Учебники Онлайн


12 Идеи национальной государственности в политической

и правовой мысли периода казацко-гетманского государства XVII-XVIII вв

В истории общественно-политической борьбы в Украине период, занимавший конец XVI - начало XVII в, характеризовался развитием прогрессивного идейно-политического движения, связанного с социально-экономическими ним жизнью и освободительной борьбой украинского народа. Подготовка и принятие церковной унии 1596 г усилили и усложнили эту борьбу. В плеяде тогдашних полемистов отличается автор"Апокрисиса", что выступал под псевдонимом. Христофор. Филарет - человек светский, мелкий шляхтич, принадлежавший к"русского"народа, издавна жил на. Волыни, был в близких отношениях с князем. К. Острожским и X. Советов с вол ом - одним из руководителей протестантского движения в. Польше. Преодолевая ограниченность сословно-эгоистических интересов господствующей феодальной верхушки,. Филарет стал на защиту широких слоев народа в их борьбе против социально-экономического и национально-религиозного гнета"Апокрисис"был ответом на произведение польского иезуита. П. Жалобы"Synod brzeski"(1597 p). В нем. Филарет отстаивал в религиозной форме идею ровно сти людей независимо от места и положения в жизненноності людей незалежно від місця і становища у житті.

Ведущее место в развитии общественно-политической мысли в Украине конца XVI - начала XVII вв занимал. И. Вышинский - знаменитый мыслитель, гуманист и демократ, по своему историческому значению принадлежал д к тем деятелям, которые"своим горячим и прекрасно-красным словом будили наш народ от сна, поднимали его до сознания своей человеческой и народной достоинствадності".

Во взглядах. И. Вышенского центральной фигурой был человек, но не абстрактная, а конкретная, с ее муками и страданиями, которая в реальной жизни борется за свое освобождение и спасение. Полемист считал, щ что христианская вера в своей духовной чистоте содержит демократические принципы равенства, братства, свободы, справедливости, а несправедливость, насилие, деспотизм, тирания происходят от абсолютизации п. Ринад светской жизни, от жажды богатства и роскоши, неограниченной власти и произвола господства. И. Вышинский обращал внимание на роль правосудия в жизни общества: суд должен охранять закон и справедливой весть, утверждать и защищать гражданские права и свободы. Общественно-политические взгляды и. Вышинского тесно переплетались с его общественной позицией, которая определялась положением трудового, угнетенного крестьянстваянства.

Обоснование принципов правового государства помещали произведения. Станислава. Ореховского -. Роксолана (1513-1566 pp). В"наставление королю польскому. Сигизмунду-Августу"он отмечает исключительной роли нравственности те и образованности монарха, конечной необходимости учета ним достижений науки об управлении государством и принципа справедливости, а также подчинение закону. На вопрос"что в государстве больше: с. АКОН или король?"С. Ореховский отвечает:"короля выбирают для государства, а не государство ради короля существует"В основе функционирования христианского государства, по его мнению, должно лежать соблюдение пр ава, ибо то королевство будет образцовым, в котором все стабильно, полезно и правильно есть для каждого одновременно и правомернымо є для кожного водночас і правомірним.

Однако, для своего времени, когда в развитых странах. Западной. Европы основные усилия сосредоточены на теоретическом обосновании абсолютизма, позиция. Ореховского была очень прогрессивной

Выдающимся памятником политической мысли была. Конституция и другие произведения гетмана. Пилипа. Орлика. Филипп. Орлик (1672-1742 pp) был генеральным писарем при гетмане. И. Мазепы, а после его смерти в. Бендерах был избран ный гетманом"Соглашение и. Конституция прав и свобод. Войска. Запорожского"(1710 г). В. Конституции было введено право. Генеральной старшины критиковать гетмана и правительство, а сам гетман обязывался потому. Ронит простых казаков и крестьян от притеснений старшинутисків старшини.

Если"Соглашение и. Конституция"касалась части внутреннего устройства Украины, то два другие документы. П. Орлика -"Вывод прав Украины"и"Манифест"- были направлены на международное признание Украины"е ильним княжеством"Орлик апеллирует у них к идеям национального суверенитета и естественных прав, утверждая, что в противоборстве с. Москвой казаки имеют за собой право человеческое и природное. Это было написано при приблизительно за 65 лет до принятия"Декларации независимости. СЕЛА"и почти за 80 лет до принятия. Французской"Декларации прав человека и гражданина"- документов, также опирались на идеи народного су веренитету и естественных прав человекпиралися на ідеї народного суверенітету і природних прав людини.

Важное значение в развитии политической мысли Украины имеет и этико-гуманистическая концепция. Г.. Сковороды (1722-1794 pp), которая констатировала, что суть души определяется природой человека, а общество является простой й суммой людей. Однако своего общественного идеала. Сковорода специально не оценивал. Известно, что это должен быть устройство, который бы опирался на общественный компромисс, это должно быть гармоничное общество с определенной иерархической структурой. Его политическая концепция напоминала выдержанную в раннехристианском духе конструкцию и. Вышинского и вмещала такие базовые положения: сокрушительную критику существующего общественного строй у; будущую форму правления (в идеале) - демократическую республику, где будет обеспечено социальное равенство всех граждан, способы достижения выраженного общественного идеала - просветительские; самопознания самосовершенствования, проявления"всеобщей любви","доброй воли","добродетели"и т.п., распространение образования в народе, сохранения нравственных традиций народі, плекання моральних традицій.

Идеи и концепции XVI-XVIII вв охватывали проблемы общественного устройства системы государственного правления, отношения с другими, особенно соседними государствами, и решали их на демократических основаниях, спир раючись на новейшую европейскую мысль того времениу.