Учебники Онлайн


Действия игры

Игра - уникальное явление жизни. Несмотря на то, что игра - уникальное явление человеческого бытия, крайне необходимо как инструмент развития не только детей, но и взрослых, - она ??стала серьезной проблемой психологии и педагогики. Точнее говоря, многие делают вид, что проблемы игры не существует. Обыватель говорит: развлечение, пустая трата времени, форма безделья. Другие считают: надо работать, учиться, делать щос ь ододне.

Ученые делают очевидный вывод: для взрослых время игры уже прошел, ничего заниматься детскими шалостями. Поэтому и остались нероз-крытыми ее креативные силы, развивают механизмы психики

Игра - система действий, в которой цель активности и всех действий сосредоточена в процессе ее осуществления, в отличие от трудовой деятельности, где цель завершается в конечном продукте, ради которого расходуется энер гия, задумываются действия, происходит переживание этих действий человеком. Сущность человеческой игры точно определил. Ф. Шиллер: «Человек играет только тогда, когда она в полном значении слова человек, и она человеком бывает л ише тогда, когда играети грає".

Если обучение построено по схеме трудовой деятельности, то самое важное - конечный продукт - оценка, если же оно выстраивается в форме игры, то главное - субъективное удовольствие от самого процесса игры. А что будет следствием так созданного учебного процесса? в.

Почему мы поставили на первое место в системе труда игру? сти учащихся. Затем, когда они станут взрослыми, на первое место выйдет работа, но, если мы хотим, чтобы эта работа не была тяжелой и принудительной, она обязательно должна органично включать в себя игру - и нео дминно - познавательный момент - ученияня.

Таким образом построена работа никогда не надоест, каждый день ее будешь ждать с радостью, работать с наслаждением, вдохновенно. Понятно и то, что в понятии игры мы понимаем не только развлекательный момент, а но и форму дий.

Только форму. А сердцевина действий - всегда, в любом возрасте - это учения. Познавательная направленность учения естественная, и поэтому игра превращается в творческий процесс

Игра, помимо воспитательных и познавательных функций, имеет неоценимое значение как средство:

1) восстановление потенциала энергии после напряженной деятельности;

2) катарсисного, очистного воздействия на душу, что приводит к надлежащей пропорции сил механизмов чувств, мышления и воображения человека;

3) вступление энергии, подготовки к рабочему дню, чтобы следующие действия и деятельность приобретали большей производительности

Креативные свойства игры. Если творчество отсутствует, то. ЦС уже не игра, а лишь увлечение новизной того, с чем встретилась ребенок. Так вот, не впадайте в отчаяние, когда ребенок быстро потеряла интерес к очеред овой новенькой игрушки. А если учитывать, что детская жадность к предметам с качественно новой насыщенной энергией, информацией намного мощнее от нашей (новизна информации, идущей от игры, и порождает положительные чувства - горючее для продолжения действий), то надо только удивляться, что ребенок вообще соглашается брать с наших рук некоторые тиражируемые промышленностью игрушкамишки.

Возможно, ребенок это делает просто из сострадания, чтобы не обидеть нас. Взрослые иногда не понимают, не могут понять, почему малыш предпочитает обломкам вещей и игрушек перед тиражируемыми изделиями. Потому зав. Водской игрушка, пока она не сломана, пригодна только для одной, моделируемой конструктором, роли. А раз так, то и до минимума сведена возможность создания - действительно решеткиати.

Игрушку необычную, сделанную по последней моде и с необычайной выдумкой, замечает каждый взрослый, каждому она нравится сразу. А ребенок некоторое время поиграла - и забыла об игрушке (Кстати, и ув вес взрослых она бы долго не задержала, но над нами господствует первое впечатление, и игрушки для нас потеряли свой первоначальный смыслл.)

Однако малыш нашел какой-то обломок или непонятного назначения деталь - и забавляется ним часами, мало того, назавтра интерес к нему увеличивается. Тот же процесс мы наблюдаем, когда родители н пытаются выбросить на свалку старую сломанную игрушку, вызывает у ребенка решительный протест - и игрушка возвращается ней на местее.

Почему это происходит? познает игрушку, до этого она вызывает у нее положительные чувства. Но в конце усвоения и утилизации новизны информации и энергии исчезает повод для положительных чувств. Это означает, что уже начали. Работал ать негативные чувства - и игрушка забываетсяється.

