Учебники Онлайн


§ 20 Литературные жанры в Библии

Анализ текста. Библии свидетельствует об использовании в ней различных литературных жанров. И это неудивительно, ведь ее писали в разные исторические эпохи разные люди. В. Священном писании мы имеем элементы мифологии, героически ого эпоса, притчей и басен, новелл и философских эссе. Это многообразие литературных жанров положительно повлияло на развитие как религиозной, так и светской литературы. Более того, сюжетно-жанровые линии. Библии и сейчас влияют на мастеров кисти и пера, вдохновляя их на создание новых произведений искусства. Как же мы сможем найти в. Библии литературные жанрыанри?

Мифология (греческий рассказ, перевод, учение) - это духовно-практического освоения мира, форма общественного самосознания и мировосприятия первобытного общества, изложенные в системе мифов. Миф, я как исторически первая форма духовной жизни первобытного человека, был одновременно средством развития человеческой духовности. Через мифы, обряды и ритуалы осуществлялось усвоение человеком форм общественного життедияльнос те, гуманизация человека и окружающего мира. Мифологическое сознание практически поставила все основные мировоззренческие вопросы: о происхождении космоса и человека, ее место и назначение в мире, пути и засо бы возникновение важнейших явлений природы и общественной жизни, культуры и и ін.

Космогонические мифы - это мифы, которые отражают представления древних людей о возникновении мира,. Земли

"В начале сотворил. Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух. Божий носился над водою. И сказал. Бог:"Да будет свет"-. Когда свет. И сказал у. Бога:"да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды"И сказал. Бог:"Да соберется она, которая под небом, в одно место и пусть судохид станет виден"И случилось так и ска зав. Бог:"Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов. И пусть светильниками на тверди небесной, чтобы св ититы над землей"И случилось так. Бог сказал:"Пусть вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землею, по тверди небесной"И совершил. Бог к седьмому дню дела. Свои, которые. Он делал. И е н почил в день седьмой от всех дел своей"(Буг 1:1 - 25). Как видим,. Библия утверждает, что мир создан. Богом из ничего в течение шести днейнічого протягом шести днів.

Долгое время церковь требовала от верующих буквально понимать библейскую рассказ о сотворении мира. Сейчас богословы заявляют, что надо понимать ее как аллегорию: речь идет не о шести дней в обычном понимании, а о целях геологические эпохи.

Библейский миф о сотворении мира - это лишь один из этапов на пути познания человеком мира, этап, который отразил уровень знаний наших далеких предков

А вот как, например, рассказывается в. Библии о происхождении человека:"И сказал. Бог:"сотворим человека по образу нашему, по подобию нашему, и да властвуют над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над д скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле"- и. Бог по образу создал человека, по образу. Божию ее он сотворил мужчину и женщину сотворил их"(Буг 1:26-27 27).

Большую группу библейских сюжетов составляют так называемые этиологические мифы (греч етиос - причина), в которых в образной, часто олицетворений форме объяснялось происхождение явлений природы или общественной жизни до н ним можно отнести, в частности, миф о грехопадении. Адама и. Евы, который должен был дать ответ на вопрос, почему люди страдают, почему они смертны. Ссылаясь на этот миф, богословы утверждали, что причин й всех бед является человеческая греховность, грех, его совершивших. Адам и. ЕвЄва.

Судьба человечества изображается в. Библии трагической: потомки. Адама и. Евы вели греховную жизнь, и за это. Бог решил наказать их всемирным потопом. Он спас от потопа только праведного. Ноя, которому приказал сде обиты огромный ковчег из дерева и взять на него по паре всего живого (Буг6 :14-199).

Сто пятьдесят дней земля была покрыта водой, а потом вода начала спадать, и. Ноев ковчег пристал к горе. Арарат, вершина которой показалась из воды. Здесь ковчег простоял еще сорок семь дней, после чего. Ной выпу устив голубку, и голубка вернулась к нему, держа в клюве оливковый лист. Так. Ной узнал, что вода сошла с земли (Быт. 8:11 - 1212).

Этот миф иногда воспринимают буквально, как рассказ о грандиозных катастрофы в истории. Земли, и ученые доказали, что такое его восприятие неверно время в мифе отразились реальные события: в прошедшие сто олитти английский археолог. Леонард. Вилли во время раскопок в древнем шумерском городе. Уре нашел следы древней, дошумерськои цивилизации: под культурным слоем он обнаружил слой ила толщиной до трех метров, а под ним - еще один культурный слой неизвестной цивилизации. Итак,"потопы"в древней. Месопотамии самом деле происходили, однако они имели не всемирный, а локальный харакер.

