Учебники Онлайн


2. Громадянське суспільство: поняття, структура, ознаки

Социальные преобразования, как известно, является сущностью исторического. Прогресса и развития общества и проблема здесь заключается в найденные механизмов, обусловливающих эти преобразования, в выработке нового инструмента арию узнавания социального движения. Необходимо осознать и то, в какой мере осмысления современного этапа исторической эволюции учитывает базовых социальных структур, в которых в стране происходят и в ма йбутньому проходить общественные процессы, а также систему их детерминацийії.

В логике исторического развития любой действительный процесс в идеальном смысле - явление, которое само развивается и самоорганизующейся. Самоорганизация - это сложная система последовательного становления базовых внутренне присущих определенной системе элементов, обеспечивающих саморазвитие за счет внутренних потенций и автономности. Принцип самоорганизации развития предусматривает обязательную и полное взаимодействие всех элементов общества в их движении, в противоречиях и борьбебі.

Стержнем институционализированного гражданского общества одни исследователи называют человека, его интересы и потребности и способы их удовлетворения. Другие за такой стержень имеют систему структур и институтов,, противостоящих государству. Одни считают содержательной негосударственной структурой, в рамках негосударственной сферы общественной жизни и деятельности. Другие включают в структуру этого феномена и государстваву.

Цель гражданского общества - благородная. Именно в нем человек имеет самореализоваться и достигать всевозможных добродетелей (Аристотель). Очевидно, что эта цель соответствует"природе"любого индивида, стано овит его сущность и необходимой степени определяет теоретические и политико-прикладные характеристики его развития с учетом аспектов, извечных ценностей и традиций жизни народа, конкретно-исторического а налезет и специфики этого феномена в различных цивилизациях, отдельных странах или группе стран. Конкретно это означает, что возникла элементарная необходимость и возможность органичного включения в нашу жизнь всех достижений человеческой цивилизации, которые называются демократией. Как общечеловеческий феномен демократия добра только тогда, когда опирается на национальную традицию и действует в пределах, соответствующих национальной культурльній культурі.

Современное общество - это система многогранных взаимоотношений в структурах негосударственной сферы социальной жизнедеятельности, которая обеспечивает индивидам защиту их интересов и улучшение условий и качества жизни, а также способы взаимодействия данной сферы с государством и его формами, в"формате"которой происходят самоорганизация и самоидентификация человеческого сообщества, формирование определенного образа будущего - как обще ства, так и государств і держави.

История развития демократических образований и организаций функционального гражданского общества свидетельствует, что эта фундаментальная конструкция по структуре представляет собой совокупность объединений, союзов, ассоциаций, в лежат в разных сферах жизнедеятельности социума, связанных преимущественно горизонтально-сетевыми взаимоотношениями. Сюда относятся (как основные элементы гражданского общества) политические партии, семья, община, профсоюзы, церковь, негосударственные рыночные институты, союзы предпринимателей, трудовые коллективы, средства массовой информации, органы местного самоуправления и т др.. Сеть всевозможных групп по интересам и гражданская участие в этих группах привели, по мнению. Г. Алмонда,. Дж. Пауэлла,. К. Строма и. Р. Далтона, к"появлению гражданского общества, то есть общества, в котором граждане привлечены к социальной и п олитичнои взаимодействия, свободные от контроля или регулирования со стороны государства, - такие как коммуны, добровольные ассоциации или даже религиозные объединения об'єднання".

Во взаимодействии с государством через сеть ассоциативных или институциональных групп интересов реализуются непосредственно потребности и интересы населения, происходит влияние граждан на деятельность государства. Таким чин ном они способствуют политическому участию, выполняют задачи социальной и системной интеграции, образуют связи между индивидуумами, приобщают граждан к социальным и политическим вопросам и накапливают со социальный капитал доверия в борьбе за улучшение условий жизни людей и благополучие страны, артикулируют себя политическуюо.

В современной политологической литературе доминирует положение о том, что хорошо развитое, структурированное и функциональное гражданское общество является основой стабильности государства и необходимым условием раз свитка демократии. Именно в гражданском обществе, настаивает. В. Иноземцев, возникает современная демократия, а не наоборот. Любые сентенции о демократии неуместны там, где превалируют традиции клановых аб в семейных отношений. Демократия представляет собой конструктивный метод организации гражданского общества. Этот метод адекватный фундаментальным чертам гражданского общества. Демократия, - продолжает тезисов в. В. Иноземцев, - не несет в себе никаких основополагающих ценностей, отличались от ценностей гражданского обществільства.

