Учебники Онлайн


Розділ 7. Політичне лідерство

1 Феномен лидерства в мировой научной традиции

На каждом историческом этапе отдельные лица играют в политике ведущую роль, осуществляют преимущественное влияние на других людей - граждан, избирателей или членов политической организации, предоставляя института лидер авторства специфических форм. Начало XXI в нуждается в политических лидеров нового типа, соответствует времени и сложным политическим, экономическим и социальным условиям жизни в современном обществе появление политической х лидеров нового типа сопровождается возникновением неформальных организаций, общественно-политических движений и народных фронтов, в общем плюрализацией политической жизни. По новым лидерами идет масса. ПОЛИТИЧЕСКИЕ и взгляды и ориентация таких лидеров имеют широкий спектр и, с одной стороны, нередко именно от лидера зависит, куда и как повернется колесо истории, а с другой - может возникнуть проблема насилия лед еров над массами. В современном обществе различные политические партии и движения заняты поиском ярких политических лидеров, объясняет научно-познавательный интерес к этой проблеме. Поэтому необходимо знать и пони мифы, что представляет собой феномен лидерства, а это, в свою очередь, позволит создать развитые механизмы, в том числе правовые, которые защищали от насилия и способствовали наиболее эффективному функционированию др. ститута лидерствоідерства.

Проблема политического лидерства уходит своими корнями в далекое прошлое древнекитайский мудрец. Конфуций делил людей на тех, кто может осуществлять руководство обществом, и на тех, кто только образует трудности на этом пути. К лидерам политической сферы. Конфуций не относил женщин. В. Древней. Греции. Плутарх и. Геродот лидерами считали тех, кто в трудные времена, благодаря своей силе, ума, хитрости, смелости, получают поддержку и признание граждан. Эти и другие древнегреческие историки (например,. Фукидид, Taнum, Tim. Ливий) заметили, что в любой сообщества всегда есть выдающиеся люди, самые опытные, наиболее смелые, люди выдающегося ума или воли, имеющих

уважение и поддержку граждан. В центр своих исторических рассказов античные авторы ставили преимущественно действия выдающихся личностей - монархов, вождей, полководцев - или небожителей - богов как истинных творцов истории й. . Платон отмечал, что правителями могут быть только философы. В своей утопии совершенного государства мыслитель обусловливает право философов владычества тем, что они обладают истиной и постоянно ее постигают. Платон изображал лидера как человека отличную, с врожденной склонностью к знанию, решительным неприятием лжи, скромную, благородную, справедливую, душевно совершеннуюу. . Аристотель считал, что на ранних этапах развития общества лидерами (царями) становились старше и опытнее глава семейства. Далее, по его мнению, право властвовать получает тот, кто превышает других умом

Мыслители. Средневековья обосновывали право монарха на властвование"божьей волей"Однако, на их взгляд, в такой свободе является рациональный момент, который заключается в том, что. Богу проще управлять ходом истории посредством избранники в в-короли в-королі в.

В эпоху. Возрождения одним из первых дал развернутое описание лидера-государя. Н. Макиавелли разработавший технологию политической деятельности, лидерской активности. Идеалом лидерства для. Макиавелли был герцог. Романьи. Чезаре. Борджиа. В. Макиавелли даже находим перечень качеств лидера, согласно которому в политике. Володарев е следует прибегать к большим, виртуозных махинаций измены, требующие мужества, личного влияния и авторитета. Он считал, что политик должен сочетать в себе черты льва и лисицы: лисицы - чтобы избежит ути расставленных капканов; льва - чтобы победить противника в открытом бою. В своей наиболее известной работе"Государь"Макиавелли славит сильную личность обладателя, который стойко утверждает высокуюверджує високу государственную цель и интересы. В его трактовке политический лидер - это государь, правитель, властелин, который для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка не гнушается никакими средствами, даже аморальными. В целом теория лидерства. Макиавелли. Лли содержит четыре основных положения: I) власть лидера коренится в поддержке его сторонников 2) подчиненные должны знать чего они могут ожидать от своего лидера, понимать, чего он ждет от них, 3) лидер должен обладать волей к выживанию 4) правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников

. Г. Гегель считал, что цель, которую преследуют великие люди и которой они отдают всю страсть, впитывает момент общего, то есть исторические лица стали большими именно потому, что они хотели и осуществляли большое, притом ом не мнимую, а действительно касается исторических событий, то они являются результатом свободного творчества крупных людий.

Гегелевский подход к рассмотрению общественно-политического лидерства получил дальнейшее развитие в марксизме. Для. К.. Маркса политический лидер тот, кто больше других желает социально-политических изменений, видят политическую перспективу развития общества дальше всех. По сути, это революционер, который ведет за собой м массы. Марксисты исходили из того, что само появление выдающихся личностей и результаты их деятельности является исторической необходимостью и потребностью классовых интересов, дополняет случайность. В таком понимании лиде р обслуживает интересы класса, который выдвинул его на политическую арену, не претендуя на личные достижения, а в случае нарушения традиции он может быть устранен тем же классом, то есть возможности лидера обм. Эжени исторической необходимостью и классовыми интересами - он выступает как самый способный, сознательный и умелый выразитель воли классласу.

