Учебники Онлайн


Изменение государственной политики относительно церкви в годы перестройки

О перелом в государственно-церковных отношениях можно говорить лишь со времени встречи патриарха. Московского и постоянных членов. Синода. РПЦ с. Генсеком. КПСС. МГорбачовим в апреле 1988 г, незадолго до святкув ния 1000-летия крещения. Руси. МГорбачов в своем выступлении не впервые поставил знак равенства между церковью и другими общественными институтами, выразив готовность юридически закрепить позитивные сдвиги я в государственной политике в отношении церкви. Однако мы должны понимать, что программные положения встречи не сразу стали руководством к действию на всех уровнях власти и во всех регионах советской империи. Инерция пред едних лет преодолеть было не так просто. Властные структуры на местах, десятилетиями борясь с"религиозными пережитками", очень непросто усваивали новые принципы демократического общества с его общины. НСК свободами. В Украине и дальше снимали с регистрации общины: и в 1986 г (15 общин), и в 1987 г (еще 6) (Всего конце 1987 года в Украине зарегистрировано 3971 православную общину. РПЦ). И это при т м, что только в 1987 г в республиканские органы поступило около 300 заявлений из десятков населенных пунктов с просьбой зарегистрировать общинм зареєструвати громади.

Власть и московская патриархия понимали, что обеспечение принципов реальной свободы совести в Украине угрожало не только"религиозным бумом", но и порождением новых проблем для местного православия. Это еред ним, в частности, проблема информации о истинную историю и реальное состояние Украинского экзархата, православие в Украине в целом, проблема национальной церкви. Решение этих вопросов могло стать (и ста ло) одним из факторов распада не только церковных, но и политических и экономических союзных централизованных структур. Не случайно Украина всегда была на особом положении, и первые православные общины в Украине зарегистрировано в. Крыму и мДнипродзержинську лишь в конце 1987 г (всего того года зарегистрировано в. РПЦ 16 общин. РПЦ 16 громад).

украинский экзархат был один из крупнейших в. РПЦ и ее новоназначенный глава, как правило, автоматически становился постоянным членом. Синода. РПЦ. Достаточно сказать, что на начало 1985 г с 6806 общин. РПЦ близкими ко 4 тысяч насчитывалось в Украине. Массовая регистрация православных общин в Украине, начавшаяся в 1988-1989 годах, имела свои особенности. С 2 100 вновь зарегистрированных православных общин (в конце 1 989 г их в Украине стало уже 6101) около 1,6 тысячи приходилось на. Галичину, где верующие греко-католики, не имея возможности развивать свою церковь, регистрировались как православные. Это подтверждает и тот факт, что в конце 1990 г при дальнейшей массовой регистрации новых православных общин общая численность их в Украине уменьшилось и составило 5031 общину. Связано это с тем, что в 1990 г позволили реестр ацию общин. УГКЦ и около 1,5 тысячи православных приходов перерегистрировались на греко-католическихатолицькі.

Быстрое увеличение конце 80-х годов численности православных общин в Украине и. РИЩ в целом поставило на повестку дня ряд организационных вопросов, в которых церковь была не совсем готова. Это, зокре рема, налаживания эффективной хозяйственной деятельности вновь приходов. Возвращение им хозяйственных функций порождало проблему подготовки экономически продвинутых кадров. Принципиально новых подходов п отребував и развитие миссионерской, издательской дел, усовершенствования органов церковного самоуправления и, на первых порах,"воссоздать церковную жизнь в формах и полноте, присущих ему в прошлом", с а свидетельством тогдашнего руководства. РПЦ, не удавалось (Материалы архиерейскими собора. РПЦ, посвященного. Празднование 400-летия учреждения. Московского патриаршества / /. Московский. Церковный вестник-19 89 - № 14 -. С 6к.— 1989.— №14.—. С. 6).

В Украине, кроме того, прилагалась своя специфика: центральная власть. РПЦ, помня украинский церковный опыт 20-х и 40-х годов, пыталась максимально ограничить любые самостоятельные действия украинской епископов. Хотя в свое время решением. Всероссийского православного собора Украинской православной церкви (7 сентября 1918) предоставлено автономию в каноническом единстве с. РПЦ, и эту автономию еще раз подтвердил в 1922 г зачислен ныне к лику святых патриарх. Тихон, никто из иерархов. РПЦ о акт даже не пытался вспоминать, не говоря уже о создании украинских. Синода, других церковных структур в. В стране (поэтому для. РПЦ логичным было бы не предоставление в 1990 г независимости украинского экзархата, а восстановление уже предоставленного ранее статуса автономии). После смерти экзарха. Михаила (Ермакова) и до 1990 г с загона епископов не собирались, митрополиты киевские и галицкие назначались из. Москвы и, как правило, из числа не-украинских. Впервые в XX в (1966 г) этот пост занял украинские - митрополит. Филарет (МАДенис енко.Денисенко).

