Учебники Онлайн


5. Типологія політичних режимів

Подходы к определению содержания категории политического режима можно использовать в качестве основы для их классификации. Различают определенные основания для классификации политических режимов: наличие политических пар ртий, их внутреннее устройство и принцип взаимоотношений в партийной системе, соотношение управления и самоуправления, роль местных органов власти в политическом процессе, место и роль армии, полиции, спецслужб в политической жизни общества, степень разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, степень и характер вовлечения граждан в политику и управление общественными процессами, уровень гласности в работе органов власти, их открытости для контроля и воздействия со стороны общественного мнения, наличие возможностей выражения и реализации различных интересов, контроля гражданского общества за деятельностью государства; сп лиц формирования государственных органов, процедуры отбора правящих групп и политических лидерев.

Различаются режимы государственного правления - либеральный, диктаторский, жесткий, жестокий и др.. С точки зрения форм правления различаются режимы парламентского типа, президентского правления, монархе ичес, республиканские, режим чрезвычайного правления и т п. Оценки политического режима могут иметь символический смысл и поэтому позволяют создавать образ страны, государства, тип правления без их конкретного анализа (абсолютистский, царский и т п), нередко просто в персонифицированной форме - сталинский режим, гитлеровский режим, режим. Хусейна т.д.. Поэтому политический режим - типологическая, стилистическая и образ на характеристика государства и обществльства.

Американский политолог. Роберт. Алан. Даль (народ 1915) с помощью двух критериев - конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление - выделяет четыре идеальные типы политических режимов: закрытую гегемонию, включ или гегемонию, конкурентную олигархию и полиархию. Режима"закрытой гегемонии"соответствует минимальный уровень политической конкуренции при низкой вовлеченности граждан в политический процесс"включая гэг емонии"соответствует низкая конкуренция, но значительный процент"включенных граждан"Высокая конкуренция в сочетании с низкой включенностью - это"конкурентная олигархия", и, наконец, высокая конкуренция плюс высокая же включенность отвечают"полиархии"полиархии ближе всех к демократическому идеалу. Существует и большое количество смешанных режимов, приближающихся к одному из этих идеальных типов. Некоторые авторы относят к отдельным группам военные, однопартийцы, квазидемократических, переходные режимы. Американский политолог и социологчні, перехідні режими.. Американський політолог і соціолог . Сэмюэл. Филипс. Хантингтон (1927-2008) обозначил четыре типа недемократических режимов: однопартийный, военный, личная диктатура и расовая олигархия

Значительное распространение типология политических режимов, предложенная американским ученым. Хуаном. Хосе. Линцем (народ 1926), который выделил пять основных типов режимов, - демократический, авторитарный, тоталитарный, посттоталитарный и султанистський. Такими режимами являются идеальные типы и отличаются друг от друга по четырем главным характеристикам (степень политической мобилизации граждан, уровень плюрализма, степень идеологизации и конституционности власти лидера или правящей группы): а) тоталитарным режимам жизненно необходима мобилизация масс в свою поддержку, тогда как демократия, наоборот, не хочет привлекать граждан к политике. Под политической мобилизацией масс в таком случае имеют в виду сосредоточение и задействования субъектом политики различных материальных и человеческих ресурсов для достижения своих целей, прежде всего путем создания массовой поддержки со стороны граждан, установления контроля над финансовыми и информационными источниками. Она осуществляется с помощью различных форм принуждения, индоктринации (т.е. сильной идеологизации, промывание мозгов), использование авторитета политического лидера, информационно го и другого манипулирования т.д.. Мобилизационный тип управления является одним из основных способов поддержания и реализации власти в авторитарных и тоталитарных режимах, но схожие приемы далеко не редкость и в где демократия б) тип режима зависит от развития политического плюрализма, начиная с монизма (греч - один, единственный), то есть концентрации власти и управления обществом в руках единственного актера (тоталитаризма м), через ограниченный плюрализм (автократизм) до полного политического плюрализма (демократия). Политический плюрализм (от лат - множественный) здесь выступает как принцип организации власти, требует ее рассредоточит ния между различными автономными и конкурирующими между собой социальными группами, которые используют для этого свое право на объединение (партии, профсоюзы, ассоциации). Реализуется он как сосуществование множе ичи центров власти, принятия решений, источников информации и свободного доступа к мыслям, которые складываются в обществе в) идеологизация политического режима возрастает от различных форм демократии в тоталитарных систем, на пике своего развития непосредственно занимаются индоктринацией. Последняя является распространением в массовом сознании политических идей, представлений, концепций и доктрин об устройстве и принципах функционирования ния данного общества, составляющих его идеологической системы и их закрепление в политической практике г) конституционности власти лидера, правящей группы или партии, элиты означает наличие определенных огран ень на применение властных полномочий независимо от того, закреплены они формально-правовым способом или нет. Принципы ограничения политической власти могут быть отражены в конституции, уставе, идеологии традициях, обычаях, религии и т.п.. Конституционные режимы, лимитирующих применение власти, - это демократии (хотя они сами отличаются друг от друга тем, например, каким образом и насколько судебная вл ада защищает права граждан и др.), власть неконституционных режимов ничем не ограничена (тоталитаризм, султанизмм, султанізм).

