Учебники Онлайн


Розділ 5. Громадянське суспільство

1 Генезис идей гражданского общества

Логика реальных процессов украинского посткоммунистического социально-политического трансформации и модернизации состоит в поиске оснований и условий демократии, в решении проблем самоорганизации ук ького социума, в гармоничном сочетании интересов новейшего украинского бизнеса, интересов гражданского общества, которое рождается, и политической власти. Центральная роль в композиции преобразований т а модернизации всего комплекса общественно-политических отношений принадлежит национальному гражданскому обществу, без которого ни бизнес, ни власть не смогут трансформироваться на пути создания в стране цивилизованной демократической политической системи.

В этом контексте особое значение приобретает мнение о том, что исторической тенденцией в современном мире является движение к демократии - политической системы, при которой власть осуществляется народом как единственным целостностью. Цент тральных тезис заключается в том, что существенным и стратегически важным для становления демократии является создание предпосылок формирования, оформления и функционирования национального демократического общества я к нормы цивилизованной жизни, суть которой-в открытости и свободе. Категория свободы и связанные с ней понятия демократии и прогресса составляют основу свободного образа жизни, осуществляемого в"формате"и нституцийного полнокровного гражданского обществ суспільства.

Проблема гражданского общества занимает особое место в развитии политико-юридической мысли. С одной стороны, эта проблема возникла вместе с возникновением государства и разделением общества на государственную и негосудар ржавну сферы человеческой деятельности. Пребыла центре внимания мыслителей на протяжении многих веков, с другой - в нашем лексиконе даже термин"гражданское общество"появился не так давно. Его было в словарях, справочниках, энциклопедиях, напечатанных в 1990 г., однако в последние годы проблемы громадянськогромадянського

общества начали интенсивно изучаться в рамках сразу нескольких наук и учебных дисциплин частности, правоведение изучает гражданское общество как субъект гражданского права и правового регулирования; п политология изучает характер и формы взаимодействия гражданского общества с политическими институтами, государством в целом, причины и условия его возникновения, структуру, то есть всю целостную картину. Гражданского ого общества.

Сама идея гражданского общества берет начало в. Древней. Греции и. Древнем. Риме, в частности по творчеству. Платона,. Цицерона и др., когда сложились представления о гражданстве, гражданина и возникло понятие общества как общности граждан. Однако долгое время само понятие"гражданское общество"отождествлялось с государством. Для древних греков все общественную жизнь было политическим, то есть полисным. Понятие" полития"определяло одновременно права общества, форму правления, конституцию, особенности государственного управления. А общество - это совокупность граждан, проживающих в подитии - городе-государстве, ведре зняеться села. Гражданин в. Древнем. Риме - лично свободный человек (т.е. не раб), подвергнут. Римской империи (Не иностранец), житель. Итальянского полуострова (а не провинции или колонии). Римлянин имелабо колонії).. Римлянин мав гражданские обязанности: служил в армии, участвовал в народном собрании и политике. Он имел право, даже привилегии: его нельзя было отдать на позорную казнь - распять на кресте

С ростом производительности труда, дифференциацией различных сфер общества, освобождением из-под всеобъемлющей государственной власти объединение людей в различные ассоциации становятся многочисленными и разнообразными спелыми ьный интерес связывает эти образования, они хотят свободы, автономии от государства и коллективной жизни. В связи с этим проблема взаимоотношений общества и государства становится одной из важнейших в труд х мыслителей середины XVII в. Т. Гоббса,. Дж. Локка. Эта проблема рассматривалась в XVIII-XIX вв в работах. Ж-Ж. Руссо,. Ш-Л. Монтескье,. Д. Вико,. В фон. Гумбольдта, и. Канта,. Г. Гегеля,. К. Марксегеля,. К.. Маркса.

От XVII в мыслители. НЕ отождествляли гражданское общество с существующей государством или реальными формами государственного управления. Напротив, они отмечали, что на самом деле реальное государство чаще подавляет гражданское общество, и считали законным только избранное правительство, подчиняться которому добровольно согласились все граждане. Дж. Локк, например, считал абсолютную монархию, которая некоторым представлялась единственной фор мою правления в мире, на самом деле несовместима с гражданским обществом и, следовательно, невозможной формой гражданского правления есть понятие"гражданское общество", которое появилось в XVII в, уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов гражданамтересів громадян.

Известный представитель немецкого. Просвещения XVII в. Вильгельм фон. Гумбольдт четко определил разделение между государством и гражданским обществом, выделив три основных различия между ними: во-первых, это система национальных общественных заведений, формируются"снизу"самими индивидами, и система государственных институтов, во-вторых,"естественное и общее право"и позитивное право, определяется государственно ю в-третьих,"человек"и"гражданин"Он делает вывод о том, что"государственный строй является не самоцель, а лишь средство для развития человека"Государственная деятельность, за. Гумбольдтом, должна подчиняться удовлетворению интересов и потребностей человекнна підкорятися задоволенню інтересів і потреб людини.