Начинается поиск новых источников энергии и информации - игра продолжается

Происходит изменение знака чувств-положительного на отрицательный. Нейтрального чувственного состояния не существует, это лишь граница перехода от одного состояния к другому - от приятного к неприятному, который может вызов палачи даже страданияя.

Попадая в этот неприятное состояние, человек говорит себе: мне скучно, я скучаю - и будет покорно томиться, не осознавая, что напрасно тратит энергию. А если это входит в систему, то начинает безрадостно жить и: день к вечеруа.

Малышу роскошь перенапряжение не позволяет его природа (если ребенок скучает - она ??больна). Едва чувства меняют знак, он сразу покинет игрушку и мгновенно забудет о ней. Или начнет ее разбирать на время поистине, или бросать. Или придумывать ей новые роли, чтобы создавать в этом процессе новый источник положительных чувств, потому обломок нет собственного лица. А это уже означает, что у него бесчисленное количество обл ич - столько, сколько ребенок может себе представитьвити.

Вот почему тиражируемая промышленностью, хотя и новенькая игрушка - тесное прокрустовс ложе; обломок тоже замечен его печатью, но это ложе уже в ребенке - в мощности ее воображения. Вот почему, играя с обломком д ребенок создает ему роли и придумывает сценарии, в которых находит место и ему и себе в нем. Все зависит от объемов ее воображения утром обломок был. Нене, днем ??- собакой, вечером -. Паровик. Обломок информа ционно и энергетическое неисчерпаемойний.

Энергетическая и информационная неисчерпаемость игры. Итак, игра-особый элемент нашей жизнедеятельности: цель игры - в ней самой; в том, что человек меняет, перерабатывает или создает; в самом процессе активности чувств, мышления и воображения вместе с психомоторикой; закончилась игра - цель исчерпаныа.

В чем же заключается привлекающая человека сила игры? м каждая новая событие в игре вызывает удивление. В игре возникает множество задач, которые надо решать мгновенно, потому что она не может остановитьсяся.

Игра - это всегда встреча с неизвестным, которое атакует человека со всех сторон. В обучении можно все прочитать в учебнике, спросить у учителя. А в игре все надо делать самостоятельно. Тем более, что в игре человек по св воим желанию идет навстречу неизвестному, усложняет задачи, делает все сложнее. Потому решена задача своим следствием награждает человека огромным удовлетворением, платит ему радостьістю.

Если в обучении человек боится сложных задач, пугается неизвестного, то в условиях игры человек то же делает с большим наслаждением. Поэтому энергетическое подъема, веселое настроение, захват с воодушевлением - о обязательные компоненты декабряи.

Это все присуще не только игре детей, но и взрослых, которые еще не разучились играть и пользоваться своим воображением. В игре люди действуют с восторгом, вдохновенно. Они играют так, что их интересуют непредвиденные ситуа ции, водопад задач, которые на них наваливаются одновременномно.

Мгновения, отведенные на решение задачи в игре, и стремительность их решения сразу награждаются положительными чувствами, притоком дополнительной энергии, которая усиливает следующие действия. Удовлетворение дает и д дополнительный смысл игры, скрашивает процесс достижения цели и тот предмет, который обыгрывается, превращается, изучается через игровые диї.

Игра - наиболее свободная деятельность человека: она начинается по собственной инициативе, интересная и поэтому всегда желательно. Даже взрослые и мудрые люди не могут играть принудительно, будто выполняя какой-то долг. И нав ветвь тогда, когда они в полной мере осознают пользу от грри.

Свободная игра отличается от учения и труда. Особенно тогда, когда она искусственно изъята из других видов активности: надо учиться, чтобы стать образованным: надо работать, чтобы нормально обеспечивать жизнь

Научные исследования свидетельствуют, что дети, которые не умеют играть, не хотят участвовать в оптовой игре, отстают от сверстников в умственном и психомоторном развитии

Итак, отсюда следует представление о развивающие потенции игры:

1) игра - первая деятельность ребенка, то, что делается впервые и самостоятельно, по собственной инициативе;

2) в памяти остаются способы мышления, чувств, а также-развивается молниеносность работы воображения в разнообразии событий;

3) в процессе игры, чего нет ни в одной другой активности, спонтанно работают все три механизма души, а в психомоторных играх - все механизмы психики

Игра существует и в жизни взрослых. Превращаясь во внешнем виде, она продолжает выполнять свои функции, хотя и в завуалированном виде: а) продуктивной игры, диалектически переходит в профессиональную работу и становится обычной работой в сфере искусства б) игры в форме стихийной силы азарта, который разрушает гармонию души человеки.