Анализ различными школами политологов бывших и нынешних политических режимов свидетельствует о том, что ни один из них не существовал и не существует в чистом виде. Как правило, в реальной политической жизни политические ре ежимы предстают в форме"промежуточных"режимов, постоянно эволюционируют в сторону той или иной модельной формы. Существенное обновление или коренная смена политических режимов осуществляется либо массами с работодателем й революционных действий, или правящими политическими элитами через проведение реформ, военные перевороты и путчроти і путчі.

Мы предпочитаем классификации политических режимов в зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества, в соответствии с которым можно выделить два основ вни виды политических режимов: демократический и антидемократический. Признаками демократического режима является господство закона; разделение властей, наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан; выборным ость органов государственной власти; существования оппозиции и плюрализм. Признаки антидемократического режима: господство беззакония и террора, отсутствие политического плюрализма, отсутствие оппозиционных партий антиде ократичний режим подразделяется, в свою очередь, на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы достаточно подробно рассмотрим характеристики трех политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократическое огного.

Тоталитарный режим (от лат totalis - весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единственная идет еология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами запугивания. Тоталитарный режим формирует бези нициативну лицо, склонную к подчинению. Тоталитарный политический режим - это режим"всепоглощающего властвования", который бесконечно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме с ного управления и принудительное регулированиеого регулювання.

Термин"тоталитаризм"возник в 20-е pp XX в в. Италии, в политическом словаре социалистов. Его широко использовал. Бенито. Муссолини (1883-1945) - глава итальянской фашистской партии и итальянского фашистского правительства в 1922-1943 pp, который придавал ему положительный смысл в своей теории"органистськои государства (stato totalitario)"Мусс ссолини говорил:"Мы первыми заявили, что чем сложнее становится цивилизация, тем более ограничивается свобода личностися свобода особи...".

В широком смысле положенная в основу этой теории идея всесильной и всепоглощающей власти разрабатывалась теоретиками фашизма. Дж.. Джентиле и. А. Розенбергом, встречалась в политических сочинениях «левых коммунистов",. Л. Троцкого. Параллельно представители"евразийской"течения (М. Трубецкой,. П. Савицкий) выработали концепцию «идеи-правительницы", что пропагандировала установление сильной и жестокой относительно врагов государства в лады. Настойчивая апелляция к сильному и могущественного государства способствовала привлечению к теоретической интерпретации этих идеальных политических порядков и трудов этатистского содержания, в частности,. Платона с его характер истикою"тирании"или произведений. Г. Гегеля,. Т. Гоббса,. Т. Мора, создавших модели сильного и совершенного государства. В антиутопиях. Дж. Оруэлла. О. Хаксли,. Есть. Замятина предоставлен образ общества, подвергшегося абсолютно м насилию властей суспільства, що піддалося абсолютному насильству влади.

Однако наиболее глубокие попытки концептуальной интерпретации этого политического устройства общества были сделаны уже в послевоенное время и основывались на описании гитлеровского режима в. Германии и сталинс ского в. СССР. Так, в 1944 г.. Ф. Хайек написал знаменитую"Дорогу к рабству", в 1951 г. вышла книга X. Арендт"Истоки тоталитаризма", а через четыре года американские ученые. К. Фридрих и 3. Бжезинский опубликования валы свой труд"Тоталитарная диктатура и автократия"В этих работах впервые была сделана попытка систематизировать признаки тоталитарной власти, раскрыть взаимодействие социальных и политических структур в этих обществ ильствах, обозначить тенденции и перспективы развития этого типа политики частностирозвитку цього типу політики.. Зокрема, . Ханна. Арендт (1906-1975) утверждала, что нацизм и сталинизм - новая современная форма государства. Тоталитаризм стремится к тотальному господству внутри страны и вне ее. Как характерные черты тоталитаризма выделяла единую идеологию и террор. Причинами возникновения тоталитаризма она называла империализм порождает расистские движения и претензию на мировую экспансию, превращение европейского общества в общество людей, настолько ки одиноких и дезориентированных, что их можно было легко мобилизовать с помощью идеологии. По ее словам, независимо от духовных источников идеологии тоталитарного правления, оно всегда превращало класс и на массы, вытесняло партийную. Систему диктатурой одной партии, а массовым движением, переносило центральную опору власти с армии на полицию и проводило внешнюю политику, открыто ориентированную на мировое господствуня.

