Учебники Онлайн


74 Нация как субъект политики

По данным. ЮНЕСКО, в мире насчитывается 4 000 этносов, из которых лишь 800 достигли этапа нации. Наций, которые насчитывают 10 млн человек, лишь 67. Среди крупнейших наций мира - китайцы, которые составляют 934,0 м млн, хиндустанцы - 180,5, американцы - 172,2, русские - 138,6, арабы - 133, японцы-115700000 т.д. время более 3 тыс. этносов еще не достигли такого этапа развития, большинство из них являются малочисленным ними.

К этнонациональных сообществ принадлежат этнос, этническая группа, народность, нация, национальная группа. Этносы и нации - это субъекты политики при следующих условиях:

- на этапе борьбы за национальное государство или национально-территориальную автономию;

- при определении национальных приоритетов в период становления политических институтов;

- в международных отношениях;

- в процессе защиты на государственном уровне этнокультурной специфики национальных меньшинств

Этнос - древнегреческий термин, означающий"народ","племя""Этнос"применяют как научный термин для обозначения всех типов этнических общностей, к тому же, греки, отличая себя от не греки ей, именно последних называли этносами. Этносы являются древнейшими естественными человеческими сообществами, которые возникают задолго до появления классов и держазадовго до появи класів і держав.

Как и нация, этнос относится к стойким сообществ, олицетворяющих горизонтальное разделение отдельных обществ и человечества в целом. Однако относительно уровня их консолидации и политической субъектности, эти сообщества су уттево отличаются между собою.

Понятие"этнос"применяют для обозначения исторических общностей различной степени консолидации, принадлежащих к одной культуре, но совсем не обязательно осознают себя как политическое единство. Этносы фор рмуються на основе долговременного проживания людей на общей территории, иногда - в пределах одной государственности (по налоговой способствует появлению и укреплению общих черт и формированию этнического самосознания), в сфере распространения одной религии и т.п.. Под влиянием этих, а возможно, и многих других факторов, которые сейчас еще не достаточно исследованы, формируется определенный культурный тип людей. Они вырабатывают определенные но. РМИ морали, этики и эстетики, которые передаются от поколения к поколению (традиция) и воспринимаются как"свои", общепринятые,"нормальные"формы общественного бытия, поклоняются своим богам или по-своему ин рпретують мировые религии, пользуются общим языком или близкими языковыми диалектами и более или менее осознают свое отличие от других народов, используя антитезы вроде"мы"-"во ни","свои"-"чужие","привычное, наше, родное"-"чудаческих, чужое, далекоеuot; — "чужі", "звичне, наше, рідне" — "дивацьке, чуже, далеке".

время"этнос"применяют как научный термин для обозначения всех типов этнических общностей, а"народ"приобрел социально-политического и геополитического значения

В современной науке выделяют преимущественно две трактовки этноса:

- определенная социально-историческая система (представители этнографической школы);

- форма существования Homo Sapiens, то есть как природный феномен

Этнос сформировался в результате естественного развития на основе специфических стереотипов сознания и поведения. Есть ряд других важных признаков (язык, культура, территориальное единство и общность економичног го жизни, самоназвание (этноним) и др.), которые не обязательны для определения того или иного коллектива как этноса, потому неприемлемы для всех случаев этнической истории. Самоидентификация с определенным этносом - это системы темный связь между людьмимими.

Для этносов присуща общность поведенческих черт, которые передаются от поколения к поколению с помощью механизма условно-рефлекторной сигнальной наследственности. Эти черты вырабатываются в процессе адаптации людей в этническом и ландшафтном средах и образуют стереотип поведения этнической общности. Стереотип поведения является основой этнической традиции, которая охватывает культурные и мировоззренческие основы, формы общежития и хозяйства - неповторимые по особенностям в каждом этноссі.

Следовательно, нет людей вне этносами. Лицо может не знать о своем происхождении, забыть родной язык (или не знать ее вовсе), не иметь присущих этого этноса религиозных представлений, но поведение в коллективе - обязательное условие ее бытия. А поскольку характер поведения определяет этническую принадлежность, то все люди причастны к. Этносферари.