В контексте указанного вполне правильным представляется вывод о том, что любая теория права или теория демократии подразумевает наличие той или иной модели общества. Под моделью следует понимать умножают ину значимых и устойчивых черт, характеристик, которые определяют"лицо"гражданского общества в разные эпохи существования человечества и в разных культурах. Так, скажем, плюралистическая модель гражданского общества предполагает его глубокое структурирование, с высокой социальной мобильностью людей, способных влиять на политическую систему благодаря роли выразителя интересов,"агрегированных"политическими партиями и законодательными органами, а также на принятие политических решений плюралистов включают весь спектр добровольных ассоциаций, групп по интересам, независимую прессу и основные права в так называемую социальную сф эру, т.е. отличную от сферы экономики сложной среди моделей, существующих в рамках плюралистической теории гражданского общества, признается три частей на модель. Толкотта. Парсонсмодель. Толкотта. Парсонса.

Как видим, социальные движения добавляют в публичную сферу новую тематику и новые ценности для политического дискурса, способствуют установлению консенсуса в вопросах об основных процедуры политической системы

Динамическая концепция гражданского общества сохраняет нормативное ядро ??демократической теории и делает совместимость со структурными предпосылками современности

Неоконсервативная модель гражданского общества в основу своей концепции положила девиз"общество против государства", на базе которого предлагает теорию, где гражданское общество равнозначно рыночному, есть буржуазном. Другой вариант этого подхода признает значение культурного измерения гражданского общества, стремится облегчить бремя ответственности, возложен на государство. Это положение доповнюеть ся тезисом о"неуправляемость"общества, согласно которой избыточные материальные требования в адрес государства порождены не только институтами социального обеспечения, но и современной политической, моральной и ет ичному культурою та етичною культурою.

Во всех политических проектах и ??дискурсах по теорий и практики гражданского общества утверждается одно: гражданское общество, будучи интегрированной сообществом частных (неполитических) лиц - н носителей частных целей и интересов, естественным образом формируется там и тогда, где и когда возникает совокупность экономических, религиозных, мировоззренческих и социальных предпосылок, которые позволяют провозгласить человека индивидуумом - свободным, равным со всеми другими людьми и наделенным фундаментальными, неотъемлемыми правами. В обществе свободно развивается ассоциативное жизни - публичная деятельность, сфера массового вых движений. Децентрализация власти происходит путем. ЕЕ передачи самоуправлению как форме самоорганизации населения. Обеспечивается согласование позиций общества и государства благодаря контролю за деятельностью власти - законодательной, исполнительной и судебной. В этом, собственно, суть дела, симметрия и логика развития социума. Более того, гражданское общество становится реальным и динамичным только тогда, когда оно является си формуле давления на властейвладу.

Демократические общественные отношения и общественные организации возникают лишь при условии, если в социуме как системное явление существует определенная дистанция между его сферами, прежде всего между гражданским обществом и государством, с необходимым для этого распределением функций государства и суспильства1. Нельзя путать гражданское общество и социальную жизнь вообще, которое продолжается вне государственных и экономическими процессами. В. ворюючы новую парадигму политического знания, целесообразно выделять два других феномены, которые не следует отождествлять с гражданским обществом: это, с одной стороны, политическое общество (совокупность общественных институтов, органов публичной политики, в том числе и государств, политические партии, другие социальные коллективы), с другой стороны - экономическое общество, состоящее из организаций и структур, занятых в иробництвом и распределением (обычно это кооперативы, фирмы и т.д.о).

Богатый зарубежный и пока довольно скромный украинский опыт в изучении процессов развития гражданского общества показывает, что сегодня вопрос о демократии переместилось в ту плоскость, где оно в впервые возникло, - в сферу гражданского общества. Дальнейшая демократизация формально демократических форм правления связана не с государством или экономикой, а с национальным гражданским общество м. При этом следует помнить: было бы ошибкой считать гражданское общество таким, жестоко противостоит государству и экономике. Как политическое общество (государство), так и экономическое, являются сферами, через которые гражданское общество влияет на все процессы развития социума - экономические, политико-административные, правовые, то есть на все сферы гражданского демократического социумуму.

