Учебники Онлайн


§ 2 Даосизм

Верхи китайского общества жили по конфуцианскими нормами, исполняли обряды и ритуалы в честь предков, неба и земли согласно требованиям. Л ицзи. Любой из тех, что стоял выше простолюдина или пытается ався высунуться из его среды, должен был подчинить свою жизнь соблюдению этих норм и церемоний; без знания и соблюдения их никто не мог рассчитывать на уважение, престиж, успех в жизни. Но ни общест ильство в целом, ни человек в отдельности, как бы они не были скованы официальными догмами конфуцианства, не могли всегда руководствоваться только ими. Надо было иметь возможность хоть иногда глотнуть воздуха, отдышаться. Роль духовно-идеологической отдушины играл в. Китае даосизмасизм.

Конфуций не признавал духов и скептически относился к суеверия и метафизических спекуляций:"Мы не знаем, что такое жизнь, - говорил он, - как можем мы знать, что такое смерть?" удивительно, что все сомнительное, подсознательное, принадлежавшее к сфере неподконтрольных разуму чувств, конфуцианство оставляло в стороне. Но все это продолжало существовать и в вере простого народа, и в философских поисках творчески мыслящих и любознательных индивидов. В ханской времена, и особенно в начале. Хань (II в до не), очень насыщенной для истории. Китая эры, когда складывалось и набирало своего окончательного вида уже реформированное ханское конфуцианство, все эти верования и обряды были объединены в рамках религии даосов - религиозного даосизма, сформировавшийся параллельно с конфуцианствоанством.

Философия даосизма

Даосизм возник в чжоуского. Китая одновременно с учением. Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ. Лао-цзы. Старшего современника. Ко онфуция. Лао-цзы, о котором в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера, современные исследователи считают фигурой легендарной. Легенды рассказывают о его странное народ ния: мать носила его несколько десятков лет и родила стариком - откуда и происходит его имя. Старая ребенок, хотя тот же знак"цзи"одновременно и понятие"философоф".

Итак, имя можно перевести как старый философ. Существует легенда что, оставляя. Китай, идя на. Запад,. Лао-цзы любезно согласился отдать служителю пограничной заставы свое сочинение. Дао дэ цзин

В трактате. Дао дэ цзин (IV-III вв до не) изложены основы даосизма, философии. Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом. Дао, об общем. Закон и. Абсолют. Дао господствует везде и во всем безоговорочно но. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслыханное, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенных - оно дает начало, имя и форму всему на свете. На ветвь великое. Небо следует. Дао. Пизматы. Дао, следовать за ним, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется. Дао через свою эманацию - через дэ, и если. Дао порождает все, то где все году все годує.

В даосской трактате говорилось о том, что жизнь и смерть - понятия относительные, и акцент был сделан на жизнь, на том, как его организовать (Чжуан-цзы IV-III вв до не). Мистический уклон в этом трактате и который проявлялся, в частности, в напоминаниях о фантастическое долголетие (800-1200 лет) и даже бессмертие, которых могут достичь праведные аскеты, присоединившихся к. Дао, играли значительную роль в трансф мации философского даосизма в даосизм религии. Пропаганда долголетия и бессмертия забезлечилы лаосским проповедникам популярность у народов и приверженность императоров. Официальная поддержка помогла да осизму выжить и окрепнуть в условиях господства конфуцианства, но, выстояв, даосизм очень изменился. Оставив метафизические спекуляции на тему. Дао и. Дэ, отказавшись от отождествления с идеей у-вэй (недеяние), даосские проповедники и маги активизировали свою деятельность среди народа, умело синтезировали философские идеи. Дао дэ цзин с примитивными верованиями и предрассудками крестьянских масс, а также позаботились п ро то, чтобы эти идеи в виде мифов и легенд начали широко популяризироваться. Так, даосисты был создан миф о богине бессмертия. Сиванму, в саду которой цветут раз в три тысячи лет персики бессмертия. Создали они миф о первочеловек. Пань гу. Пань гу.

История этого мифа особенно интересна. В. Дао дэ цзин (§ 42) есть фраза:"Дао рождает одно, одно рождает два, два рождают три, а три - все вещи"ее глубокий философский смысл был недоступен пониманию прост тех людей, и даосисты ярко интерпретировали его в виде мифа о. Пань гу (Дао рождает одно). Прошло 18 тысяч лет, начал создаваться. Вселенная, все легкое и чистое, ян-ци, поднялось вверх, образовав небо, все мутное и тяжелое, инь-ци, опустилось и образовало. Землю (одно рождает двава).