Что определяет лицо этноса, что придает ему состояния активной деятельности? ного толчка) и образует внутри популяции некоторое количество людей, тяготеющих к действию. Эти люди - пассионарии. Энергия развития возникает у определенных людей как непреодолимое внутреннее стремление к деятельности для достижения определенной цели. Именно эта сила ускоряет эволюцию этносов. Энергия развития этноса, или пассионарность, не может сохраняться на одном уровне. Она имеет определенные этапы - подъем, определенной инерционности и упадка. Разные этносы имеют разные показатели активности. Этот тезис имеет основополагающее значение для понимания своеобразия развития этносов в политической, социальной и культурной аспектааспектах.

Этнические процессы - это изменения в составе и образе жизни определенного этноса или вокруг него и связи с ним, которые обусловливают изменения в его бытии как субъекта политических отношений. Выделяют етнотрансформацийн ни процессы, обусловленные преимущественно взаимодействием этнических общностей или их частей, вызывает изменения самосознания всего этноса или его части, внесение некоторых его групп в состав других этносов, а ведь прекращение существования одного этноса и возникновения других проявлений таких процессов могут служить эмиграция значительной части этноса, создание или распад крупных полиэтнических государственных образований, войны и м еждународный конфликтти.

Общий признак динамического состояния любого этноса - способность новой популяции к так называемому"сверхнапряжения", которое выражается или в преобразовании природы, либо в миграциях, тоже связанных с изменением а андшафту на осваиваемых территориях, или в повышенной интеллектуальной, военной, организационно-государственной, торговой и иной деятельностиіяльностях.

Этническая группа - это часть какого-то этноса, которая в силу разных обстоятельств (изменение границ, эмиграция, депортация т.п.) оторвалась от него, оказалась в"чужой стране"и, находясь в другом этническом среде, сохраняет свои особенности и часто действует как организована сообщество. Это также группа людей, родственных или хотя приближенных по историческому происхождению, этногенезом, языком общения, нынешней или прошлой территориями проживания, чертами материальной и духовной культуры, обычаями и другими признаками. В международном праве вместо терминов"этническая группа"и"национальная группа"применяют терм др."национальное меньшинствоють термін "національна меншина".

украинский этнос состоит из тех лиц, которые, независимо от страны проживания, считают себя украинской или лицами украинского происхождения Украинский в Украине составляют ядро ??этого этноса, или украинского. УССКИЙ этническую нацию. Зарубежные украинские или лица украинского происхождения (американцы украинского происхождения, канадские украинские т.п.) - часть украинского этноса, или украинский этнонациональной группы. Небольшие группы украинских в Украину (бойки, лемки и т.д.), имеют некоторые специфические черты, в частности, языковые диалекты, особые традиции, обычаи и т.д., является этнографическим группамами.

Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, которая предшествует нации. Она имеет те же признаки, что и нация, но отличается от нее уровнем экономического в и социального развития. Социальные структуры наций и народностей существенно отличаются. Народность обычно меньше нацию. Нации формируются на базе как одной, так и нескольких народностестей.

Сейчас возникает много вопросов, связанных с деятельностью национальных меньшинств, однако фундаментальным на уровне правовых и политических отношений остается проблема терминологических определений, осуществляется я довольно непросто. Вот некоторые понятия, которые мы часто используем и на которые наталкиваемся в средствах массовой информации, для определения национальных меньшинств:"национальное меньшинство","этническое меньшинство","наци онального группа","этническая группа","этнонациональная группа","недоминирующих этническая группа"Многие из этих понятий трудно перенести на правовую основу, но они довольно часто употребляются в политической и общественной л ексици. Толкование этих понятий в политической и общественной лексике достаточно свободным, и часто их рассматривают как синонимы. Однако необходимо выяснять уже ранее установленные категории, а также объяснения вин икнення новых терминологических понятий, которые все чаще применяют исследователи. Практически в каждом государстве, тем более в процессе становления национальной правовой системы, проводятся постоянные дискуссии к вкола определения различных категорий населения, национальных меньшинств. В научной литературе, в частности в английском, все чаще национальное меньшинство заменяют понятие"недоминирующих этническая группа"(non-dominant ethnic groupна поняття "недомінуюча етнічна група" (non-dominant ethnic group).

Выделяют такую ??категорию как"коренные народы"Это прежде всего народы, которые издавна проживают на земле предков, имеют общие язык, культуру, религию, и не имеют собственной государственности (крымские татары, крымчаки, курдыаки, курди).