Естественная игра и ее содержание учит ребенка культуре желаний и потребностей, стремлению достигать цели, правила игры формируют ее нравственность

В процессе игры с наибольшей силой реализуется способность к саморегуляции. Поэтому воспитательная роль игры огромное еще и потому, что в игре заложена модель выполнения человеком своего предназначения - творить новое, оригина нальное, самобытное. Когда дети в игре воспроизводят действия и поведение взрослых, то приобретают, не учась, нравственных, эстетических и познавательных установок на всю жизньтя.

В отрочестве и юности игра уже исполняется романтико-героическим содержанием и становится действенным способом самовоспитания. В наше время наблюдается резкое уменьшение удельного веса производительных игр в отроков и юношей, что наносит им большой вред. Стыдясь играть, заменяют игру ее эрзацми.

Игра - создание, учения, труд. Смысл игры учит детей культуре желаний и потребностей, культуре действий и стремлению довести начатое дело, выполнять цель. Правила игры - формируют нравственность, совершенствуют сам мооцинку нравственности действий и поступков, следовательно, ведут к саморегуляции поведенияки.

В процессе игры ребенок даже не осознает информационной нагрузки, которая приходится на ее слабые плечи, идет с радостью ему навстречу, полна творческих чувств, постоянно действующий. В школьном обучении, н на уроке эта установка переориентируется - от поиска нагрузки на защиту от информации. Почему так происходитя?

В учебном процессе хватает игры. Есть преодоления в мгновенном достижении цели! си, который ее порождает и поддерживает. Предмет игры всегда конкретен, в руках ребенка. Она им манипулирует, представляя, придумывает ему роли и вместе с ним их выполняет, превращает предмет, перестраивает его действительно и у явні уявно.

Продукт игры воспринимается осязанием, ощутимый, его можно потрогать, услышать, воспринять обонянием. Потому в игре предмет, продукт и процесс действий - единая и неделимая на части целостность. Одновременно существующая целостность ь, полна чувствами, мыслями и образами, которые превращаются друг на друга через целесообразные диії.

Так, в игре все создается в воображении, потом превращается материал вещей, а то, что ребенок делает, ее учит, дает знание непосредственно, - в этом сомнений нет, она приобретает умственного и психомоторного д опыта, оставаясь частью практиком (взрослый уже другой - духовно-практическая лицо.

Игра - испытание на творчество

Игра открывает ребенку (ученику и взрослому) зону ближайшего развития: психического и психомоторного. Кроме того, игра учит, как говорят шахматисты,"считать варианты", находить мнением пути к цели, развиваться ать способности к действию. И все это происходит в игре не на фоне тепличных условий, комфорта, а наоборот - в действенном состоянии: а) волнение чувств перед испытаниями, действиями б) напряжение души, которое достигает пределов ее возможностей в) самообладание, которое требует точно, быстро и ловко действовать в экстремальных ситуациях декабряитуаціях гри.

Если дошкольники, подчиняясь беспрекословно своему чувству гармонии, строят свою жизнь по формуле:"игра-учения - труд", то жизнь ученика коренным образом перестраивается. Элементы жизнедеятельности"игра""и"труд"устраняются из учебного процесса; но они совсем исчезнуть не могут. Человек пытается самостоятельно вносить эти элементы в обучение; но эта инициатива не поощряетсяле ця ініціатива не заохочується...

Учебный процесс - это процесс произвольной мобилизации сил и последовательного направления на изучение предметов

Обучение заставляет отказаться от привычных интересов и почти постоянно пользоваться:

1) организованным восприятием и вниманием при запоминании учебного материала;

2) произвольным и напряженным углублением мнением в мельчайшие детали своих действий и упражнений, оценка которых возлагается на учителя;

3) требованиями постоянного возвращения от деталей к охвату мнением целостных частей материала, который надо точно запоминать, чтобы так же точно воспроизводить - на оценку

Поскольку с каждым днем ??сложность задач и объем обусловленного материала увеличиваются, то человек рано или поздно сталкивается с непреодолимыми трудностями: емкость памяти и четкость воспроизведения заученного становятся предохранителями от"перегрева"информацией. А сакраментальное:"Надо","Не ленись!"И т.д. приводят к тому, что ученик попадает в состояние предельного психического насыщениячного психічного насичення.