Австрийский и британский философ и социолог. Карл. Раймунд. Поппер (1902-1994), один из первых исследователей тоталитаризма, выводил почти все наиболее важные его идеи непосредственно из работ. Г. Гегеля. В двухтомном труде «Открытое общество и его враги"(1945) он нав водит список самых драгоценных из этих идей: а) национализм в форме историцистськои идеи, согласно которой государство является воплощением духа (или, в современных терминах, крови) нации (или расы), что самонарождуеться: одна выбранная нация (ныне - выбранная раса) обречена на мировое господство б) государство как естественный враг всех государств должна утверждать свое существование путем войны в) государство свободна от какого рода моральных обязательств. История, то есть исторический успех, является единственным судьей в общественном развитии, а коллективная полезность выступает единственным принципом личного поведения. Пропагандистская ложь в такой системе нравственных координат становится вполне допустимой г) этическая идея войны (тотальной и коллективистской), особенно молодых наций против старых д) война, судьба и слава как наиболее предпочтительные блага, е) творческая роль великого человека, всемирно-исторической личности, человека глубинного знания и великой страсти (ныне - принцип лидерства) ж) идеал героической жизни (живи, рискуя) и героического человека на п ротилежнисть мелком буржуа и жизни мелкой посредственности, которым исповедуетсям сповідується.

Впоследствии на базе все более широкого включения в анализ тоталитаризма разнообразных исторических и политических источников в науке сложилось несколько подходов к его трактовке. Ряд ученых, занявших наиболее советов радикально позиции не относили тоталитаризм к научным категориям, усматривая в нем пусть и новую, но всего лишь метафору для отображения диктатур. Иными словами, они рассматривали тоталитаризм как средство художественного отражения хорошо известных в теории явлений. Другие ученые (напримерад . Лев. Николаевич. Гумилев (1912-1992)), разделяя схожие представления, не считают тоталитаризм какой-то отдельной политической системы и даже системой вообще, усматривая в нем"антисистемные"качества или свойства анти гомеостатических ости, т.е. наличие способности к сохранению своей внутренней целостности только под влиянием систематического насилия. И все же большинство ученых считали, что концепт тоталитаризма все же. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ в описывает реальные политические порядки. Однако некоторые ученые видели в нем лишь разновидность авторитарной политической системы. Американский историкький історик . Александр. Львович. Янов (народ 1930) представил тоталитаризм как проявление универсальных, загальнородових свойств государственной власти, которая постоянно пытается расширить свои полномочия за счет общества, навязывания. Йом м своих"услуг"из руководства и управления. Наиболее яркие исторические примеры такой экспансии государства, его стремления к всевластию виделись в намерениях персидской монархии захвата греческих республи к, в наступлении. Оттоманской империи (XV-XVI в), в расширении абсолютизма в европейских монархиях XVIII в т.. Такой подход в целом позволял рассматривать гитлеровский и сталинский режимы как обычные формы проявления тенденции к перманентной тирании государствтиранії держави.

Однако наряду с такими подходами большинство ученых придерживаются мнения, что тоталитаризм является специфической системой организации политической власти, отвечающим определенным социально-экономическим связям и отношениям ам. Как считал. М. Симон, использование самого термина «тоталитаризм» вообще имеет смысл только в том случае, если не подгонять под него все разновидности политических диктатур. Поэтому перед учеными и стоит дл ния раскрыть базовые, системные черты данного типа организации власти, выяснить те исторические условия, при которых возможно возникновение таких политических порядковчних порядків.