Современная этнонациональная структура украинского общества в соответствии последней переписи населения (декабрь 2001 г.) такова численным является украинский этнос: титульная нация составляет 37500000 наибы ильшою национальным меньшинством являются русские - 8,3 млн. Восемь национальных меньшинств представлены количеством от 100 до 500 тыс: белорусы (275 000), молдаване (258 600), крымские татары (248 200), болгары (204 6 00), венгры (156 600), румыны (151 000), поляки (144 100), евреи (103 600), восемь национальных меньшинств и этнических групп - количеством от. С до 100 тыс: армяне (99 900), греки цыгане (47 600), азербайджанцы (45 200), грузины (34 200), немцы (33 300), гагаузы (31 900). Остальные этнических групп насчитывает менее. ЗО тыс осиис. осіб.

Особую роль в процессах образования и функционирования государств играют крупные сообщества - нации. Термин"нация"происходит от латинского"natio"("род","племя"). Первоначально термин имел несколько презри жливий содержание и, в известной степени, - соответствующий социальный контекст - в. Древнем. Риме"нациями"называли группы чужаков из определенного региона, обычно объединенных кровными связями, которые не имели таких прав которыми были наделены граждане. Рима. В своих речах. Цицерон называл"нациями"отдаленные и"варварские"народы. Аналогичный термин существовал в греческой и древнееврейском языках. В период. Средневековья, с развитием знаний о окружающий мир, развивается этническое понимание этого понятия. Достаточно распространенным слово"нация"в. Средние века было также в университетах, прежде всего среди студенческих сообществ. Студ ентськи"нации"формировались по принципу совместного географического происхождения и языка. Примерно с конца. ХПИ в возникло еще одно значение понятия"нация"- этим термином объединялись представители того или другого направления на церковных соборах, вдобавок к"нации"входили представители не только церковных, но и светских кругов определенной страны"Нации"были группировками представителей интеллектуальной, теологич ной, политической или церковной элиты того времени, объединенных территориальному признаку. Так, термин приобретал весомое содержания, поскольку давал ощущение принадлежности к престижной формальной группы, повышал социальный статус личности, которая принадлежала к такой наци давав відчуття приналежності до престижної формальної групи, підвищував соціальний статус особистості, яка належала до такої нації.

В XVI-XVII вв в. Англии, а затем во. Франции, вследствие формирования"национальных"государств в. Европе, развития"национальных"языков, которые заменили латынь, и"национализации"церквей понятие нации связывается с такими категориями, как"гражданство","государство", означая принадлежность к определенной территориально-политического сообщества. Д. Дидро, например, в своей"Энциклопедии"определял"нацию"как большое количество ь людей, живущих на определенной территории и управляются одним правительством. Этническое происхождение при этом теряет смысл. Отождествление нации и государства остается характерным для. Западной. Европы в XIX-XX сння нації й держави залишається характерним для. Західної Європи у XIX—XX ст.

Одним из первых определений понятия"нация"в новейшую эпоху (в эпоху национализма), ставшее классическим и упоминается почти во всех общетеоретических работах по проблемам нации и национализма, считается пра аця. Эрнеста. Ренана (1823-1892 pp)"Что такое нация?" пильности, основанное на исторической коллективном сознании. Нация как"духовный принцип"имеется в двух временных измерениях: в прошлом и настоящем"Нация, - отмечал. Е. Ренан, - это конечный результ ат долговременной работы, жертвенности и преданностивий результат довготривалої роботи, жертовності й відданості".

время в немецком языке понятия нации подчеркивало единство немцев, были рассеяны по разным государствам, по таким характеристикам, как общность языка, культуры, традиций

всего на современное понимание нации повлияли идеи. К. Дойча,. Е. Гелнера,. Б. Андерсона и. Е. Смита

Для социально-демографического подхода. К. Дойча ("Национализм и социальная коммуникация", 1966 г) присуще функциональное определение нации как группы, в рамках которой уровень коммуникативной активности значительно вы ищий, чем за ее пределамза її межами.

Е. Геллнер ("Нации и национализм", 1983 г) считал, что нация является результатом потребности современного общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием индустриального производства. Становление нации безо косвенно связано с распространением общего образования и средств массовой информации. Нации, за. Е. Геллнер, - целенаправленно создаваемые сообщества. Ведущая роль в этом процессе принадлежит интелигенциить інтелігенції.

