Учебники Онлайн


4. Становлення та розвиток політичної думки

Изучение любой науки начинается с выяснения того, почему такая наука возникла и как она развивается, что и как исследует, какие ее характерные черты, место и роль в познании и преобразовании. Общественно ства, действительности. История политической мысли насчитывает более двух с половиной тысячелетия. Своими корнями политология достигает эпохи, которую. Карл. Ясперс назвал"осевым временем"(VIII-] 1 века до н.э). Эта эпоха отк рыла человечеству. Конфуция,. Лао-Цзы,. Платона,. Аристотеля и других выдающихся мыслителей, которые впервые попробовали в систематизированном виде описать известные им формы государственного устройства, дать их классификацию, в ст ановиты некоторые закономерности, определяющие действие власти внутри страны, а также в отношениях с другими государстваміншими державами.

Политические взгляды древних египтян, вавилонян, евреев, ассирийцев, мидян, шумеров, персов, индусов, китайцев, греков, римлян и других народов отражали сначала мифологические представления о правде, справе едливисть, место человека в мире, о божественном происхождении властных отношений, о космосе, упорядоченный богами, о земных порядки, которые должны соответствовать небесным установка.

Египтяне считали, что ключ к проблемам функционирования государственной власти, справедливости, правосудия находится в руках богини истины и порядка. Маат. Со временем возникает понимание естественно-божественного происхождений ния справедливости, которой должны соответствовать действия судей-жрецов и обычаи, законы, административные решения, другие правила поведения. Творцом мира и всего живого на. Земле, верховным царем и отцом дру х богов считали бога солнца, бога-фараона. Ра. Он властвовал над богами и людьми много тысячелетий. Затем он передал царствование своим потомкам, тоже богам. Осирису,. Исиде,. Сету,. Гору и другим. От них пошло более 340 фараонов-людей. Таким образом пропагандировалось божественное происхождение государственной власти, оправдывалась восточная деспотия, подчиненность"низших высшим"Общество представлялось египтянам как пор амида, верхушка которой - боги и фараоны, подножие - народ. Между ними - жрецы, знать, чиновники же время египетские мыслители призвали не злоупотреблять властью, укрощать корыстные стремления, уважать стар ших,. НЕ грабить бедных, не обижать слабых тощражати слабких тощо.

Шумерская ранньополитична мнение, как и египетская, видела источник власти в верховном божестве, которое вместе с подчиненными богами определяет земные дела и человеческие судьбы. Это зафиксировано в надписях на глиняных и абличках о реформах. Уруинимгины (XXIV века до н.э), песнях и сказаниях о. Гильгамеше (XXIII века до н.э),. Шумерских законах (XXI века до н.э), законах. Билаламы - правителя. Эшнунны (XX века до н.э), х списках (ХХ-ХIХ века до н.э) и т.д.. Например,. Законы. Уруинимгины (Урукагины) были направлены на поддержание порядка и традиций,"защита вдов и сирот", гарантировали держателям храмовых и государственных наделе в их права"на основе справедливости", отменяли кабальные соглашения, а также помещали нормы о наказании за посягательство на личность"полноправных шумеров"Основными санкциями были штрафих шумерів".. Основними санкціями були штрафи.

С представлениями древних вавилонян связана одна из самых ценных памятников восточной политико-правовой мысли -. Законы. Хаммурапи (созданные около 1780 г до и е). С 282 статей этого кодекса сохранилось 247, в яки их зафиксировано стремление к воплощению вечной справедливости, к преодолению зла и беззакония. Право рассматривался не как сакральная (священная), а светская сущностьність.

В XIII-X века до н.э в древней. Палестине возникло. Израильско-иудейское царство. Усилиями иудейских пророков. Моисея,. Иисуса. На-вина,. Исайи,. Иеремии,. Изекииля,. Осии,. Иоиля,. Амоса,. Авдия тогда было создано. Ветхий. Завет - большую часть. Библии - одна из самых ценных книг в истории человечества. Ветхозаветные пророки начали идею происхождения государства как воли. Божьей. А сформулированы в. Библии законы, то есть. Десять заповедей и учения, переданные. Богом пророка. Моисея людям, четко регламентировали весь быт и поведение веруяруючих.

Мощная империя. Мидия в VI в до н э стала родиной выдающегося мыслителя, пророка и реформатора зороастризма, автора знаменитой"Авесты"-Заратуштры (греч-Зороастр, жил, возможно, в 628-551 гг до н э). Мир, за ее содержанием, - это результат борьбы доброго и злого начал (Ахура-Мазды и. Ангра-Манью). Мазда - верховный и единственный. Бог, воплощение правды, справедливости, добродетели, просвещения, разума и т.д.. Прежде а человек и царь, сын неба, руководствуясь законами. Мазды, строит общество без вражды и насилия, где царят мир и счастье. Одним из первых в мировой мысли. Заратуштра высказал идею равенства мужчины и ж инки. Но его общество разделено на четыре сословия (жрецы, воины, земледельцы и ремесленники), то есть это сословное общество, где женатые пользуются большими правами, чем неженатые, тот, кто имеет детей, с тавиться над теми, кто их не имеет, тощи, хто їх не має, тощо.

Духовные учения народов, населявших. Индостан с середины II тыс. до н.э., были изложены в. Ведах (санскр веда, букв - знание), позже-в дхармасутрах (кодексы поведения). Для ведийского периода характер ные религиозно-философская система взглядов на общество, государство и личность, оправдание кастового строя как установленного. Богом. Она обосновывает господство космического абсолюта -. Брахмана, разделяет власть н а духовную и светскую (царскую), кое-где формулируя требования к царям и должностных лиц, можно считать первоэлементами теории государственного управлеавління.

всесилии брахманизма противодействовал буддизм, поставив в центр своего учения проблему бытия личности, отрицание кастового деления общества, проповедь равенства людей (кроме рабов), ненасилие, поезд г до республиканизма. Он отрицал брахманистские взгляды на средства завоевания и сохранения власти как аморальные, жестокие, эгоистичные. А то, что впоследствии стали называть политическим искусством, политической наукой, буддизм считал второстепенным. Сам. Будда (Сиддхартха. Гаутама (623-544 гг до н э), в. Северной. Индии его именовали. Шакья. Муни) стал основателем"науки о праведностираведність".

В. Древней. Индии еще со II тыс. до н э формировались представления об управлении хозяйством, военное искусство, внешнюю политику, формы и методы осуществления государственной власти, правила поведения правителей и ч чиновников, организации государственного аппарата, технологию судопроизводства и т.п.. До сих пор сохранилась одна из работ -"Артхашастра"(IV в до н э), авторство которой приписывают министру. Чанакьи (Каутильи). В ней уз агальнено предыдущие учения об искусстве государственного управления и политики"Артхашастра", утверждая зачатки договорной теории государства, концепции естественного неравенства людей, охватывает три группы проблем: требования, цели и задачи деятельности просвещенного монарха; функции государственного управления, правовой политики и законодательства; вопросы войны и мира, дипломатии и международных отношений. Главные ее идеи: полет ика свободная от морали; авторитет. Вед высокий, но политики не всегда должны руководствоваться религиозно-догматическими установками; политические знания опираются на обобщение и систематизацию исторического и эмпирического опыта; личность руководствуется четырьмя главными назначениями - дхармой (праведность), артха (польза), камой (желание) и. Мокшей (освобождение) общее благо никак не связано с интерес ами лица и достигается добросовестным выполнением каждым из своих обязанностей, люди от природы несовершенны, поэтому необходимо широко применять. Данду (принуждение, наказания); царь - земной бог, отец для подвергали них; государство возникает из того, что народ избирает первого царя и назначает ему соответствующее содержание за охрану мира и покоя, чтобы выйти из первобытного состояния хаосвийти з первісного стану хаосу.

Примерно тогда появляется всеобъемлющий кодекс поведения населения -"Законы. Ману" (150-120 гг до. НЭ) - мифического прародителя людей, первого царя, который передал им. Божьи наставления о происхождении мира и общества, о кастах, брак, регламент жизни, еды, правила наследования, п покаяние, наказание и т.д."Законы. Ману"показали постепенный отход индийского общества от буддизма и возвращение к обновленному брахманизма. Начиная со II века до н.э этот процесс было отражено в л итературному собраниитурному зібранні "Махабхарата", две книги из которого ("Бхагавадгита" и"Шантипарва") полны политическими идеями о происхождении власти, республиканское правление, насилие как обыденное явление политической жизни, власть как средство служения общему благу и защиты слабых, о божественном е определения судьбы каждой касты, каждой человек.

