Учебники Онлайн


7. Типологія політичних культур. Політичні субкультури

Каждой общественно-политической системе соответствует определенный тип политической культуры, который в каждой конкретной стране проявляется в национально-специфических формах, зависит от уровня исторического развития и а влияния многочисленных разнообразных факторов. Все это и определяет многообразие типов политической культури.

известной в современной политологии является типология политической культуры осуществлена. Г. Алмондом и. С. Вербой путем сравнительного анализа политической культуры пяти стран (США,. Великобритании,. Италии,. ФРГ и. Мексики). В классической работе"Гражданская культура"авторы выделили три"чистых"типа политической культуры: патриархальная, подданническая и активистская

. Патриархальный (или паройкиальний от греч казнь - префикс, означающий смежность, перемещения, отступление, отклонение, изменение, и ойкос, - дом, имущество) тип культуры характерен для обществ, в которых или еще не сформировалась, или только начали ла формироваться политическая культура. Основным признаком такой политической культуры является отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе, почти полное отсутствие у граждан знаний, эмоции и и суждений относительно государства, аполитичность рядом с замкнутостью на местной или этнической солидарности. Поэтому политические ориентации членов общества неотделимы от религиозных и социальных. Характерная черта п атриархального типа политической культуры - пассивное отношение субъектов к политике, позиция повиновения, зависимости, подчинениякування.

подданническое политическая культура (или культура подчинения) характеризуется сильной привязанностью к существующим в стране политических институтов и режима власти, сочетающейся с низкой индивидуальной активностью населения, пассивным отношением большинства к проблемам политической жизни, поклонение верховным политическим лидерам. Лицо, воспитанный в среде такого типа культуры, осознает особый авторитет правительства, производя по отношению к нему или позитивные, или нег ативно эмоции. Но то же лицо не выражает готовности участвовать в политической деятельности. Характерной особенностью подданническое типа политической культуры является ее способность быть важным фактором действующего и швы дкои мобилизации народных масс на осуществление социально необходимых или, как потом может оказаться, надуманных преобразований. Главным выразителем преобразований, а затем и главным судьей того, что произошло, становится н е человеческая личность - непосредственный участник событий, а история, которая позже дает оценку сделанному. В случае привести в движение большую массу людей можно только с очень высокого уровня дисциплины, рядом ку и организованности в функционировании властных структур. А для этого необходима очень жесткая, постоянно растущая централизация управления с максимальным сужением круга субъектов, принимающих поле тических решенияхішення.

активистская тип политической культуры (или культуры участия) формирует личность, ориентирующаяся на активную роль в функционировании политической системы. В активистская политической культуре основным субъектом политического действия в обществе становится человек, а определяющим критер рием оценки эффективности политической системы - способность личности инициировать активные политические действия. Определяющей чертой активистской политической культуры является широкое распространение представлений об автономном су. Ання интересов личности и интересов государства. Такой подход базируется на идее, что сочетание общественного и личного возможно не через самоотречение и абсолютизацию одного и игнорирование другого, а чере по формированию четкого представления о существующей иерархии интересов, что именно и выводит деятельность субъекта на уровень реализации социальных потререб.

В истории, по мнению. Г. Алмонда и. С. Вербы, преобладают не чисты, а смешанные типа политической культуры: патриархально-подданническая, подданническое-активистская и патриархально-активистская политические культуры

смешанным типом политической культуры является и так называемая гражданская культура. Это активистская культура, которая интегрирует определенные элементы патриархальной и подданническое культуры, она наиболее характерна для демократических обществ, способствует их нормальному функционированию, создает основ ву социальной стабильности. Гражданская культура является порождением гражданского общества. Она предусматривает, что субъекты политики в своей деятельности исходят из интересов всего общества, а не только ок. Ремо социальной общности. При наличии в ней различных политических ориентаций эта культура направлена ??на соблюдение в обществе гражданского консенсуса как необходимой основы демократии. Гражданская ку льтура определяется правовыми и этическими (нравственными) факторами политической деятельности. Она выражает уровень зрелости общества, способность преодолеть противоречия в уровнях обеспечения общих общин янских интересов, форм и механизмов разработки и реализации совместных решений, согласованных дих дій.

