Учебники Онлайн


4 конфессии ПРАВОСЛАВНОГО КОРНИ тоталитарной эпохи

Провозглашение свободы вероисповедания в 1905 г легализовало состояние большинства сект. Однако некоторые из них (например, беспоповцы) и в дальнейшем оставались в положении преследуемых. Февральская революция 1917 г стала пе ереломним этапом в развитии сектантского движения на территории. Российской империйерії.

Уравнивание в правах всех религиозных верований и предоставления одинаковой свободы действия стимулировало развитие сектантства и в Украине, особенно сект протестантского направления. Старообрядчество и духовные христиане и развивались в Украине не так интенсивно, как в. России. А это потому, что значительную часть приходов и дальше удерживала православная ("Тихоновского") церковь, а также украинских-ориентированные вновь церкви -. В. АПЦ,. УПАЦ, обновленческий. После утверждения в Украине украинофобской большевистской власти, что привело впоследствии к разгрому всех национально ориентированных церквей, в Украине получают поддержку вновь антисоветские секты, которые стали одной из форм социального протеста против коммунистической властейстичної влади.

Изменения в сектах православного корни после 1917 г характеризуются еще и тем, что многие течений протестантского направления (более приспособленных к капиталистических общественных отношений) начали активно перебои ираты к себе последователей хлистовеьких, духоборських, молоканських и других общин. И это неудивительно, ведь протестанты имели финансовую и миссионерскую поддержку своих зарубежных центров, что также позит ивно влияло на их развитие. Но вскоре рост сект в Украине (как и по всему. СССР) начало искусственно тормозиться советскими специальными органами. Курс большевиков на"преодоление религиозных пережитков"и связанные с ним широкомасштабные репрессии привели в 1930 - 1932 годах к резкому сокращению численности сектантских объединений и гражднань і громад.

Однако в Украине и дальше успешно развивались некоторые старообрядческие церкви. В условиях советской действительности, когда официальная. Русская православная церковь стала (как и при царизме) на путь соглашательства по власти и, старообрядчество быстро пополняло свои ряды за счет недовольных ею. Однако впоследствии и их рост был остановленно.

Наибольшей с старообрядческих объединений в Украине была и есть. Русская православная старообрядческая церковь (. Белокрыницкое согласие), которой руководит архиепископ. Московский и всея. Руси. На начало 1999 г она насчитывала 53 общины, имела 2 монастыря с 7 монахами, 33 священнослужители. Общины этой церкви в. Винницкой (10),. Одесской (1 14),. Черновицкой (8),. Хмельницкой (4),. Кировоградской (4) и др. областях Украины. Развиваются в Украину и православные старообрядческие общины. Безпоповского согласия. На начало 1999 г их насчитывалось 12 общин. Это движение в Украине находится сейчас на стадии возрождения всего общин. Безпоповского согласия теперь на. Житомирщине (7) и. Харьковщине (3), по одной общине в. Закарпатской и. Запорожской областях. Согласие имеет и свою воскресную школу. Высший. Совет согласия и их духовный суд расположен в. Литвеано в. Литві.

Духовное христианство на украинской территории после 1917 г

Духовное христианство на украинской территории после 1917 г претерпело сильного влияния других учений и потеряло значительную часть своих сторонников. Прекратила существование в Украине секта скопцов, которая после 1917 г почти распалась. Но в 20-х годах секта возродилась, используя антисоветские настроения части людей. Сторонники учения даже объединились в единую организацию во главе с. ДЛомоносов ным. Однако над сектантами организовали несколько громких судебных процессов, из которых самый известный - ленинградский 1929 г. Последователи течения подверглись также значительных притеснений со стороны карательных органов. С часо м она потеряла почти всех своих сторонников. Отметим, что возрожденное скопчества основывалось на идеях духовного оскопления, когда главное таинство сведены к духовного посвящения в пуль в культ.