Насыщение вызывает состояние дискомфорта, мало кто из взрослых замечает; перенапряжения - усталость, а последняя вступает в силу фактора, который приводит к потере продуктивности обучения и - особенно - радости жизни. Человек страдатьє.

Что это за психическое состояние человека? уравновесить нарушенную гармонию, тщательно отыскивает средства компенсации и находитьить.

подстраивается! ривноважуе, производя остроумные приемы взаимодействия. Но со временем она изнемогает. А однако любой пытается сохранить внутренний комфортфорт.

Если доминирует обучения, то человек уже в начале жизни быстро и мастерски овладевает и пользуется искусством:

1) искусственной внимания: ребенок сидит и слушает учителя, все делает так, как ей велели, а сама находится в плену воображения - где-то там, вне урока, и таким отлетом от действительности защищает себя от"перегрева"инф формациейформацією;

2) умственной сонливости: сидит и ерзает, делает вид, что все воспринимает и понимает, рассуждает, активно действует, а на самом деле - существует по своим делам, которые выполняет на уроке;

3) ловко и безошибочно пользуется подсказка, списывает домашние и классные задания, хитроумное; не краснея, врет и может ввести в заблуждение даже опытного учителя и т.д.

Для чего ученику нужна эта мастерство?

Задача самосохранения поступает не от природы души (душа всегда активна)

Игры на проигрыш. В этом случае естественная игра заменяется азартной игрой:

1) игры в поддавки, чтобы выжить в любых условиях, уступая достоинством, честью или достоинством;

2) игры, которые всегда обрекают игрока на проигрыш;

3) игры без правил или игры по чужим правилам

В какой игре мы имеем шанс не проиграть?

Это игры мыслями, чувствами, силой воображения, предметами и явлениями, которые мы желаем превращать в более совершенные формы и с новыми качествами. А конкретнее! : игры с неизвестным, где наша каждая игровая действие - получение какой-то доли новизны. По этому принципу делаются и небольшие открытия и огромные произведения, а все творчество только этим и живет. А детям и взрослым даже игру пытаются превратить в однообразную, тяжелую роботоботу.

Целью азартной игры становится не сама игра, а выигрыш или испытание себя риском. Случайность в игре и ставка на выигрыш - выигрыш любой ценой - создают человека-игрока. Цель игры работает уже не на благо и красоту человека, а наоборот - на творение зла себе и ближайшему окружению. Азартная игра становится патологической доминантой, формой нарушения души, состоянию больного человека: но это - компетенция медицинеини.

Вторая крайность - подмена игры наблюдением за чужой игрой, создание болельщика. Человек-болельщик не намерен играть, ее интересует наблюдение за игрой других. Самоценность игры исчезает для него

А чем же он живет?

Почему же человек превращается в болельщика?

1) играть в воображении и брать на себя роли, которые ей только заблагорассудится;

2) наблюдать действительные события и создавать фантастические ситуации, не рискуя ничем и не боясь проиграть, оказаться в экстремальном состоянии;

3) удовлетворять чувство риска и опасности созерцанием, а не в реальной ситуации единоборства

болельщиков можно только посочувствовать

Причина этого состояния - резкое уменьшение удельного веса игры в отроков и юношей, наносит им большой вред. Они лишаются главного:

а) возможности брать на себя доступны воображении роли - и действовать собственноручно;

б) создавать фантастические ситуации - и развивать воображение;

в) умение создавать действиями образ и чувства, которые они формируют с бесконечным содержанием и определенным смыслом

А можно вернуть человека к его естественному состоянию - единства игры, умения и труда?

Путь существует. Использование детского привилегии - игры во взрослом возрасте с гармоничным сочетанием иизучинням и трудом - сразу возвращает им утраченные способности. А именно:

1) играя, развивать скорость, точность и пластичность ходов мысли, чувств и воображения, считать варианты, как говорят шахматисты, ходов мысли, подниматься на гребень волны чувств и погружаться в бесконечные ность воображения

2) воспринимать себя в воображении и выполнять практически желанную роль;

3) оценивать мгновенно ситуации быстро меняются;

4) развивать чувство локтя в групповых действиях;

5) по собственной инициативе идти на самоотказ ради гармоничности игры и вопреки эгоистическим влечениям - идти на самоотречение ради гармоничности игры

Вот почему игра детей, взрослых и пожилых людей в составе труда и учения должна быть предметом особой заботы. Если же оптимально организовать учебный процесс в школе, то по сравнению с традиц ийним, он коренным образом перестроиться и приобрести четкие черты творчества. Каждое действие (умственная и психомоторная) рождаться от трех составляющих: игры, учения и рабоці.