время,. Е. Смит ("Происхождение наций", 1989 p), наоборот, налогошуе на том, что современные нации, органически связаны с доиндустриальной сообществами, является. Этне. По. Смиттом, вся их разнообразие может быть н ведома к двум типам: аристократического и народного. Нации, возникающие на базе первого типа. Этне, создаются бюрократической инкорпорацией низших социальных групп в рамках одного государства. Весомую роль в ф ормуванни нации из народных. Этне играет интеллигенция борется за сохранение этнических традицийнічних традицій.

Итак, в XII-ХПИ в термин"нация"применяли преимущественно в отношении этнических сообществ протяжении XVI-XVII вв этот срок все ощутимее приобретает политическое содержание. Нация отождествляется с государством, ее территория семьей и всем населением, которое на ней проживает, независимо от этнического происхождения, культуры или вероисповедания. Как пишет. П. Уайт, слово"нация"находило большее понимание и поддержку среди народа, чем слово"государство"Особую популярность этот термин приобрел после. Великой. Французской революции, после чего применяется в значении политической, а не этнической общности, хотя всегда остается важным элем нт этничности (язык, культура, обычаи и т.д.ічності (мова, культура, звичаї тощо).

Нация олицетворяет горизонтальную дифференциацию человечества, отражая многообразие его этнопсихологических, культурно-исторических и социально-политических форм в новые времена. Рассматривая нацию как коллективную действующее в лицо истории и политической жизни, важно знать, как она возникла, понимать особенности ее генезиса. Генезис указывает на истоки"политичности"этого сообщества, определяет специфические черты национального сознания и и ее существенной составляющей - национальной идеи время определения сущности нации как исторической общности и путей. Те формирования является одним из самых сложных и дискуссионных вопросов теории наци теорії нації.

Нации вступают в политический процесс как его субъекты ради удовлетворения своих социально-культурных потребностей, а также политических и экономических интересов, равноправия на арене политических и экономических х соревнований. Субъектами политики на внутриполитическом уровне могут также части наций или этносов, по каким-то причинам оказались в другом этнической среде - национальные группы и меньшинстви.

Для определения понятия"нация"используют три основных подхода

1. Духовно-психологический стремится рассматривать нацию вне системы общественных связей. Некоторые идеалистические концепции трактуют"национальный дух"как ведущий, а иногда и как единый признак нации. Другие рассматриваю ют нацию как"психологическое понятие", безсвидому психологическую общность, или общность, основанную на"голосе крови"Есть и такое мнение, согласно которому нация - общность судьбы, союз людей, одинаково мы слять и объединенные общностью характерь і об'єднані спільністю характеру.

2 политические подход рассматривает нацию в государственно-правовом аспекте без учета палитры общественных отношений этатистского концепции нации отказывают народам, которые не утвердили, по разным причинам, свое ой национальной государственности называться нациямми.

3. Исторические - определяет нацию на основании привлечения широкой группы социальных факторов, где весомым является рождение устоявшихся экономических, торговых связей в прошлом, когда развитие товарного производ ства привел к существенным сдвигам в экономическом, социально-политической и духовной жизниі.

Соответственно есть много определений нации:

- французские политологи считали, что нация - это прежде всего общность исторической судьбы;

- марксисты считали, что нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на основе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющаяся в спильнос сти культуры

- американский энциклопедический словарь. Вебстера определяет нацию как историческую общность людей, которая имеет следующие общие черты: территорию, экономическую жизнь, отдельную культуру и язык. Словарь определяет нацию и я как политическую общность - нация народом, проживающего на единой территории, объединенной общим правительством, страной, государством;

- концепция нации. Е. Смита основывается на наличии национального государства на определенной территории или при наличии соревнования за нее, а важнейшими чертами национальной идентичности, за. Смиттом, являются: исторический ческая территория, или родной край; общие мифы и историческая память; общая массовая общественная культура; единые юридические права и обязанности для всех членов; общая экономика с возможностью передвигаться в рамках национальной территої.

