Учебники Онлайн


Розділ 6. Політична еліта

1 унылость политической элиты и развитие елитистських доктрины

Феномен политической элиты на протяжении веков вызывает повышенный интерес ученых и закономерно занимает ключевое место среди теоретических проблем современного научного дискурса, в частности в политологии, соке иологии политики, социальной философии, политической психологии и антропологии, теории государственного управления и т.д.. В большинстве случаев к власти было причастным (и фактически остается) узкий круг лиц - правящая меньшинство, политическая элита, которая хочет, чтобы массы признавали ее верховенство. Вопрос относительно того,, кем реально осуществляется власть ~ народом, лидером или элитой? - бесспорно и сегодня не теряет своей значимости для понимания логики политического процесса

Сам термин"элита"происходит от французского elite - лучший, избранный, отборный. Начиная с XVII в его стали применять для наименования людей, являются избранными, прежде всего - самой знати частности, в. Англии, как свидетельствует. Оксфордский словарь 1823 p, элитой называли высокие слои общества. Однако научная дефиниция"элиты"до конца XIX - начала XX в не имела широкого распространения в социальных исследованияхих дослідженнях. . Элита - главное понятие елитистських теорий и концепций, которые утверждали, что необходимыми составляющими любой социальной структуры являются высокие, привилегированные слои (группы), осуществляющие функции управления, развития науки и культуры (творческие функции), и остальное население - так называемые низшие социальные слои, которые выполняют нетворческие, репродуктивные функции

Научные трактовки понятия"элита"в западной политологии и социологии неоднозначные. Так,. В. Парето относил к ней людей, которые достигли высоких результатов в своей деятельности; X. Ортега-и-Гассет считал в элитой тех, кто пользуются в обществе наибольшим престижем, статусом и богатством, людей, имеющих интеллектуальные или моральные преимущества над массами, высокое чувство ответственности, 3. Фрейд ств ерджував, что элитой является"боговдохновенные"личности, наделенные харизмой, а. Тойнби - творческое меньшинство общества, в противовес нетворческий большинства, а. С. Келер же определял элиту меньшинством, осуществляющего самых пре ьш важные функции в обществе и имеет наиболее мощный влиянияає найбільш потужний вплив.

Синтезируя большинство существующих мнений относительно сущности элиты как социального слоя, ее можно определить как узкое и довольно закрытый круг людей с относительно постоянным и количественно ограниченным составом, которое объединено крепкими внутренними связями и имеет определенные преимущества (достижения, статусы, материальные блага, привилегии и т.д.) относительно окружения

. Политическую элиту традиционно трактуют как самую высокую за социально-политическим статусам, относительно привилегированную, автономную группу, составляет меньшинство общества; ей присущи те или иные политические характеристики, социально-экономические признаки и психологические свойства, она непосредственно участвует в принятии и осуществлении решений по реализации публичной полити ичному и государственной власти. Выдающийся итальянский ученый. Гаэтано. Моска как всю элиту видел правящий политический класс- организованную меньшинство, наиболее активных людей в политической сфере, ориентированных на власть;. Амитай. Этциони также определяет политической элитой группы социума, занимающих позиции во власти и определяют социальную жизнь. По мнению испанского политолога. Л. С. Санистебан, политическая элита всегда"организованным меньшинством, обладающим властью"

Из этих трактовок вытекает вопрос: если любая элита (в том числе политическая) по своей природе олигархическая, то и процессы елитаризации общества является олигархическими по сути? а этимологии термина"элита"Такие размышления имеют некоторый смысл, потому что хоть политическую элиту порождает большая часть социума (правящий класс, граждане-избиратели), но они не всегда способны взять ее под свой собственный контроль; есть элита имеет возможность максимизировать или монополизировать свое влияние. Эти возможности усилены тем, что в руках элиты сосредоточены мощные материальные ресурсы, административные и технико-организационные средства, финансовые средства, источники и средства информации, идеологические и юридические механизмы и т.д., ее состав из наиболее влиятельных представителей высших социальных кругов также способствует цемсприяє цьому.

