Учебники Онлайн


Эволюция и становления греко-католической церкви в Галиции

В 988 г, уже после того, как князь. Владимир принял христианство византийской православной церкви и готовил крещения. Руси по этому обряду, папа римский, под предлогом передачи князю мощей из. Рима, вновь ву направил послов с поручением склонить его к католицизму. Однако послам и на этот раз не удалось выполнить свою миссииію.

Среди части правого крыла римской курии распространено такое понимание процесса христианизации. Руси:. Русь крестили католические миссионеры, русские епископы постоянно добивались и добились же милостью папст тва унии с. Римом. Однако эту концепцию унии, внедренную на Украину, трудно согласовать с логикой истории. Ведь известно, что не русские епископы стремились к объединению с католицизмом, а, наоборот, папская куры я протяжении веков настоятельно прилагала усилия к тому, чтобы"привлечь восток", то есть убрать к себе православие. Уже после разделения церквей в 1054 г один из его главных виновников кардинал. Гумберт сразу же выехал из. Константинополя в. Киев, чтобы обратить княжеский двор в пользу. Рима. Это была первая попытка навязать унию, но она была безуспешнойпішна.

Уже тогда. Русь, которая граничила с государствами, подвергались воздействию со стороны. Рима, привлекала внимание римской курии. Отделившись от православного востока,. Рим стремился распространить свою власть на все христиан. НСК народы и подчинить их своей власти. В 1204 г папа. Иннокентий III через своих послов предложил галицко-волынский князь. Роман. Мстиславович принять католичество, обещая с помощью"меча. П етрового"утвердить князя королем всея. Руси. Князь отклонил предложение союза (унии), но его преждевременная смерть сделала попытки насильственного насаждения этой, по словам униатского церковного ист орика. МЧубатого,"первой церковной унии"Галич захватил венгерский король. Андрей II и начал принуждать население где принятие-католической веры,"чтобы взятых таким образом в тиски галичан, держать в верно сти своему королю и в повиновении и присяге римской церкви"(Правда об унии. Документы и материалы -. Львов, 1968,. С20), - так писал он в письме к папе римскому. Андрей II, требуя в 1214 р. Иннокентия III королевскую корону. Галичины для своего пятилетнего сына, уверял папу, этого хотят вельможи и народ покоренной им страны, которые якобы хотят соединиться с. Римской церковью. Однако упомянутый ни мы униатский автор называет эту унию"исторической эфемериды", заключенным только по политическим мотивам, вопреки воле народа, который решительно выступил против насилия. В 1219 г у стен. Галича появился князь. Мсты слав, к которому потянулись измученное ограблением и издевательствам населения, а с захватчиками ушло"много бояр-угрофилив и владыка. Артемий, таким образом уния потеряла всех своих сторонников"(Чубатый. М. Западная Украина и. Рим в XII в -. Львов, 1917,. С16-17в, 1917, с.16—17).

Иннокентий IV в качестве орудия распространения католицизма на территории. Руси стремился использовать. Тевтонский орден, основанный в конце XII в соответствии с договором между этим орденом и. Швецией, который был заключен под руководством римской курии, обе стороны одновременно развязали войну против. Пшшчно-Западной. Руси. Но князь. Новгородский. Александр. Невский разгромил шведов на. Неве в 1240 г, а 1242 г в. Ледовом в побоище нанес поражение. Тевтонскому-литовским крестоносцам. После этих событий папа. Иннокентий IV завязал с. Русью мирные отношения и прислал в 1248 г своих легатов в. Александра. Невского с предложением во повиноваться. Римской церкви. Князь ответил решительным отказом и прекратил связи с папским престоломестолом.

В настоящее время по. Руси катилась разрушительная волна монголо-татарского нашествия. В декабре 1240 г хан. Батый с большим войском перешел. Днепр и осадил. Киев. Киевляне больше недели сражались за свой город, но в конце те концов оно было взято и разрушено. После. Киева орды. Батыя двинулись, подвергая разорению города и села. Галицко-Волынского княжества, на запад, разгромили армию союзных войск в. Чехии, получили перем. ОГУ над войском венгерского короля. Белы IV и вышли к берегам. Адриатики. Однако, имея с тыла разоренную, но непокоренную. Русь, завоеватели были вынуждены в 1242 г вернутьсянутись.