Следовательно, действие-игра, действие-учения, действие-труд, сливаясь в целостность образовательного процесса, способствуют естественному развитию механизма творчества

Единство и различие игры и труда. Настал черед сравнить процессы цилездийснення в игре и труда человека. Это надо сделать, чтобы увидеть различия и то общее, что их объединяет с учебой и другими вид дамы учения. Выяснить, как они могут, дополняя друг друга, усиливать производительность развития талантнту.

Цель игры - в ней самой в том, что человек в данный момент делает, создает, как действует. Закончилась игра - цель исчезает. А что остается?

Желание продолжать играть. В чем же такая чрезвычайная привлекательность игры?

Притягательная сила игры в том, что она насыщена: а) чувствами, б) мощной работой воображения и в) активностью действенного мышления

Удачно решена задача в игре награждает радостью и удовольствием: потому и не существуют игры монотонного типа. А если вы участвуете в игре и она не приносит удовлетворения и радости, это не игра, а обычай йнисинька тяжелая работа или принудительное обучениея.

Игра - это умственная и психомоторная импровизация действий. Действия здесь создаются внезапно, без предварительной подготовки. Вот почему в ситуации игры навыком ничего не поделаешь, ибо невозможно заранее заготовить полную и прод производительных систему не только навыков, но и умений и знаниянь.

Игра - всегда встреча с неизвестным, которое атакует человека со всех сторон, и его надо немедленно обратить в известное. Все не так, как в учебе: там можно заранее все прочитать в учебнике и на уроке даже п подсказывать учителю, что и сказать т.д.. В игре человек с огромным желанием, умышленно идет навстречу неизвестному, а в обучении ощущение неизвестного человека иногда пугает - и она инстинктивно от него в хиляеться, защищается, теряя веру в свои силы и тот же человек в игре действует наоборот-смело идет навстречу неизвестному, с огромной радостью его одолеваютлає.

Без удовлетворения и вдохновения нет игры. А энергетическое подъема, веселое настроение, захват с воодушевлением - обязательные условия и компоненты игры. Эти признаки свойственны любой игре и независимо от е ику - будь то ребенок или пожилой возрастку.

Как вы уже понимаете, игра - самая свободная деятельность человека, она начинается по собственной инициативе, непосредственно интересна, всегда желанна, и даже взрослые и мудрые люди не могут играть принудительно, внаслид док обязанности, выполнение чужого желания. А обучение и труд все-таки в определенной степени - деятельность, в которой человек оказывается перед необходимостью выполнять работу, вынуждена осознать - надо учиться, надо работать, чтобы нормально жити.

Игра в умении и труда. С трудом тесно связаны другие виды человеческой деятельности - игра и учения. К сожалению, случилось так, что они не только изучаются науками отдельно, но и распределены по периодам онтогенетич ческого развития человекни.

Поэтому и традиционно считается:

- игра - первая на жизненном пути человека деятельность - детский привилегия;

- учения - особый период в жизни человека, который якобы предназначен для подготовки к жизни (а когда же тогда начнется настоящая жизнь?)

- труд - привилегия взрослого человека

Это означает, что наука приписала взрослым жить в бурлящих волнах труда, работы, а все остальные виды активности почти полностью устраняются из состава жизни взрослого населения

Но если наша активность гармоничная, то она обеспечивает полноценное развитие механизмов психики, - это неделимая целостность, из которой невозможно исключить ни одного компонента без того, чтобы ее разрушить

Разделение видов активности человека в онтогенезе: игра, учение, труд и предоставления им доминирующих свойств (разумеется, волевым давлением, искусственно) приводит к искажению потребностей и вместе с ними - мотивов человек ни в обучении и воспитании. Потому мотивы способны, согласно законам развития, превращаться в осознанные задачи - создание системы знаний о своем незнаниия.

Встреча с незнанием включает и стимулирует активность мышления, чувств и воображения, заставляет работать психомоторику, что является необходимым условием обучения зарабатывать и накапливать в себе энергию и развивать зд дибност.

В этом процессе действует безоговорочный закон: в деятельности способности зарождаются и в ней они совершенствуются, но когда закон нарушается, - разрушается гармония жизни. Человек, привлечена к одной доминирующей й активности, вырабатывает в себе определенный профиль способностей, черт характера, жизненных установок и тенденций. Мотивы, превращаясь в соответствующие им задачи, тормозят развитие психики и сознания детей, в. Троки, дорослиих.