Можно выделить определенные признаки тоталитарного политического режима: 1) наличие единой массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода""партия-государство", где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает как средство реализации партийной программыї програми;

2) монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к"партии-государства"являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима стирается грань между политическими и неполитическими сферами жизни ("страна как единый лагерь"). Вся жизнедеятельность, включая уровень при ватного, личной жизниго, особистого життя, четко регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3)"единовластие"официальной идеологии, которая с помощью массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный образ мышления. При ц ем упор делается не на индивидуальные, а на"соборные"ценности (государство, этнос, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества характеризуется фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и"инакодии"по принципу"кто не с нами - тот против нас""хто не з нами - той проти нас";

4) система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового"правовой"господствует принцип:"Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено"

Авторитарный режим (от греч - самовластие) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Теория и практика авторитарного правления выражены в афоризме «Государство - это я", что принадлежит. Людовику XIV. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частном жизненно и сохраняются автономия личности и относительная свободдносна свобода.

Исторически авторитаризм существовал в различных формах в разные эпохи и в разных странах (например, античные греческие и восточные деспотии и тирании-Персия,. Спарта, многие другие феодальных абсолютистских режимов в др.). Его теория была впервые разработана ультраконсервативным и реакционными теоретиками в начале XIX в как ответ на. Французскую революцию и социалистические движения французскими философами и политик ами графомм . Жозефом де. Местром (1753-1821) и. Луи. Габриэлем. Амбру азом где. Бональд (1754-1840). С развитием индустриального общества идея авторитаризма стала приобретать оттенки конструктивной политической идеологии. Контрреволюционная (в. Же де. Местра) идея порядка утратила монархическую в ориентацию, отпала концепция абсолютистского авторитаризма: абсолютная и независимая от людей власть короля - это причина политики, его министры (аппарат власти) - это средства; общество подданных, по коряються, - это следствие (Л где. Бональдльд).

Авторитаризм стал в XIX в постоянным и важным для немецкой политической мысли и пополнился идеями национального и государственного единства, которые он предназначен реализовать. К концу века авторитаризм поча ав рассматриваться как средство мощной национальной и социальной мобилизации и управления сверху процессом государственного строительства (Г. Трайчке). Испанец. Д. Кортес видел в авторитарном политическом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие сплоченности нации, государства и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторитаризм воспитывает дисциплину и установл. Юе в обществе необходимую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают этот тип властвования (как, например, 1. Ильин, в виде"авторитарно-воспитывающей диктатуры") как оптимальную форму политического за обеспечения перехода отсталых стран к современной демократиисучасної демократії.

В первой половине XX в возникла авторитарная доктрина крайне правого французского идеолога и политика. Шарля. Морраса (1868-1952), для которого индустриализация, проникновение государства в общество, высокая мобилизация народа как средство осуществления политики - объективные и неизбежные условия авторитаризма. Авторитаризм XX в в события ибних трактовках стал все чаще приобретать националистического антидемократического характера, связывался с борьбой против внутренних и внешних врагов. Фашизм доказал теорию и практику авторитаризма к крайним тоталитарных форорм.

В послевоенный период возникли новые представления о элитарный и технократический авторитаризм, в котором роль авторитарного правления отводится высшей администрации государства, превосходит другие уровни политической системы высокой профессиональной компетенцией. Авторитаризм стал, в конечном счете, формой решения политических проблем (реформ, преобразований, перестроек) сверху, силой власти, и стал в этом смысле уязвимым и с алежним от отношения общества к действиям авторитарной власти, оказался перед выбором: демократизировать режим и получить поддержку народа или ужесточить политику и перейти к принуждению и диктату. Наиболее распространенный вариант авторитаризма - режим замедленного развития, постоянных иерархических отношений, репрессивного контроля, экономической стагнацииії.

Выделим основные признаки авторитарного режима:

1) власть имеет неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.п.;

2) опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако в принципе он может. Разрешен лить себе любые действия в отношении граждан с тем, чтобы принудить их к повиновениюи;

3) монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Такое обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и других в организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4) пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы, отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5) отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безо безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования. В связи с этим авторитарный режим нередко называют способом правления с ограниченным морализмом:"Разрешено все, кроме политикилітики".

Авторитарные режимы можно классифицировать: по способу их установки (переворот, выборы), за обоснованием прихода к власти правителей-автократов (охрана порядка, объединения страны, модернизация, ски идання к власти), по типу политической элиты (военная, однопартийная, религиозная, монархическая, личная диктатура.