Своеобразными идеями обогатили мировую политическую мысль древнекитайские мыслители, которые чуть ли не первыми в истории политических учений начали отходить от мифического миропонимания, божественных наставлений, пе ереводячы политические доктрины на рациональный почву, земную основу. Небо и у китайцев"контролирует"все события в поднебесье, дает"небесный мандат"земной правителю или отзывает его и передает более достойныхпередає більш гідному.

Расцвета политическая мысль в. Древнем. Китае достигло во второй половине I тыс. до н э заметный среди мыслителей - великий моралист. Конфуций (551-479 гг до н э), учение которого назвали конфуцианство. Найд древним собранием его афоризмов является трактат"Лунь юй"("Беседы и высказывания"). Главное место в нем занимает правитель-мудрец, воплощает совершенные знания ритуала, культуры, демонстрирует важность мягкость и уступчивость, верность и преданность, уважение к старшим, образованность, добродетели, любовь к людям и добросовестность, всегда придерживается справедливости, истины, верного пути. Главное для него - т урбота о благе подданных, которых надо сначала накормить, а потом научить, воспитать в высокой нравственности. Концепция. Конфуция содержит положения"правильного государственного управления", конкретные советы правите лям по завоеванию доверия народа, искусства коммуникации; обосновывает стержневые принципы управления обществом, обеспечения всеобщего счастья. В основу государственного управления им положены этические н ормы, а не жестокие законы и наказания. Конфуциан-ская этика опирается на такие понятия, как"взаимность"("шу"),"золотая середина"("Чхун-юн"),"гуманность"("жень"), в"("дао"). Конфуцианство со II века до н.э до 913 р н е было официальной идеологией. Китая, хотя на нем древнекитайская политическая мысль не замыкаласьтво з II ст. до н. е. до 913 р. н. е. було офіційною ідеологією. Китаю, хоч на ньому давньокитайська політична думка не замикалася.

Вторую течение - моизм - основал. Мо. Цзы (ок 475-395 гг до н э). Одноименный трактат содержал обоснование теории возникновения государства, идею федеративного устройства, принципы государственного управления, предло ии по созданию жесткой административной структуры, концепцию сочетания поощрения и наказания как рычага государственного администрирования, политическую доктрину"всеобщей ривновеликости"- казарменного р ивноправья, начало эгалитаризма (уравниловки) в социально-политических отношенияхчних відносинах.

Проводником третьего течения легизма был. Шан. Ян (390-338 гг до н э). В трактате"Шан цзюнь шу"он обосновывает государство как абсолютную институт, высшую цель и венец деятельности человека, огромную безжали существует машину принуждения, а право, закон - как эффективное средство достижения такой цели. Главные черты закона - верховенство, универсальность, жестокость, обязательность для всех. Основные методы построения д ержавы (деспотической) - материальное стимулирование владельцев, направленность их на земледелие и отмены второстепенных занятий,"уравнивание имущества"(поощрение бедных к приобретения собственности, а богатых к сут вольно передачи части имущества бедным), применение наград и наказаний с преобладанием наказанийарань з перевагою покарань.

Четвертая течение древнекитайской политической мысли - даосизм. Его постулаты изложены полулегендарным мыслителем. Лао. Цзы (УИ-У века до н.э) в трактате"Дао дэ цзин"("Книга о пути и силу"). Основными ка атегориямы даосизма являются:"путь"("дао"),"недеяние"("увей"),"относительность"("Чиао"),"возвращение"("фу"),"трансформация"("хуа" ства и человек - естественная часть. Дао и космоса. Все они подчиняются законам вечности. Цивилизация и ее достояние - это искусственные образования, противостоящие естественному. Истинная мудрость - затворничество, отказ от всего искусственного. Государство должно быть маленьким государством-деревней, а народ - безграмотным, что позволит сделать главными методами государственного управления"мудрость простоты", основанную не н а знаниях, а на интуиции и инертности администрациейти головними методами державного управління "мудрість простоти", засновану не на знаннях, а на інтуїції та інертності адміністрації.

Весомым является вклад в политическую теорию мыслителей античности. Категория"политика"со времени ее появления в. Древней. Греции использовалась для определения форм жизни свободных и полноправных индивидов, а понятие"право","закон"- как выразители свободы, регуляторы отношений в в обществе свободных людей, как нормы политической справедливостиорми політичної справедливості.

Глубокий след в развитии античной политико-правовой мысли оставил. Сократ (469-399 гг до н э). Две его ведущие идеи имеют особое значение. Во-первых, это законности. Он отождествлял законность и справедливость и считал, что в обществе должны править не сила и принуждение, а добродетель и справедливость. Принцип законности. Сократ использовал и как важнейший кр. Ритер классификации и характеристики форм государственного устройства и правления. Во-вторых, принцип верховенства знаний и интеллекта в управлении государством. По. Сократу, для достижения совершенства общественных, политических отношений необходимо господство разума над произволом свободы есть в государстве должны править добрые люди, которые знают свое дело. Для эволюции п политической мысли исключительное значение имеет созданный им метод отыскания истины под названием"меевтика"("майевтикой"), то есть"Пеленальный искусство"в процессе духовного рождения идеи. Это искусство поля гало в постановке бесконечной ряда все новых и новых вопросов относительно предмета диалога и отвержение одна за другой ответов, которые признавались неправильными. Таким образом происходило восхождение от отдельного к общему, вырисовывались очертания истины в дискуссиях по справедливости, несправедливости, совести, добра, зла, блага, добродетели, мудрости, смысла бытия, характера государственной власти, форм государственного у строю тощвлади, форм державного устрою тощо.

Политические взгляды. Платона (427-347 гг до н э) изложены в трактатах"Государство"и"Законы", в диалоге"Политик"Политика, по определению. Платона, - царское искусство, требующее знаний по управлению люд дьмы. Идеальной формой государственного устройства в ранних работах он считал правления аристократии (мудрых) и монархию, худшими же-демократию и тиранию, поскольку первая ведет к произволу и безвластие, а вторая держится на вероломстве и насилии. В своем последнем произведении"Законы"он отдавал предпочтение такому государственному правлению, в котором бы сочетались начала и демократии, и монархии. Платон разработал о ект идеального государства, которая должна соответствовать природе человека, которая включает в себя три составляющие: разумную, яростную и ту, что требует. В идеальном государстве разумной части соответствует слой правителей; яростной - слой воинов; той, что требует, - слой крестьян и ремесленников. Каждая слой делает свое дело: правители (философы и люди науки) управляют государством, воины ее защищают, крестьяне и ремесленники производят материальные блага. Важным вкладом. Платона в развитие политической мысли являются концепции политической солидарности, коллективизма, равенства и неравенства, политического знания, политической свободы, политической идео логии, политического искусства. Человек для государства, а не государство для человека - кредо политической философии. Платонава для людини - кредо політичної філософії. Платона.

Политические взгляды. Аристотеля (384-322 гг до н э) изложены в трактатах"Политика"и"Никомахова этика"Политика, по. Аристотелю, - управление обществом через государство (особый аппарат), а также упр ления самим государством. Государство он определял как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни. Аристотель обследовал 156 греческих и варварских государственных устройств и выделил три пр авильни и три неправильные государственные формы. К правильных форм, которые преследуют общественное благо, он относил монархию (политическую власть одного), аристократию (правление немногих), политию (правление бы агатьох) к неправильным, преследующих частные интересы, - тиранию (деспотическую власть одного), олигархию (власть богатых) и демократию (власть большинства). Правильные государственные формы основаны на власти закона, неправильные пренебрегают законами. Аристотель отмечал, что тирания и крайняя демократия одинаково деспотически относятся к гражданам. Наиболее правильной формой государственного правления он считал политию в которой сочетались бы черты олигархии и демократии. По сути, полития - это ограниченная до разумных пределов демократия. Аристотель в отличие от. Платона ставил на первое место человека, а не государство, и утверж в, что человек есть существо общественноеав, що людина є істота суспільна.