Пань гу остался между небом и землей и начал быстро расти (с двух рождается трое). Когда он вырос, его глаза стали солнцем и луной, тело - почвой, кости - горами, волосы - травами, дыхание - ветром м. С бороды взлетели в небо звезды, а из паразитов на его теле пошли люди (трое породили всех). Даосистський миф о. Пань гу - пример писляханських текстов, причем детали его заставляют вспомнить миф о т ворця. Брахме, который родился из яйца, две части скорлупы которого стали небом и землей. Так с помощью мифов, апелляций к мистике и суеверия даосизм сумел не только завоевать доверие и симпатии это лянських масс, но и дать им религиозные лозунги, став их флагом в политической борьбе (крестьянское восстание желтых повязокзок).

Даосизм предлагает особый путь достижения бессмертия. Тело человека представляет собой микрокосмос, который в принципе следует уподобить макрокосмоса, т.е.. Вселенной. Подобно тому, как. Вселенная функционирует при вз заемодии сил. Инь и. Ян, имеет звезды, планеты и т.д., организм человека - тоже скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Тот, кто стремится достичь бессмертия, должен нас амперед пытаться создать всех духов-монад (их 36 тыс.) - такие условия, чтобы они не желали оставить тело. Это достигается прежде всего, как считали даосисты, ограничением в еде - путь, до конца изучен индий скими аскетами-отшельниками. Кандидат в бессмертие должен был отказаться сначала от мяса и вина, потом вообще от любой грубой пищи, далее от овощей и зерна, которые укрепляют материальное начало в организманізмі.

Второй важный элемент достижения бессмертия - физические и дыхательные упражнения. В комплекс этих упражнений входило постукивание зубами, потирание висков, кошлання волос, а также умение владеть своим дыханием, задерживать его, превращать его в едва заметное утробное дыханиея.

Однако даосизм был все-таки китайским учением, даже если он и испытал влияние извне. Это проявляется в том, какое большое значение. Лаосская теория бессмертия придавала моральным факторам, причем именно в ки итайському смысле - в плане добродетельных поступков, демонстрации высоких моральных качеств. Чтобы стать бессмертным, кандидат должен был совершить не менее 1200 благонравно актов, при этом навет ь один аморальный поступок сводил все на нетць.

На подготовку к бессмертию должно было уходить много времени и сил, фактически всю жизнь, причем все это было только прелюдией к заключительного акта - слияние дематериализованной организма с. Великим. Дао. Эта т трансформация человека в бессмертного считалась очень непростой, доступной лишь немногим. Сам акт перевоплощения почитался как священный и посвящен, и никто не мог его зафиксировать. Просто был человек - и нет ее. Она не умерла, но исчезла, оставила свою телесную оболочку, дематериализувалася, поднялась на небо, стала бессмертной даосисты объясняли, что видимая смерть - это не доказательство неудачи, вполне мо жливо, что умерший вознесся на небо и достиг бессмертиямертя.

Укрепившись за счет дальнейшей разработки своей теории, даосисты в раннесредневековому. Китае сумели стать необходимой и незаменимой частью духовной культуры страны и народа в эпоху. Тан (VII-X вв) даос система широко расселились по всей стране. Повсюду были созданы крупные монастыри, где ученые даосские маги и проповедники вели подготовку своих последователей, знакомили их с основами теории бессмертия. Даосские вела и ликувальникы, получив начальное образование, расходились по. Китаю и практически сливались с гражданами. Поднебесье, не отличаясь от них ни одеждой, ни образом жизни, только своей профессией ю. Эта профессия со временем превращалась в наследственное ремесло, поэтому для овладения им не было необходимости в специальном обучении - надо было только подтвердить свой профессиональный уровень и получить от властей с ертификат на право заниматься своей деятельностьюністю.