Согласно. Г. Алмондом и. С. Вербой для гражданской культуры присущи две"противоречия": 1) между высокой оценкой своей потенциальной влиятельности на политические решения и более низким уровнем реального влияния иву 2) между степенью распространения вербального признания обязательности участия граждан в политической жизни и реальной значимости и объему участсягом участі.

С одной стороны, бездействие обычного человека помогает обеспечить правящей элите власть в той мере, которая необходима для эффективного решения проблем. С другой стороны, роль гражданина как активного и. ВПЧ ливов фактора, обеспечивающего ответственность элит, поддерживается благодаря его приверженности нормам активного гражданства и его убежденности, что он может быть влиятельным политическим акторомм.

Гражданин в стране с гражданской политической культурой является потенциально активным. Он не выступает как постоянный участник политического процесса, редко активен в политических группах, но при этом имеет резерв п потенциальной влиятельности есть он считает, что если будет необходимость, он может мобилизовать свое социальное окружение в политических. Циляях.

К основных свойств гражданской культуры обусловливающих ее специфику, можно отнести: функционирование правового государства и гражданского общества; гражданский консенсус; гражданскую интеграцию в международном и внутриполитическом план нет; посреднические функции между общечеловеческими ценностями, политическим мышлением и политическим сознанием и поведением гражданам.

Общегражданские отношения выступают как сфера деятельности всех общественных классов, слоев и групп населения во всех проявлениях умственного, нравственного и политической жизни этих классов

Гражданская культура представляет собой синтез форм общественного сознания, имеет комплексный характер, хотя и пронизана целями, установками преимущественно политического содержания. Политические взгляды, идеи, концепции, о ограм отличаются плюрализмом, до несовместимости, если речь идет о фашистских, расистских, монархические, антидемократические и подобные им политические установки. С ними идет непримиримая борьба как с. Антип одамми.

В процессе преодоления тоталитаризма и становление правового государства исключительно важным является формирование гражданской культуры. Гражданская культура, с одной стороны, является необходимым звеном между классовыми, групповыми ими и общечеловеческими ценностями, а с другой - объединяющей основой в деятельности политических партий, общественных организаций, часто стоят на разных, а иногда диаметрально противоположных позициях. . Гражданственность - одним из важнейших признаков интеллигентности и цивилизованности общества. Характерная примета демократизации политической жизни - рост гражданского сознания людей, установления гражданской ги идности и прав личности в полном объеме. Категория гражданственности в различных своих проявлениях (сознание, культура, жизненная позиция, интересы, приоритеты, ценности и др.) - многогранное понятие, в котором отражаются ключевые проблемы создания полноценного гражданского общества, обеспечения гражданского мира и гражданской политической консолидацииції.

. Типология политических культур базирующаяся на формационном подходе, предложил польский политолог. Ежи. Йозеф. Вятр. По его мнению, капиталистическим формациям присущ традиционный тип политической культуры с такими чертами: признание святости власти, регулирование прав и взаимоотношений подданного и власти на основе традиционных норм ("так было всегда") незыблемость политической системы, ее устоявшихся норм. Основные виды этой культуры, по. Доступен. Вятр, -.. Вятром, - племенная, теократическая, деспотическая; второстепенная - сословной демократии которая, в свою очередь, имеет две разновидности: патрицианский и дворянский виды политической культуры

Возникновение капитализма и вовлечение масс в политической жизни создали массовую политическую культуру - культуру какой-то классовой меньшинства, а широких слоев общества. Буржуазное общество знает два основных типа политической культуры: демократический и автократический

Главной особенностью демократической политической культуры есть плюрализм предусматривающий политическую (отрицает монополию какой-либо социальной общности, организации или лица на власть) экономическую (существование различных форм собственности, прежде всего частной, различных форм хозяйствования, свободного предпринимательства) и идеологическую (любая идеология не может занимать монопольное положение) многообразие; активность граждан их включения в политическую систему, признание гражданских прав и свобод, плюрализма и политических интересов а также функционирование принципа контроля граждан за деятельностью государства; народный суверенитет и представительство интересов всех общественных групп в системе власти через политические партии. Чередование партий и должностных лиц у власти считается вполне нормальным и даже необходимым явлением. Политическая конкуренция является одной из основных признаков демократического политической культуры. По своему характеру демократическая политическая культура является культурой гражданского общества и правового государстваави.