Итак, исходя из многочисленных теоретических интерпретаций, можно подытожить: политическая элита - наиболее влиятельная группа правящего класса (социального слоя) активно влияет на реализацию его интересов во власти, в политике и вообще в общественной жизни. В то же время правящая политическая элита - это социально-политические группы, занимающие высокие социальные позиции и обладают всей полнотой власти и возможностями влияния на общество

Блитистська доктрина сложилась как совокупность социально-политических теорий концепций, где утверждается, что необходимыми составляющими структуры любых обществ возникают высокие привилегированные слои так называемая правящее меньшинство, господствующий над остальным населением. В рамках элитистской подхода к стратификации современного социума происхождения, потенциал влияния и политическая роль элитных групп рассматривается специалисты ифичним образом, как их способность к удержанию и легитимации власти. Между тем парадигма элитизма в разное время имела как своих сторонников, так и принципиальных критиков; последние указывали на ее несовместимость с идеями демократии и самоуправления, в частности, критиковали за игнорирование роли масс и самостоятельной личности по способности их влияния на политическую властейду.

Целесообразно рассмотреть историческую периодизацию того, как формировалась элитистской теория в политологии, является полезным гносеологической точки зрения. Выделяют следующие периоды развития знаний об элите и теорий эл литизму:

I период - протоетап генезиса и формирования первичных представлений о роли элиты в социуме (VI в до н э - XIX вв);

II период - становления классических теорий элиты на рубеже. ХIХ-ХХ вв;

III период - сутки неоелитизму (вторая пол XX - XXI вв) - дифференциация и развитие элитистской концептов в пределах самостоятельных научных подходов: кратологичного (властного), технократического и неотехнократичного, меритократические, этнократического, концепций"пакта"элит и"конвергенции"элит, демократического е элитизма, партократической, плюралистической и ценностной теории элитннісної теорії еліти.

Рассмотрим важнейшие из них

Вопрос наличия и целесообразности разделения общества на тех, кто управляет (элитных групп), и тех, кем управляют, прежде нашли воплощение в философских трудах. Гераклита,. Платона и. Аристотеля во времена. Древней. Греции. Так, наиболее четко элитарный концепт античности сформулировал. Платон, выступал против приближения демоса (народа) к управлению государством, считая его"толпой", что является враждебным жим мудрости. Он считал, что благотворительность, мужество, ум и другие добродетели, высокие достоинства людей относятся только аристократии, которая единственная способна править государственноити державою.

В наследства мыслителей европейского. Средневековья (А. Августин,. Ф. Аквинский) и. Древнерусского государства (Д. Ареопагит,. Иларион,. Нестор,. Даниил. Заточник), в дальнейшем в произведениях деятелей эпохи. Возрождения и. Нового времени (Н. Макиавелли,. Е. Роттердамский,. Ш. Монтескье,. Т. Гоббс,. Дж.. Локк), в философском наследии. Г. В. Ф. Гегеля,. Ф. Ницше,. О. Шопенгауэра элита обосновывалась преимущественно в контексте необходимости ее исторического и существования и развития, непревзойденных качеств"сверхчеловека", поиска наилучших форм и более эффективных способов правления и руководства государственнокерівництва державою.

Зарождение елитологии как самостоятельного направления научных исследований и целостной системы взглядов и концепций произошло на рубеже. ХIХ-ХХ вв, что связывается с научным творчеством. Вильфредо. Парето,. Гаэтано. Моска и. Роберта. Михельса которых считают основателями классического элитизма

Итальянский социолог. В. Парето (1848-1923) в своих взглядах исходил из того, что миром во все времена правила и должен править выбрана меньшинство, которое наделено выдающимися социальными и психологическими качествами, - элита. Его главная идея заключается в том, что люди чрезвычайно отличаются по уму, талантами, трудолюбием и духовным богатством. К элите. Парето относил совокупность людей, имеющих высокие др. индексе качества в сфере определенной жизнедеятельности, которых отличают выдающиеся достижения или исходную творческой, научной, технологической, управленческой и т.п.. Отраслевыезях.