даосисты в средневековом. Китае обслуживали также многочисленных богов, духов и бессмертных лаосского пантеона, все больше разрастался. Они участвовали в бытовых обрядах, в частности в церемонии по охрану. В средневековом. Китае даосизм с преследуемой секты превратился в признанную и даже необходимое в стране религию. Эта религия имела достаточно прочные позиции в китайском обществе и потому, что она никогда не противоречила конфуцианству и скромно заполняла те пробелы в культуре и образе жизни народа, которые оставались на ее долю даосисты, которые сливались с народом, были теми же конфуцианцами, а своей деятельностью еще и укрепляли идеологическую структуру страны. Веками даосизм переживал взлеты и падения, поддержку и гонения, а иногда, правда, на короткое время, становился официальной идеологией как й какой-либо династии. Даосизм был нужен и образованным верхам, и малообразованным низам китайского общества, хотя проявлялось это по-разному. Образованные верхи обращались чаще всего к философских теорий дао. СИЗМ, его древнего культа простоты и естественности, слияния с природой и свободы самовыражения. Специалисты не раз отмечали, что каждый китайский интеллигент, будучи в социальном плане конфуцианцем, под сознательно всегда был немного даосисты. Особенно это касалось тех, чья индивидуальность была обнаружена ярче и чье духовное богатство не укладывалось в официальные нормы. Возможности, которые открывались даосизм ом в сфере самовыражения мыслей и чувств, привлекали многих китайских поэтов, художников, мыслителей. Но это не было уходом от конфуцианства - просто лаосские идейные принципы нанизывались на ко нфуцианську основу и тем обогащали ее, открывая возможности для творчествея творчості.

Невежественные низы искали в даосизме другое их привлекали социальные утопии с равномерным распределением имущества при строгой регламентации жизненного распорядка. Эти теории играли свою роль как флаг средн ньовичних крестьянских восстаний, проходивших под даосско-буддийскими лозунгами. Кроме того, с народными массами даосизм был связан обрядами, практикой гадания и лечения, предрассудками, верой в духов, ку льтом божества и патронов, магией и лубочно-мифологической иконографией. К лаосского колдуна и монаха шли за помощью, рецепты, и он делал все, чего от него ждали, на что становилось силы именно на этом в, низком уровне народного даосизма вырос тот гигантский пантеон, которым характеризовалась религия даосистыистів.

Со временем, вобрав в себя все древние культы и пересуды, образование и обряды, всех божеств и духов, героев и бессмертных, эклектичный и неразборчивый даосизм легко удовлетворял разнообразные потребности насе елення. Наряду с учредителями религий (Лаоцзы,. Конфуцием,. Буддой) к его пантеона входило много божеств и героев, до тех, которые случайно обнаружили себя после смерти людей (снились кому-то т.п.). Даосы никогда не могли перечислить всех своих божеств, духов, героев и не пытались сделать это. Они особо выделяли нескольких важнейших из них, среди которых - легендарный родоначальник китайцев давньокитайс ький император. Хуанди, богиня. Запада. Сиванму, первочеловек. Пань гу, божества-категории типа тайчи или. Тайцзи их даосы и все китайцы особенно почитали. В честь божеств и великих героев (полководцев, май встретил своего дела, ремесел и др.) даосы создали многочисленные храмы, где выставлялись идолы и собирались подношенияошення.

Специфической категорией даосских божеств были бессмертные. К ним относились знаменитый. Чжан. Деолин (основатель лаосского религии), алхимик. Вэй. Боян и др.. Но самыми известными в. Китае всегда были ба-сянь, рассказ о них и фигурки (из дерева, костей, лака) чрезвычайно популярны в народе, как и изображение на свитках, известны каждому с детства (это -. Чжунли,. Цюань,. Чжан. Гала. Лай. Дуньбинь,. Ли. Тегуай. Хань. Сяньдзы,. Цао гоцзя,. Лань. Цайха и. Хэ. Сяньгуу).

Народная фантазия наделила всех ба-сянь чертами людей чародеев, что сделало их одновременно людьми и божествами. Они путешествуют, вмешиваются в людские дела, защищают справедливость. Все эти бессмертные, как и и другие духи, боги, герои хорошо известны в. Китае, потому что они отражали верования, представления, стремление китайского народду.

Даосизм никогда не отрицал лидерства конфуцианства в системе официальных религиозно-идеологических ценностей. Но в период кризисных ситуаций и больших потрясений, когда централизованная государственных администраций ия упадок, а конфуцианство переставало быть эффективным, картина часто менялась. В такие периоды даосизм и буддизм часто выходили на первый план, проявляясь в эмоциональных всплесках народной энергии в эгалитарных идеалах восставших. Но даже и тогда даосско-буддийские идеи никогда не становились особой силой, наоборот, по мере разрешения кризиса уступали ведущие позиции конфуцианства:. Заметим о, в даосско-буддийских сектах и ??тайных обществах идеи и настроения конфуцианства сохранялись в веках, переходя из поколения в поколение и таким образом отражались на всей истории. Китайтаю.