Практический опыт развитых стран. Запада свидетельствует значительную роль в создании современных демократических институтов и формировании новых социальных связей, которые обеспечили их легитимность, сыграло государство а - как существенный диалектический механизм управления общественными процессами, инструмент социального господства и сугубо политический институт. Факт действующего, активного участия государства в жизни гражданского общества сейчас ни у кого не вызывает сомнений. Результативные общественные объединения придерживаются различных стратегий, которые зависят, во-первых, от функциональных особенностей тех или иных объединений и, п в во-вторых, от исторически сложившихся типа и характера взаимоотношений между гражданским обществом и государствомю1.

Связь гражданского общества с государством - это диалектическая взаимосвязь и генетическую связь взаимодополняемости, и в этом заложены огромные эвристические возможности усовершенствования механизмы смел управления общественными процессами. В контексте транзитологии, политико-проблемная ситуация радикальной перестройки общества возможна только с учетом попыток изменить все или революционным путем с низу (Венгрия 1956 г.), или путем проведения реформ сверху (Чехословакия 1968 г.). Оба пути, как известно, по разным причинам не имели успешного завершенияення.

Очевидно, что успешные либерально-демократические преобразования возможны тогда, когда движущие силы таких изменений организованы"снизу", а объектом этих изменений должен быть не так государство, как гражданское общество. В и а кому-то случае успешность демократического транзита будет зависеть и от успехов либерализации, которая преимущественно модифицирует связи государства и гражданского общества, а демократия изменит отношения между государством и политическим обществом. Определенная логика успешных социально-политических преобразований состоит в реформировании власти (возможно, волевым порядком) на основе инициативы (сверху - по вертикали - вниз), имея н а целью создания результативных институтов государства и обеспечения институциональной поддержки демократических процессов. Вторая задача - создание на уровне горизонтальных связей наиболее благоприятных условий развития форм политического участия, необходимых для эффективного функционирования демократических институтов гражданского общество суспільства.

Гражданское общество состоит из людей, которые добровольно вступают в ассоциации не столько для диалога с властью, сколько для самостоятельной реализации собственных интересов на основе управляемости социума, саморегуляции и самоорганизации социальных процессов. Параллельно концепции гражданского общества должно получить развитие другой семантический полюс, а именно - комплекс представлений, связанных с идеей дер ства, назначение которой, собственно, определяется задачами укрепления власти, обеспечения легитимности правящего режима и преодоления центробежных тенденций1.

Политическая система современного общества формируется в процессе активной диалектического взаимодействия государства и гражданского общества. В рамках действующего государственно-политической системы страны властные отношения где ержавы строятся по вертикали (вертикальная составляющая политики), на основе подчинения -"сверху вниз"и исполнение -"снизу вверхot;знизу догори".

В демократическом гражданском обществе отношения складываются на основе горизонтальных связей в политике сейчас четко прослеживается тенденция к столкновению двух начал в социальной жизни Украины - - сетевого и иерархического. Гражданское общество, бизнес - это сетевые структуры, а бюрократия, является опорой власти, - иерархическое начало, которое стремится распространить влияние через свои структуры на все обще ства. Взаимодействие этих составляющих дает развитие третьем направления властных отношений - по спирали, в контексте и терминах диалектической составляющей политики. Логическим результатом развития и взаимодействия гражданского ого общества и государства становятся образования политических институтов, выработке законов, норм и правил политических отношений, структурирования правового гражданского социума и правовой государствжави.

Политико-правовой аспект человеческого бытия издавна выделяет две фундаментальные плоскости (субстанции): государство (правитель), исторически первый политический институт общества, и гражданин (совокупность или сообщество граждан, гражданское общество). В ценностно-содержательном плане важна ответ на принципиальный вопрос: какая из этих субстанций первичная, т.е. какая из них фундаментальный? ся слишком конкретно: что и ради чего существует - гражданин для государства или государство для гражданина?

Концепцию, что отстаивает приоритетную роль государства в отношении к социальным институтам, образований и общества в целом, принято называть этатизм. Это система политических представлений и предпочтений, содержание которых диктатор тируется положительной оценкой государства как"блага"В случае положительного ответа на второй вариант вопроса мы получаем концепцию, которую даже трудно считать сроком. В сложных системах (а именно такова социум вообще, особенно современное общество) главные функции управления сосредоточены в руках государства. Государство-не что иное, как часть общества, которая взаимодействует и с обществом в целом, и со всеми его социальной ними группами и слоями, имеющих собственные интересы. Она исторически оправдана в глазах народа, если умеет отстаивать интересы этого народа (хотя это не означает, что такая задача государство выполняет). При этом необходимо отличать консолидацию власти в государстве как необходимое условие от консолидации общества, без чего замыслы государства не могут быть воплощены в жизнедеятельности втілені у життя.