Монголо-татарская угроза заставила. Иннокентия IV включить вопрос о защите от захватчиков в повестку дня. Первого

Лионского. Собора. Римской церкви, созванного 24 июля 1245 г. За несколько недель до начала собора папа отправил в. Орду посольство во главе с опытным дипломатом. Джованни. Паоло дель. Карпини. Ему поручили учалося передать великому хану предложение: принять католическую веру и установить мирные отношения с католическими государствами. Западной. Европы. Но перед этим посольство должно встретиться с князьями и предста вник церковной иерархии на. Руси и убедить их в необходимости единения с. Римской церковью. В феврале 1246 г князь. Даниил. Романович вступил в переговоры с папой. Иннокентием IV об организации хрестовог в похода против монтоло-татарских полчищ вместе с европейскими государствами, при условии подчинения местных епархий римской юрисдикцииикції.

Тяжелое положение, в котором находилась. Галицко-Волынская. Русь, когда на нее с одной стороны давили татары, а с другой - польско-венгерские феодалы, привело князя. Даниила. Романовича к мысли принять предл ции папы римского о совместных действиях. Папа. Иннокентий IV, воспользовавшись этим, буллой от 27 августа 1247 г поспешил провозгласить единение галицких князей с римской церковью легатов и архиепископом на. Русь был назначен. Альберт. Суербер, но ему так и не удалось выполнить свою миссию. Даниил, убедившись в коварных намерениях папы римского, прекратил отношения с римской куриейрією.

Около 1254 г папа вдруг предлагает. Даниилу королевскую корону и скипетр, обещая организовать крестовый поход против монголо-татарского ига. Даниил. Галицкий королевскую корону принял и короновался ся в. Дорогичине (на. Западном. Буге) в 1254 г. Но, убедившись в том, что ждать помощи из. Рима бесполезно, снова прекратил отношения с папой. Итак, первые попытки унии украинские церкви с римской оказались я неудачнымлими.

Как видим, отношения. Рима с князем. Даниилом. Галицким базировались не на идеи вероисповедной единства русской церкви с римской. Переговоры проходили по инициативе. Рима. К согласию на унию примушувалася сторо она, испытывавшая политических осложнений и надеялась на поддержку со стороны римской курыії.

Руководствуясь сугубо политическими, мирскими мотивами, византийский император и римские первосвященники заключили. Лионскую унию 1274 г и. Флог ^ нтийську унию 1439 г. Однако эти унии на. Руси не были приняты, хотя. Ко онстантинополь и. Рим пытались покорить папству и. Москву. Для этого были использованы митрополита. Исидора - грека с. Фессалониках, друга и тайного агента папы. Евгения I IV.

Тогда, в первой половине XV в, шла упорная борьба за митрополичий центр на. Руси между. Москвой и. Литвой. После смерти митрополита. Фотия (1431 г) московский великий князь. Василий. Васильевич (Темный) с русскими архиереями и всем духовенством в 1432 г избрали митрополитом. Киевским и всея. Руси рязанского епископа. Иону. А литовский князь. Свидригайло послал в. Константинополь к патриарху своего кан дидата на. Русскую митрополию смоленского епископа. Герасима, в 1433 г был утвержден митрополитом, но только. Литвы. Когда епископ. Иона, что несколько лет исполнял обязанности митрополита, прибыл 143 6 г в. Константинополь за утверждением, ему отказали, сказав, что митрополитом всея. Руси уже поставлено грека. Исы-дора. Ионе пообещали митрополию после. Исидоря Ісидора.