Идею подчинения государства интересам общества, индивида поддерживал. И. Кант. Он считал, что гражданское общество - это совокупность отношений между свободными гражданами и высшей целью истории должна стать и такое государство, в котором будут развиваться все первоначальные задатки человеческого рода. И. Кант сформулировал основные принципы, на которых основывается гражданское общество: свобода члена общества как человека, его р ивнисть с другими людьми; самостоятельность члена общества как гражданиннина.

Существенный вклад в разработку теории гражданского общества сделал немецкий философ. Г. Гегель. В своем труде"Философия права"он подробно изложил взгляды на гражданское общество. Для него гражданам. Каменское общество - это прежде всего система потребностей, основанная на частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Гегель считал, что гражданское общество может возникнуть только на определенном достаточно высоком этапе развития человечества, противопоставляя ему дикость, неразвитость, нецивилизованность. Во гражданским обществом понимается классическое буржуазное общество, созданное, по его сло вами, только в современностише в сучасності.

Главным элементом в гражданском обществе, считал. Гегель, есть человек-ее роль, функции, положение. Отдельная личность является для самой себя целью, и ее деятельность направлена ??прежде всего на удовлетворение собственных п потребностей (природных и социальных) - здесь она является эгоистичным индивидом же время такой индивид может удовлетворить свои потребности, только находясь в коллективе, в определенных отношениях с другими людьми"В громадянс ькому обществе каждый для себя - цель, все другие для него ничто. Однако без соотношений с другими он не может достигнуть реализации всего объема своих потребностей"По. Гегелю, гражданское общество - это не простая совокупность отдельных индивидов, а сложное объединение различных социальных групп, которые сформировались в результате разделения общественного труда, имеют внутреннюю структуру и"общественный порядок", обусловленный на прежде всего отношениями между богатыми и бедными. Основными принципами, на которых основывается гражданское общество,. Гегель называет: а) частную собственность б) личную свободу в) публичное осведомленность ь г) свободно сложившуюся общественное мнение д) справедливы и четко соблюдаемые законы. Господствующие в обществе частнособственнические отношения казались. Гегелю незыблемыми, а неравенство людей врожденной. Без п риватнои собственности свобода лица неості свобода особи неможлива.

Весомый вклад в развитие идей о гражданском обществе сделали. К. Маркс и. Ф. Энгельс. Маркс пришел четкого осознания того, что в изучении государства необходимо опираться на анализ гражданского общест щества. Не государство порождает общество, а наоборот-семья и гражданское общество составляют предпосылки государства. В своих ранних работах. К. Маркс использовал понятие"гражданское общество"для обозначения ния им структуры семьи, сословий, классов, собственности, распределения, реальной жизни людей, подчеркивая их объективный характер и экономические основания. К. Маркс показал, что именно гражданское общество как первооснова человеческого общежития и деятельности является главным двигателем исторического прогресса"Возьмите определенную степень развития производства, обмена и потребления, - писал он, - и вы получите определенный обществ ильного строй, определенную структуру семьи, сословий, классов, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением громадянс ького общества"Сфера деятельности гражданского общества, по. Марксу, - не только экономика, но и культура, идеология и рожденные ими общественные движениеі породжені ними суспільні рухи.

Известный итальянский политический деятель и ученый. Антонио. Грамши, анализируя механизм господства руководящего класса в первой половине XX в, выделил три его составные части, три"общества": экономическое ( (экономический фундамент господства буржуазии - ее владение средствами производства и распределения), политическое и гражданское. Совокупность тех частей, которые осуществляют функцию принуждения и непосредственного господства (военного, полицейского, правового), составляет"политическое общество"Однако такого общества, которое отвечало бы системе"охраны общественного порядка и соблюдения законов", не существует. Оно переплете щается с той частью общества, которая именуется"гражданским обществом"Это совокупность всех тех рычагов и органов в государстве, которые позволяют буржуазии осуществлять идейное и нравственное руководство подчиненными классами. В связи с этим. А. Грамши писал:"На. Востоке государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии. На. Западе между государством и обществом были упорядкова ни отношения, и если государство начинало шататься, тотчас выступала на поверхность прочная структура гражданского общества. Государство было лишь передовой траншеей, позади была крепкая ряд крепостей и. Казема товтраншеєю, позаду була міцна низка фортець і казематів".

Приведенные подходы показывают, что гражданское общество было исторически представлено как разумнее и целесообразнее устройство человеческого бытия. Речь шла о новом этапе развития цивилизации, новый виток к общественного прогресса, который должен был получить соответствующее официальное назначение и выражения. И мыслители определили основные характерные черты этого этапа: 1) развитие гражданского общества был связан с падением сословно-феодального строя, с возникновением капиталистических производственных отношений, 2) гражданское общество возникает на определенном этапе общественного развития и связано с историческими формами; вон в это сила, которая вместе с государством составляет диалектическое единство, 3) в пределах гражданского общества постоянно возрастает значение человека, превращается из подданного в гражданина, как личности. Грома советских общество называется так не потому, что оно состоит из граждан, а потому, что создает определенные условия для гражданамдян.