Конечно, существуют все основания считать, что проблема первичности политического бытия всегда приобретает необходимый решения в зависимости от конкретного времени, места, политических позиций субъектов и объектов, акт торов и их интересов, статуса политического игрока, от которого это решение зависит. Решение проблемы первосубстанция (проблемы"курица - яйцо") по бытия в Украине возможно в плоскости перехода от етакратизму к правового государства и гражданского общества. А это означает изменение сущности государственной власти, властвования - что и соответствует массовым социальным ожидания очікуванням.

Сущность правового государства заключается в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на суверенитет личности. Доктрина правового государства рассматривает право в правовом государстве как к существующую к формальному закону единственную ценность, на которой держится современная цивилизация. Качественным фундаментом такого государственного устройства стала ориентация всех органов власти на ценности прав человека, которые наб увають приоритета перед любыми законодательными актами конкретного государства. Государство должно быть связано правовом.

В основе государства, связанной правом, должны лежать, во-первых, правовая экономика, а не командно-административная, лишенная внутренних стимулов к труду, а во-вторых - правовое гражданское обществ во. Государство является лишь формой гражданского общества. Правовое государство - это государство, которое обслуживает потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение ее - гарантировать свободу и благосостояния т, безопасность и признание прав человека. В свою очередь, правовая экономика и правовое гражданское общество - это переход от распределительного общества к рыночному, то есть сущностные предпосылки формирования право вой государствави.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти, развитие правовой и политической культуры, а также целого комплекса. ПОЛИТИЧЕСКИЕ их институтов, характерных для развития гражданского обществ.

Результатом взаимодействия государства и гражданского общества является выработка законов и правил политических отношений, которыми руководствуются все субъекты политической деятельности. Широкая взаимодействие политических субъектов на базе действующих и вновь законов и норм, политической культуры и политического сознания образуют политическую систему общества, которая структурируется в конкретной форме государственных институтов политических ный процесс вместе с политической системой воплощаются в исторических формах гражданского общества. В таком взаимодействии-источник саморазвития политического процесса и политической системы обществтва.

Правовое государство-концентрированное выражение правового гражданского общества. Поэтому этапы ее развития совпадают с этапами развития гражданского общества

Критерием оценки состояния и перспектив каждого общества выступает объективный анализ специфики имеющихся процессов, позволяющих его жизнеспособность и конкурентоспособность. Характеризуя истинное положение общин ского общества в Украине, необходимо уделить внимание не его"количественным", как"качественным"параметрам, прежде всего особенностям общественного сознания и базовых ценностей масс гражданское общество ьство кристаллизуется и движется благодаря энергии людей, которые в нем живут и действуют по определенным реальными сценариями и программами, реализуя свои интересы и потребности есть гражданское общество - ц е сфера действий, а не сфера организации. Организация - лишь форма, одна из многочисленных форм реализации таких диорм реалізації таких дій.

Конечно, тяжести социально-политических субъектов (акторов) в той или иной действия в первую очередь зависит от средств, которые существуют в их распоряжении для обозначения средств, с помощью которых субъекты могут во удовлетворять свои интересы, французский социолог. Пьер. Бурдье предложил понятие"капитал", он считал, что существуют четыре группы капиталов - экономический, культурный, символический и социальный. Чем бы ильший объем капиталов, чем они разнообразнее, тем успешнее их владельцы достигают поставленных целоевлених цілей.

Функциональное гражданское общество не только служит основной (базовой) предпосылкой успешного политического развития, но и играет не меньшую роль в росте социального капитала, или капитала доверия и, облегчающий развитие самых экономических форм и вообще делает гражданское общество возможными.