Ж. Боден (1520-1595 pp) начал разделение народов на"способных к политической жизни"и, соответственно, -"не способных"В целом на протяжении XVI-XVIII ст термин"нация"все больше приобретает политическое содержание. Наци ия все больше отождествляется с государством, ее территории и всем населением, которое на ней проживает, независимо от этнического происхождения, культуры, вероисповеданияоходження, культури, віросповідання.

Среди большого разнообразия теоретических подходов к пониманию сущности наций, предпосылок и способов их формирования, можно найти немало такого, что объединяет современных исследователей частности, большинство из них пого оджуються, что нации принадлежат к современных, т.е. таких, которые возникли в новые времена, образований, им предшествовали (а в известной степени и сейчас сосуществуют с ними) другие виды сообществ: племена и племенные объединения и сформированные на их базе этносы. Впрочем, и сама нация, согласно этническим и этнополитическим подходами, является этносом на определенном этапе его развития и зрелоститі.

Процесс нациогенеза (возникновение наций), согласно этно-политическим подходом, заключается в том, что этносы, как предшественники наций, проходят определенные этапы развития, культурного и политического созревания: от сплочения родственных племен в более широкие этнокультурные объединения и вплоть до превращения этих объединений в самосознательным сообщества, создают или стремятся создать государства их общественное сознание. Постепенно о"политизирован", они становятся участниками политического процесса и трансформируются в нациься в нації.

Хорошим примером ранней политизации этноса и его движения к превращению в национальное сообщество является период казацких войн (конец XVI-XVII вв) на Украине. Восстания и национально-освободительная война под о оводом. Б. Хмельницкого 1648-1654 pp показали, что украинский народ осознавал не только свою этническую, но и, отчасти, социально-политическую обособленность. Становясь политическим сообществом, он стремился сохранить и собственные достижения в сфере общественно-политического творчества, отвоевать независимость в соответствии с принципом"один народ - один политический строй"Именно это и дало основания. П. Мериме назвать. Б. Хмельницьког в первооткрывателем национализма в. Европе. Период казацких войн характеризовался ускорением процесса нации, в случае успешного завершения которого украинская нация могла бы сформироваться достаточно ра но. Однако впоследствии этот процесс был приостановлен из-за внутренние и внешние причины, и окончательно нация сформировалась лишь в конце XIX - начале XX вв. Ее же этнические корни достигает, очевидно, VI-VII вв, а м ожливо, и более ранних времен, а завершение этногенеза (формирования украинского этноса) приходится на вторую половину XII с другу половину XII ст.

Формирование наций, которое с XVIII в происходит везде, проходит под решающим влиянием происходящих в западной науке получили название модернизации. Это совокупность изменений во всех сферах общественной жизни - сист теме производства, социальной структуре, системах коммуникаций, образования и культуры, которые сопровождают переход от феодализма к капитализму и от деспотических к демократическим формам правления. Модернизация была и является социальным основой нациогенеза, ее основным, общее сформулированным фактором. Как считает один из известных исследователей национальных проблем. Эрнест. Геллнер, функционирования модернизированного общества требует большей культурной гомогенности, и в ответ на это его запрос формируются новые образования - нации. Нация одновременно является продуктом и орудием модернизации, а также, как указывает. Р. Шпорлю к, сообществом (этносом), которая приспосабливается к выживанию в условиях модернизма. Итак, нация - это современная политическая и социальная общность, которая базируется на культуре, имеет этнические истоки и современный содержательныей зміст.

В феодальные времена сословное деление общества был настолько глубоким, что не позволял народу консолидироваться в целостность, которая могла бы осознавать себя действующим лицом истории и политики мобильность во внутри социальных состояний различной этнической принадлежности была, по общему правилу, больше, чем между состояниями в пределах этноса государства создавались по династические принципу, и именно династии имели пр аво объединять и разъединять этносы, и это их право изредка ставила под сомнение общественное сознание. Лишь с наступлением новых времен, в частности в период. Французской и. Американской революций конца XVIH в, осознали, что настоящим сувереном в государстве не монарх, принадлежащий к той или иной династии, а народ (нация): совокупность всех состояний, между которыми устранены правовые препятствия, отменено привилегии и ограничения прав. Всех людей признаны свободными и равными в правах, имеющими собственные интересы и способны их защищать независимо от государства. Вследствие этих изменений народы стали по-другому воспринимать самих это бе. Если раньше их самоидентификация осуществлялась через ответ на вопрос:"чьи мы?",. То теперь основными стали вопросы:"кто мы?","Что нас объединяет","чем мы отличаемся от других народов?" ми відрізняємося від інших народів?" тощо.