Эпос (греч - слово, рассказ) - один из трех основных видов художественной литературы наряду с лирикой и драмой. Главными особенностями эпического произведения является сюжетно-описательная форма изображения жизни, раскрытие ха арактер через действия и поступки, широкое, многогранное воспроизведения действительности. В более узком смысле эпос - народные героические песни, исторические думы, былины, мифы, сказки, легенды. Эпические поэмы, созданные народом отражают героические страницы истории, борьбе народа против внешних враговогів.

Воплощением героических качеств в. Библии выступает богатырь. Самсон, рассказы о подвигах которого передавались из поколения в поколение, а в VI в до не записаны в книге. Судей, вошедшей в состав. Старо ого заветіту.

Сюжет этого эпического произведения такой. У одной женщины долго не было детей, и вот наконец ангел сообщил, что у нее родится сын сын своем женщина дала имя. Самсон -"солнышко"Самсон был наделен надзвича. Айной силой, он рос быстрее своих сверстников. Юный богатырь влюбился в девушку из враждебного племени филистимлян. Однажды, когда он шел на свидание к любимой, на тропе ему встретился лев. Самсон"растерзал льва как козленка, а в руке не было ничего"Когда через некоторое время. Самсон возвращался этой дорогой, он увидел, что пчелы отложили в пасти льва еева мед.

Вскоре. Самсон получил от отца разрешение на брак со своей возлюбленной. На свадебном пиру он сказал тридцати гостям-филистимлянам, которые посмеивались над ним:"Я загадаю вам загадку. Если действительно отгадаете мне ее в семь дней пира я дам вам тридцать льняных рубашек и тридцать перемен одежд. А если не сможете отгадать мне, то вы дайте мне тридцать льняных рубашек и тридцать перемен оде жи"И они сказали ему:"Загадывай загадку свою, а мы послушаем ее"И сказал имв їм:

"С идячого получилось съедобно, и из сильного вышло сладкое"

И не могли разгадать за три дня"(Суд 14:12-14)

Тогда гости сказали. Самсонов жене, что они сожгут усадьбу отца, если она не подскажет им ответы. Женщина узнала от. Самсона ответ и"разгадала загадку сынам своего народа"

"И сказали ему (Самсону - авт) люди в седьмой день до захождения солнечного:

"Что слаще меда, и что сильнее льва!"

Разгневанный. Самсон оставил жену, которая предала его тайну, у ее родителей, пошел за город, убил на большой дороге тридцать филистимлян, отдал свадебным гостям одежду, он снял с убитых, и воз рнувся домой. Через некоторое время. Самсон решил помириться с женой, но оказалось, что ее уже выдали замуж за другого. Разгневанный. Самсон решил отомстить коварным филистимлянам, поселился в горах и оттуда начал нападать на врагов. Филистимляне обратились к родственникам. Самсона с требованием выдать его. Однако когда связан силач попал в их руки, он разорвал путы и снова бежал в горгори.

Тогда филистимляне решили воспользоваться тем, что. Самсон влюбился в женщину по имени. Далида, и сказали ей:"уговори его, и посмотри, в чем великая сила и чем победим его и одолеть его, чтобы упо окориты его? свяжут меня семью сырыми тетивами, еще не высушенные, то я сделаюсь бессилен и буду, как прочие люди"(Суд 16:5-7). Однако когда. Далида, связав его сырыми тетивами, крикнула:"Филистимляне на. Соне!"-. Он разорвал путы. Далида продолжала допытываться о тайне его силы, а. Самсон сказал, что он бессилен против новых веревки, которые еще не были в употреблении, но и это оказалось неправдой. По том он сказал, что потеряет силу, если. Далида утче на ткацком станке семь кос с головы его с основоновою.

Убедившись, что. Самсон снова подманил ее,. Далида сказала:"Как ты говоришь: люблю тебя, сердце твое не со мной?. Вот ты трижды обманул меня и не сказал мне, в чем великая сила твоя"И сталосяколы во она просила его своими словами и мучила его, то душе его тяжело стало смерть. И выложил ей все сердце свое и сказал:"Бритва не касалась головы моей если же остричь, то от ступит от меня сила моя и я сделаюсь бессилен и буду, как человек"А она усыпила его с колен и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы. И начал он ослабевать, и отстой упила от него сила его и взяли его филистимляне, и выкололи ему глаза и они вели его в. Газу и связали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников"(Суд 16:15-21. 16:15—21).

Во время праздника бога. Дагона филистимляне решили привести на пир. Самсона, чтобы он посмишив их. Слепой. Самсон сказал, чтобы его подвели к столбам, на которых держалась все здание, и сказал. Самсон:"Пусть умру вместе с филистимлянами!"И он с большой силой оперся на столбы - и обрушился дом на владельцев и на весь народ, что в нем. И было умерших, которых умертвил при смерти, многочисленных ниши тех, что умертвил своей жизни"(Суд 16:306:30).