Основателем политической мысли в. Риме считают. Марка. Туллия. Цицерона (106-43 гг до н э). В работах"О государстве","О законах","О пределах добра и зла","Об обязанностях"он существенно развил идеи ву как республику - дело народа, сплоченного общими интересами и согласием в вопросах права. Настоящий правитель, по взглядам. Цицерона, должно быть мудрым, справедливым, предусмотрительным, взвешенным, красн омовним, знакомым с учениями о государстве, смышленым в основах права, готовым на все ради благополучия государства. Бог сохраняет таком правителю специальное место на небе. В своих политических взглядах сисей рон исходил из постулата"под действие законов подпадают все", заложил правовые основы международного политического общения, международного права, сформулировал принципы гуманного обращения с пленными, необ единства соблюдения международных обязательств, разделения войн на справедливые и несправедливыех зобов'язань, поділу воєн на справедливі й несправедливі.

После крушения. Римской республики, с началом новой эры, популярными стали идеи. Сенеки (4-65 гг),. Эпиктета (50-140 гг),. Марка. Аврелия (121-180 гг) и других римских стоиков, которые в условиях усиления автор ритаризму, правового беспредела проповедовали политическую пассивность, индивидуализм, космополитизм, фатализм. По мнению. Сенеки, естественное государство с естественным правом - это вселенная, основанная на. Божественной в начале, а люди,"родные друг другу","сотоварищи по рабству", подчиняются мировым небесным законам. Эпиктет придерживался христианского принципа"чего не желаешь себе, не желай другому", осуждение жевал рабство и богатство. Марк. Аврелий рассматривал государство как конформистское образования с равным для всех законом, считал важнейшей ценностью свободы подданноговажливішою цінністю свободу підданих.

Следующий период в развитии европейской политической мысли -. Средневековья (конец V - середина XVII в) - характеризовался большим влиянием на духовную жизнь общества религии и церкви. Церковь в этот период стремилась влиять и на государственное управление. Притязания церкви на участие ь в государственной власти одними из первых пытались обосновать епископы. Иоанн. Златоуст (345-407) и. Аврелий. Августин (Блаженный) (354-430), которые использовали библейское положение о том, что"всякая власть в ид. Бога"Августин. Блаженный считал, что в мире существуют два сообщества:"град. Божий"(церковь) и"град земной"(государство). Первый основан на любви к. Богу и стремится к общей пользе и справедливости, второй - на любви к себе, насилии, разбое и принуждении. Для того чтобы государство оправдала свое неправедное существование, она должна служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле. Августин. Блаженный считал, что привлекать к христианству можно насильственно, а за еретизм необходимо каратсильно, а за єретизм необхідно карати.

выдающимся идеологом католицизма в средние века был доминиканский монах. Фома. Аквинский (1225-1274). Он приписывал воле. Божьей существование монархии на земле, сторонником которой был сам. Светской властей ди, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души -

Богу, церкви и папе. Римскому, которому должны подчиняться все, в том числе и монархи. Он был убежденным сторонником контроля церкви над государством, наукой и искусством, божественности существующего права

Предвестником свободы совести и права народа на законодательную власть стал в XIV в итальянский мыслитель. Марсилий. Падуанский (около 1275-1343), который первым в средневековой политической мысли четко различил с законодательную и исполнительную власть, развил идею общественного договора, народного суверенитета то же время он был сторонником сословной монархии, разделения общества на две сословные категории: правящая категор ия - духовенство, администрация и военные, к компетенции которой относятся руководящие общественные функции; подчинена категория - земледельцы, ремесленники и торговцы, которые должны беспокоиться только о личных инт ереси. Государственный организм, по мнению. Марсилия, состоит из двух частей: физической, к которой относятся люди, и нематериальной-законов, которые довлеют над обществом. Римский папа не может претендовать на с витську властейвладу.

сравнению с мыслителями. Древнего мира, для которых исходную базу исследований составлял опыт деспотии и государств-полисов, для мыслителей эпохи. Возрождения таким стал опыт самодержавных монархий и парламентских республик их заслуга состоит в том, что обоснованно естественные права человеческой личности, принципы свободы, равенства, братства, концепции законнос сти и народного суверенитета, сформулированы идеи прочного мира, основанного на международном сотрудничестве, тощо.

весомый вклад в политическую мысль эпохи. Возрождения сделал итальянец. Никколо. Макиавелли (1469-1527), который в трактатах"Государь","Рассуждения на первую декаду. Тита. Ливия"противопоставил теологическом р пониманию государственной власти юридическое мировоззрение. Считая силу основой права, определяя понятие"государство"как общий политическое состояние общества,. Макиавелли утверждал, что человек воплощает в себе злобные во, агрессивность, властолюбие, жадность, лживость, боязливость, малодушие, неблагодарность, предательство, лицемерие, ненависть, несдержанность и т.д.. Необходимость обуздать эти ее черты и позвала к жизни государство. Отстаивая приоритет светской власти, остро критиковал духовенство, а дворянство призвал уничтожить совсем. Его идеал государственного устройства - сильная, жестко централизованная республика, где вла дарю представители народа и выборный глава государства, который, учитывая негативные качества человека, должен быть"лисом, чтобы видеть гадов, и львом, чтобы уничтожать волков"Для объединения общества правитель может использовать любые средства ("цель оправдывает средства"), даже аморальность, нечестность, жестокость, запугивания, демагогию, клевету, коварство, хитрость, вероломство и т.д.. Только тогда рес публика будет мощной, оправдает свое назначение, когда правитель, отбросив законы и принципы морали, установит правовой авторитарную диктатуру"великого преобразователя"Государство, по мнению. Макиавелли, - высшее проявление человеческого духа, а служение государству - содержание, цель и счастье человека. Важнейшей заслугой. Макиавелли как выдающегося теоретика политики является формулировка предмета и метода политической науки предмете том этой науки он считал власть во всех ее проявлениях, а методом - прямое наблюдение за фактами: за поведением лидеров и масс, их взаимодействием. В его трудах подается также практически весь перечень метод ов, используемых в современной политической науке: социологический, психологический, антропологический и т.д.. С именем. Макиавелли связано завершение становления политики как самостоятельной сферы человеческой деятел ьностиавершення становлення політики як самостійної сфери людської діяльності.

В развитие политической мысли заметный вклад внесли философы, экономисты, историки и юристы эпохи. Нового времени:. Шарль. Монтескье,. Фрэнсис. Бэкон,. Джон. Локк,. Иммануил. Кант,. Георг. Вильгельм. Фридрих. Гегель и др.. Этапными для становления политологии можно считать произведения"Ареопагитика"("Разговор о свободе печати пар. Амент. Англии"). Джона. Мильтона (1608-1674), где впервые было сказано, что свобода печати является главным средством борьбы с возможной вседозволенностью власти; что свобода печати - основной элемент прогресса суспильс тва, прежде духовного,"Левиафан, или. Материя, форма и власть государства церковного и гражданского"Томаса. Гоббса (1588-1679), где провозглашена концепция общественного договора как основания власти и суспильног в порядке,"Два трактата о государственном правлении"Джона. Локка (1632-1704), где он первым четко разделил понятия"личность"-"общество"-"государство"и поставил личность превыше всего, государство подчинения овуеться обществу, а общество-личности; сувереном, носителем верховной власти является народ,"О духе законов"Шарля. Луи. Монтескье (1689-1755), где разработана проблема факторов, определяющих"образ пра вления"("дух законов"),"Об общественном договоре"Жан-Жака. Руссо (1712-1778), где отстаивалась точка зрения, в отличие от. Гоббса, что в естественном состоянии не только не было войны всех против всех, но людьми господствовали дружба и гармония,"Эссе об истории гражданского общества"Адама. Фергюсона (1723-1816), где обосновано понимание изменения форм общества вследствие социальной дифференциации, по силюеться, да иа (1723-1816), де обґрунтовано розуміння зміни форм суспільства внаслідок соціальної диференціації, що посилюється, та ін.

