Учебники Онлайн


Оппозиционные настроения и православная богословская мысль о сотрудничестве церкви и советского государства

Нельзя сказать, что в православии не было оппозиционных настроений в погромной политики власти и иерархия церкви отмалчивалась. В мае 1959 г патриарх. Алексий I и митрополит. Николай направили письмо. МХ. Хрущеву, в котором указывали на факты пренебрежительного отношения к чувствам верующих, приводили примеры бесцеремонного вмешательства в дела церкви распространенными были вызов членов церковных двадцаток у сел ьськи или районные советы, требования выхода из церковных органов, изъятие у священников регистрационных листов без предупреждения об этом епископа, препятствия в отправлении богослужений, безосновательны снятия с уч трации, освобождение верующих с работы за их религиозные убеждения тощтощо.

В 1965 г восемь архиереев во главе с. Гермогеном (Голубевым) подали патриарху. Алексею требование отменить решение архиерейского собора 1961 г (Гермогена после этого лишили сана). Против соглашательства церкви выступили священники. МЕшлиман и. ГЯкунин (в будущем - один из организаторов. Комитета защиты прав верующих), которые в письме высших руководящих партийных и государственных органов обвинили. Раду в дело х. РПЦ в незаконных переводах духовенства с места на место, в манипулировании персональным составом приходских советов и разрешении им контролировать финансовые дела церковной общиномади.

Кроме того, письмо призвал восстановить деятельность всех культовых сооружений, закрытых властями. Но широкой общественности содержание этого выступления оставался неизвестным. Церковь вынуждена была негативно отнестись к так ких заявлений - патриарх. Алексий лишил обоих священников сана. Было лишен епископской кафедры и архиепископа. Житомирского. Бенедикта, который призывал паству не предавать свою веру и не поддаваться а теистической пропаганде. Правда, таких открытых протестов были единицы. Платой за них становилась карьера, а то и жизни. Большинство православного клира молчала, помня концлагеря и тюрьмы, через которые. Агат кто из них. Прошелройшов.

Молчала и православная богословская мысль, ориентирована в 40-х годах исключительно на апологию новой"симфонии"церкви и сталинщины и на всестороннюю поддержку второй. Однако уже в начале 60-х лет отбывают ься значительные изменения в разработке идеологии деятельности церкви. Именно в то время в трудах некоторых богословов обосновываются перспективные направления развития церкви, главным из которых определялось возвращения церкви пр ава на участие в общественной жизни страны. И это, по мнению православных богословов, мало оправдания, поскольку"христианская жизнь имеет как бы два измерения: вертикальный - мистическая связь человека с. Богом и г оризонтальний - забота о человеке и мире", как писал об этом несколько позже один из ведущих богословов тогдашней. РПЦ митрополит. Филарет (Денисенко) (Филарет, митрополит. Доклад председатель. Комитета продолжения работы христианской мирной. Конференции, 14х 1980 г / /. Журнал московской патриархии - 1981 - № 2 -. С47й патриархии. — 1981. — № 2.—. С.47.)

Новое видение церкви в общественно-историческом процессе отразилось также в концепции"богословских мостов", которая также зародилась в 60-х годах и была направлена ??на налаживание тесных связей между бого ословствуванням и практической деятельностью. Церкви. Эта концепция получила второе дыхание уже в 90-х годах, поскольку она связана с принципиально новым осмыслением места и роли церкви в обществе, а именно - обоснованием необходимости"литургии после литургии"есть служение церкви - это не только евхаристическое служение, но и христианское служение миру, миссия свидетельства и служения в семье, обществе, гос ави - в мире в целом. Именно между этими служения и пролегает"богословский мост"Уместно отметить, что нынешняя. РПЦ (и. УПЦ, как ее составляющая), отойдя от экуменического движения, основные положения концепций"богословских мостов"и"литургии после литургии"пересмотрела в сторону деекуменизаци після літургії" переглянула в бік деекуменізації.

На пройняття духом христианских ценностей нецерков-ной деятельности верующих было направлено и актуальную по сей концепцию контекстуальности (чувствительности) богословие ко всему, что происходит в мире. На аслидком контекстуальности является приспособление"форм служения к социальному окружению, к общественному окружению, к принятым нормам в обществе или государстве"Это служение миру, по мнению православных богос охоты, возможно на двух уровнях: микродияконии - усилий, направленных на самосовершенствование как верующего, так и его семьи, и макродияконии (политической диаконии) - служение миру и человеческому обществ в целях мира, справедливости для его правильного развития и самосовершенствования (Заболотский. НА. Диакония и социальная ответственность. Церкви / /. ЖМП - 1979 - № 8 -. С61-629. — №8. —. С.61—62)

Однако уже в конце 70-х годов церковно-богословские круги православной церкви теряют активность теологического поиска, становятся на путь теоретизирования и умеренного обновление. Этому во многом способствовал в поместный собор. РПЦ 1971 г., который, наряду с выборами нового патриарха, рассматривал и вопросы стратегии церкви на будущее. Собор ориентировал. РПЦ на проведение процесса модернизации по более спокойному руслу. Модернизация церкви была невыгодна и власти, видевших в этом тенденции к усилению влияния церкви. РПЦ переходит на позиции"умеренного динамизма"- осуждение как неумеренного консерватизма, так и непомерного новаторства очередной раз в богословских кругах актуализируются идеи"неправославности","отрыва от традиций"в характеристике новых тенденций, приспособлении церкви к общественному разви ткванні церкви до суспільного розвитку.

В 70-х годах во многих верующих появилась надежда на улучшение своей судьбы в обществе"гарантированной свободы совести"В 1972 г, после двадцати лет перерыва, впервые началась регистрация новых православных них общин и открыто несколько храмов. С 1975 г упрощена процедура регистрации религиозных объединений, открытие культовых сооружений. Этими вопросами начала заниматься. Совет по делам религий, а не местные органы. Рада получила возможность контроля соблюдения законодательства о культах центральными и местными государственными органами. В 1976 принято. Положение о религиозных объединениях в Украинской. ССР, согласно которому из религиозных общин снималась мелочная административная опека и несколько расширялись их права. Но, к сожалению, большинство законодательных статей остались лишь декларациямия лише деклараціями.

В 1977 г принято еще одну"демократическую"Конституцию. СССР, хотя и гарантировала свободу совести, однако не имела положительного значения для развития православия в Украине. В отличие от других стран. Союза, где с 1977 по 1987 годы зарегистрировано 64 православные общины, в Украине в настоящее время прекращались малейшие попытки к такой регистрации. Дело в том, что украинские партийные функционеры в своих поста. Новах неоднократно выражали обеспокоенность непропорционально высокой долей религиозных общин Украины в общесоюзном масштабе и своими волевыми решениями пытались изменить положение спрати стан справ.

Вопреки законодательству вводилось много запретов, которые часто даже не пробовали обосновать. Так появились запреты нести крест перед похоронной процессией, проводить службы. Божьи в жатву т.д.. Двузначные ость положения церкви в советском обществе осознавалась не только религиозными, но и советскими, партийными работниками. Поэтому с началом перестройки, которую, кстати, церковь активно поддержала, нео бхиднисть существенных изменений в государственно-церковных отношениях прокламувалася большинством центральных и местных газет и журналесів.