Итак, сейчас мы лучше, чем когда-либо, видим, что существует только один путь решения проблем эффективного развития социума, и это - последовательный демократизм, создание основы для зарождения, становления и развития цивилизованного национального демократического правового гражданского общества, в котором государство не должно иметь целей, отличных от целей своих граждан. Утверждение капитализма и рыночно ориентированной (либеральной) демократии в Украине раскрыло главные причинные связи разных сфер общества. Развитие этих связей создает необходимые социальные условия для теоретического узнавания су щества и его основных детерминант, всех граней гражданского общества в их единстве, взаимодействия и развития. При этом следует руководствоваться теоретико-методологической установкой, по которой развитие является суку пнисть закономерно направленных изменений системы, обусловленных действием внутренних ее сил. Разумеется, необходимо учитывать и то обстоятельство, что окружающий мир постепенно вступает в полосу неопределенности, качественных пе ретворень, изменения парадигмы развитияитку.

Стремительные процессы глобализации отношений в мировом сообществе актуализируют проблему глобализации гражданского общества. Термин"глобальное гражданское общество"сегодня широко используется н не только исследователями, но и политиками, общественными деятелями, публицистами при характеристике тенденций и воображаемых событий на международной арене и в мировой политике. Глобальное гражданское общество с воеридною реакцией на глобализацию и растущую потребность населения современного мира участвовать в событиях, влияющих на их жизнедеятельности на їх життя.

Глобальное гражданское общество организованным в глобальном масштабе объединение людей, которое независимо от национальной принадлежности или гражданства разделяют общечеловеческие ценности и стремиться во решать проблемы, возникающие на мировой арене, особенно те проблемы, которые правительства не способны или не желают решать. Особенность развития глобального гражданского общества в условиях глобального зации обусловлена ??тем, что происходит глобализация процессов институционализации, в результате чего формируются глобального гражданского общества, которое нельзя рассматривать только как совокупность транс снациональних институтов и инициатив граждан разных стран. Глобальное гражданское общество - это сфера идей, ценностей, институтов, организаций, сетей и граждан, действующих вне национального обществ ом, политикой и экономикой на основе глобальных гражданских инициатив и формирование нового мышления. В условиях становления глобального гражданского общества возрастает степень свободы и ответственно сти граждан глобального общества, поскольку в мире возникают не только новые возможности, но и угрозы и вызовики.

Политической основой глобального гражданского общества является глобальное движение неправительственных организаций (экологических, антивоенных, культурных, религиозных и др.). Эти альтернативные движения способствуют установлению в взаимного доверия между народами. В экономическом плане глобальное гражданское общество базируется на глобальном деловом секторе, представленном частным предпринимательством, прежде транснациональными к орпорациямы (ТНК). Технологической основой глобального гражданского общества является развитие новейших технических средств коммуникации, которые обеспечивают распространение глобальных потоков информации через некоторое ржавни границы и огромные расстояниемтані.

В связи с невозможностью существования гражданского общества без государства возникает необходимость в разработке сценариев установления партнерских отношений с ним. Только в таком ракурсе государство и гражданам. Каменское общество могут выступать как равноправные субъекты социального взаимодействия. Вот почему вместе с проблематикой глобального гражданского общества в политической глобалистике активно разрабатывается п итання о формировании новой модели государства, уже не просто правовой или социальной, а государства по типу"социоприродной","экологической","устойчивой"Такое государство должно стать не только формой эффективной ор ганизации жизни людей и удовлетворения их жизненных потребностей, обеспечивая права и свободы каждого человека, но и обязательно заботиться о таких же возможности для всех последующих поколений граждан, об их без пека, о сохранении и улучшении окружающей среды и устойчивое освоение природных ресурсов. Предполагается, что демократия, изменяя свою современную форму в процессе перехода на путь устойчивого развития, способна преобраз. Итис на ноосферную демократию или ноократию (демократию нравственного разума), где имеет верховенство не решением большинства, а рациональное решениея більшості, а раціональне рішення.

Становление глобального гражданского общества как нового лица (актера) в мировой политике рассматривается как своего рода"третий путь", активный баланс между государством и свободным рынком. Такое сус щества является своеобразным поиском объединения частного и общечеловеческого при решении проблем, возникающих перед человечествоед людством.

В контурах мирового сообщества глобальное гражданское общество как понятие еще не определено ни юридически, ни методологически. Глобальное гражданское общество как элемент современного мегасуспильства мес стить много внутренних конфликтов и противоречий. Однако его становления в 1990-2000 гг является важной вехой в становлении настоящей глобальной международной политики. Вне диалектикой этого процесса невозможно с егодня рассматривать контекст собственно украинских проблем развития социума, социально-экономического процесса странаїни.