Призвичаюючись к игре с раннего детства, человек на всю жизнь становится игроком, у нее исчезает навсегда желание учиться, а работает она лишь механически, подобно. Сизифу - без страсти и удовольствия. Младенцев на, извлечена из раннего детства только к монотонной работы, теряет умение играть мыслями, образами, чувствами, а вместе с этим ограничивается в обучаемостия.

Ребенок, привлечена лишь к одному учения, в лучшем случае, станет эрудитом - человеком, который широко осведомлена, начитанный, как говорят, является архивариусом фактов. Но уже в древние времена люди знали: многие знания ро озуму не учит!

Наличие положительных намерений, которые определяют строение активности человека, в конечном итоге не гарантируют целесообразных результатов

Где же выход из такого положения? клубок. Не надо забывать каждой составляющей активности необходимо предоставить обязательных условий для продуктивного ее развития и для этого немного надоа:

1) поддерживать постоянство потребностей ребенка, подростка, юноши или взрослого с учетом креативных сил действий игры, учения и труда, что является почти единственным средством, способными пробудить в человеке и воспитать творческие возможности

2) осознать, что учения - тяжелая и малоприятная работа, но она может стать интересным процессом жизни, когда сочетать в себе игру духовных и психомоторных сил;

3) понять истину, что целое, целостность активности - это пропорциональный сплав, из всех видов действий игры, учения и труда, видимо существует и оптимальное их сочетание, которое гарантирует наиболее полное самоопределение л человек.

Вообще же число возможных соединений действий игры, учения и труда в жизнедеятельности человека, которые позволяют раскрыть в человеке творческие возможности, - огромное. Почему? положительная продукты развития человека, может существовать в определенном диапазоне, и тогда они компенсируют недостатки друг другаї.

Но как только одна из составляющих деятельности выйдет за пределы допустимого существования активности, ее целостность разрушается; мотивы и задачи, порождаемые ими, становятся неадекватными обстоятельствам - и втрачают во ценность, желание учиться в ученике исчезают. Вместе с этим он теряет последние источники, из которых может пополнять свою энергию и информацию, чтобы жить с удовольствием и иметь силу.

Різноманітність активності людини можна звести до декількох загальних формула її життя

Приведенная схема формул жизни дает определенное представление о возможностях, начатые в сущности человеческих деятельностей, о возможном содержании потребностей и мотивов человека, умотивовуючы саморазвитие таланта. Не трудно представлений вить себе, какой формулой жизни должны пользоваться разные возрастные группы людий.

Игра-учения-труд и игра-труд-учения - формулы воспитания и развития дошкольников

Учение-игра-труд и учения-труд-игра - формулы обучения и воспитания в средней и высшей школе

Труд-гра-учения и труд-учения-игра - формулы жизнедеятельности взрослых

В этих формулах содержатся условия для развития умения правильно жить и сохранять творческий потенциал в любом возрасте

Синтез игры, учения и труда в единую целостность не только приобретает актуальность в образовательной системе, но и требует определенных перестроек в сознании каждого человека независимо от возраста

Теперь рассмотрим, в чем заключается сущность единства и разногласий функций игры, учения и труда

Без преувеличения можно сказать, что процессы учения ближе, чем другие элементы активности, к труду. Учение и труд направлены на производство определенного желаемого продукта существует изначально в форме образа в воображения. В процессе труда желаемый продукт должен быть готовым в ближайшее чаас.

Продукт обучения (правда, он не осознается конкретно: закончить школу, получить образование, защитить диссертацию и т.д.) производится в процессе, который длится много лет. Да и сам процесс выработки про одукту мало ощутимый сам по себе, человек чувствует только в виде оценок, которые не всегда окрашены позитивными чувствами. Поэтому человек часто теряет настоящие мотивы ученияня.

Процессы мотивации учения и труда не совпадают: они требуют от человека волевого напряжения, проявления предельных духовных и психомоторных сил

Итак, человек считает свою цель бесконечно далека и потому живет день до вечера, недели, четвертями, каникулами. Наряду с учеником живут обречены на труд взрослые, которые с головой погрузились в единый процесс произ обництва: работают и ежедневно утверждают себя ее последствиями, количество выполненной работыи.

Ради труда, заработка взрослые ограничивают себя во всем, переживают том, надрывая силы, - и с нетерпением ждут выходного дня, отпуска