Рационалистический направление духовного христианства в Украине сейчас представляют духовные христиане-молокане. На некоторое время они исчезли совсем. Количество их общин постоянно уменьшалась и на 1 января 1963 г г было зарегистрировано в Украине всего 3 общины (579 членов, 3 служители культа)) в

Запорожской области. Эта цифра кажется значительно заниженной, поскольку на 1 января 1962 г в этой области активно действовало 12 служителей культа (вероятно, руководителей общин) и еще два - в. Донецкой области и очень е сомнительно, что они, будучи на регистрации в госорганах, действовали без сторонников состоянию на 1 января 1999 в Украине было зарегистрировано 5 общин. Теперь идут активные процессы возрождения этого движения. В 1991 р, на съезде молокан в. Москве, провозглашено создание. Союза общин духовных христиан-молокан, принят устав союза молокан ведут активную миссионерскую деятельность в Украине, выдают журнал"Духовный христианин", имеют здесь 4 общинмають тут 4 громади.

. Секта духоборов прекратила свое существование в Украине, хотя еще в конце 40-х годов в. Полтавской области подпольно действовала 1 община (58 сторонников), а в 60-х годах имела своих сторонников в. Запорожской области и на а. Молочных. Водах в. Николаевской област.

Нет в Украине теперь зарегистрированных общин и достаточно активной в 30 - 40-х годах XX века в. Северной. Буковине секты. Осташ (от румынского оастя домнулуй - воины. Христовы). Эта секта возникла в 1925-1927 гг в г. Сибиу (Румыния) во главе с православным священником. Иосифом. Трифу и на первых порах почти ничем не отличалась е ид православия. Впоследствии секта приобретает определенные отличительных черт. Она имела свой флаг (румынский флаг с инициалами и изображением. Христа), устав, жестко определял поведение в свободное время и обязател и членов секты (полная посвящение себя. Богу, запрет посещения любых светских мероприятий и даже запрет чтения нехристианской литературы и т.д.). Члены секты имели ограничения в пище им также запрещали. Ося употребления алкоголя, курения и т.д.. При деятельном помощи румынской власти и иерархов православной церкви (только в 1935 г. Румынская православная церковь отмежевалась от. Осташ) сектанты напечатали большое количество богослужебной литературы (религиозных песен, псалмов и т.д.) для индивидуального пользования. Допускалось вольная трактовка. Св. Писания каждым верующим. Осташ проводили активную миссионер скую работу, особенно привлекая для этого местные кадры. Так, в городах. Кицмань и. Черновцы проповедовал, в частности, местный"апостол"Виорел. Бужеряну. Создавались даже специальные миссионерские группы дл я проповеднической работы среди населения, для проведения благотворительной деятельности, для сбора денежных пожертвований будущим членам секты. Большое внимание в секте уделялось работе с молодежью. Было ор ганизовано даже отдельные молодежные легионы, имевшие свои униформыни, що мали свої однострої.

Основная задача, которую ставили перед собой. Осташ, - это реформирование православия путем возрождения и активизации церковной жизни. Они занимались восстановлением и построением новых храмов, устраивали рели игийни демонстрации, митинги, крестовые, походы и т.д.. В северной. Буковине. Осташ занимались также румынизацией украинского населения. Вроде православных братств, они внимательно следили за поведением св ященикив, за правильностью выполнения ими богослужений. Впоследствии сектанты допускали возможность осуществления некоторых обрядов и даже таинств руководителями своих гражомад.

Осташ проповедовали идею растущей греховности людей, упадка нравов в современном обществе. Технический прогресс и развитие культуры, по их мнению, это искушение дьявола. Поэтому при приеме в общество неоф фит обязан покаяться в присутствии всех ее членов в своих грехах, пообещать посвятить себя одной цели - служению. Богу. Отсюда пошло еще одно название. Осташ - покаянии, или покаяты. Православноговні.

На начало 40-х годов на. Буковине действовали несколько десятков общин. Осташ, которые распались в послевоенное время. В 60-70-х годах XX века здесь действовало лишь несколько общин во главе с. Пав-люком,. Шеперою,. Ивасюком,. Лазарем м и др.. Впоследствии общины. Осташ окончательно исчезли и сегодня не восстановилисьися.