Нетрудно понять, почему. Константинополь предпочел. Исидору, презрев московским кандидатом. Ионой. Правительство. Византии, на которую со всех сторон наседали турецкие завоеватели, искал для борьбы против них х военную помощь в. Западной. Европе. Папа римский обещал оказать такую ??помощь, но за это требовал вступить в унию с. Римом и признать главенство римского первосвященника. Византийский император. Иоанн н. Палеолог и церковные иерархи, находившиеся в очень тяжелом политическом положении, согласились на унию и в угоду. Рима готовы были втянуть в нее и. Русь. Поэтому по рекомендации руководства католической й церкви и был рукоположен в. Константинополе на. Русскую митрополию. Исидор, активный сторонник унии. В апреле 1437 г. Исидор прибыл в. Москву, где его встретили не очень благосклонно, он не скрывал своей их взглядов. И симпатий к латинства. Пробыв в столице около четырех месяцев, он засобирался на. Флорентийский собор, который должен был решить вопрос об унии. Константинополя с. Римом. Великий князь. Василий настоятельно отговаривал митрополита от этого путешествия, однако. Исидор советы не принял. С собора, провозгласил унию (1439 p),. Исидор ехал в. Москву как кардинал и"легат от ребра апостольского в землях ливонских, литовских и русских", т.е. как фактический наместник папы римского в русских княжествах. Он удостоился этого титула от папы. Евгения IV за активное участие в подготовке необходимого и ом решение собора. Подготовка время велась довольно жестокими методами - 60 епископов и 150 других представителей православного духовенства, которые отказались подписать унию, были подвергнуты пытки катуванням.

Когда. Исидор, отправляя литургию в марте 1441 г в. Успенском соборе. Кремля, упомянул имя папы. Евгения, а затем провозгласил акты. Флорентийского собора, то этим вызвал гнев великого князя, духовенс ства и верующих. Василий назвал. Исидора лжепастырей, предателем православия и велел посадить его в

Иудовому монастыре. Собор епископов 1441 г признал подпись. Исидора под актом унии недействительным, осудил его как еретика и лишил сана. Кардиналу удалось бежать в. Литву, но и там он не нашел поддержки у унии и навсегда отправился в. Рим, где и умер 1462 г в сане кардинала и с титулом. Константинопольского (униатского) патриарха. Кстати, и. Константинополь вскоре отказался от. Флорентийской унии. Исы дор был последним лицом греческого происхождения во главе. Русской церквейцеркви.

В. Москве после этого сочли невозможным в дальнейшем поддерживать связи с. Константинопольской церковью, приняла унию. Именно. Флорентийский собор стал одной из основных причин, что русская церковь 1448 г е идокремилася от константинопольской и стала автокефальной, то есть самостоятельноою.

Уния, как известно, не спасла. Византию от катастрофы, поскольку папство не захотело помочь своим"единоверцам"В 1453 г турки ограбили. Константинополь, стало большой потерей для загальнолюдсь ькои культурри.

Рим, однако, не отказался от своих планов и для воплощения их в жизнь использовал различные средства, в частности пытался держать при каждом королевском и княжеском дворе агентов, систематически инф формировали папу о важнейших событиях в государстве, княжестве и способствовали распространению католицизма. Так, агентом. Ватикана при дворе великого князя. Московского и всея. Руси. Ивана III был карбивник монет. Итали ец. ИФрязин. После смерти жены. Ивана III он немедленно сообщил об этом. Рим, где руководство католической церкви уже беспокоясь о"достойную"невесту для великого князя - греческую принцессу. Софию. Палеолог, воспитанного под наблюдением униатского духовенстватва.

София прибыла в. Москву в сопровождении большой свиты, среди которого был и эмиссар. Ватикана, католический кардинал, который вручил. Ивану III письма папы римского. Он надеялся, что под влиянием. Софии большой к князь признает церковную унию с. Римом и гла-венство папы. Но эти планы не осуществились, поскольку после женитьбы. Софья. Палеолог навсегда отказалась от унии и вернулась к православной вере, вере своих предков и человекка.

Неудача. Флорентийской унии не остановила попытки. Рима продвинуться на восток при первой возможности, которая возникла, когда большое. Московское княжество, вело затяжную. Ливонскую войну, оказалось под угрозой на ашестя шведов с севера; войска польского короля. Стефана. Батория с запада; турок и ногайцев с юга. Царь. Иван IV (Грозный) не видел возможности отстоять свои недавние завоевания и решил обратите утися за помощью и посредничество в римской курии. В ответ. Григорий XIII направляет на. Русь опытного миссионера иезуита. Антонио. Поссевино с предложением, чтобы царь подчинился"наместнику. Бога на зем ли"и принял условия. Флорентийского собора о униію.

Иван. Грозный, который в ходе. Ливонской войны полностью уничтожил католический. Ливонский орден крестоносцев, не поверил в дружеские намерения. Рима. Через посредство папы был заключен мир между. Грозным и. Баторием, но от унии московский царь решительно отказался. Он, как пишет современный униатский историк. ИХома,"перехитрил таким образом и. Рим, и его посла о возможности московской церковной унии"(Богословие -. Рим, 1976 -. С32. С.32).