Подводя итоги характеристики послевоенного развития православия в Украине до конца 80-х годов, отметим, что, несмотря на существенные различия состояния церкви в разные времена жизни страны, этот период д характеризуется постоянным давлением на церковь. Политика советской власти относительно православной церкви была если неблагоприятной, то хотя бы нейтральной не более десятилетия - до начала 50-х годов. Новые репро сии против церкви не могли не начаться - ортодоксальные большевистские оценки религиозности как реакционного явления компартийными и властными структурами не было снято. Особенностью новых репрессий стал завуа. Леван характер (закрытие храмов из-за"отсутствия верующих", снятия с учета общин"из-за того, что нет храмов"и др., запрета служения священников (причиной могла стать"аморальное поведение", а т акою поведением считалась уже сама принадлежность к клиру и т.д.). Такое положение вещей провоцировал расцвет так называемых анонимных форм религиозности - в Украине начали массово развиваться те конфессии, чья догматика, а особенно обрядово-культовая практика, не отрицает удовлетворения религиозных потребностей индивидуально или вообще анонимно. Кроме того, анонимная религиозность стала воплощением своеобразных альтернативных циннос тей, противостояли тем, которые навязывались тоталитарной система нав'язувалися тоталітарною системою.

Архетипы, сформированные властными структурами в отношении к церкви в прошлые десятилетия, были только скрытые наслоением новых задач, которые ставила перед церковью власть. Ведь большой потенциал церкви ю аксимально использовался спецслужбами. СССР во внешнеполитической деятельности. РПЦ, для контрпропагандистской работы за границей. В своей международной политике как союзные, так и республиканские властные с труктура постепенно переходили от силовых методов деятельности в более изысканных, в том числе и сакральных. Наиболее подходящей конфессией для сакральных методов выступала именно православная церковь, в отличие от других конфессий, удачно нашла свою"нишу"в атеистической государствичній державі.

Потенциал православной церкви с большой эффективностью использовался и во внутренней политике частности, в Украине ее основной задачей стало проведение государственной политики русификации и искоренения нац национальных особенностей не только в сакральной сфере, но и во всем общественно-культурном комплексе существования народа (официально это называлось"сближение наций"и воспитания новой,"советской"человекаянської" людини).

Такое своеобразное"огосударствления"церкви, которое было неизбежным, поскольку стало следствием"огосударствления"всех сфер жизни советского общества, помогало церкви не только выживать, но и расправляться с кон нкурентамы с помощью власти. Вполне логично и то, что в самой церкви установившиеся порядки, очень близки к общественным - то есть тоталитарные. И неудивительно, что в условиях отделения церкви от государства высш и иерархи награждались советскими орденами и медалями, грамотами, получали привилегии, которые имели и высшие правительственные чиновниквищі урядові чиновники.

Положительным для православной церкви следствием такого"огосударствления"наблюдалось смягчение в 70-80-е годы репрессивной политики советской власти в отношении нее, хотя репрессии не был отменен совсем. На то время уже было отработано жесткий механизм контроля над церковью - никакое рукоположения в сан, кадровые перемещения не могли осуществляться без согласования с государственными органами. Духовенство классифицируется увалося по степени его"лояльности социалистическому обществу", готовностью проповедовать советский патриотизм и участвовать во всемирном движении за мир. Массовый размах приобрело вербовки иерархов и причта церкви. КГБ, особенно после вступления. РПЦ в. Всемирного. Совета. Церквей,. Христианской мирной конференции,. Конференции европейских церквей тощвропейських церков тощо.

Из этого следует, что советская власть не собиралась полностью уничтожать православную церковь как институт, но хотела иметь ее послушным элементом своей как внутренней, так и внешней политики. Однако это н не снимало, а, наоборот, нагнетало напряжение в православном религиозной среде Украины, которое в конце 80-х годов достигло своего апогея, так наложилось на подъем национально-освободительного движения, что нуждался национально ориентированной церкви. И даже помпезное празднование 1000-летия крещения. Руси (понималось как крещение современной. России, ведь основные торжества проходили в. Москве) не сняли, а, наоборот, обострили ситуацию в Украине, поскольку частичные меры властей, направленные на улучшение положения церкви, не выходили за пределы старого понимания сути и роли религии в обществе. На фоне зрос тающего плюрализма мнений и идей в конце 80-х годов такое понимание стало уже анахронизмом. На повестке дня встал вопрос принятия принципиально нового закона о свободе совестиісті.

Контрольные вопросы

1. Что стало причиной изменения политики советского государства в отношении православной церкви в конце 40-х годов?

2. Почему новый этап репрессий против церкви был неизбежен?

3. Чем вызвано изменение государственно-церковных отношений в середине 80-х годов?

Темы рефератов

1 Украинское законодательство о религии в 50-60-х гг XX в

2. Развитие православной церкви в конце 40-х годов XX века: новые тенденции

3. Необходимость изменений государственно-церковных отношений в конце 80-х годов XX века

Рекомендуемая литература

1. Баран. В Украине 1950-1960-х гг -. Львов, 1996

2. Воронин. О. Исторический путь. УАПЦ -. Кенсингтон, 1992

3. Членский. В. Государственно-церковные отношения на Украине (1917-1990) -. К, 1991

4. История. Православной. Церкви в Украине -. К, 1997

5. История религии в Украине -. Львов, 1991-1999

6. История религии в Украине -. К, 1999 -. ТС:. Православие в Украине

7. История христианской церкви в Украине -. К, 1992

8. Пащенко. В. Православия в новейшее время в истории Украины -. Полтава, 1997 -. Ч 1

9. Поспеловского. ДВ. Русская. Православная. Церковь в XX веке -. М"1995