Во время и после установления в. России, а затем и в Украине советской власти развивались старые и возникли новые секты православного корни, которые не признали большевистского режима. Они возникали как своери идна форма религиозного противостояния этой власти частности, четкого антисоветского направления приобрелаа секта пидгорнивцив. Среди вновь сект отметим. Истинно-православную церковь,"истинно-православных христиан",. Церковь. Преображенной. Божией. Матери (Богородичная церковь) и ия

Со становлением советской власти в Украине идеологию секты пидгорнивцив скорректировано в соответствии с новыми реалиями, а именно: членам секты запрещалось вступать в любые отношения с институтами советской власти, объявлялась"антихристовой"Вместе с тем в вероучении и обрядово-культовой сфере секты были сохранены православные таинства и обряды. Расцвет пидгорнивського движения наблюдался во времена. Вит чизнянои войны, в частности на. Сумщинеа на. Сумщині.

сравнению большим ответвлением. РПЦ стала. Истин-но-православная церковь, которую, как и"Истинно-православных христиан", большинство исследователей относит не к сектам, а к вне-церковных православных течений. Фо ормування идеологии. ИПЦ начинается в начале 20-х годов XX века. Организационное становление этой церкви состоялось в 1927-1928 годах, после самопровозглашения митрополита. Сергия (Страгородского)"п атриаршим местоблюстителем"и обнародования. Послания к пастырям и пастве, более известного как. Декларация об отношении церкви к советской государства. В этом документе иерарх со своими сторонниками прого лосилы новую, лояльную политику по советской власти. Они призвали"осознать. Советский. Союз нашей общественной родиной", быть гражданином. Союза"не только из страха, но и за совесть"Неудовлет олени такой политикой клир и прихожане с. РПЦ обвинили. Сергея в новообновленстви и объединились вокруг ленинградского митрополита. Иосифа (Петровых). Йосипляны, как их стали называть, в 1928 г стали основой так называемой. Истинноправославнои церкви. В 1931 г против. ИПЦ начались открытые репрессии со стороны властных структур. Дальнейшее развитие церкви происходило уже в условиях подпольяьший розвиток церкви відбувався вже в умовах підпілля.

Вероучение и обрядовая практика. ИПЦ на первых порах были идентичны ортодоксальной православной церкви, а потому относить церковь, особенно в начале ее развития, к сектантству можно очень условно и то ск корише с учетом числа ее членов. Об этом же говорит и обряд вступления в общину, состоящий из простой клятвы перед крестом придерживаться вероучения и не разглашать тайн церкви (перед этим обов ' обязательным было покаяние и исповедание). Всячески здоровался затворнический образ жизни. Впоследствии условия конспиративной существования и постоянного перемещения наложили отпечаток на выполнение многих обрядов в. ИПЦ, при свели к скоригування ней некоторых положений своего учения, которые, однако, не являются принципиальными. Так, крещение в. ИПЦ уже могут осуществлять простые миряне, а не только священнослужители. Проводникдники

ГВЦ убеждали людей в близком конце мира, свидетельством чего является приход антихриста в виде большевистской власти, а предтечей конца света е организация колхозов. Поэтому членам церкви строго запретили вступать туда. Вообще основными требованиями к членам. ИПЦ были две - игнорирование всех мероприятий советской власти и отсутствие любых формах общественной жизни и игнорирование. Русской православной церк вви.

низкая структурное звено течения - домашние церкви и монатири ("Монастырка"). Каждый такой"Монастирек"на определенной территории был центром миссионерской работы. Здесь проводились совместные молитвы, по истечении которых х - беседы проводников с верными. Акцент делался на бойкотировании официальной (сергиянськои) церкви и всех мероприятий и нововведений советской власти. Характерным для. ИПЦ является чествование членов царской семьи. Ро. Манов (их портреты - своеобразные иконы), присвоении руководителям ячеек имен царей и их родственников, создания домашних церктворення домашніх церков.

В Украине. ИПЦ имела много сторонников уже с момента своего зарождения. Общины церкви активно действовали, в частности, в. Харьковской,. Одесской,. Днепропетровской,. Черниговской,. Ровенской,. Луганской и других об бластов. О потенции развития. ИПЦ свидетельствует и тот факт, что в 1930 г эта церковь имела около 8% всех общин в. РПЦ. Но с разгромом в 1931 г ленинградского центра и"разоблачением"ИПЦ как"контрреволюционной организации"численность общин секты постоянно уменьшалась. В Украине было проведено несколько показательных процессов над"контрреволюционерами"с. ИПЦ. Значительное число их репрессированы (в. Харьковской облас е - более 70 чел, в. Одесской - 50). Отметим, что выступления священников. ИПЦ в начале 30-х годов против сплошной коллективизации, против фактического восстановления крепостничества на селе, уничтожение зажиточного это крестьянства и, что самое главное, против освящения церковью этих действий власти были справедливы. Выступления верующих в"антисоветском духе"стали тогда одним из факторов массовых выступлений крестьянства против действий властейинників масових виступів селянства проти дій влади.

