Учебники Онлайн


Перцептивная сфера

Активность восприятия человека проявляется здесь в том, что она всякую связь (с предметом восприятия и его свойствами) всегда направляет в плоскость"для себя"Поэтому активность выходит наружу и направляется на предмет, превращая его в источник дополнительных сил и энергии для работы механизма разумізму розуму.

Поэтому активность выступает и как отношение неравноправных сторон, где инициатором становится действующий человек, которая осуществляет преобразование, необходимые"для себя"Поэтому ощущение и восприятие человеком собственных движений выбор. Звездного: ей надо из множества свойств выбрать одну, из множества предметов выделить тот, на который она должна действоватьа має діяти.

яркий пример - разглядывание двойных фигур: профиль и ваза. С помощью рисунка этот механизм демонстрируется с неоспоримым убедительностью: вглядитесь в рисунок, и вы не сможете увидеть водноч время и профили и вазу.

Объективно они очерчены одной и той же волнистой линией, существуют и имеют предметный смысл, но вы, вследствие избирательности восприятия, схватывает взглядом по очереди или вазу, или другую фигуру-обратим ные друг к другу профили лиц, и не можете увидеть их в одномоментном охвате зрительно.

Аналогичная картина развертывается при восприятии движений собственных и движений за вами, но она намного сложнее, поскольку в них существует огромное количество свойств, которые дают в совокупности множество воз жливих образов, создаваемых движениям.

При восприятии движений сенсорная мышечная система функционирует подобно фильтру информации и энергии. Информация отбирается зависимости от установки и задач, решаемых человеком

В восприятии отражаются движения во всей полноте их свойств и для того чтобы обнаружить в движении необходимую свойство, следует восприятия разделить на сенсорную фигуру и сенсорное фон

Сенсорная фигура - необходимый для осознания содержание, а сенсорное фон - все то, что не входит в содержание отраженного. Чтобы извлечь из воспринятого нужную фигуру, человек должен знать ее отличительные признаки ки, ее ценность, а поскольку они не всегда известны, то при этом она делает для себя открытие свойства в материалі.

Формирование сенсорной фигуры движений крайне важно в процессе усвоения действий, так как она состоит при осознании логической схемы движений. И чем точнее она соответствует естественной логике движений, тем большего й степени управляемые движения, действия и поступки человеки.

Чтобы преодолеть стихийность в усвоении действия, надо пользоваться такими средствами формирования сенсорной фигуры:

первый - смысловой, основанный на мотиве-образе с заранее обозначенными в нем опознавательными признаками сенсорной фигуры движений;

второй - сенсорный, что является продуктом прошлого опыта, на основе которого возник соответствующий эталон, надо подсказать, чтобы полнее осознать действие;

третий - эстетический, благодаря которому сенсорная фигура отыскивается на основе эстетических чувств, чувственной вероятности, гармонии движений, целостности, пропорциональности, симметрии и т.д., эстетических свойств движение и.

Еще одно представление об отборе информации для создания сенсорной фигуры движений содержится в понятии о ориентировочный рефлекс. Этот механизм строится на несогласованности воспринятого предмета и эталона освоенной й сенсорной фигуры. Замечена расхождение тормозит мысль человека и ставит перед ней вопрос:"что это?",. То есть он осознает задачи, которую необходимо решитьо розв'язати.

Осмысление величины расхождения дает информацию для осуществления коррекции или движений, или сенсорной фигуры действия, если последняя ему неадекватная. Оценка величины и направления (в сторону прогресса или, наоборот, регресс су) определяется чувствительностью сенсорной системы; чем выше чувствительность, тем меньшие величины расхождения замечаются, тем точнее регуляции движение ив.

Чувствительность сенсорной системы зависит и от отношения человека к задаче, решаемой, его смысла и установки, предшествовавшей двигательной действия снижают чувствительность усталость и утомление, определенный уровень сенсор--но-перцептивной активности человеки.

Особую роль в сснсорно-перцсптивний активности играет установка

Установка возникает всегда, когда соотносится потребность человека с условиями действия и возможностью ее удовлетворения, когда необходимо создать состояние, адекватен реальным условиям деятельности. Установка - состояние готовности и опережающий первичное решение задачи. Уверенность в успехе обеспечивается продолжительностью, последовательностью его решения и выступает как механизм стабилизации, что способствует сохранению направления человека в непредсказуемых и переменных ситуации деятельноститі.

Решение задачи в установке не только создает определенный уровень активности человеку, а - что особенно важно - освобождает человека от принятия решения о начале действия и позволяет контролировать ее при освоении и ситуаций действия, при выполнении заученных движений и ди.

Однако в механизмах установки есть и негативные моменты: прежде установка - фактор, что приводит инертность и задубилисть действий, если они выполняются в новых и необычных условиях; установочные предсказания я здесь бы просчитываются и действия дезорганизуются, натыкаясь на непредвиденные препятствий.

В установке психическое отражение, опережающее процесс решения двигательного задания, находит свое завершение - состояние готовности к действию и не только в нем: установка - это и способность к регулированию динамики заучивания действия, и способность к точности ее отражениюя.

А поскольку установка может существовать в осознаваемые и неусвидом-люваний форме, то адекватные ей потребности, влечения, интересы, намерения, желания и т.п. - все то, что формирует установки, так или иначе находит с свое выражение в характере ди.

Вот почему внешняя среда, ситуации действия, различные стимулы и другие воздействия не является пусковыми сигналами начала действия, а только факторами, которые активизируют механизмы установки, что естественно отражается на производительности действия, но не на ее организации и конструкции, решении задач. Ведь установка обеспечивает готовность действовать так, а не иначе-строго определенным способом.