В рамках демократической политической культуры выделяют два вида: консервативно-либеральное и либерально-демократический. Консервативно-либеральная политическая культура признает главными ценностями гражданские права и свободы, традиции, с жесткими саморегулируемыми элементами во всех сферах жизни, в том числе в сфере политической культуры, с минимумом м вмешательства государства, но часто отрицает радикально-реформаторские изменения (особенно там, где у власти консервативные силы) . В либерально-демократической культуре признания буржуазно-демократических ценностей и образцов сопровождается большей либерализацией и ожиданиям социальных реформ (скандинавские государства, где влиятельные социал-демократические партии)

. Автократический тип буржуазной политической культуры является отрицанием буржуазно-демократического типа. Идеалом государства он признает сильную и не контролируемую власть, которая исключает демократические права и свободы граждан. Этот тип воплотился в разного рода милитаристсь ьких и фашистских режимах XX в и имеет две разновидности:и: авторитарную и тоталитарную политическую культуру. Авторитарная политическая культура не предусматривает активного участия масс, их политической мобилизации и использует идеологию лишь как инструмент для обеспечения пассивного послушания масс. Тоталитарная политическая культура сопутствующая фашистским и полуфашистской системам, сочетает культ лидера, сильной власти с активным привлечением граждан к участию в политической жизни в соответствии с принципами, установленными лидером

социалистическом обществу, утверждает. Есть. Вятр, свойственна политическая культура социалистического демократизма а также второстепенная - реликтовая автократичная культура

недавнего времени в отечественной политической науке господствовала типологизация политических культур по исторически формационным критерием. Согласно ей выделяют рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический типы культур. В пределах каждого из них выделяются классовые виды политической культуры: буржуазная, пролетарская и др.

На современном этапе получил распространение деление на тоталитарный, плюралистический и переходный типы политической культуры. Тоталитарная культура базируется на принципиальной одномерности социального, экономического и духовной жизни общества, на его тяготении к истиранию политического, идеологического и иного разнообразия, к монополизму, тот ного контроля, свертывания прав и свобод человека . Плюралистический тип политической культуры утверждает многообразие, множественность всех форм материального, политического, идеологического, социального бытия, свободу мысли и выбора в рамках закона, свободную состязательность и конкуренцию, защиту прав и свобод человек ни . Переходный тип политической культуры (от тоталитарного к плюралистического) присущ большинстве постсоциалистических стран, в частности Украины

По разным критериям можно выделить еще несколько разновидностей политической культуры. Так, по такому критерию, как степень согласованности во взаимоотношениях политических субкультур можно выделить два типа политических культур - фрагментарную (разнородную) и интегрированную (однородную). Фрагментарная политическая культура характеризуется отсутствием согласия граждан относительно политического устройства страны, социальной разобщенностью, высокой степенью конфликтности, применением насилия, отсутствием эффективных процедур улажу жевания конфликтов. Этот тип культуры господствует в большинстве африканских и латиноамериканских стран, частично в. Северной. Ирландии и. Канаде. В его основе лежит заметная социокультурная, конфессиональная, национал ьно-этническая и другая фрагментация обществва.

. Интегрированная политическая культура отличается наличием сравнительно высокой степени консенсуса (лат. consensus - согласие, единодушие) по основополагающим вопросам политического устройства, низким уровнем конфликтности и политического насильст тва, лояльностью относительно существующего режима. Эти характеристики применимы к политической культуры большинства западных краяїн.

Возможны и другие типологии политической культуры. Так, по национально-территориальному признаку выделяются европейский (западный) и азиатский (восточный) типа по характеру взаимосвязей и контактов между людьми - конфронтационный и консенсуальный типа, за идеологическому признаку различают либеральный, консервативный, коммунистический и социал-демократический типы политической культуры

Еще одним критерием выделения типов политической культуры является базовые ценности на которые ориентируется некая общность в политической деятельности или в политическом процессе. Соответственно выделяют три типа политической культуры:

1) гражданская политическая культура характерными признаками которой являются: человек с его потребностями и интересами - базовая ценность этого типа политической культуры; демократический характер политической системы и ее элементов, высокий уровень правовой к культуры и политической активности граждан