Роман - жанр эпической литературы, значительный по объему и сложный по строению повествовательный произведение, в котором широко охвачены события и подробно раскрыты жизненные судьбы нескольких, а иногда многих людей в течение длит длительного времени. Роман глубоко и всесторонне воспроизводит жизненные конфликты, показывает процесс формирования характеров, социальное окружение. Этому жанру присущи багатолинийнисть сюжета, подробные описаниеси.

Один из таких романов мы находим в. Библии - это история. Иосифа. Иосиф, которому исполнилось семнадцать лет, был любимым сыном. Иакова. Иосиф пользовался этим, рос тщеславным и самолюбивым. Он любил рассказывать и родителям и одиннадцати братьям сны, которые якобы пророчили ему большое будущее. Эти"вещие"сны чрезвычайно раздражали братьев, были оскорблены тем, что отец выделял. Иосифа - освободил от тяжелой й труда, купил ему цветной праздничную одежду, в котором парень ходил и в будни. И вот однажды, когда братья пасли скот вдали от дома, отец послал. Иосифа навестить их. Воспользовавшись случаем ю, братья решили убить. Иосифа. Когда они, сорвав с. Иосифа цветастый одежду, бросили его в яму, к ним приблизился караван купцов, и братья продали. Иосифа в рабство. Так он оказался далеко от родного края - в. Египтв Єгипті.

Иосиф стал рабом начальника охраны фараона. Потифара, который полюбил. Иосифа и сделал своим домоправителем. Но недолго длилось спокойную жизнь. Иосифа - в него влюбилась друхсина. Потифара. Добродетельный юноша к не ответил ей взаимностью. Однажды, когда. Иосиф проходил мимо ее покои, она его стала тянуть к себе, и. Иосиф вырвался от нее и скрылся, оставив в ее руках свой плащ. И тогда женщина стала шум. Уват, что он пытался збесчеститы ее, и ей пришлось защищаться, и в доказательство своих обвинений показала. Иосифова плаща. Разъяренный. Потифара бросил. Иосифа в тюрьмузниці.

Здесь. Иосиф оказался в обществе двух слуг самого фараона, попросили сказать, что ждет их в будущем. Иосиф предсказывал, что одного из них фараон казнит, а второму вернет свою приверженность. Счастливый слуга, которого фараон впоследствии действительно вернул в свой дворец, пообещал. Иосифу, что поможет ему вырваться из тюрьмы, однако на свободе сразу забыл свое обещание. Вспомнил он о прорицателя-Иосифа лишь тогда, к оли фараону приснился странный сон, что его никто не смог разгадать: он увидел семь тощих коров, которых съели семь коров откормленных, семь пустых колосьев, выросшие около семи полных колосьев. Иосифа приве ли к фараону, и он объяснил, что эти сны означают: ближайшие семь лет в. Египте будут годами урожайными, а потом придут семь голодных лет. Иосиф посоветовал фараону подготовиться к этому несчастье - п ротягом семи урожайных лет сделать необходимые запасапаси.

Фараону понравился умный советчик, и он сделал. Иосифа правителем. Египта. Когда миновали урожайные годы и начались годы голодные,. Яков послал за хлебом в. Египет своих сыновей. И вот, оставив дома наименьшим ншого брата. Вениамина, десять братьев прибыли в столицу, поклонились. Иосифу, которого они не узнали, и смиренно попросили продать им хлеба. Иосиф же узнал их сразу, однако не открылся им. Он расп итав их об отце и младшего брата, которого помнил совсем маленьким, продал им хлеба и отпустил домой, оставив одного из них заложником до тех пор, пока другие не приведут к нему в гости. Вене. Амина. Слугам своим. Иосиф приказал подбросить в мешки братьев серебро, которым они заплатили за хлеб, - он хотел испытать йти їх.

Вернувшись к отцу, братья рассказали ему о своих приключениях и неожиданно нашли в своих мешках узелки с серебром. Братья решили вернуть серебро и выполнить свое обещание - привести к. Иосифу аренду младшего брата. Через некоторое время они с шедримы подарками прибыли в. Египет. Иосиф милостиво встретил их, увидев, что они сдержали свое слово и привели. Вениамина. Братья вернули. Иосифу серебро и вручи ли дары. В их честь. Иосиф устроил пышную встречу. И снова перед тем, же отпустить братьев,. Иосиф приказал своим слугам подбросить в их мешки серебро, а в мешок. Вениамина е и ценную чару чару.