Согласно отраслями общественной жизни. В. Парето определял существование экономической, политической, научной, художественной, промышленной элиты и т.д.. В частности, политическую элиту он делил на"правящую", которая непосредственным венно и с определенной эффективностью осуществляет управление, и"неправдячу"контр-элиту - людей, имеющих характерные для элиты признаки и качества, но не имеют доступа к руководящих функций в силу своего статуса и другие преграды. Главные типы элиты, как отмечал. В. Парето, - это"львы", которым присущи консерватизм, жесткие принудительные методы правления (даже насилие) для удержания стабильности политической системы; и"л. ИСИ"- прагматики и новаторы, но мастера политической демагогии, комбинаций и заблуждения, во времена их правления общество и политическая система или нестабильные и динамичные, или сознательно обновляютсяабільні й динамічні, або свідомо оновлюються.

Г. Моска (1858-1941), итальянский политолог, предложил методологию организационного подхода и доказывал неизбежность разделения любого общества на две неравные по состоянию и социальным влиянием слоя - -"класс руководителей"и"класс управляемых"Важнейшим критерием формирования руководящего класса является способность к управлениюатність до управління другими людьми, то есть организационные способности, материальные, моральные и интеллектуальные преимущества. Правящий класс впрочем стремится оправдать свою власть, опираясь на определенные универсальные моральные принципы, которые соотв ведают его интересам и ценностямим.

Г. Моска исследует проблему формирования (рекрутирования) политической элиты и специфических качеств, ей присущи. Он также внес вклад в проблемы динамики элит; частности, постоянные изменения в политической элите, по его усмотрению, проявляются в двух тенденциях:: первая- аристократическая которая демонстрирует стремление правящего класса каким-либо образом (не юридическими, так фактически) ввести наследственность своего состояния, вторая - демократическая - значит обновления политической элиты из наиболее активных и способных к управлению представителей низших слоев путем выборов и т.д.. Особенностью этой динамики является то, что из-за усиления аристократических т тенденций элита может деградировать к автаркии, т.е. закрыться, между тем тенденция усиления демократии, соответственно, формирует"открытую"демократическую элиту, которая признает современные механизмы демократического пре дставництва, социального контроля, ротации в властейцію у владі.

Наряду с этим особенно выделяются партократической концепции элиты (Р. Михельс,. В. Ленин,. М. Восленский,. М. Джилас и др.), в которых исследуются тенденции функционирования и динамики элиты партийных организаций. Немецкий политолог. Роберт. Михельс (1876-1936 6) внес значительный вклад в развитие теории политической и, в частности, партийной элиты. Во-первых, в его работах получил дальнейшее развитие организационный подход к объяснению главных рычагов элитарной вла ди: сама организация общества требует состояния элитарности и закономерно ее воспроизводит. Во-вторых,. Михельс, тщательно изучив внутреннюю жизнь германской социал-демократии, сформулировал так называемый"ж й закон олигарх и за ции"политических партий, который обосновывает выделение и подъема правящей верхушки партии (захвата ею власти) как необратимый проценезворотний процес.

Теоретический задел. Р. Михельса значительно повлиял на современную политологию, в частности, опередив дальнейшие исследования по выявлению причин политической коррупции, в том числе среди верхушки правящей власти. В. В обществе, к сожалению, также действуют законы олигархизации: образование крупных организаций или мощных структур неизбежно ведет к выделению элитных групп, ведь руководство ими не может осуществляться ряд овыми членами. Как следствие, выделяется руководящее ядро ??и управленческий аппарат, постепенно и неодолимо выходят из-под контроля управляемых (партийцев, коллег, граждан), отрываются от них и подков ряют политику собственным интересасам.