Особое место в развитии учений о политике занимает марксизм. Его основоположниками. Карлом. Марксом (1818-1883) и. Фридрихом. Энгельсом (1820-1895) написаны многотомные труды по перестройке общества. Ос сновные идеями марксизма в сфере политологии являются: политика, политические отношения - явления, надстроены над экономическим базисом; политика отражает экономический базис, но и активно влияет на его форму в. Ання и развитие; государство - продукт классовых противоречий и служит интересам экономических господствующих классов; экономически господствующий класс господствует и политически, и идеологически; политические взгляды людей формируются под влиянием их положения в обществе и определяют это состояние, анализ обществе классов, социальных слоев и групп - исходный пункт для понимания политического положения масс; в альтернативном (к омунистичному) обществе на место государства придет коммунистическое самоуправление народа,"власть народа посредством самого народа", что своей идеей охватывать все сферы обществ суспільства.

Итак, политическая наука (политология) как сфера профессиональной деятельности возникает лишь в. Новое время ее появление обусловлено рядом факторов

. Первый фактор появления политической науки - настоятельная объективная потребность общества в научном познании политики, в ее рациональной организации, в эффективном управлении государством. Реальное обращение политики к науке зде ийснилося вместе с демократическим процессом. Нового времени, когда усложнились политические и социальные структуры и отношения в обществе, выросли численность населения и объем материального производства, уск ладнилося духовную жизнь общества, возникли масштабные межгосударственные отношения, усилилась политическая ответственность власти за судьбу своей страны, особенно во времена кровавых войн, возникновения глобальных п проблемы, которые вставали перед человечеством, тощо.

. Второй фактор - развитие самого политического знания в процессе разрушения исходного синтеза философского, научного и эмпирического знания о политике, разделение политического знания на философский и научный уровни на фу ункциональний основ.

. Третий фактор - общий процесс становления научного знания мира и общества, когда дифференциация единого философского знания о природе человека и об устройстве общественной жизни вызвала необходимость научно в освещать сущность политики и власти, их роль и функции.

. Четвертый фактор стимулировал и стимулирует постоянное узнавание политических событий неполитичными и ненаучными средствами. Поэтому возникновение науки о политике - это не только научный процесс, но и значительное культурное явление

Широкий размах приобретает развитие политологии во второй половине XIX в в связи с появлением и распространением бихевиористских, эмпирических методов исследования и общим прогрессом социологических знаний. Примерно тогда же происходит становление политической науки 17 февраля 1858 г в. Колумбийском колледже. США. Фрэнсисом. Либером создается кафедра"История и политическая наука"Джон. В. Берджес, сменивший. Ф. Либера, основывает в том же. Колумбийском колледже (позже переименованном в. Колумбийский университет). Школу политической науки. В этом учебном заведении вводится система подготовки научных кадров политологического направления, а в 1886 г. школа начинает издавать журнал"Ежеквартальник политической науки"По примеру. Колумбийского университета университет. Дж. Хопкинса и другие учебные заведения. США предоставляют политической науке все большее значение. Один из основателей политической школы в. США. Дж. Берджес публикует монографию"Политическая наука и сравнительное конституционное право"(1890), что сыграло а важную роль в усилении позиций политологии. В 1903 г. создается. Американская ассоциация политических наук, положившая начало большому количеству подобных ассоциаций в. США и других странах. Тогда же начинается является издаваться журнал"Анналы американской академии политических и социальных наук", с 1906 г. -"Обзор американской политической науки", с 1939 г. -"Журнал политических исследований"Эти издания сыграли поми тную роль в разработке ключевых проблем политической наук. Ці видання відіграли помітну роль у розробці ключових проблем політичної науки.

общем, политическая наука в. США - безусловный лидер среди политологических школ современности. Приобретая современный вид, американская школа политологии с конца XIX в прошла ряд этапов их можно выделить х хронологическомчно.

. Первый период (с конца XIX в до. Первой мировой войны) характеризуется организационным оформлением и закреплением новой области американского общественного знания. При крупных университетах (Колумбийском,. Гарвардсь ькому,. Йельском и др.) создаются отделения политологической науки. Именно в то время особое внимание уделялось связи государства и общества, а также эмпирическим подходам к анализу деятельности правительственных т а других институтов. С этой целью в. СЕЛА были созданы специальные центры: в начале 1906 г. на местном уровне, а затем в 1914 г. - и на уровне федеральном. Эмпирико-реалистическая тенденция все заметнее вы являлась также при исследовании самой политического поведения индивидендивідів.

. Второй период (период между двумя мировыми войнами) характеризуется противодействием двух основных направлений в американской политологии: сциентистского и антисциентистские. Первое направление, связанное с именами. Чарлза. Эдв. Варда. Мерриама,. Уильяма. Монро,. Джорджа. Кэтлин базируется на исключении ценностного подхода при исследовании конкретного политической жизни и преобразовании политологии в науку прогноза. Второе направление (АНТИС циентистський), известными представителями которого были. Чарльз. Бирд,. Уильям. Элиот,. Эдвард. Корвин, критиковал сциентизм за ориентацию политологов на однобокое исследование и накопление данных из частных пробл ем со ссылкой на специфические практические дела, за игнорирование смелых мыслей, широких обобщений и вторжений в большие дела политики. Эта дискуссия между двумя направлениями имела положительное влияние на развито к американской политической науки, способствовала сближению политологии с социологией (использование разработок социологов из научного инструментария исследований), с психологией (перенос в политологию идет и психоанализаізу).

Наконец, характеризуя третий период (после. Второй мировой войны и до сегодняшних дней), можно выделить определенные направления. Центральным для современной политологической школы. США сегодня является исследование традиций и проблем политической власти, изучение ния ее конституционных основ и принципов, политической культуры. Большое внимание уделяется рассмотрению деятельности административного аппарата и политических партий, развития новой теории с политического управления политической модернизации. Если рассматривать методологию американской политической мысли исходя из упомянутых направлений исследований, то сравнительная политология предполагает не только умелое владение методами кругов ькисного анализа, но и хорошее знание языка и культуры самой страны изучения. Среди известных представителей этого направления следует упомянуть. Габриэляеля . Алмонда. Сиднея. Иву,. Сеймура. Мартина. Лилсета,. Збигнева. Бжезинского. Основными методами еще в одном направлении в исследовании международных отношений и мировой политики, а также изучение отношений между. Востоком и. Западе дом, является математическое моделирование, деловые игры, политическое прогнозирование высокопрофессиональными специалистами в этой сфере в. США является. Ганс. Моргентау,. Генри. Альфред. Киссинджер,. Самуэль. Филлипс. Хантингтон и др.. В иссле нии динамики общественного мнения основным методом исследования служит статистический метод, который помогает наглядно изучить и оценить политическое поведение граждан, их политический опыт и ожидания. Среди известных представителей этого направления в. США. Пол. Феликс. Лазарсфельд,. Бернард. Берельсон да иа ін.

конце XIX в политическая наука определилась как самостоятельное научное направление в. Великобритании. В 1895 г. было основано. Школу экономики и политических наук при. Лондонском университете. До. Второй мировой й войны сначала в этой школе, а затем в. Оксфордском,. Кембриджском,. Манчестерском,. Ливерпульскому и других университетах велось изучение отраслей знаний политических явлений. Тогда же главное внимание ученому и-политологи уделили проблемам государственного управления, политическим институтам, административному праву. Великобритании, политической философии, теории международных отношений, колониальной администрации. Тон политологических исследований определялся фундаментальными трудами политологов. Б. Баркера,. Д. Коула,. Г. Ласки,. М. Мэннинга,. В. Робсона,. Г. Файнерата др.. Значительное место в британских политологических исследованиях зай имеет проблема демократии и тирании. Так,. М. Оукшотт утверждает, что в чистом виде нет ни демократии, ни тирании. По мнению. И. Берлин, демократия характеризует"негативный"идеал политической свободы, когда никто не мешает человеку, может и хочет действовать авторитаризма присуща"политическая"свобода. Она декларирует право человека на самоуправление и самоопределение. Главная задача политического режима. Б. Крик видел в решении противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов членов общества. Автократия пытается решить ее путем поддержания одной группы интересов, подавляя при этом другие силы общества. Тоталитарный режим реорганизует общество таким образом, чтобы ликвидировать корни конфликта интересов. С функционированием демократии тесно связана проблема партисипации - в собистои участия человека в принятии решений и контроле за их выполнением, но консерваторы сводят ее к участию в голосовании и ищут ответ на вопрос, как связать некоторые признаки демократии с факто м существования элит. Т. Ботомор считает, что наличие элиты не противоречит демократическому политическому режиму, но степень их открытости является показателем демократичности общества. Зато. Т. Тенкер пишет, что по литическая элита постоянно конкурирует с элитами локальными, групповыми, которые являются основными носителями протеста, и поэтому политическая"верховная"элита вынуждена искать с ними общий язык. Многие исследования посвящены о проблему роста политической апатии (И. Бадж,. Т. Тепмен,. Ф. Гринстайн,. В. Хермен), подчеркивая, что равные возможности влияния граждан на политические решения - важное условие существования демократии, поэтому рекомендуется ют тщательно заботиться о политическом воспитании граждан. Большое внимание уделяется изучению влияния. СМИ на формирование общественного мнения (Д. Батлер,. Д. Стоун,. Дж. Блаймлер,. Д. Макквейл,. М. Харрисон думки (Д.. Батлер,. Д.. Стоуне,. Дж.. Блаймлер,. Д.. Макквейл,. М.. Харрісон).

