Учебники Онлайн


Новейшие религиозные движения

Особую проблему составляет будущее новейших религиозных движений. Кажется, что необходимо отличать в этом смысле новейшие религиозные движения как феномен и современные нам религиозные движения, которые специалисты определяю ют как новейшие. Под ними обычно понимают волну религиозных новообразований, захватившая. Запад в конце 60-х годов, хотя некоторые из них (например, сайентологической церкви,. Церковь унификации и др.) основан в еще в 50-е годы и даже раньше. Активность этих движений достигла наивысшего уровня в конце 70-х годов. Тогда получил распространение так называемый антикультивський движение, большого толчок которого вызвала трагедия в. Гайане 1978 p, когда погибло более 900 сторонников"Народного. Храма"На протяжении 80-х годов некоторые новейшие религиозные движения упадок или вовсе исчезли, другие развивались и распространялись течение 90-х годов го головного тенденции изменений в этих образованиях (в англоязычной литературе их определяют аббревиатурой NRM; применим здесь украинский аналог -. НРД) были такими (многие из исследователей считает, что они хранить дут и в начале 2000-х годоватку 2000-х років).

Прежде, изменилась демографическая структура. НРД, они постарели; встал второе поколение, которое прошло социализацию в рамках. НРД. Но дети, которые воспитывались на их ценностях, весьма существенно отличается яються поведением и преданностью движениям от родителей - молодых энтузиастов, которые вполне осознанно выбрали свой путь и приняли активное участие в становлении ценностно конструкции и социальной позиции. НРД. Мож на утверждать, что не все из них выдержали смену поколений. Многие из тех, кто прошел такое изменение относительно успешно, стали на путь все более выразительной институализациції.

К существенным изменениям в. НРД привели также смерти харизматических лидеров (Бхактиведанта. Прабхупада в 1977 г,. Рон. Хаббард в 1986 г,. Ошо в 1990 г и др.). Однако некоторые из. НРД интегрировались в социальную ткань. Запада и стали заметным элементом новой культурной ситуации. Курсы и программы по актуализации человеческого потенциала, самосовершенствования и т.д., осуществляемые некоторыми. НРД, принимаются (и хорошо оплачиваются) н есть лишь отдельными лицами, но и всемирно известными корпорациями (IBM,"Локхид","Боинг"и др.). Некоторые понятия. НРД и, в частности, неориенталистських движений вошли в европейской ценностной языка. Например согласно исследованиям 1990 p, примерно каждый пятый из опрошенных европейцев верил в реинкарнацию. НРД не выглядят ограниченными анклавами социальных аутсайдеров, угнетенных и тех, кто ищет в них компенсируется индексации за неудачи в общественной жизни за невдачі в суспільному житті.

Наконец, чрезвычайно заметной тенденцией в развитии. НРД с конца 80-х годов стало их интенсивное распространение на посттоталитарные пространства. Центральной и. Восточной. Европы

Определяя специфические причины распространения. НРД в последней трети XX в и специфические причины их укоренения в бывших социалистических странах, следует, однако, забывать, что они являются постоянным ферментом религиозной картины мира. Это очень существенным для прогнозирования будущего религии. Кризис традиционных институтов, стремительные социальные изменения, обострение глобальных проблем человечества указывают на то, что прин аймни западное цивилизация стоит на пороге возможных изменений религиозных парадигм. Причем совсем не обязательно, что это изменение произойдет на почве современных нам. НРД. Вполне возможно появление новых, до сих пор еще не известных религиозных движений. Отследить, где именно появляются"ростки будущего", сейчас очень сложно: количество и вариабельность. ВГРР не имеет исторического прецендента. Наряду с откровенно авторитарными шаров тами, которые эксплуатируют так называемую соблазн тоталитаризма, т.е. стремление к четких ответов без необходимости выбора и самостоятельной духовной работы, а также потребность в подчинении, на другом ценностном по. Люси стремительно развиваются так называемые экологические религии, галактическая религиозность. Попытки синтезировать рациональные и мистические порывы бытуют наряду с укреплением фундаментализма - как исламского, так и, скажем, протестантськог, протестантського.

Контрольные задания и вопросы

1. Охарактеризуйте основные тенденции религиозных изменений конце XX века. Какие из них, по вашему мнению, будут развиваться в восходящем направления в начале следующего тысячелетия? уу?

2. Проследите развитие религиозной ситуации в Украине в 80-90-х годах XX века в контексте общеевропейских и мировых религиозно-социальных процессов

5. Что вы знаете об отношениях между представителями мировых религий?

Тематика рефератов

1. Религиозные изменения наприкицни XX века: основные тенденции

2. Направления развития межконфессионального диалога в Украине (современность и попытка взгляда в будущее)

Рекомендуемая литература

1. Бондаренко. В,. Еленский. В,. Журавский. В. Религиозная жизнь в Украине: состояние, проблемы, щлях оптимизации -. К, 1996

2. Парадигма цивилизации третьего тысячелетия -. К, 1997

3 религиозных свобода: историческая основа, правовые основы и реалии -. К, 1998

4. Современная религиозная ситуация в Украине -. К, 1994

5. Харви. Кокс мирской град секуляризации и урбанизация в теологических аспекте -. М, 1995

6. Христианство в контексте истории и культуры украинского народа -. К, 1997

7 KircheundDritteWeitim Jahr 2000 Zurich-Benziger, 1974

8"Religions sans frontieres?"

9 The Future of Religion East and West - Krakow, 1995