У1458 г. по указанию папы. Каллиста III в. Литву из. Рима прибыл митрополит. Г. Болгарин - ученик. Исидора. Король. Казимир принял назначенного. Римом митрополита, однако. Григорий, трезво оценив ситуацию, не принимал никаких мер к утверждению унии, а в 1470 г и вовсе отказался от нее. Царегородський патриарх. Дионисий признал его православным и благословил на. Киевскую митрополитполію.

Безуспешными оказались и последующие попытки королей польских и великих князей литовских привести православное население подчиненных им украинских и белорусских земель к послушанию. Римскому престолу в. Итак,. Флорентийская уния не оставила никаких заметных следов. Другое значение имела. Брестская уния 1596 г. Перед проанализировать причины последствий этой унии, следует упомянуть унии, что ей предшествовалоали.

Кревская уния 1385 г. Это первая из пяти уний в польской истории (три политические, две последние - религиозные) ее причиной стала угроза. Польше и. Литве со стороны. Тевтонского ордена, ее результатом - политическими й союз двух государств, был скреплен женитьбой литовского князя. Ягайло с польской королевы. Ядвиги. Галичина, как и значительная часть территории. Юго-Западной. Руси, оказалась в рамках единой польс ко-Литовского государства. Восточнее переселялись массы голодной польской шляхты, оттесняла и литовцев, и украинский от управления государством. Начался процесс окатоличивания и полонизации. Православная церк ва беспокоится о своих западные епархии. После нашествия мон-голо-татар резиденция митрополита переносится то во. Владимир-на-Клязьме, то в. Москву, митрополиты. Петр. Галицкий и. Киприан. Литовский переходят в. Москву и восстанавливают единство. Киевской митрополитполії.

Вторая. Городельская уния 1413 р0. По ее результатам окреп политический союз. Польши и. Литвы. С этого времени каждый литовско-русский князь должен признавать превосходство польского короля. На государственные должности. Прете ендуватимуть только римо-католики. В. Галичине начался решительное наступление на"схизматиков"(так католики называли православных). Православная церковь на Украине испытывает сокрушительные удары его положение осложняется тем, что в. Польше отпала необходимость оглядываться на. Константинопольского патриарха: в 1453 г. Константинополь завоевывают турки турки.

В 1568 г в. Польшу для укрепления католической веры было направлено большую армию иезуитов, которые вскоре начинают доминировать в религиозной и государственной жизни их появление значительной мере объясняется тем, что с среди польской знати, готовой"огнем и мечом"в собственных интересах утверждать крест римско-католической церкви"на окраинах восточных", тем все большее распространение приобретала идея избавиться завис ости от. Рима. Это объясняется обстоятельствами того времени, ведь XVI в - эпоха. Реформации в. Европе. Однако члены ордена. Иисуса положили конец этим настроениям, укрепили позиции католицизма в. Польше, создали эффективную в систему полонизации и окатоличивания литовского, белорусского и украинского народов, прежде шляхты и православного духовенства. Убедившись в бесплодности намерений обратить их в латинство,. Езу иты стали настойчиво и спешно готовить унию православной церкви в. Польше с. Римом. По мнению энергичных членов ордена. Иисуса, уния, сохраняя на время привычные для народа восточные богослужебные обряды и обычаи, должна была позже стать средством постепенного приведения униатов к вере, обряда и обычаев. Римской церквей церкви.

Широкая подготовка к введению унии иезуитами предусматривала дезорганизацию и дискредитацию православной церкви и одновременно всякую пропаганду союза с католицизмом - прежде всего для православных верую действующих, белорусов и украинский, жившие на территории. Польско-Литовского государства в тяжелых условиях, испытывая не только религиозного, но и социальных и национальных притеснений. Польско-литовская феодальная верхов ка, испытывая влияние. Руси на украинский и белорусов, осуществляемый через православную церковь, пыталась создать независимую от. Москвы митрополию с центром в. Киеве, способствовала назначению на должности высшего п равославного духовенства - митрополита и епископов-на Украине и в. Белоруссии лиц, дискредитировавших православиея.