конце 50-х годов все центры. ИПЦ в Украине было разгромлено. Однако подпольно действовали общины во многих областях частности, в 1958 г советскими спецорганами разоблачены общину во главе с. Безхутрий,. Семен. Энком и. Чичкалем в. Харьковской области. Это целая подпольная организация с подземной церковью, монастырем. Другая группа в. Луганской области имела свою типографию и выпускала антисоветскую литературу, обращение я к мировой общественности состоянию на 1 января 1962 г действовало как минимум общин в областях (указывается численность священнослужителей, которые могли управлять и несколькими общинами):. Киевская - 1,. Кировоград ская - 2,. Крымская - 2,. Одесская - 4. К началу 90-х годов XX века в стране остались немногие сторонники учения. С распадом. СССР и развитием демократических процессов в Украине наступает возрождение ид ей. ИПЦ. Этому способствовал. Указ. Президиума. Верховного. Совета. СССР от 16 января 1989 г"О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период. ЗО-40-х и 50-х годов"согласно которому осужденных членов. ИПЦ было реалибитовано. С момента регистрации первой общины. ИПЦ (в 1990 г.) в Украине происходит стабильный рост церкви. Так, если на начало 1992 г. зарегистрировано л ише 2 общины течения, то на начало 1997 г их было уже 17, а в 1999 г - 27. Сосредоточенные они в основном в. Одесской,. Запорожской,. Луганской областях и в. Крымуганській областях та в. Криму.

конце 30-х годов, после массовых репрессий советской власти против. ИПЦ, в русле ее деятельности появляется ответвлением -"Истинно-православные христиане"(ИПХ), которые, однако, более отошли от ортод доксального православия"я. Определенное влияние на формирование идеологии. ИПХ имели и группы. Федоровке, чердашникив и др., что в конце 30-х годов распались и присоединились к. ИПХ. Члены церкви не признавали современной им православной церкви и объявили ее"служанкой антихриста"Проводники. ИПХ (как и. ИПЦ) противопоставили линии. РПЦ"завещания"патриарха. Тихона и требовали от своих последователей бойкотировать все мероприятия как г адянськои власти, так и. РПЦ. Они не позволяли своим детям посещать школу. Лишь вмешательство власти часто способствовало тому, что дети могли закончить, в лучшем случае, 4 класса. И служба в. Советской. Армии также в важалася греховной. Поэтому неудивительно, что после захвата фашистами украинских земель многие члены общин. ИПХ сотрудничали с немецкими оккупационными властямивробітничали з німецькою окупаційною владою.

В основе вероучения. ИПХ лежат идеи"конца света", и"во-цариння. Антихриста"на земле,"второго пришествия. Христа"В своих представлениях об. Антихристе сектанты руководствовались церковно-монархическими произведениями 20-х х годов, а основным подтверждением пребывания. Антихриста долгое время считали достижения техники, науки. Именно поэтому к середине 50-х годов членам секты запрещалось даже ношение одежды фабричного произ ицтва, употребление бакалейных изделий, мясных продуктов и т.д.. Автомобиль также считался делом. Антихриста и предпочтение отдавалось пешей ходьбе или подводе. Сторонники. ИПХ часто отказывались от советских документов, уплаты налогов, многие из них не признавали советских денег. Такое поведение, конечно, не могла не вызвать репрессий со стороны силовых структур. За"злостное уклонение от исполнения обязанностей п еред государством по уплате налога и страховых выплат"к уголовной ответственности было привлеку в значительное число верующих. ИПості було притягну о значне число віруючих ІПХ.