X. Линц предложил различать авторитаризм военно-бюрократический, корпоративный, передтотали хороший, постколониальный, расово-этническую демократию, султанистський режим:

а) военно-бюрократический режим авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но в дальнейшем в политическом развитии все большую роль начинают играть различного рода гражданские профес али. В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствует какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще существует одна проправительственная, вовсе не массо ва партия. Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов кажется им необходимым условием его подальшог в развитии. Эту проблему режим решает с помощью насилия и / или закрытия доступа интеллектуалов к политической сфере через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были правления ген. Ералы. Пиночета в. Чили (1973-1990), военных хунт в. Аргентине,. Бразилии,. Перу,. Юго-Восточной. Азии. Пиночет утверждал:"Ни один лист не шелохнется в. Чили без моего желания"Генерал. Мартинес (Сальвадо ор, 1932 г.) философствовал:"Большим преступление убить насекомое, чем человека", жертвами его антикоммунистических"чисток"стали около 40 тысяч крестьян, в результате чего с индейской культурой в стране было по сути покончено. Лозунгом генерала. Риоса. Монтго (Гватемала) было:"Христианин должен носить с собой. Библию и пулемет"В результате его"христианской"кампании 10 000 индейцев были убиты и более 100 тысяч сбежали в. Мексикуч індіанців було убито і більше 100 тисяч збігли до. Мексики;

б) корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой очень идеологизированной м массовой партии и дополнением к однопартийного правления. Образцы корпоративного режима - правление. Антониу ди. Салазара в. Португалии (1932-1968), режим. Ф. Франко в. Испании. В. Латинской. Америке отсутствие ь широкой политической мобилизации масс не раз позволяла внедрять корпоративное представительство интересовів;

в) передтоталитарний авторитаризм - режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядков такого типа X. Линц относит фашистские мобилизационные режимы, (ср. нению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией) менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторнимы и демократическими. Речь идет о государствах, где ра нише существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Передтоталитарний характер режима обусловливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых: 1) достаточно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализувала новую систему 2) такие институты, как армии, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу, 3) ситуация неопределенности, когда одни ждут, что к. Олишна политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарный движение, а другие сомневаются в успехе этого процессаесу;

г) постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после получения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического в развития. Как правило, постколониальна независимость является таковой только в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще становятся националистические лозунги защиты независимости, что затмевают любые внутренние раздоры и конфликты. Однако обострение экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или совсем м ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, проявляется в частых переворотах, уби вствить правителейлів;

д) расовая (этническая) демократия. Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущена определенная расовая или этническое меньшинство, но другие подобные декабря. УПИ исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим. ЮАР с. Его идеологией апартеидау;

е) султанистський режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками этих персонифицированных режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, любых ограничителей власти султана, плюрал лизма. Примерами султанизму были. Гаити при. Франсуа. Дювалье и его сыну. Жане-Клоде,. Доминиканская. Республика при. Рафаэле. Трухильо,. Филиппины. Фердинанде. Маркосе,. Ирак при. Саддаме. Хусейне и т. д.

Демократический режим (греч - народовластие, - народ и власть) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы

Базовые принципы демократического режима власти:

1) народный суверенитет, то есть первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, то есть непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через о брань народом представителей (сформирован и подчинен парламента правительство)д);

2) свободные выборы представителей власти, которые предполагают наличие, по крайней мере, трех условий: свободу выдвижения кандидатур как следствие свободы образования и функционирования политических партий; свободу избирательного в права, т.е. всеобщее и равное избирательное право по принципу"один человек - один голос"; свободу голосования, рассматривается как средство тайного голосования и равномерность в получении информации и м ожливости вести пропаганду во время избирательной кампании кампанії;

3) подчинение меньшинства большинству при четком соблюдении прав меньшинства. Главный и естественный при демократии обязанность большинства - это уважение к оппозиции, ее права на свободную критику и права изменить, за а итогам новых выборов, бывшую большинство во власти;

4) реализация принципа разделения властей. Три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - имеют такие полномочия и такую ??практику, что два"углы"этого своеобразного"треугольника"при необходимости могут блокировать недемократические, противоречащие интересам нации, действия третьего"угла"Отсутствие монополии на власть и плюралистический характер всех политических институтов - необходимое условие демократии;

5) конституционализм и господство закона во всех сферах жизни. Закон доминирует, невзирая на лица, перед законом все равны. Отсюда"фригидность","холодность"демократии, то есть она рациональна. Правовой пр ринцип демократии:"Все, что не запрещено законом, - разрешеноронено законом, - дозволено".

Демократический политический режим сегодня доминирующим в политической практике, он наиболее полно отвечает интересам человека и способствует прогрессу общества. Поэтому мы подробнее рассмотрим этот политический режим и особенности перехода к нему авторитарных и посттоталитарных держав.