Так, в 1583 г. Киевским митрополитом был назначен. Они-сифор. Дивочка, который вопреки канонам православной церкви разрешил жениться всем своим епископам, даже назначил священниками многоженцев. Это е вызвало недовольство верующих. Польский король воспользовался прибытием в. Польшу. Константинопольского патриарха. Иеремии и убедил его снять. Онисифора и посвятить в митрополиты человека, выдвинутую русской шляхтой, - тайно подготовленного иезуитами епископа. Михаила. Рогозозу.

Хотя патриарх знал о некоторых неблаговидных поступках этого епископа, о его связи с иезуитами и недоверие к нему православных, но под давлением польского короля рукоположил. Рогозу в сан митрополита. Однако, чтобы предотвратить недостойным поступкам нового иерарха, вопреки церковной практике назначил на. Киевскую митрополию своего экзарха -. Луцкого архиепископа. Кирилла. Терлецкого, наделив его правами, наспех. Равда превышали права самого митрополита. Однако, как оказалось позже,. Терлецкий поддерживал тесные связи с иезуитами, не раз выполнял их поручения. Итак, православную церковь на Украине и в. Билор усии возглавили люди, которые прилагали немало усилий для внедрения унии православной церкви с. Римским престоломлом.

Еще задолго до принятия церковной унии иезуиты начали активное наступление на связанную с православной традицией образовательную деятельность, на науку, мораль, культуру украинского народа. Активизации их действовало льности способствовал выход в 1577 г книги иезуита. Петра. Жалобы"О единстве. Божьей церкви под одним пастырем", вызвавшая значительную в те времена полемику между сторонниками православия и католицизма. Сама структура книги отвечала классической схеме иезуитских диспутов между католиками и православными, а победа римско-католической стороны была заранее запланированоною.

Маскируясь под защитника интересов украинского и белорусского народов,. Жалоба якобы беспристрастно анализировал все, что могла дать украинским и белорусам западная латинский и восточная греческая культура"ОДН как на Украине и. Белоруссии вся наука упала, - писал он, - а попы схватили. И никогда овцы (то есть православные верующие) не могут иметь с них такой радости, которой надо. К тому очень обманули тебя греками, ук раинском и белорусский народы, что, давая тебе святую веру, не дали своего греческого языка, только велели удовлетвориться славянской, чтобы никогда не пришел к истинному пониманию и науки. С слав одного языка никогда никто не может быть ученым"(Возняк. М. История украинской литературы -. К, 1921 -. Т2 -. С2, 41). Все отобрал бог у греков и. Руси, утверждал далее. Жалоба, и настоящая наука перешла от греков к. Латинской церкви, а потому рассчитывать на распространение науки и культуры из. Греции не приходилось. Ему подпевал также епископ. Потий:"Как для греков, так и для русских спасение - в единстве с римской церковью, обладает полностью про-светящимися средствами и придает премудрости и разума всем с учтивостью сына обращается за ее материнскую помощь"(Савичмогу" (Савич. А.

Западно-русские униатские школы / /. Труды белорусских университета -. Минск, 1922 - № 2 -. С 114). Такая проваты-Канска аргументация распространялась в Украине и. Белоруссии и имела целью подготовить почву для церковной унии. Католическая пропаганда изображает введение униатства как заботу о"единстве церкви. Божьей под одним пастырем"- папой римским. По утверждению иезуитов, осуществлению этой цели вопреки или всевозможные жестокие средства и коварные действия, фанатичная ненависть и физическое уничтожение противников, проведения политики"кнута и пряника"Иезуиты применяли различные формы и методы распространения унии среди н аселення частности, православному духовенству они обещали равенство во всех привилегиях с латинскими ксендзами, убеждали священников в силе католицизма, необходимости церковной унии с ним, преследовали и противников унии административными средствам засобами.

Уния в. Речи. Посполитой была желанной для. Рима для компенсации потерь, нанесенных ему. Реформацией, и прежде всего потому, что. Рим и его первосвященник, а также католическое духовенство в. Польско-литовской держа. Иоасу издавна лелеяли мечту о покорении всей восточной православной церкви. Римскому престолу. Иезуит. Антоний. Лоссевин выражал общее мнение католического руководства, когда говорил, что только приобщил ши. Западную. Русь к католицизму, можно достичь единения с. Римом и. Руси. Московскої.