Фундамент теорий неоелитизму заложили ценностные представления. В. Парето - это концепции элитарной демократии. Мангейм,. И. Шумпетер,. С. Липсет,. Т. Дай. Дж. Сартори и др.), а также концепции плюрализма элит. Р. Миллса,. О. Штаммера,. С. Келлера,. Р. Арона,. Р. Даля (до сути которых обратимся далее)

Парадигма элитизма в политологии XX в продолжает развиваться и распространяться, возникает много новых философско-политических течений, которые основаны на идее исключительно первичной роли элиты в социуме и поле итичний деятельности (традиционализм, неофашизм, кратология элиты), считая участие народа в управлении государством ненужной. Так, сторонники взглядов. Г. Моска -. А. Етциони,. Т. Дай. Г. Лассуэлл,. Р. Миллс,. Р. Д арендорф - подтолкнули развитие современнойучасної кратологичнои и конфликтологической парадигм в изучении элиты. Наибольшее распространение в политологии получил властный (кратологичний) подход к определениям и характеристики элиты. Так, немецкий ученый. Ральф. Дарендорф определяет элиту как декабрь. РУП, осуществляющий властные функции по влиянию на общество. В кратологичному подходе реализуются элементы как структурного, так и функционального методов, чтобы определить состав и социальные функции элиты. Р. Дарендорф включает в ее состав: 1) экономических лидеров 2) политических лидеров 3) профессоров и учителей 4) духовенство 5) выдающихся журналистов 6) военных 7) судей и адвокатов; отмечая, щ в степень влияния этих групп элиты в социуме не является равнозначноачною.

Научно-техническая революция XX в стимулировала развитие теорий элиты технократического направления (О. Богданов,. Т. Веблен,. Дж.. Бернхейм). Так, американская политология 40-60-х годов реанимирует элитарную доктрину под тогдашним лозунгом"упадка"американской демократии, в этом контексте проводили лись исследования технократов, примером является работа. Дж. Бернхейма"Эра организаторов"Позже возникли концепцииПізніше виникли концепції неотехнократичного направления (Д. Белл,. Дж. Гэлбрейт и др.)

Во второй половине XX в элитизм развивался в рамках ценностного подхода, это оказалось всего в. Меритократическая (ценностной) теории элиты ее кредо сформулировал. К. Мангейм:"Элита - это иерархия, основанная на собственных достижениях"В рамках меритократии совершенствовался организационно-управленческий подход к элите (Дж. Бернхейм,. Д. Белл, а. Гоулднер). Б. Большинство ценностных теорий элиты отличает специфическое отношение к массам, демократии тощ демократії тощо.

Некоторые сторонники ценностной теории пытались определить конкретные параметры, характеризующие последствия воздействия элитарных групп на общество. М. Бердяев, например, на основании исторического анализа опы иду разных народов, государств, культур определил"коэффициент элиты"какти" як отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. Как только этот коэффициент снижался до одного процента в обществе начиналась стагнация, сама элита превращалась в касту, поэтому империи (государства) прекращали существование частности, он определил, что в д дореволюционной. России 1913 г. этот коэффициент был очень высоким - около 6 %.

Политолог-элитист. Пьер. Бирнбаум, разрабатывая теорию"самовосстановления господствующего класса" на примере. Франции ("Руководящий класс французского общества", 1978), принципиально иначе характеризует структуру современного ему социума. Основой такой структуризациии прежде выступают социально-куль ьтурни факторы и механизмы, которые существенно влияют на состав и"роли"в элите: слабый вертикальный и заметный горизонтальный движение членов элиты,"заслугократия","наследники","стипендиаты"и т.п.. П. Бирнбах ум отмечает о наличии хорошо сплоченного"руководящего класса", который собственно и идентифицируется с элитой; выделяет в ней"руководящие фракции"и"невлиятельные фракции"(последние - работники интеллектуального сферы и либеральных профессий). Формирование же элиты нового времени он видит в трех последовательных этапах взаимодействия политической и социально-экономической элиты: разъединение, взаимопроникновение и слияние, когда осуществляется интеграция интересов и действий парламентской, политико-административной и экономической элитрація інтересів і дій парламентської, політико-адміністративної та економічної еліти.