Роль посредника между. Богом и верующими, по мнению сторонников. ИПХ, выполняет только. Иисус. Христос. Поэтому согласно их учению ни священников, ни храмов, ни таинств для прославления. Всевышнего не требуется. Бог сам присутствовал там, где его славят верующие, где провозглашается молитва. В. ИПХ сохранились таинства покаяния и причастия, но несколько иного содержания. При вступлении в члены. ИПХ человек обязан был обещать ницю безбрачия. Это объяснялось тем, что в антихристово время жениться - совершать грех. Кроме того, заслужить"царство небесное"можно, лишь порвав все связи с светской жизнью, в том числе и с си мьею (таким образом, происходило естественное уменьшение числа сторонников. ИПХ). В условиях конспирации большое значение в. ИПХ приобрело покаяния, которое должно публичный характер. Причастие осуществлялось в домашних условиях ах при моления путем применения пресного хлеба и воды. Большую роль в общинах играли"божьи люди"- старца, путешествовали по стране и занимались миссионерской работоспособностьймалися місіонерською роботою.

В 70-е годы происходили значительные сдвиги в вероучении и взглядах сторонников. ИПХ - многие из них начали работать в колхозах, на предприятиях их дети получали среднее и даже высшее образование, допус скалася службе в армииї.

Общины. ИПХ действовали в условиях полного запрета. Поэтому статистические данные об общинах не систематизированы и часто случайные. Но те цифры, фигурирующие в отчетах. Совета по делам религий, позволяют иметь хотя бы ча асткове представление о размахе движения. Так, на 1 января 1965 в. Винницкой области действовало 19 общин (примерно 272 лица), в. Одесской области соответственно -. С (29). Сторонники. ИПХ были и на. Черниговщине,. Ровно нщини,. Черкасской (минимум 3 общины). Основная масса украинских сторонников. ИПХ сосредоточивалась в наиболее близких к российским центрально-черноземных областях, где зародилась и развивалась эта течение. Ц е. Луганская,. Харьковская,. Сумская области. В настоящее время истинно-православное христианство развивается преимущественно на территории. Росиії. Росії.

Не осталось в Украине и такого ответвлением от. ИПХ, как"Основное звено. Христа", возникшей в. Крыму и имела последователей в. Николаевской,. Одесской,. Черниговской областях. Сторонники этой секты такой ож не признают права священнослужителей на посредничество между. Богом и верующим, считая, что общаться с. Богом можно везде, где верующие прославляют его. Сами выбирают"Христа","ангелов","апостолов"из своей среды. С христианских таинств в секте признают причастие, покаяние, крещение, которые имеют значительные различия в исполнении и трактовке сравнению с традиционным православием. Секта отличала ся также аскетизмом и безбрачием. Это значительно ограничило рост общин"Основной звена. Христа", сторонников которых сейчас остались единицыиста", прихильників котрих нині залишились одиниці.

В русле"Истинно-православного христианства"развивалась в Украине и секта. Федоровке. Они считали, что второе пришествие. Христа уже и осуществилось оно в 1922 г в образе монаха. Новодонського монастыря я. Федора. Рыбалкина. Интересно, что, по мнению. Федоровке, в 1917 г на. Землю пришел. Антихрист, но царство последнего длилось пять лет - до прихода"Христа"-Рыбалкина, который начал свое тысяч олитне царство. Согласно учению. Федоровке они богоизбранного людьми (участниками второго воскресения). Поэтому им не страшна смерть, поскольку они уже царствует с. Федором. В вероучении федоровцы есть бага то элементов из ортодоксального православия - вера в. Троицу, чествования православных праздников и святых т.д.. Вероучение. Федоровке мало православно-монархический, а следовательно, антисоветский характер они считали и грехом даже общение с представителями власти в Украине. Федоровке жили в южных областях. На сегодня общин. Федоровке в Украине не зарегистрированвців в. Україні не зареєстровано.

преемник"Российского самодержавного православия"и его преемницы -. Истинно-православной церкви объявила себя церковь. Преображенной. Божией. Матери (Богородичная церковь), которая является новейшим образованием ем, неохристианских конфессией. Организационно сформировалась в конце 80-х - начале 90-х годов в. России и официально зарегистрирована в 1992 г. как. Церковь. Преображенной. Божией. Матери. С 1993 г ??ее еще называю во. Российской. Марианской церковью. Возникновение церкви связывается с началом откровений. Богородицы с 1984 г старцу. Иоанну (Береславский), ныне в чине архиепископа является ее главой. Эта церковь провозгласит ила себя. Церковью царства. Божия,. Божия. Матерь по поручению. Св. Троицы имеет якобы построить на. Земле, подготовив второй приход. Иисуса. Христа. Богородичная церковь имеет определенные различия в учении и обряд ах сравнению с ортодоксальной православной церковью частности, здесь почитаются святые восточного и западного христианства. Евхаристия сторонниками церкви понимается как таинство воплощения в человека. Христа че рез. Марию. Символика храма, облачение священнослужителей церкви отражает честь. Девы. Марии. Введено много новых элементов в литургические диментів у літургійні дії.