В. Германии начало собственно политической науки следует связать с возникновением правовой школы, поставившей своей целью изучение государства в различных ее аспектах и ??проявлениях. Разумеется, основы правовой школы были заложены трудами. И. Канта и особенно"Философией права"Г. Гегеля. В 1946 г. при университете. Кельна была создана первая кафедра политологии, а в 1949 г. возникла"Немецкая высшая школа политики"Немецкая п олитична мнение сохраняет теоретико-философский характер, продолжая традиции немецкой классической философии. Поэтому структуру современной немецкой политической науки можно разделить на три больших блока: 1) фу ндаментальну политическую философию и исследования научно-методологических принципов политической науки, 2) державознавчий концепции, связанные с традиционной философией государства и общим учением о государстве в юриспруденции, 3) глобальные политико-социологические теории обществаологічні теорії суспільства. . Первый политико-философский блок представлен нормативно-онтологической теорией, имеет своей задачей определить цели и нормы политической деятельности, сориентировать ее на определенные моральные и социальные ценности. Ин. Накши говоря, она ориентирована на то, что объединяет людей, а не на то, что человека видособлюе. В основе ее - тезис о необходимости сочетания в практической деятельности этики и политики (Г. Майер,. Е. Фегелин,. Л стра это, а. Бергштрассер,. В. Хеннис и др.) неопозитивистского направление критического рационализма отрицает идентификацию политики и этики. Сторонники этого направления считают, что политика не имеет целью достичь общ ального счастья, а построение совершенного общества вообще невозможна. Поэтому ее задача - выработать процедуры и приемы"плавание"в ситуации перманентных конфликтов и"фундаментальной человеческой недо сконалости"(К. Поппер,. Г. Альберт,. К. Байме,. Г. Лембрух и др.)ьберт,. К.. Байме,. Г.. Лембрух та ін.). . Второй блок политических теорий содержит разнообразные теоретические концепции государства:"тотального государства", что тождественно самому обществу (К. Шмитт), политической социологии государства (Г. Хеллер,. О. Штаммер: государство - это е общественное объединение, как высшая инстанция обеспечивает упорядоченную согласованность всех общественных действий на определенной территории)й території). . Третий блок немецкой политической науки составляют глобальные политико-социологические теории:"радикального функционализма"Н. Лумана,"активизированной общественности"Ю. Хабермаса,"теории конфликта"Р. Дарендорфа, я затрагивающих проблемы демократии и общества в циломдемократії й суспільства у цілому.

Формирование политической науки во. Франции, как считает. Пьер. Фавр, продолжалось примерно полвека - между двумя символическими датами: 1871 г., когда. Е. Бутыли основал"Свободную школу политических наук"(ныне -. Институт пол литических исследований. Парижского университета), и 1913 г., когда была опубликована книга. А. Зигфрида"Политическая карта. Западной. Франции при. Третьей республике"Между этими датами, после опубликования достаточно знает ческой количества работ, были заложены основы французской политической науки. Речь идет прежде всего о"Принципы политической науки"Е где. Парье,"Элементы политической науки"Е. Шевьера,"Философию политической нау ки"Е. А круга,"Идею государства"и"Политическая доктрина демократии"А. Ми шлет,"Конституционное право"Л. Дюги и др.. Долгое время центральное место во французской политической мысли предстояло проблемам государства, при рода политической власти, формированию политической системы и культуры, но в конце XX в сама наука претерпела существенных изменений. Если раньше она занималась преимущественно теоретическими разработками, то начиная с 70 - х гг произошел переход к анализу кризисных ситуаций и выработки конкретных рекомендаций по тем или иным вопросам. Сейчас французские политологи пытаются максимально приблизить теорию к практике. Поэтому кроме т радицийних проблем в поле зрения исследователей находятся вопросы развития партийных систем, взаимодействия политических партий и масс, результатов выборов, совершенствование государственного и политического управления. Суч. АСНИ состояние национального государства анализирует профессор. Парижского университета. Никос. Пуланзас (1936-1979). Согласно многочисленным прогнозам национальное государство в результате интернационализации капитала постепенно отмирает 1 хотя, по мнению мыслителя, нет оснований говорить об интернационализации государственной власти, процесс экономической интернационализации становится дестабилизирующим фактором во взаимоотношениях между разными и фракциями буржуазии. Он мешает государству осуществлять такую ??политику, которая отвечает интересам всего"правящего блока"Вследствие этого в странах. Запада возникает, по утверждению. Н. Пуланзаса, новая форма государственности, которую можно классифицировать как сильную или авторитарную. Это свидетельствует о том, что некоторые формы традиционной политической демократии устарели и обречены на исчезновение. Констатируя факт трансформации современной западной государства,. Н. Пуланзас выделяет отличительные черты этого процесса: все большее сосредоточение власти в руках центрального исполнительного аппарата; слияния, переплетения законодательной, судебной и ис полнительной власти (на базе и под контролем последней!:. Ограничение свобод граждан в пользу государства, сокращение автономии публичной и частной сферы жизни; упадок политических партий, передача их политико-организационных функций бюрократическому аппарату, в результате чего происходит политизация последнего, создание новых механизмов контроля над обществом и т.д.. Роль партии в общественной жизни - одна из в сновные тем исследований. Мориса. Дюверже. Он подчеркивал, что общий процесс эволюции партий усиливает их расхождение с нормами демократического режима. Партии усиливают влияние на людей в то время, когда цент рализации сводит к минимуму роль членов партии в принятии решений ее руководством. Итак, констатирует мыслитель, партии все больше и больше приобретают тоталитарного характера. В то же время он подчеркивает, что режим без партий - это консервативный режим, еще более удален от демократии, чем многопартийный. Много внимания уделяют французские политологи изучению выборов как средства борьбы за власть. Чима ло из них критикует мажоритарную систему, считает ее антидемократической (М. Дюверже,. Ф. Борель). Некоторые французские ученые исследуют отдельные особенности поведения избирателей - влияние географических особенностями и на политическую ориентацию выборов (Ж. А дам. Ф. Борель,. Ф. Гогель), политическую апатию (А. Лансло,. П. Ленен) и политику ведущих партий (П. А. Тагиев,. Б. Орфали,. Ж. Ражер(Ж.. А дам.. Ф.. Борель,. Ф.. Гогель), політичну апатію (А.. Лансло,. П.. Ленен) й політику провідних партій (П.. А.. Тагієв,. Б.. Орфалі,. Ж.. Ражер).