Итак, осознание этносом своих интересов, стремление защищать их политическими методами и с помощью такого политического института как государство указывает на его переход в новую стадию развития - национальный н.

Уже во время своего утверждения понятия нации имело два измерения:

- внутренний (социально-политический), возникший вследствие осознания антитезы"народ - правители"и воплотился в идеях народного суверенитета и равноправия всех людей, составляющих гражданское общест сообществе и нациюо і націю;

- внешний (этно-или культурно-политический) связан с пониманием отдельности и культурной гомогенности этого народа и его права творить собственное государство, определять ее границы и налаживать сто осункы с другими народам.

Ученые выделяют несколько теорий нации, в частности, это:

1) этническая теория нации (наибольший вклад в развитие этой теории внесли такие ученые как. Г. Нильссон,. М. Новак,. Е. Смит). Нация рассматривается как большая политизирована этническая группа, которая характеризуется спи ильною культурой и общим мнимым происхождениемням;

2) историко-экономическая теория нации - теория, связанная с классиками марксизма-ленинизма; нация рассматривается как национальная классовая сообщество, продукт общественного развития, один из важных факторов с общественного прогресса

3) культурологическая теория нации, основатель. Карл. Реннер. Нация - это прежде всего культурное сообщество, основывается на принципах общей культуры, особенно языка;

4) политическая теория нации - сформировалась в начале. ХУП в. Одним из ее основателей считают. Г. Гроция. Эта теория объясняет нацию как политическое сообщество, имеющее собственное государство или стремится реализовать свои ое право на самоопределениеня;

5) психологическая теория нации - одна из первых и самых распространенных. Основатели этой теории -. Дж. Вико,. И. Кант,. Ф. Шеллинг,. Г. Гегель,. Е. Ренан,. Ю. Липа т.д., которые рассматривали нацию как"дух народа", люди, объединенные и национальной волей, национальное сознаниеальною свідомістю.

Еще политичнишого характер приобрела теория нации в. Северной. Америке, поскольку формировалась по политически-территориальному принципу в. США было применено политику так называемого"плавильного котла", которая види играла свою конструктивную роль в становлении американской политической нации. Согласно ей, в. США нет территориально-административных единиц по этническому признаку, а этнокультурные особенности объединяют людей на культурной основурній основі.

Именно такое"етатичне"(от франц etat - государство) толкование нации распространенное ныне в странах. Запада, где сравнительно рано сформировались национальные государства. Становление наций как исторических общностей здесь бу уло связано с развитием рыночных отношений, вследствие чего формировалось гражданское общество, которое, собственно, и является нацией. Ее природа состоит в преодолении этнической виокремлености людей, привлечении их д в широкой системы социальных и культурных взаимоотношений. Кроме того, основой национальной идентичности территориальный принцип и гражданские права, а не"народная культураt;народна культура".

Нация - это следствие консолидации различных субэтнических групп, проживающих на определенной территории, вокруг определенного, обычно многочисленного этноса, следствие осознания их отдельности, политического, эко ономичного, а иногда и военного конституирования в мире социальных взаимосвязей с другими народами, конституирования своей особенности в всеобщем, общечеловеческом.

В Украине мы стремимся создать политическую нацию. Именно поэтому нам представляется наиболее приемлемым такое понимание политической нации: считается, что когда общество и государство становятся соответствующими друг другу, т тогда они создают политическую нацию. Если они не способны этого сделать, то у части населения возникает желание создания другого государства. Если концепция нации основывается на социальных критериях и развито к общества вступает в противоречие с государством, определенная этническая сообщество пытается создать собственное государство есть политическая нация должна охватывать всех граждан определенного государства, несмотря на их различияості.

Стоит отметить, что в XX в возникла еще одна интересная концепция нации, которая, очевидно, будет актуальной в течение последующих десятилетий. Речь идет о выдвижении некоторыми западными учеными под влиянием интеграции йних процессов в. Европе идеи о появлении наций нового типа, а именно"мультинациональных"наций, в частности европейской. Начал такую ??концепцию известный испанский ученый X. Ортега-и-Гассет (1883-1955 pp(1883—1955 pp.).