В целом ценностная парадигма в элитизм и имеет ряд общих установок:

- элита является ценным элементом общества, представители которого имеют высокие способности и значительные результаты деятельности в наиболее важных для государства сферах;

- господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества, ведь это лучше, наиболее инициативная и продуктивная часть социума;

- формирование элиты - не столько результат борьбы за власть, сколько следствие социально-естественного отбора лучших представителей самим обществом, поэтому следует совершенствовать этот механизм социальной селекции

- элитарность закономерно и логично вытекает из"равенства возможностей"и не противоречит современной представительной демократии (социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не соку иально статусов и результатовзультатів).

Одним из самых современных исследований является элитистской концепция"перехода к демократии"Дж. Хигл и. Р. Гунтера. Вообще парадигма демократического элитизма стала своеобразным синтезом принципов демократии и элитизма, в ее пределах доводятся следующие положения:

1) элита не монолитна, она состоит из нескольких конкурирующих групп;

2) вход в правящей демократической элиты открыт для наиболее способных членов общества, элитная"циркуляция"имеет достаточно динамичный характер;

3) существует и свободно действует оппозиционная контрэлита;

4) между элитой и контрэлитой возникает конкуренция;

5) общество контролирует элиты, прежде всего, благодаря выборам, но элита все равно значительно больше может влиять на массы, чем наоборот;

6) возможна ситуация"смены элит"ненасильственным путем;

7) власть элиты обычно имеет легитимный характер и зависит от изменений в ценностных ориентациях населения

Современные разработки. Дж. Александера,. М. Арчер,. В. Бакли,. Е. Гидденса,. А. Этциони,. Т. Заславской,. О. Куценко,. Н. Лумана,. Ю. Саенко,. А. Турена,. П. Штомпки содержат исследования социальных источников пополнения элиты, трад ди ци он и современных способов ее формирования. Взаимодействие старой и новой политической и экономической элит рассматривается учеными сквозь призму деятельностно-структурной,"активистской"парадигмы, когда изменения с оциальнои структуры общества происходят благодаря практикам социальных акторов (элиты), действия которых в то же время ограничиваются структурными условиями и демократическими механизмамкратичними механізмами.

Наконец, отдельным научным достижением стали современные теоретические исследования украинских и русских ученых о политической, экономической, административной, профессиональной элиты как субъекта действия на макрос социальном и мезоуровне в постсоциалистических обществах. В круг ученых, работающих в этом направлении, можно отнести. М. Афанасьева,. Г. Ашина,. В. Бебик,. О. Белого,. Л. Герасина, а. Глухову,. О. Лазоренко. М. Михальченко,. К. Михалев,. В. Николаевского,. Ю. Привалова,. В. Полохало,. С. Перегудова,. Ф. Рудича,. Н. Селютин,. В. Соловьева,. Д. Табачника,. М. Чешкова,. В. Фесенко,. М. Шульга и иенка,. М.. Шульгу та ін.

Следует констатировать, что в современную эпоху геополитического распространение демократических идей, которые являются антиподом элитаризма, возрождение (ренессанс) устойчивых либеральных ценностей, идей социальной, правового равенства все еще нуждается политико-идеологического защиты. Политическая неравноправие, обусловлена ??неравенством степени участия людей в реализации власти, в ряде обществ и ныне признается неизбежной реальностью, это фак тически сводит этические максимы демократии до уровня политических иллюзий. Это подтверждают ряд военно-политических конфликтов на евразийском континенте на рубеже XX-XXI вв, примеры"принудительной демократизации ии"на. Ближнем. Востоке и последствия"революций социальных сетей"в странах. Северной. Африки 2010-2012 рної. Африки 2010-2012 рр.