На рубеже. ХIХ-ХХ вв три ведущие фигуры итальянской политической мысли. Вильфредо. Парето (1848-1923). Гаэтано. Моска (1858-1941) и. Роберто. Михельс (1876-1936, родился и вырос в. Германии, с 1907 г. жил и работал в. Италии и. Швейцарии, за десять лет до смерти получил итальянское гражданство) - получила ли широкую известность благодаря новаторским работам по элит. Появление фашистского режима в стране затормозила развитие общественных наук на многие годы. В отличие от других стран. Западной. Европы в. Итали й развитие политической науки продолжился не сразу после победы над фашизмом. Дело в том, что в итальянском обществоведении господствовала точка, на которую обращал внимание еще. Г. Моска, что нужно развиваться ты традиционные дисциплины (философию, право, экономику, историю, географию), которые имеют своим объектом те или иные аспекты политики. Распространению политической науки противодействовали, как и в начале XX в, две силы - армии юристов и историков. Возрождения политической науки в. Италии после. Второй мировой войны во многом было связано с культурным влиянием и институциональной помощи. США. Первые шаги итальянской по литической науки связаны с именами. Бруно. Леони (Павия),. Джованни. Сартори (Флоренция),. Паоло. Фарнети (Турин), сумевших соединить интеллектуальное наследие итальянской традиции и идеи американской полити ческой науки. Результатом такого слияния стала одновременная ориентация на эмпирические исследования и теоретический анализ. Университет. Флоренции сыграл ведущую роль в формировании итальянской политической науки, ос облил благодаря деятельности. Джованни. Сартори. Главная заслуга. Дж. Сартори - это теория"конкурентной демократии"Демократия должна быть, по его мнению, селективной полиархией и полиархией достоинства. Он. СЧА сно поставил вопрос о соотношении демократии и политической культуры господствующей элиты, доказывая, что страна не может иметь политический класс лучше, чем ее политическая культура. Сартори способствовал продвижению н. Изки инициатив, имевших решающее значение для становления новой дисциплины. Среди них необходимо упомянуть публикацию первого учебника по политической науке ("Антология политической науки", 1970), что объ нав как итальянские, так и американские идеи, а также создание первого профессионального журнала в. Италии, полностью посвященного исследованиям в области политической науки ("Итальянский журнал политической науки", 1971). Сартори также способствовал созданию. Итальянской ассоциации политической науки. Кроме университета. Флоренции, в формировании итальянской политической мысли значительную роль сыграла деятельность университетов. Тур ину,. Павии,. Падуе,. Катании и. Болоньи. Тот факт, что такие вопросы, как роль партий, реформа электоральной системы и правительственных институтов оказались в центре политических дискуссий, также повлиял на интерес к политической науки. Особенности итальянской политической системы, безусловно, влияют на выбор основных направлений в академических исследованиях. Так, в период становления дисциплины особое внимание уделялось изучению партий и партийных систем. Потребность в лучшем понимании межпартийных различий (особенно между лидирующими партиями - христианско-демократическойміж лідируючими партіями - християнсько-демократичною

и коммунистической) способствовала проведению эмпирических исследований внутренней организации партий и их связей с обществом. Вместе с тем проблема правительственной нестабильности стимулировала изучение моделей межпартийного ной конкуренции и коалиции, а также типологии партийных систем. Традиционными исследования электорального поведения, анализ работающего парламента и законодательной деятельности. С 1980-х гг особого значени я приобрели исследования переходных режимов (в. Южной, а позже в. Центральной и. Восточной. Европеопі).

Украинская политическая мысль зародилась и развивалась в контексте европейской политической мысли, производила на нее определяющее влияние. Одним из важных факторов развития украинской политической мысли были объективные социально-политические процессы, происходившие в самой Украине. В центре них находилась проблема государственности. Выяснение основных идей и концепций политической мысли Украины является важной умно ю понимания современной украинской политической действительностисті.

Политические идеи, которые формировались в. Киевской. Руси в IX-XIV вв, у княжескую эпоху, отраженные в произведениях выдающихся государственных и церковных деятелей, летописцев. Митрополит. Иларион в"Слове о. Законе и. Благодати",. Ярослав. Мудрый в"Русской. Правде", монахи-летописцы. Нестор и. Сильвестр у"Повести временных лет". Владимир. Мономах в"Поучении детям"освещали взгляды на происхождение государства и княжеской власти; правовое регулирование общественных отношений; отношения между церковью и государством, проблемы единства и суверенности политической й власти; объединение удельных княжеств вокруг великого князя киевского; самостоятельность и независимость. Руси тощ. Русі тощо.

Между княжеской и казацко-гетманской временем Украина находилась под властью. Литвы и. Польши. Наиболее заметными личностями этого времени, представителями реформации раннего гуманизма следует назвать. С. Ореховского, X. Филалета. И. Вышенского. Заслугой. Станислава. Ореховского-Роксолана (1513-1566) было то, что он или не один из первых в тогдашней. Европе, опираясь на достижения античной мысли, приступил к разработке идеи естественного права в своем сочинении"О естественное право"Справедливис во является душой государства и заключается в том, чтобы каждому было отдано то, что ему принадлежит, прежде всего, спокойствие и, спокій і свобода. В основе функционирования христианского государства должно лежать соблюдение прав. Первоосновой права должно быть мораль, без которой право не может существовать. Христофор. Филалет (до настоящего времени не установлено, кому принадлежит этот псевдоним, однако большинство исследователей событий сих пор считают, что им был сторонник князя. К. Острожского шляхтич. Мартын. Броневский (Броньський), как кий проживал на. Волыни) отстаивал идею равенства людей независимо от положения в обществе и вероисповедания. Он исходил из идей общественного договора и естественного права, ограничения власти монарха закон ом, отстаивал требование создания справедливого закона и его строгого соблюдения как подданными, так и королем. Основная идеяея . Ивана. Вышенского (между 1545/1550-1620) - идея социального равенства. Он доказывал, что люди равны от природы: их тела состоят из единой субстанции, короли и цари отличаются от других лишь наличием власти. Стираем огты мир зла, считал он, можно раскаянием в грехах, молитвами, отречением жизненных благ, очищением от скверны. Идеалом общественного устройства есть царство. Божье, где все люди равны и не имеют собственности или имеют"малую"собственность и живут в согласии с. Богом и друг с одни один з одним.

После заключения. Переяславского соглашения судьба украинской государственности решалась во взаимоотношениях Украины и. России. Тогдашняя украинская политическая мысль отражала особенности этих отношений и политических ый устройство казацко-гетманского государства, особенно отчетливо это сделал . Филипп. Орлик (1672-1742). П. Орлик был генеральным писарем гетмана Украины. Ивана. Мазепы - второй по должности лицом в государстве. После смерти. И. Мазепы в 1709 г.. П. Орлик 5 мая 1710 г в г. Бендерах был избран казацкой ра. Адой гетманом Украины известным политико-правовым документом времен гетманства. П. Орлика является договор между ним и старшиной и запорожскими казаками"Пакты и. Конституции законов и вольностей. Войска. Запорожского", известный как"Конституция. Пилипа. Орлика", или"Бендерская. Конституция"Договор, разработанный группой казацких старшин во главе. П. Орликом, было заключено 16 апреля 1710 г на казацкой ра ди в. Бендераквітня 1710 р. на козацькій раді в. Бендерах.

Конституция состоит из двух частей. Во вступительной части кратко представлена ??история казачества от предшественников киевского князя. Владимира. Великого до времен. Б. Хмельницкого и. И. Мазепы, а также обгрунтовует ться необходимость принятия конституции для предотвращения деспотизма правителей. Основная часть конституции содержит статьи, в которых говорится о государственном устройстве Украины как казацкого государства. Содержание этих ста тей заключается в том, что в Украине восстанавливаются права православной церкви, которая возвращается под юрисдикцию константинопольского патриарха; восстанавливаются и объявляются неприкосновенными древние границы к озацькои государства; восстанавливаются древние права. Запорожскогозької

Сечи, ей возвращаются земли и имения, отобранные царскими указами, а построенные. Россией на ее территории крепости должны быть снесены; все текущие государственные дела решает гетман совместно с советом генер ральной старшины; основополагающие вопросы государственной жизни решает генеральный совет, состоящий из гетмана, генеральной старшины, полковников и казаков (по одному от каждого полка) и собирается мая ичи в год - на. Рождество,. Пасху и. Покров, государственные служащие должны принимать присягу на верность. Родине и гетману, старшина и совет вправе выступать против гетмана, если он нарушает зак они; дела неправды и вины генеральной старшины рассматриваются генеральным судом, не подчиняется гетману; генеральная старшина отчитывается перед гетманом о работе, государственный сокровище видок ремлюеться от гетманского и передается в управление генерального казначея, на содержание гетмана назначаются отдельные земли; полковники, сотники и другие должностные лица избираются свободными голоса мы и утверждаются гетманом; гетман должен контролировать разумность налогов и повинностей, от них освобождаются казацкие вдовы, сироты и их хозяйства; проводится ревизия государственных земель, которыми пользуется старшина, восстанавливается законность в пользовании общественным достоянием и устанавливается равенство в исполнении государственных обязанностей.

