались в консервативные партииртії.

Это была реакция и противовес либеральным партиям. Рабочие партии возникли в борьбе с капиталистической системой, аграрные партии - как реакция индустриального развития, христианские партии - в борьбе п против секулярных, антиклерикальных движений, коммунистические - против капитализма и социал-демократии и т д.

Итак, следствием секуляризации общественного сознания, которую ускорила. Великая французская революция, а также реакцией на результаты реализации революционных идеалов было создания широкого спектра идейного их течений, главными из которых были консерватизм, либерализм, социализм и анархизм, впоследствии институювалися в соответствующие общественные организации и политические парты. Соотношением этих систем ценностей вел икою мере определялись тенденции социально-экономического и общественно-политического развития. Европы в XIX векеі.