2) элитарная политическая культура имеет главной политической ценностью власть или властные структуры общества (государство, элиты). Человек выступает как средство для достижения цели, которую ставит политическая элита

Основная часть общества отстранена от решения политических проблем, уровень политической активности низкий;

3) для архаической политической культуры интересы этноса (род, племя, нация) - главная ценность. Индивид не отделяет себя от этнической общности и не осознает себя как личность

. Ориентация общества на определенные регулятивные механизмы в рамках политической системы - рынок и государство - критерий для разделения политической культуры на рыночную и бюрократическую

. Рыночная политическая культура является культурой, рассматривает политические процессы сквозь призму отношений купли-продажи, достижения выгоды как высшей цели политической деятельности. Политика является разновидностью бизнеса, собственно политик - или"товар", или"бизнесмен"Политическиесмен".. Політичні решение - результат"торговой сделки"Главные черты этого типа политической культуры: конкурентная борьба как универсальный принцип функционирования политической системы, индивидуализм, преобладают частные (реже декабря уповать) интересы, главным средством реализации которых государствх є держава.

. Бюрократическая (етатична) политическая культура опирается на государственное регулирование и контроль за политическим процессом. Этот тип политической культуры ориентирован на ограничение и запрет конкурентной борьбы; преобладание интересов государства над частной ими; бюрократизированное управления, жесткая дисциплина и рациональностьь.

Различия историко-культурных традиций позволили. Г. Алмонду и. С. Вербе выделить англо-американский и континентально-европейский типы политической культуры

. Англо-американский тип оценивается с точки зрения так называемого среднего класса, то есть лиц, которые материально обеспечены, их интересы надежно защищены властью. Особенностями такого типа политической культуры являются: гомогенность (от днориднисть по составу), общенациональный консенсус по поводу главных ценностей и незыблемых правил игры. Политическая партия, проигравшая на выборах, имеет возможность доказывать свои преимущества населению страны цивилизованным путем

. Континентально-европейский тип ("культура подчинения") распространен в развитых странах мира. Это смешанный или переходный тип, в котором наряду со светским восприятием культуры как борьбы групповых интересов сохраняет влияние ее уме иння как борьбы идеалов, принципов, которыми"невозможно уступить"Особенностями такого типа политической культуры являются: четкая поляризация избирателей на левых и правых, конфронтация между политическими партиями, попытки"переписать заново национальную историю"со стороны политических сил (партий), которые победили на выборапартій), що перемогли на виборах.

Распространены также типологию политической культуры с точки зрения масштабности охвата населения этой культурой: унифицированная (общая), доминирующая, фрагментарная, политическая культура элиты, политическая культура режима т.д.

По территориально-национальной признаком выделяют национальный тип политической культуры. Он отвечает традициям и особенностям определенного этноса в пределах его территории. Однако даже в культуре относительно"чистого"национального тыла внутренние политические ценности, установки - неоднородные. Поэтому т теория политической культуры широко пользуется понятием"политическая субкультураична субкультура".

В чистом виде перечисленные типы политической культуры встречаются очень редко. На практике встречается доминирование определенного типа в смешанной политической культуре

Политическая культура всего социума-своеобразный синтез политических субкультур всех существующих в нем социальных групп и политических институтов. Политические субкультуры - это совокупность политических ориентаций, значительно отличаются от тех, которые доминируют в обществе. Фактически речь идет об особенностях политических культур отдельных общественных групп

Однако политическая культура общества не является суммой политических субкультур. Она вбирает в себя наиболее устойчивые, типичные черты, характеризующие политическое сознание и поведение основной массы населения. Каждая а политическая субкультура включает общее, что характеризует доминирующую в обществе политическую культуру, и специфическое, что отличает данную субкультуру ее особенности обусловлены различиями в положении разн их общественных групп в экономической и социальной структуре общества, различиями по этническим, расовым, религиозным, образовательным и другими чертами. Наличие в общей политической культуре множества су бкультур, с одной стороны, свидетельствует о ее развитость и зрелость, с другой - угрожает его стабильности, ведь в таком случае отсутствует единое консолидирующее ядро, вокруг которого объединяются все слои и, и является дополнительным источником конфликтов, требующих значительных усилий для их решения. Потому что одно событие или явление политической жизни может вызвать существенно различные реакции у населения, это может быть источником лом недоразумения и социальной нестабильности в стране и мешать дальнейшему прогрессивному развитию. Для человека, который идентифицирует себя прежде всего с какой-то субкультурой, а потом уже с конкретным су щества, важные интересы объединения. Чаще всего взгляды отдельных социальных групп сталкиваются и противоречат друг другу - на этой почве возникают социальные конфликтнфлікти.