Конституция. П. Орлика не вступила в силу, осталась лишь проектом политико-правового документа. Она имеет большое значение как свидетельство того, что украинская политическая мысль развивалась в русле передовых является европейских политических традиций. Конституция содержит ряд демократических и прогрессивных идей: ограничение власти гетмана, представительное управление, разделение государственной власти, закрепление прав и свобод особ и, справедливость в распределении общественных благ, поддержка социально незащищенных слоев населения и т.д.. Наибольшее значение конституции состоит в том, что в ней осуществлено всестороннее (историческое, политическое и правовое) обоснование идеи независимости Украины как суверенного государстважави.

Бывший ректор. Киево-Могилянской академии, а впоследствии архиепископ. Новгородский и первый член самый святого. Синода, фактически глава. Русской православной церкви. Феофан. Прокопович (1681 -1736) в трактатах"Правда воли монаршей","Духовный регламент"создал первую в. России и Украине концепцию просвещенного абсолютизма. Разделяя взгляды. Т. Гоббса и. С. Пуфендорфа на естественное состояние,. Ф. Прокопович сформулировал тезис, что в догосударственном состоянии существовали как мир, любовь, добро, так и война, ненависть, зло. Для того чтобы надежно защитить природные пра ава от внешних врагов и внутренней раздора, народ передает свою волю монарху. Ф. Прокопович, как и. Т. Гоббс, считал, что договор между подданными и монархом четко односторонним, и поэтому осуждал любую и выступления против власти монарха. Он также обосновал необходимость подчинения духовной власти власти монарх монарха.

Огромную роль в развитии украинской политической мысли сыграл выдающийся мыслитель, поэт, просветитель-демократ. Григорий. Савич. Сковорода (1722-1794). Он признавал политическую свободу наивысшим достижением человечества и провозгласил ее главной целью своей жизни. Философ сравнивал общество с хорошо налаженной и четко работающей машиной, высказываются влював мысли о том, что труд является основой жизни и счастья человека, внутренним двигателем развития общества. Новый порядок мыслитель представлял в форме демократической республики, которая гарантирует свободу и обеспечивает пра ва своим гражданам независимо от их имущественного положения, пола, расы и вероисповедания, занятия всем должностям согласно природных способностей людей. Только при этом условии в обществе господствовать др. УжБА, братство и любовь. Он резко выступал против религиозной нетерпимости, вражды между людьми на религиозной почвурунті.

На первую половину XIX в приходится начало национального возрождения, растет политическая активность общественности. Вершиной развития политической мысли первой половины XIX в стала политическая доктрина. Кирилл ло-Мефодиевского общества, созданного в. Киеве около 1845. Члены этой организации -. М. Костомаров,. М. Гулак, в. Белозерский,. М. Кулиш,. О. Маркович,. Т.. Шевченко и др. - сплотились вокруг идеи словья ского объединения в форме славянской республиканской федерации во главе с Украиной и столицей в. Киеве на основе справедливости, равенства, свободы, братства. В состав федерации должны были войти Украин а. Россия,. Польша,. Чехия,. Сербия,. Болгария. Высшая законодательная власть передавалась двухпалатному сейма, исполнительная - президенту. Реализацию своей программы общество планировало исключительно мирным путем - осуществления нением реформ. Предусматривались отмены крепостного права, ликвидация юридических отличий между сословиями, доступности образования для всех граждан, провозглашение свободы совестисвободи совісті.

Идеи. Кирилло-Мефодиевского братства продолжил. Михаил. Петрович. Драгоманов (1841-1895). Его политическое мировоззрение был построен на следующих принципах: признание за государством возможности координации социально-экономической жизни; идея эволюции политической системы. России как средства прове едение широких политических реформ; идея культурничества, есть убеждение в том, что освободительная борьба должна вестись только просветительскими средствами; идея европеизма: связь Украины с. Западной. Европой является д источником воды прогресса первой; идея федерации и"громадовского социализма"как решающих условий перестройки. Российской империи на автономных началаних началах.

Один из первых популяризаторов экономического учения. Карла. Маркса в Украине -. Сергей. Андреевич. Подолинский (1850-1891), который был лично знаком с. К. Марксом и. Ф. Энгельсом, поддерживал с ними переписку, однако марксистом не стал, считая их учение неприемлемым для условий. России. Идеал. С. Подолинского - су успильство, в котором народ сам будет руководить всеми экономическими и культурными делами, организовывать выборную администрацию уездов, волостей, руководящие федеральные органы, создавать народные суды,"Декабрь омадське казачество"(полицию), к которому будет причастен каждый гражданин, годен к военной службе по проекту. С. Подолинского Украина будущего должна быть сначала демократической республикой добр овильно объединенных общин, а потом стать членом всенародной свободной союза - международной федерации. В отличие от. М. Драгоманова, который выступал за эволюционный переход к социализму,. С. Подолинский зас обоим такого перехода считал революцию в форме вооруженного восстания: в. Западной. Европе - пролетариата при поддержке крестьянства, а в. Восточной - крестьянства при поддержке беднейшего городского населения міського населення.

Представителем революционно-демократического течения в политической мысли был. Иван. Яковлевич. Франко (1856-1916), который одним из первых в украинской политической мысли сформулировал концепцию политической самостоятельности Украины. Основные черты этой концепции, четко освещены в труде"За пределами возможного о"(1900), можно свести к следующему: 1) главной причиной торможения экономического и культурного развития народа является отсутствие его национальной самостоятельности, 2) без идеала национальной самостоятельности н еможливо реализовать идеалы политической свободы и социального равенства, 3) украинские политические силы, лучшие их представители, такие как. М. Драгоманов, терпели неудачу на пути осуществления своих целей через то, что не имели идеала политической самостоятельности 4) этот идеал, хотя он, на первый взгляд, необъятный, можно реализовать только активной кропотливым трудом борцов-революционеров, 5) для полноценного нацио льного развития необходимо воссоздание полной социальной структуры, то есть всех слоев (высших, средних и низших), которые бы поддерживали идеал политической самостоятельности Украиності. України.

В плоскости решения социальных вопросов и. Франко стоял на позициях социализма. По этим взглядам он приближался к. М. Драгоманова, т.е. отстаивал федеративно общественный принцип, предусматривающий свободу в и автономию в отношениях между личностью и обществом, общинами и народом. Социалистическая концепция. И.. Франко содержала также идеи кооперации, коллективной общественной собственности, социальной взаимопомощи между т рудивникамы, борьбы против социального угнетения и др.. Социализм. И. Франко корне отличался от марксизма. Эта разница заключалась в том, что и. Франко отвергал идею экономического детерминизма и исторического ного фатализма (исторической необходимости), диктатуры пролетариата и государственной централизации общества. Итак, политические убеждения и. Франко основывались как на национально-демократических, так и на соци листичних взглядих поглядах.

известными представителями социалистического направления политической мысли Украины первой половины XX в были. М. Грушевский и. В. Винниченко

. Михаил. Сергеевич. Грушевский (1866-1934), характеризуя модель будущего общественно-политического устройства, исходил из конституционных постулатов. М. Драгоманова и кирилло-мефодиевцев, но значительно обогатил их с учетом новых достиж ний отечественной, российской и мировой культуры. Главными конституционными идеями ученого являются: децентрализация государства, широкая национальная или территориальная автономия, парламентское правление; разделение вла ди не только по горизонтали, но и по вертикали, четкое определение государственного характера национальных окраин, их территорий, прав и свобод человека и гражданинна.