Русская православная церковь рассматривается идеологами. Богородичной церкви как"убежище. Сатаны", а ее патриарх - как"красный дракон"Сторонники церкви выступают с идеей покаяния. России перед. Всевышним и и всем миром попытки утверждения"диявололюдськои цивилизации"- коммунизма и убийство"богородичного императора. Николая II"Вместе они утверждают идею месийнои роли. России в мире, будет осу снено через посредничество. Пресвятой. Богородицы именно на территории. России"Духовным. Израилем III. Завета есть. Святая. Русь", - утверждают идеологи церкви, а. Матерь. Божия является"Царицей. Российской и невестка увенчанной й на престол. Святой. Руси"Появление. Богородичной церкви рассматривается ее сторонниками как проявление. Божьего провидения. Поэтому они обращаются ко всем других христианских конфессий с призывом вхождения в лоно бог ородичного новообразования. Пропагандируемые апологетами церкви шовинистические идеи в Украине имеют явно антигосударственную ориентированность, направленные против ее национальной независимости. На территории стран входят ь в. СНГ, сейчас действует около семисот общин. Богородичной церкви. В Украине общины церкви появились в 1992 г и на начало 1999 г здесь насчитывалось 6 общин (Донецкая,. Николаевская области и. Киев р. тут налічувалося 6 громад (Донецька,. Миколаївська області та. Київ).

После 1917 г существовали в Украине и разнообразные секты хилиастического-эсхатологического и харизматичного направления, к которым добавились том числе и апокалипсисты. Все они также резко выступили против социалис стичной идеи и стояли на антисоветских позициях, повлекшее репрессии и гонения на их членеів.

Следовательно, на долгое время прекратила свое существование в Украине секта десны братства ( иеговистов-Ильинке) их антисоветская политика не могла не вызвать репрессий со стороны властных структур. В 1949-1952 гг в Украине (как и по всему. СССР) прошли аресты руководителей общин течения. Но это только на некоторое время с остановило рост численности приверженцев вероучения. Ильина. Антисоветская направленность секты, активная миссионерская работа ее членов и распространение значительного количества брошюр с учением и произведениями. Ильина ("Сионская весть","Символ веры"и др.) способствовали некоторому росту в Украине числа. Ильинке конце 50-х годов. Этому помогал и внутреннее устройство общин, построенный на конспиративном принципе. Да в 60-70-х годах сторонников секты осталось в Украине единицы. Известны, в частности, подпольно действующие 2 общины (25 членов) в. Одесской области, 1 община (8 сторонников) в. Закарпатской области по развитию ом демократических процессов секта иеговистов-Ильинке постепенно возродилась в Украину. Уже к началу 1999 г она насчитывала 5 грома1999 р. вона налічувала 5 громад.

Не прекращала своей деятельности в Украине и секта иоаннитов, которая еще в 20-х годах пыталась действовать здесь легально под прикрытием созданных ими кооперативных хозяйств. Однако антисоветская агитация, распространение соответствующей литературы привели к арестам руководителей и ей сект, закрытие артелей. Секта перешла на нелегальное положение и находилась в нем до 90-х годов нашего столетия. Время от времени, в частности в 1946-1947 годах, органами власти разоблачались и арестовывались я руководители секты в Украине и по другим регионам. СССР. Общества секты имели разветвленную сеть связи, специальных курьеров и тайники для распространения нелегальной литературы, катакомбные храмы. Несмотря н а все усилия карательных органов власти, секта сохранила отдельных своих сторонников и возродилась в Украине в конце 1992 г.. На начало 1999 г в. Винницкой области действовали 2 общины иоаннитованнітів.