В состоянии готовности повышается чувствительность сенсорных систем, мобилизуется энергетическое обеспечение и предыдущая настроенность их на следующее действие. Это ведет к сенсибилизации системы регуляции движений, и проявляется в уменьшении промежутка времени между принятием решения и его выполнением.

зависимости от того, какая информация доминирует в формировании установки, различают сенсорные, перцептивные и смысловые установки

Сенсорные установки, как правило, мало осознаются и формируются на материале субсенсорного отображение состояний собственного тела, условий действия и регулируют широкий круг черновой работы мышечной системы в движениях

Установки перцептивные осуществляют отбор информации по отражению, необходимой для построения образа движений, адекватного как задаче действия, так и условиям его выполнения

Смысловые установки без непосредственного восприятия предмета, в воображаемой ситуации - создаются человеком на основе осмысления содержания понятий - схем, формирующих представление о следующее действие, производственную логику в действии, которую нужно материализовать движениями или поступкам.

Перцептивная сфера - освоено, опыт, являются основанием для формирования более высокого уровня отношения к целостных предметов. Формируется и новая форма мышления - мышление образами. Но эти образы еще не конкретные, они всегда связаны с действием, сопровождающие ее и слиты с самим двигательногоом.

При выполнении действия ее восприятие можно рассматривать как последовательный прием информации, своего рода процесс развертывания движений от одной фазы к другой, что изменит ее во времени. В восприятия входит пространственное п положения элементов движений, отношения их между собой и отношение частей к целостности. Кроме последовательного развертывания движений во времени, человек одновременно имеет возможность охватывать восприятием и мгновенные позы в которых последовательно находится тело и его звена в пространстве, будто делая мультипликационные снимки из цельной диії.

Психомоторная действие, как совокупность последовательных мыслительных операций, процессов контроля и выполнения намерения, является минимальной целостностью в развитии, основным ее ядром, генетической исходной клеточкой, из которой в вырастает вся система учебной деятельности человек.

В действии есть все, что со временем в процессе развития развиваться до совершенных форм и определит то, как человек сможет реализовать свои возможности, каких результатов она способна достичь

Параллельно с мышечным восприятием осуществляется восприятие движений всеми другими органами чувств. В результате комплексного восприятия у человека образуется система отражений, каждое из которых может в определенной мер отделения брать на себя регуляцию движений или вмешиваться в ход их регулирования. Однако отдельные отображения могут и вредить, затушевывать показания мышечного чувства - действовать наперекор текущем движения, сбивать йог в из правильных траекторий и дезориентировать регуляцийію.

Известно, что включение зрительного контроля после того, как движения автоматизувалися, приводит к нарушению их координации

У новичка, например, трудовые движения дисгармоничные, и ему нужно пройти путь к их гармонии. Сначала движения оказывают ему сопротивление и ведут себя как явление, неподвластное его воли и его желанием. Но прежде ни иж эта нэп ид властность усвидомиться как действие вопреки закономерностям движений, дисгармония субъективно переживается как непослушание тела, движений, предмета и т.д.. Тогда движения перестают повиноваться и выполняют с авдання иначе, чем это входило в намерение человекини.

Переживания, возникающие в процессе действия, напоминающие столкновения с"чужой волей", а действие выступает как процесс, разворачивающийся в направлении выполнения"чужой цели", вопреки инициативе начала, исходящего от действующего человека. Выбор становится свободным и самодеятельным, когда человек овладел своим талантом, освоила управления свойствами действий и не только ими, но и свойствами и качествами предмета действия, сделала их меркам ю цель и получила возможность действовать по этой мерке діяти за цією міркою.

Зрительный и звуковой образы (если они правильные) - своеобразные лидеры, берущие на себя регуляцию действий и поступков, и их можно успешно уточнять, обогащать дополнительной информацией, которая их упорядочивает

Двигательный образ, как и все другие образы, имеет следующие свойства (и подчиняется их законам): целостности, константности, структурности, предметности и апперцепции. В процессе деятельности он выполняет следующие и функции:

а) позволяет выделить целостную предметность с окружающего фона, отражая по законам сходства их форму, структуру и свойства;

б) отражает отдельные отношения, присущие действия, и основные противоречия, связанные с движениями в процессе достижения цели;

в) выступает как модель действия, с которой мышление может осуществлять операции, необходимые для достижения адекватности с движениями;

г) является основой для формирования сложных представлений о действиях, которые на пике своего развития достигают таких масштабов, что человек способен

охватить мир в целом и найти свое место и роль в нем, то есть подняться к научно-философского мировоззрения;

д) включает в себя и явления - перцептивные искажения и дополнения, иллюзии, которые оказывают дезорганизующие влияние на все другие

формы мышления, на способ действия и образ жизни

Перцептивные дополнения и искажения, которые вносит человек в образ, становятся особенно заметными, реально ощутимыми в процессе выполнения действия. С одной стороны, благодаря константности восприятия человек способен сб беригаты постоянство содержания образа, а с другой - в зависимости от степени усталости образ меняется, в нем одни элементы исчезают, а другие возникают: происходит одновременно и искажения, и дополнения, а человек просто не учитывает эти измененияи.

Раз запомненных и осмысленная структура действия длительное время определяет содержание восприятия; структура константность, обусловлена ??движением запомнился и стал доминирующим. Но стоит только изменить смысловой образ ди й, иначе сформулировать задачу, и сразу будет перестроена ее регуляция и другой станет результативность диї.

Итак, содержание образа должен учитывать и изменения, которые могут произойти со временем или с ростом мастерства в работе

ли научить целостности восприятия, выработать чувство целостности у каждого?

Оказывается, не только можно, но и необходимо. Ведь чувство целостности восприятия формируются вслед за сенсомоторным интеллектом: начиная с двух лет, дети живут и действуют по законам целостности