Учебники Онлайн


Даждьбог

Богом. Солнца у нас был. Даждьбог, сын. Сварога, сын. Неба. Первое упоминание о нем подает юго-славянский перевод византийского. Хронографа VI-VIII вв. Иоанна. Малалы в. Ипатиевому летописи от 1114 р п подается с этого. Хронографа отрывок, и здесь. Гелиоса названо. Даждьбогом. По. Сварози"царства сын эго, именем. Солнце, его же наречий. Даждьбог. Солнце царь, сын. Сварогиов, еже есть. Даждьбог, би так муж силенсилен."

Корш считает, что. Даждьбог - это бог солнечный, определяет силы и воздействие солнца, как основу жизни. Позже этот бог стал родоначальником русского народа, вот почему в"Слове о полиса. Игореве"назван русичей. Даждьб божьими внуками.

Происхождение названия. Даждьбог - свое, народное, это слово сложное, заложено с приказов способа даждь, есть дай, и бог, богатство, бог продавец, даривник. В исторических памятниках это имя обычно пишется я или по-древнеславянском. Даждьбог, или по-староукраинском. Дажьбог.

Некоторые исследователи, например,. Огоновский,. Корш и др. настаивают на чужеземном происхождении названия этого бога, здесь даждь - встал бы из иранского dagh - печь, курить, есть. Даждьбог - это бог огня. Г. ГМБаратц утверждает, что древнерусские боги вообще восточного происхождения: вавилоно-ассирийской-го,. Ханаанскую или финикийского, а. Даждьбога он подает будто это филистимський бог. Даган, по-арабски. Дажун есть тот, кто дарит небесный дождь -. Дощивник. Но. Баратцова мысль в науке не приняласьялася.

Хоре

Второе название для бога. Солнца была. Хоре. Чем он отличался от. Даждьбога, нет возможности установить. Многие ученые -. Волынский,. Крэк,. Я. Гич,. Фаминцын и др. утверждают, что. Хоре и. Даждьбог - это одно лицо, один бы бог. Солнца. Но против говорят сами памятники, подают этих богов, не смешивая, как два человека. Однажды формы названия для бога. Хорса памятника не знают, и пишут по-разному:. Харс,. Хурс,. Хурьс,. Хоре,. Хьрс с. В"Слове о полку. Игореве"в 1187 г употребляется название. Хоре бога. Солнца, и зовется он. Великим:. Князь. Игорь, утикавшы,"Великому. Хорсу волком путь прерискаше"В славянских переводах греческое имя. Апол лон время переведено нашим. Хоре. Божество это было хорошо известно и западным славянам (Кравцов. Б. О. Волоса-Хор-са"Америка"1950, ч9 (59). Филадельфия). Очень много древних памятников вспоминают о. Хорса. Лит описание от 980 р называет его среди. Владимировых. Богилодимирових богів.

Некоторые исследователи слово"Хоре"выводят из тюркского языка, почему-то. ЕАничков считает. Хорса божком тюрков, будто. Владимир подчинил его своему. Перуну по политическим мотивам, но такая теория неправдопо одибна.

Исследователи установили много различных гипотез для выяснения этимологического происхождения слова. Хоре, но общепринятого объяснения до сих пор нет

Велес или Волос

Одним из важнейших богов был у нас и бог. Велес,"Скотный бог", то есть бог изобилия, как объясняет его. Начальная. Летопись. Сначала он, как и другие идолы, был солнечным богом, но позже набрал себе др. шого значения. Слово"скот"в древности означало вообще богатство, деньги при меновой торговле, поэтому. Велес - это бог богатства и всякого достатка, торговли, опекун купцов, как. Меркурий. Он, по утверждению мифологов, был не только охранником стада на земле, а. И пастухом небесных стад, есть облаков, и этим связывался с. Перуном. Важность этого божества видим из того, что князь и дружина клянутся. Перуном и белесо в договорах с греками, начиная от 907 р, и он часто упоминается как"Скотный бог"В. Летописи царит форма. Волос, но в других памятниках находим и. Велес. В"Слове о полку. Игореве"XII в по ет и певец. Боян называется. Велесовой внуком:"вещие. Боя не,. Велесов внук", - а это показывает, что. Велес был богом также поэзии и музыки, вообще богом культуры и искусствистецтва.

В. Начальном летописи под 980 р перечисляются боги, которым. Владимир поставил идолов в. Киеве, и в этом списке. Велеса нет; но знаем, что его идол стоял в. Киеве на. Подоле, а еще в начале XI в т в. Ростовві.

Позже. Велес был широко известен, и остался в топографических восточнославянских названиях. В городе. Новгороде на севере также стоял идол. Велеса, и эта улица долгие века называлась. Волосовой. Был здесь и монасты ир. Болотов, и церковь. Богоматери на. Вла-вые, построенные на месте, где был идол. Волосов. Есть и местности, которые носят. Волосово, например у мВолодимира,. Санкт-Петербурга и др. местах. В. Болгарии так сам о есть город. Велес, а в. Боснии гора. Велесова. Имя. Велеса вообще не упоминается в южных и западных словьяслов'ян.

Само слово. Велес-Волос исследователи много выясняли, но устоявшегося еще ничего нет. Конечно отождествляют две формы:. Велес и. Волос, и оснований для отождествления нет, потому формы эти разные"Волос"ведет к фо ормы. Влас, а. Велес к. Вльс, но такой формы достопримечательности совсем не знают. Мансика утверждает, что. Вололос

- это северная форма, а. Велес - южная, хотя такого утверждения памятника не всегда оправдывают

Слово. Велес известно и среди славянско-литовских народов. У чехов veles - нечистая сила, слово, известное с XIV в латышских veis

- бес, литовское velis - покойник, vele - души умерших. Предполагают, что. Велес был ранее духом предков том, что заботился о домашнюю скотину, а отсюда и стал он"Скотный богом"

По христианских времен. Велеса заступил свВласий, что рождественский куется 11 февраля. Заступил не только через фонетическую созвучность, но и через перипетии своей жизни, потому что с его жизнеописания знаем, что свВласий был хорошим пастухом, почему и заменил предварительно пастуха. Велеса и стал покровителем стад (стад). В. Новгороде на месте, где стоял идол бога. Велеса, позже и была построена церковь свВласия, покровителя скотудоби.

Некоторые ученые готовы даже вычеркнуть бога. Велеса с нашей мифологии, потому что он восстал из свВласия. Очевидно, это преувеличение. В. Греции свВласий считается хранителем скота с давнего времени, и как охрана ец скота, он почитается и в. Европе: в. Германии,. Англии,. Франции, а также в. Болгарии,. Сербии,. Чехии и других краях. СвВласия обычно рисуют на иконах с конями и со скотом, а во время болезни скота ему молятся. В. Новгородской летописи от 1187 р. Волос уже выступает как. Власий, на что обратил внимание еще. МКостомаров (Вестник. Европы 1873,. КН2. Стр 585.2.. Стр. 585).