После 1917 г активизировала деятельность секта инокентиивцив, действовавшей на юге Украины. В годы гражданской войны секта помогала антибольшевистским силам, стала одним из очагов сопротивления становления советской власти. Поэтому против сектантов, которые жили в катаком мбних церквях, организовывались военные карательные экспедиции. Однако смерть. Иннокентия у 1919 г (некоторые исследователи считают, что это произошло в 1917 г) заметно ослабила дисциплину в секте, спровоцировала мижу собных борьбу, следствие которой - захват власти братьями. Иваном (папаша. Иоанн) и. Александром (Михаил-архангел). Кулакаками.

Секта действовала в глубоком подполье, благодаря чему просуществовала до начала 60-х годов. В секте определенное время практиковался суицид (самоубийство), в том числе и групповой. Это рассматривалось как высшая фома служения т папаши. Иоанну. В 1955 - 1956 гг найдено несколько десятков трупов членов секты, умерших голодной смертью. В 1959 году. Александр. Куляк выступил с саморазоблачением и осуждением своей деятельности это способствовало в уменьшению количества общин, но полностью они не исчезли. На 1 января 1965 подпольно действовали 8 общин (около 62 членов) в. Одесской области, 1 община (20 человек) в. Николаевской области. В 70-х года х движение упал - до 1994 г в Украине не было организованных общин инокентиивцив. Сейчас в. Одесской области действуют две их общин їх громади.

В 1923-1924 годах ксендз (капеллан). Гуменный. Нарцисс начал проповедовать, что после раскола 1054 г. Западная и. Восточная церкви не могут называться апостольскими, так пропитались структурами государственной вл лады. Они воюют и убивают, сжигают на кострах и топят людей только за то, что те верят в другого бога или божество самом деле это не христианство, а людиноневистництво, и не могут быть святыми те л юди, которые вели войны и убивали людей - такие святые, по словам. Гуменного, не имеют никакого отношения к. Иисусу. Христу и христианства вообще. Такая политика христианских церквей вела апостольскую церковь к язычеству и гибелибелі.

В 1925 г. Гуменный почувствовал в себе власть и силу. Пророка. Ильи. Крестителя и основал в. Винницкой области православную (правильно славя. Господа) евангельскую (на основе св. Евангелия) апокалипсического (опреде аючы сводкровення. Иоанна. Богослова как руководство жизни) церковь (простонародная название - — апокалипсисты). В основу учения церкви положено. Апокалипсис. Сейчас известно много рукописей и писем пророка, в которых он обосновывает свое учение:"Толкование. Пророком пророчества. Даниила и. Св.. Откровения. Иоанна. Богос слова","Слово. Господне через. Нарцисса. Илию крик раздающийся в полночь в гибели христианского. Вавилона в период. Лаодикийской церкви","42 слова о. Божьей. Матери"(ответ на вопросы протестантским мира)","О. Св крещения детей и взрослых и в восстановлен крещения"и др.. За свою деятельность. Гуменный лишен. Пало римским саніяльність. Гуменний позбавлений палою римським сану.

В церкви сохранены три уровня священнослужителей ханжеской одежда имеет свои особенности - сутана изготавливается из белой ткани. Поверх нее одевается белые одежды или риза, а на шее, поверх одежды, - арх хангельська лента (патрафиль). Кроме того, на шею одеваются четки или розалець. В руках священника обязательно должен быть крест. Епископ отличается от пресвитера тем, что крест он носит на шее ( может быть и панагияагія).

Особенностью церкви является есхатологичнисть ее учение, что проявляется в проповеди близкого пришествия. Христа и конца света. Таинствами церви является крещение, евхаристия, священство,. Елеосвящения, омовение ног, спо. Овидий и миропомазания. При крещении на того, над кем совершается таинство, надевается белая одежда (для женщин предусмотрено апостолку, которая надевается на голову, и пояс, носится поверх белой одежды) который сохраняется до смерти и человека хоронят в этой одежде. Во время крещения человек дает обет. Богу за девяти пунктам. Крещение младенцев нечто другое: цель его - очистить младенца от прародительских грехахіхів.