Важным признаком нации целесообразно считать национальное самосознание, то есть осознание нацией, определенным сообществом или человеком своей принадлежности к нации, общности исторической судьбы ее представителей, нэп повторности характера, темперамента, менталитета, психологии, культуры. Национальное самосознание связана с самоидентификацией нации. Здесь важна не только этническое самосознание, заключающийся в осознают энные этносом себя как сообщества на основе характерологических черт и противопоставление"мы - они", но и государственная, политическая, обычно полиэтническая самоидентификация на основе постижения национальной идеи и у свидомлення национальных интересов, ценностей, исторической судьбы. Отсюда - стремление нации сохранить эти особенности, не поддаться ассимиляции, развивать национальный язык, традиции, обычаи, определенные религиозные верования и пр.. Отсюда и стремление к национально-культурной и национально-территориальной автономии, к экономическому и политическому суверенитету, к созданию национального гражданского общества и государствства і держави.

Все эти и другие справедливые требования воплощены в национальной идее, которая приводит теоретические, идеологические основы национального сознания. Национальная идея должна отвечать современным национальным и мировым пр роцесам, быть внесенной в них, достаточно скорректирована. Также национальная идея должна отражать и воплощать национальные интересы, цели и приоритеты нациії.

Национальное сознание - это осознание нацией, человеком или определенным сообществом своей принадлежности к нации, общей судьбы ее представителей, своеобразия действия геополитических, социопсихичних исторических факторов, неповторимости характера, темперамента, менталитета, психологии, культуры. Национальное сознание предполагает развитие особого рода чувств, таких как национальные чувства, чувства я причастности к судьбе своего народа и своей страны, любви к национальной. Родины, национальной культуры и языка, чувство национальной гордости, готовности и воли к достижению национальной цели. На национальные сознание имеет различные уровни функционирования, в частности, будничный, теоретический и политико-государственный. -

Наиболее устойчивыми и интегрирующими элементами национального сознания являются обычаи и традиции, в которых закодировано социальную память народа и выступают нормативами его деятельности, передаваясь из кругу иння в поколение. Еще шире по национальной сознания определяют понятие"сознание нации"В нем фиксируются не только национальные прогрессивные идеи и достижения культуры, но и реакционные мифы, забобо ни, стереотипы тощреотипи тощо.

Разные этносы имеют различные показатели уровня активности. Развитие этносов не совпадает с изменением общественно-экономических формаций время есть определенные фазы, этапы, периоды функционирования этнических сообществ, обусловлены также социально-экономическими факторами, легитимизацией конкретных территориальных, государственно, культурных изменений и преобразований. Традиционно степени"зрелости"связывают с образованием определенных этнических сообществ - племени, народа, нацинароду, нації.

При этнических процессов под влиянием природных условий, особливос ^ хозяйственной деятельности и других факторов формируются специфические для конкретной этнической группы общие черты материальной и духовной культуры, этническое самосознание. Внешним проявлением этого самосознания является совместная родовое название этой группы - этноним. С целью защиты своего существования, дальнейшего развития этнические группы стремятся к конституции туювання в свою социально-территориальную организацию - в национальное государство. Этногенез (происхождение народов) охватывает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнограф ичних, лингвистических и антропологических особливостей.

Выделяют четыре этапа развития наций:

1. Межэтническая совместимость, типичная для индустриально-производственных обществ, так называемый первоначальный процесс внутринационального обмена, когда образуется ядро ??нации из этнических сообществ, непосредственной дньо участвуют в индустриально-производственном обмені.

2 переходных, кризисный период, поскольку новое общество без остановки привлекается во второй этап межэтнической совместимости, когда возрастает процесс первоначального внутринационального пользования ролями, приобретенными н в начале пути. На этом этапе индустриально-производственные общества становятся индустриально-потребительскимми.

3. Вторичный процесс внутринационального обмена, когда межэтническая, теперь уже собственно национальная, совместимость стабильная и требует соответствующих зрелых, формализованных отношений - более бюрократических, прир природных для деятельности стабильных социальных групп и постоянных видов разделения труда и потребленияя.