Идеал украинской демократии. Владимир. Кириллович. Винниченко (1880-1951) видел в федерации. Российской республики и участия в ней Украины как равной. Он писал:"Вероятно не можем видказаты исторически культурной связи, который по воле и не по воле за 300 лет переб ние Украины в составе. Российского государства врос в нашу жизнь - духовное и материальное. С другой стороны Украина не имеет таких сил, чтобы оторваться от. России и не упасть в объятия какой-то сильной империалис тической государства"Однако под влиянием событий в период национально-освободительной борьбы происходит эволюция взглядов. В. Винниченко. Чувство принадлежности господствующей национальности, пишет он, созданное веками преступного социального господствующего строя в. России, в душе даже рабочего-великорусского не может исчезнуть за один-два года. Поэтому наилучшей формой развития революции каждой нации есть полная государственная независимость в добр овильному союзе со всеми социалистическими государствами против всемирной буржуазии. В. Винниченко утверждал: главная политическая истина, которую он узнал в течение своей жизни, что"наша правда, наша сила - на о риентацию в нашем народе орієнтацію в нашому народі".

В 20-е годы XX в появились научные произведения. Вячеслава. Казимировича. Липтського (1882-1931) - выдающегося историка и политолога. Он основал консервативную школу украинской политологии. Доктрина украинского консерватизма сводится к следующим основным положениям: политическим идеалом для. В Украины является наследственная монархия, возглавляемая гетманом как символом украинской национальной идеи, особый политический режим власти - классократия является противовесом республиканской парламентской демократии; суть классократию заключается в господстве активного меньшинства (аристократии), состоящий из лучших (по духу, способностями, активностью) людей, реализация доктрины консерватизма, где провозглашается распространение ко нсервативнои идеологии, христианской религии и солидаризма, в центре доктрины - концепция земледельца-владельца, из которой следует, что монархия - это трудовая государство, опирающееся на организацию трудовых, продуцирующих классов, прежде всего на крестьянский класс. Политическое кредо. В. Липинского -"к украинской нации через украинское государство"Государство для него - это самая, высшая форма организации всех духовных и материальных сил нациильних сил нації.

Автором идеологии «интегрального» (действующего) национализма является. Дмитрий. Иванович. Донцов (И883-1973). В работе"Национализм"(1926) он обосновывает свой подход к утверждению нации, указывает на необходимость целенаправленного воспитания национально монофонических людей, которые признавали моральным м и этическим лишь то, что утверждает нацию. Основаниями украинского национализма, по его мнению, были: волевой принцип, постоянное стремление к борьбе за независимость; романтизм и фанатизм в национальной борьбы; синтез национального и интернационального, необходимость воспитания новой политической элиты, ориентация на принуждение в процессе борьбы за независимостьнезалежність.

В советский период исследованием социально-политических закономерностей в развитии общества занималась теория научного коммунизма, основанной на основах марксизма. Создание в 1955 г.. Советской ас диссоциации политических наук преследовало более пропагандистскую, чем научную цель. Лишь с середины 80-х годов XX века начинается постепенное формирование политологии как науки. В 1989 г. принято решение о п рисвоення ученых степеней по политическим наукам. Курс политологии начинают читать во всех высших учебных заведениях. С обретением Украиной государственной независимости перед политологией возникли серьезные проблемы теоретического осмысления всего спектра политической жизни и прежде всего процессов государственного строительства в Украине. За два десятилетия независимости сложились мощные политологические школы в. Киеве,. Львове,. Ха. Звездного,. Одессе,. Черновцах, печатаются первые учебники по политологии. Актуальные аспекты политологии обсуждаются на страницах журналов"Вече","Политическая мысль","Политика и время","Человек и политика",". Гилея"и иuot;, "Людина і політика", "Гілея" та ін.

В XXI в политическая наука остается дисциплиной, развивается, однако исследования в ее рамках тяготеют к набору нескольких хорошо разработанных программ, вокруг которых объединяются международные спивтоварис ства ученых. По мнению. Дэвида. Лейтина из. Стэнфордского университета, можно выделить три наиболее важные исследовательские программыми.

Во-первых, в нормативной теории политологии разрабатывают идеи"теории справедливости"Джона. Ролза. В рамках економоцентричнои условия. В. Парето благосостояние общества увеличивается, только и если изменение политических ческого курса не ухудшает положение ни, но улучшает положение как минимум одного его представителя. Ролз настаивает, что данный принцип благосостояния не может сам по себе образовывать концепцию справедливости, она должна сопровождаться теорией, объясняющей, каким образом со временем может быть определен первичный распределение прав и ресурсов (природных и социальных). Эта теория, считает. Ролз, лучше всего может быть разработана с использованием предположения о"исходное положение", в рамках которой под"завесой неведения"о своем будущем месте в обществе рациональные индивиды выбирают принцип справедливости и. Два принципа были теоретически выделены из этого предположения: первый - о равном распределении базового набора основных свобод и второй - о настоящей равенство возможностей. Как следствие второго принципа социа льно-экономическая политика должна быть переориентирована на увеличение блага тех, кто находится в менее благоприятном положении. Эта программа является определяющей для украинских политологов в условиях катастроф ичного расслоение социума на богатых и бедных, несправедливости в распределении материальных благ, социальной незащищенности огромного количества наших граждан, роста коррупции и других негативной в них тенденцииорупції та інших негативних тенденцій.

Во-вторых, в программе, которая возникла в рамках изучения американской политики, политологи работают над развитием положений теоремы медианного избирателя. Дункана. Блэка для широкого набора демократических государств в с различным институциональным устройством для того, чтобы установить работу ключевых демократических механизмов представительства и подотчетности. Теорема медианного избирателя проста и элегантной. В условиях существования на бора преимуществ с одним максимумом в рамках одномерного континуума политических позиций и правил их выбора на основе принципа большинства побеждает тот вариант политического курса, который приходится на идеальную позицию медианного избирателя,"слева"и"справа"от которого находится равное количество избирателей. Этот тезис побудила. Энтони. Даунс к написанию"Экономической теории демократии", в которой он продемонструв ав (с набором определенных допущений), что политические партии при избирательной системе относительного большинства рационально змищуватимуть свои программные платформы к наиболее подавляющего позиции медианного избирателя. Для ук ской политологии важным следствием этой программы является поиск оптимальной избирательной системы, которая бы обеспечивала защиту прав и свобод граждан, независимо от"толщины"их кошельков, выработки программы политического развития, которая бы базировалась на преимуществах большинства наших граждан, а не на личном факторе в политике, консолидировала бы граждан Украины, а не искусственно разделяла йб громадян. України, а не штучно розділяла їх.

В-третьих, основываясь на ранее недоступных широкомасштабных кросс-национальных исторических данных, компьютерных программах, о которых не могло и мечтать предыдущее поколение, и теоретических открытиях в ав узи эконометрики, политологи реализуют мечту основоположников бихевиористской революции (Стейна. Роккана,. Сеймура. Липсета,. Карпа. Дойча) о системное изучение источников возникновения демократии и политического порядке. В классическом корпусе текстов. С. Роккана и его соавторов через построение схем и матриц, ветвящихся системно раскрываются траектории развития современных демократических государств. К. Дойч и его соавторы разработали программу, в которой количественные данные должны были собираться и обрабатываться так, чтобы эти матрицы и схемы были представлены в статистическом видляді.

Современные политологи добавили новых сил программе сравнительных исследований. Группа ученых под руководством. А пшеворская продемонстрировала, что хотя возникновения демократии достаточно случайным процессом относительной сно структурных предпосылок, вероятность возникновения демократии повышается по мере достижения страной определенного уровня. ВВП на душу населения. Карл. Буа привел новые доказательства предположение о том, что за последние два столетия демократии не возникали случайно, а появлялись там, где существовали условия относительной экономического равенства и мобильности основных общественных активов. Все это очень важно для осмысления таких процессе в украинском политологами, от которых ожидают дальнейших предложений возможных трендов развития украинской политической системы и поиска надежных оснований политического порядкядку.

Безусловно, эти три исследовательские программы не исчерпывают всего богатства мира политического, но они показывают, что современная политическая наука решает жизненно важные задачи, которые стоят перед современным миром. И от того, как ученые смогут их решить и донести их смысл до основной массы граждан, зависит будущее нашей планеты, нашей страныи.