Божественная литургия состоит из трех частей и осуществляется раз в месяц, обязательно как всенощное богослужение с выполнением всех таинств в храме у престола священник не может быть в обуви. Это. ОБГ обосновывается тем, что в. Библииії

[Выход: 3,5] является требование"Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая"Кроме того, крещение, похороны, рукоположения, брак, парастас, освящение дома, крещение младенцев и другие богослужения совершаются на конкретное праздник. За осуществление молений и обрядовая богослужений священнослужители денег не берут. Церковь существует за счет пожертвований членов общин, которая составляет заработок за один день (для пенсионеров - за половину дня). Священнослужители работают, а. Господу служат бесплатно. Епископы - не монахи, как это в большинстве христианских церквей, а женатыеков, а одружені.

В церкви введены определенные ограничения на пищу ее члены не употребляют в пищу нечистого, не пьют алкогольных напитков, не курят. Запрещено брань, ложь, клевету, проклятия и даже танцы

Антисоветская деятельность течения - одна из причин гонений на ее общины. Еще в конце 30-х годов разгромлены подпольные общины апокалипсистив в. Винницкой,. Житомирской и. Киевской областях было арестовано но и. Пророка (Гуменного), доля которого неизвестна, и более тринадцати епископов, которые были расстреляны. Однако уничтожить полностью это движение властным структурам не удалось. В 1941 г общины апокалипсистив ди яли в. Киевской,. Житомирской,. Винницкой областях. Еще на 1 января 1965 в. Винницкой подпольно действовало 14 общин апокалипсистив (примерно 145 членов). Свою деятельность в Украине апокалипсистична церковь в идновила в 1985 г. На начало 1991 г зарегистрировано 2 общины этой церкви в. Винницкой области. На начало 1999 г она имела здесь уже 4 общины (не объединенных, правда, в едином центре), имеет своего архиепис копа (исполняет обязанности патриарха) и двух епископов, каждая община имеет своего пресвитера и диакона та диякона.

Подводя итоги, отметим, что секты православного корни периода тоталитарной эпохи в Украине часто были одной из немногих форм борьбы против соглашательства и освящение. Русской (Российской) правос славной церковью массового уничтожения инакомыслящих результате проведения советских кампаний коллективизации, раскулачивания, индустриализации и т.д.. Именно оправданность их борьбы и притягивало в секты новы х членов. Другое дело, что во главе сект иногда оказывались люди аморальные, иногда с психическими отклонениями. Эти лидеры, заботясь в основном о своем благосостоянии, часто доводили саму идею возникновения и функции онування секты до абсурда. Это также стало одной из причин распада сект. Кроме того, развитие общества и технический прогресс заставляет бата-то сект постоянно корректировать свое учение, вносить изменения в обрядов о-культовую сферу. Именно это является залогом восстановления, успешного развития и увеличения числа течений православного корни в Украинкраїні.

Контрольные вопросы

1. Какие процессы начали происходить в сектах православного корни после 1905 г?

2. Осташ в Украине - чем вызвано появление их?

3. Какие особенности возникновения и учение истинно-православной церкви?

4. Какие особенности возникновения и учение"истинно-православных христиан"?

Темы рефератов

1. Истинно-православная церковь в Украине: история и современное состояние

2"Истинно-православные христиане"- особенности возникновения и деятельности

Рекомендуемая литература

1. Белов. АВ. Современная география религий -. М, 1975

2. Буганов. В,. Богданов. А бунтарь и правдоискатели в русской православной церкви -. М, 1991

3. Демьянов AM. Истинно православные христиане -. Воронеж, 1977

4. Катунский. А старообрядчество -. М, 1972

5. Лэшань BC. Лики христианского сектантства -. К, 1988

6. Малахова. И. Духовные. Христиане -. М, 1970

7. Миловидов. В. Современное старообрядчество -. М, 1979

8. Никольский. НМ. История русской церкви -. Минск, 1990

9. Панченко. ЧП. Религиозные конфессии в Украине -. К, 1993

10. Пащенко. В. Православия в Украине -. Полтава, 1995

11. Поснов. М. История христианских сект -. К, 1991

12. Федоренко. Ф секты, их вера и дела -. М, 1965

13. Цымбал. ГК. Манифест православных христиан -. М, 1958

14. Шамари. А. Общечеловеческая религия штабс-капитана. Ильина / /. Наука и религия - 1960 - № 11