4. Этап межэтнической совместимости национального типа, который характеризуется равновесием, отношениями диалога между основной массой этнических групп, участвующих в нациотворческое процессе

Некоторые политологи считают, что нация формируется на этнической основе, и этот процесс имеет три этапа:

- академический, когда определенная этническая группа собирает и публикует народные песни, легенды, пословицы, исследует историю, обычаи и верования, заключает словари;

- культурный, когда происходит становление литературного национального языка, функционирования ее в образовательных учреждениях, развитие прессы, употребление языка в науке, технической литературе, в политике, общественной жизни, быту образованных людей

- политический, когда нация, объединенная общим языком, стремится государственного самоопределения, независимости, суверенизации

. Национальный суверенитет - это совокупность суверенных прав нации на свободный выбор социально-экономического и политического строя, на целостную национальную территорию, экономическую независимость, на развитие его языка и культуры, уважение гу национальной гордости и достоинства.

Национальный суверенитет - это полновластие нации, обладание реальной возможностью распоряжаться своей судьбой. Объективной предпосылкой суверенитета нации, ее полновластие выступают национальные интересы, е ета и задачи, возникающие перед ней в определенной ситуации. В суверенитете нация находит правовую защиту, свободу национального развития и национальную независимость. Национальное возрождение - это прев орення этноса в нацию, выход на арену политической жизни. Национальное возрождение также предусматривает восстановление нацией утраченных позиций в экономической, духовной и политической сферах, а также модернизацию всех сферах жизнииття.

Современные правовые и международные нормы определяют по нациям право на самоопределение и образование независимых государств

Принцип самоопределения нации означает самостоятельное решение нацией своей судьбы через отделение от других народов и образование собственного государства, или, наоборот, через объединение с другими государствами или вх происхождения, на основе свободного самовыражения, с какой другого государства. Этот принцип содержит право самостоятельно, без какого-либо вмешательства извне, определять форму своей государственности, внедрять самоуправления и т.п.. К политической практики принцип самоопределения наций вошел конце XVIII в, а официальное признание принципа самоопределения народов связывают с периодом завершения. Первой мировой й войти и образования. Лиги наций распространенной формой национального самоопределения является образование самостоятельных национальных государств. Форма политического самоопределения нации определяется различными факторами, с отдельная, экономическим и культурным потенциалом нации, условиями государства, целостностью нации, уровнем политического сознания тощ тощо.

Национальное возрождение - это политизация сознания этносов, превращение их в более консолидированные и политические активные сообщества нации, стремление к получению суверенитета и создания собственных государств. Ха арактер национального возрождения значительной степени зависит от того, каких именно народов он касается: тех, где нация возникает впервые, или тех, где процессы национальной консолидации восстанавливаются, а нация п ереходить на высокий уровень развития. Национальное возрождение - это, прежде всего, модернизация нации, обновление всех сфер ее жизнедеятельности. Вместе с тем, национальное возрождение охватывает восстановления национ альных традиций, возвращение к исрел.

Процесс суверенизации народа Украины начался 1991. Осуществляя. Декларацию о государственном суверенитете Украины, 24 августа 1991. Верховная. Рада торжественно провозгласила независимость Украины и создание сам самостоятельный унитарного государства - Украина ее территория неделима и неприкосновенна. Факторами являются исключительно. Конституция и законы Украины, осуществляются защита и охрана национальной государственности украинского на рода Украине самостоятельна в решении вопросов своей государственной жизни, осуществляет верховенство на всей своей территории, самостоятельно определяет экономический статус и закрепляет его в законах. Отношения Украины с и. Другими государствами строятся на основе договоров, заключенных на принципах равноправия, взаимоуважения и невмешательства во внутренние делсправи.

. Вопросы для самоконтроля

1. Какие условия способствуют успешной реализации интересов определенной социальной группы?

2. Какие критерии используют для разделения субъектов политики на первичные, вторичные и непосредственные?

3. Ответьте общую характеристику социальной структуры современного украинского общества

4. Назовите характерные признаки группы давления

5. В чем заключается различие между понятиями"украинский народ","украинская нация","народ Украины","население Украины"?

6. Как взаимодействуют между собой нация и государство?

7. Что означает национальное самоопределение народов?

8. Как бы. Вы оценили влияние скрытых групп интересов на экономическую и политическую жизнь Украины?

9. Какие типы политических конфликтов можно выделить в современной Украине?