Глубокое влияние на современные теории лидерства оказали теории. Ф. Ницше,. З. Фрейда,. Г. Тарда,. Г. Лебона. Идею политического лидера как сверхчеловека сформулировал. Ф. Ницше. По его мнению, лидер - это особый биологический тип человека - сверхчеловек, стоящий по ту сторону добра и зла и является связью между прошлым и будущим человечества. Это -"лев, который смеется", потому что он не только смели иво смотрит в глаза опасности, но и насмехается над ней. В работах. Ф. Ницше"Так говорил. Заратустра","По ту сторону добра и зла"лидер является представителем непреодолимого рода"гиперборейцев", всегда сильная личность, н адилена всеми возможными добродетелями, которая способна навязать свою волю массам. Автор указывал на стремление человека занимать"должность"лидера как на природный инстинкт человека и отмечал, что лидер имеет право игнорув ать мораль, культуру, политические ценности. По его мнению, за устаревшую мораль цепляются слабые, как за свое"орудие"Сверхчеловек может быть жестокой к обычным людям, это сильная волевая личность ее отрез няют высокие жизненные силы и воля к победе. Ф. Ницше считал, что его герои - это герои будущего. Человек должен побороть в себе все качества, ведущие к спокойствию и лени. Следует помочь себе лишить ся повседневности, быть выше нее, чтобы стать лицом, способным владеть и управлять. Это своеобразная концепция самовоспитания, уничтожение в себе раби і керувати.. Це своєрідна концепція самовиховання, знищення в собі раба.

По мнению. З. Фрейда лидерство - это определенный вид безумие как следствие невроза. В основе лидерства лежит определенное либидо - преимущественно бессознательное чувство сексуального характера. Оно проявляется в желании преодолеть определенные комп комплексов и табу, достичь большего, чем ты можетеш.

Действительно, по свидетельству историков и биографов, ряд политических лидеров - невротики:. Наполеон,. Линкольн,. Робеспьер,. Рузвельт,. Пуанкаре,. Гитлер,. Сталин,. Франко и еще много других. Нейротизм (от греч-жила, нерв)-положение, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, повышенной склонностью испытывать беспокойства опасностей т.д.. Последователи. З. Фрейда объясняют, что ориентированными на лидерство людьми движение ае чувство вины, они пережили в детстве крушение многих желаний, надежд и компенсируют комплекс своей неполноценности тем, что ведут упорную, ожесточенную борьбу за власть, за самоутверждение. Лидеру необ необходимость поддерживать уравновешенные взаимоотношения с массой, быть способным сдерживать агрессивные настроения последней. По мнению. З. Фрейда, народные массы требуют авторитета, как семья нуждается авторитетного бать к батька.

По. Г. Тардом люди, склонны действовать, подражая поведению яркой личности, которой является лидер, - движущая сила общественного процесса, сила, побуждающая и, в известной степени, направляет развитие человеческой истории. По его мнению в большинство населения не способно к самостоятельной социального творчества, понимания сути исторического, политического, социального развития, и поэтому эту роль выполняет лидер.

Яркими представителями героической концепции истории, рассматривающими историю как результат деятельности выдающихся личностей, были. Т. Карлейль и. Р. Эмерсон. Они считали лидера творцом истории, наделенным особым талантом. Авторы были уверены, что у выдающихся личностях полно проявляется божественное провидение и творческое начало в истории

В современной научной литературе проблема лидерства освещена в трудах западных и отечественных исследователей (Г. Андреева,. Г. Ашина,. Б. Басса,. Дж. М. Бернса,. Ж. Блонделя,. Д. Выдре на. И. Волкова,. Д. Гвишиани,. Л. Г. Гозмана,. В. Гончарова,. Ю. Дженингса,. Ю. Емельянова,. Ю. Замошкин,. Б. Келлермана, 1. Кона,. В. Кремня,. Б. Кузьма и на,. Г. Лассуэла,. Г. Лебона,. Ю. Левенца,. В. Литвина, а. Леонтьева,. Р. Медведева,. М. Михальченко гина. А. Пахарева,. Дж. Пейджа, и. Полонского,. Ф. Рудича,. В. Солдатенко,. Р. Такера,. Г. Тарда,. Л. Уманского,. М. Дж. Херманн,. Есть. Шестопала и др.,. М.. Дж.. Херманн, Є.. Шестопала та ін.).

Внимание мыслителей разных времен к проблеме лидерства не случайно. Феномен лидерства изучают различные науки. Лидерство отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей. Общественные характер и разделение труда предусматривают согласованность индивидуальных трудовых усилий людей. Эту функцию по упорядочению деятельности людей и управления общественными процессами и осуществляют лидеры. Итак, л идерство существует везде, где есть групповая, коллективная деятельность. Поэтому изучение этого феномена имеет непосредственное прагматическое направление, служит выработке средств эффективного руководства, отбора лидереідерів.

Так что же такое лидерство и кто такие лидеры?