Культурная неоднородность социума обусловливает специфику восприятия политических явлений, идеологические вкусы граждан, поддержку или неприятие тех или иных политических институтов. Ее особенности обусловлены отм минностямы положения различных общественных групп в экономической и социальной структуре общества, различиями через этнические, расовые, религиозные, образовательные и другие риси.

В современной политологии выделяются определенные субкультуры: региональные, социоэкономические, социально-классовые, этнические, религиозно-политические и др.

. Региональные субкультуры обусловлены экономическими различиями, затрагивающие образ жизни населения региона, его экологическое состояние, особенности природно-географических и климатических условий, наличие определенных природных ресурсов, в порождает экономические различия, которые влияют на способ существования, политико-культурный уровень. На политическую культуру региона существенно влияют такие факторы, как экономическая специализация региона (агра рна или промышленная), его место в общей системе распределения рабі.

. Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп, имеющих различный экономический статус (например, предпринимательские, финансовые круги), следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, которые играют достаточно важную политическую роль. Представители этой субкультуры прибегают к различным средствам и методам воздействия на власть: широкое использование средств массовой информации, лоббирование правительственных структур создания полет ичних партий, претендующих на участие в властейі.

. Социально-классовые субкультуры обусловленные статусными различиями и спецификой интересов определенных социальных групп (классов), которые играют важную роль в политической жизни

. Этнические субкультуры связанные с особенностями, языком, самобытностью определенных этнических групп. Политические ценности, предпочтения и установки уступают этническом самосознании и национальному характеру определенного этноса

. Религиозно-политические субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепроникающим элементом общей культуры определенной группы людей (например, исламский фундаментализм)

Кроме перечисленных типов, субкультуры могут делиться и по другим признакам: субкультуры лидеров и элит, элиты и массы, молодежи и старшего поколения, женщин и мужчин и др.

Наибольшее значение для политического развития общества имеет субкультура лидеров и элит. Она определяет, каким образом будет выполняться носителями управления политической системой. В этом ракурсе наиболее важными элементами такой субкультуры является способность лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего, не превращать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, как и позволяют им завоевать и поддерживать авторитетомт.

примеру молодежную субкультуру выделяют острота восприятия политических событий, эмоциональность, нередко недостаточная взвешенность оценок, тяготение к новому, а иногда бунтарство и апатия. Для молодежной субкультуры на. Западе, например, х характерно преобладание таких ценностей, как возможность общения и качество жизни то же время дляя старших поколений наибольшей ценностью остается материальный достаток. Политические взгляды представителей старшего поколения в переходных типах политической культуры обремененные практикой старого политического режима. Однако веко ове различия имеют меньшее влияние на политическую культуру людей в стабильных системаах.

Определенные особенности присущи политической субкультуре женщин. В литературе указываются наиболее распространенные черты этой субкультуры в странах. Запада: склонность к поддержке партий и организаций консервативного направления, что обусловлено ограничением социальных контакте ов женщин, меньше против мужчин политической заангажированности, привычке следовать традиционные шаблоны поведения.

В результате взаимодействия различных субкультур возникает новая качественная субстанция - общая политическая культура которая впитывает в себя главные признаки и определенный уровень политического сознания и поведения в целом общества. В этой интегрированной структуре могут превалировать тоталитарные, авторитарные или демократические черты, сочетаться различные уровни и признаки социальных субъектов. Она делает определения качественного уровня политической жизни определенного общества. То же касается и индивидуальной политической шаров туры, которая тоже состоит преимущественно из политического сознания и поведения. По своему характеру и качеству, которые формируют оригинальное содержание и взаимодействие, можно давать оценку уровню зрелости политической шаров туры определенного индивидвіда.

Наличие политических субкультур, не совпадают, то есть фрагментарность политической культуры общества, при определенных условиях может привести к опасной потере общенациональных идеалов и целей, к предоставления местным интересам приоритетное значение по сравнению с интересами общегосударственным.