Учебники Онлайн


Борьба за защиту религиозных свобод православных и протестантов Варшавской конфедерации 1573 г

Несмотря на то, что в настоящее время в. Польше уже активно действовали иезуиты в борьбе с протестантами, протестанты сконсолидувалися с православными и частью умеренных католиков, образовав так называемую. Варшаве. Киевскую конфедерацию на конвокацийному сейме 1573 г. Варшавская конфедерация сыграла активную роль в защите религиозных свобод в. Речи. Посполитой, ее участники обязались быть взаимно толерантными, хр ригаты эту толерантность в последующих поколениях, быть солидарными в борьбе за свободу веры в любому правительству, который преследовал бы любую конфессию. Католические епископы не подписались под статьям и. Варшавской конфедерации, заявив, что. Варшавская конфедерация"оскорбляет величие. Бога, разрушает основы польской государственности, поскольку провозглашает свободу всем иноверцам, магометанам, иудеям, протестантам и другим схизматиковатикам".

Постановления. Варшавской конфедерации стали объектом острой борьбы на сеймиках разных земель и воеводств. Католики-фанатики видели в. Варшавской конфедерации"индульгенцию для распространения схизмы, сект разврата"Варшавской конфедерации 1573 г - важный акт защиты прав не только протестантов, но и православных, которые на протяжении всего существования. Польши ссылались на. Варшавскую конфедерацию и королевскую присягу 1573 г в борьбе за свободу православной церкви в Украинркви в. Україні.

Религиозная борьба разгорелась за королевства. Стефана. Батория (1575-1586). Стефан. Баторий, исповедуя кальвинизм, стал кандидатом на польский трон от диссидентов, но впоследствии перешел на католическую верь ру и зарекомендовал себя как ревнивый опекун католичества. Он склонялся к абсолютистской власти, к которой было благосклонно и польское католическое духовенство, прежде иезуиты. Абсолютистская королевская вла да отвечала единства католической веры и государства, в котором церковь организована на принципах абсолютизма, т.е. неограниченной власти папы. Однако политические соображения заставляли. Батория быть благоразумным и обе режним в проведении религиозной политики, учитывая многоконфессиональность в тогдашней. Польше. Опираясь на католическую церковь, он пытался ослабить другие вероисповедания, однако делал это не государственно-законо ных актами, чтобы не вызвать сопротивления со стороны диссидентов и православнымиавних.

Особенно осторожной была церковная политика. Батория в связи с введением в 1582 г буллой папы. Григория XIII нового. Григорианского календаря. Новый стиль обязывал все земли и области. Речи. Посполитой й. Среди православных возникло недовольство по причине навязывания им изменений церковного календаря из. Рима, началась борьба против насильственного внедрения празднования праздников по новому стилю. Стефан. Бато рой отменил свое распоряжение о необходимости принятия нового стиля православной церковью. Он издал ряд грамот (1584, 1585, 1586), в которых утверждал, что новый календарь принято"для порядка и спра в. Речи. Посполитой", что не собирался этим нарушать"греческие обряды и праздники", что"есть и дальше быть свободно каждом набожества и веры своей употреблять, праздники святить и обходить"Грамота заканчивается н аказом сохранять"спокойствие и согласие между разными в вере и набоженства"В этих грамотах. Баторий уверял православных, он не намерен делать православным любые притеснения, ограничивать их религию, игно руваты их обряды, богослужения, уменьшать их прав и вольностейогослужіння, зменшувати їхні права та вольності.

Баторий запретил католикам препятствовать православным в праздновании ними праздников по старому календарю"ведлуг древнего обычая и закона их"Католические епископы на соборе в. Петрок 1577 г осудили вновь ву. Варшавскую конфедерацию как"противную законам. Божьим, канонам церковным, общим законам и самому ума"и лишили благословение и проклинали тех, кто сочувствует тем"гибель-ным постановлениям"Во ни просили короля принять необходимые меры, чтобы. Варшавской конфедерации 1573 г не принесла несчастье. Речи. Посполитой и католической церкви. Однако. Стефан. Баторий не решался отменить этого акта защиты прав диссидентов и всех некатоликов, он не слушал фанатичных советов, просьб и угроз, хотя сам был ревностным католикомгроз, хоча сам був ревним католиком.

После смерти короля. Стефана. Батория в 1586 г. в период так называемого бескоролевья (1586-1587 гг) возобновилась борьба за сохранение законов о религиозной свободе в. Польше. Образуется ряд воеводской их конфедераций с целью подтверждения. Варшавской конфедерации 1573 г: чтобы ус усі

"спокойно хвалили. Бога", чтобы было сохранено все гарантии для веры всех иноверных в польском государстве. Это обостряло борьбу между католической иерархией и сторонниками религиозной свободы. Папа. Сикст V призвал католическую иерархию в. Польше приложить все усилия, чтобы отменить. Варшавской конфедерации 1573 г как ненавистную для католической церкви и исключить ее из текста присяги новоизбранного короля. Однако религиозную свободу диссиденты и православные отстояли, хотя им пришлось согласиться на принятие кандидата на королевский трон от партии католиков - шведского королевича. Сигизмунда, тесно связанного с орденом иезуитов. Его избрание не предвещало ничего хорошего для диссидентов и православными і православних.

Правовое состояние православной церкви в первые годы правления. Сигизмунда III можно считать удовлетворительным. В своих грамотах. Сигизмунд III гарантировал православной церкви все ее права и привилегии. Так, в грамотах, выданных после жалобы митрополита. Онисифора в 1589 г и на имя митрополита. Рагоза в 1592 г, запрещалось светским чиновникам вмешиваться в дела управления церковными имениями, захватывать их и присв оюваты имущество православной церкви. Запрещалось светским лицам и представителям католической церкви вмешиваться в"духовные дела греческой веры"(в духовные суды в королевских и частных имениях, в брак ни дела), которые принадлежали к компетенции православного митрополита и епископета та єпископів.

Итак, правовое положение православной церкви в Украине от деления. Киевской митрополии в 1458 г до. Брестской унии 1596 г не был отрицательным. Однако было бы ошибкой только по формальным правовыми актами суд дить о фактическом состоянии и жизни украинской православной церкви. Практика жизни часто расходилась с правовыми нормами, можно проследить и по актам повторного издания королевских грамот и привилегии в в оборону и подтверждения прав церкви, возбуждаемых правительствами, отдельными лицами и даже королями. Между положением православной церкви де-юре и ее практическим положением была большая разницзниця.