Когда братья раскрыли свои мешки, они неожиданно для себя увидели серебро и очарования. Слуги. Иосифа привели их к своему хозяину. Оказавшись перед ним, брать горько зарыдали и сказали, что эта непонятная п происшествие, очевидно, является карой за их давний тайный преступление - убийство брата. Иосифа. Растроганный их раскаянием, он открылся братьям. Братья испугались и решили, что их ждет месть за совершенное когда-то зло, и. Иосиф:"Спешите, идите к отцу моему и скажите ему:"Так говорил сын твой. Иосиф:. Бог поставил меня господином над всем. Египтом приди ко мне, не медли ты будешь жить в земле. Гесем, и будешь близ меня, ты, и сыновья твои, и сыны сынов твоих"(Бут45 :9-11т.45:9—11).

Рассказ о прекрасном и мудрого. Иосифа, как видим, содержит много сказочных деталей. Однако помимо этого, можно увидеть в ней попытку осмыслить историю израильского племенного союза. Двенадцать сыновей. Я. Якова-Израиля считаются родоначальниками двенадцати колен. Израилевых - племен, которые стали ядром древнееврейского государства. Рассказ об. Иосифе, который был продан в рабство в. Египет, а затем перевез туда всю свою семью, должна была дать объяснение, как евреи оказались в. Египте, а также обосновать их права на завоевание. Ханаана, которым они якобы владели до того, как несчастье привело их в. Египет. Именно этот сюжет вдохновил. ТМанна к написанию романа"Иосиф и его братьярати".

Байка - одна из разновидностей лиро-эпического жанра. Небольшое, преимущественно стихотворное повествование поучительного содержания, героями которого выступают звери, люди, растения или предметы

Похожий сюжет находим и в. Ветхом завете, где рассказывается, как к жителям. Сихема пришел сын. Иероваалов. Авимелех, чтобы собрать в этом городе войско и с его помощью установить свою власть над всем. Израилем. Он не остановился перед убийством семидесяти братьев, в которых видел соперников. Из всех братьев живым остался лишь самый младший -. Иоафам, который обратился к жителям. Сихема с предупреждением о ту произвол, на которой базируется власть царя сказал им байкуку:

Пошли раз дерева, чтобы помазать царя над собой и сказали маслине:"Царствуй над нами!" деревьями?"-. И сказали дерева смоковнице:"Иди ты, царствуй над нами!"-. Смоковница сказала им:"ли я сладость мою и хороший урожай и пойду над деревьями?"-. И сказали дерева нограду:"Иди ты, царствуй над нами!" царствуй над нами!"А куст сказала деревьям: если ты меня царем над собою, то идите - покойтесь в тени моей, а если нет - то выйдет огонь из терновника и кедры ливанские поест!". Суд9 :8-155).

Новелла (итал букв - новость) - небольшой по объему произведение художественной прозы, разновидность рассказа. В новелле рассказывается о необычной жизненной событие с неожиданной развязкой

Вот о чем говорит небольшая по своему объему книга"Руфь"Спасаясь от голода, израильтянин. Елимелех с женой. Но-оминь и двумя сыновьями переселился в соседнюю страну. Моав. Здесь его сыновья женились сь на женщинах моавитянських. Рут и. Орт. Вскоре. Элимелех и его сыновья умерли, и. Нооминь решила вернуться на родину, предложив невесткам остаться у их родителей. Орта решили прислушаться я к ее советам, а. Руфь сказала свекрови так:"Не принуждай меня я покинула и возвратиться от тебя, куда ты пойдешь, туда и я пойду, где ты жить будешь, там жить и я народ твой будет моим народом - мой. Бог. Где умрешь, там умру и я, и там буду похоронена. Пусть сделает мне. Господь, еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою"(Руфь 1:16-17). Нооминь и. Руфь после смерти мужей жили в нищете, и поэтому. Рут решила воспользоваться древним обычаем, по которому она имела право во время жатвы собирать колосья, что осталось на поле богатого родственника. Она пришла на поле. Вооза, который нале жал к роду. Элимелеху. Вооз приказал своим слугам не препятствовать ей, а когда она, удивившись спросила:"Почему нашла благоволение в очах твоих, что ты принимаешь меня, хотя я чужая?" а что он слышал о том, что она оставила свою родину, чтобы не оставлять одиноко свою свекровейою свекруху.

Когда. Руфь рассказала свекрови о своем пребывании в. Вооза и об их разговор,. Нооминь посоветовала ей воспользоваться старинным законом левират, по которому член рода имел право жениться на вдове своего родственника а, чтобы не погибло его имя. Вооз дал на это согласие. Он выкупил надел. Элимелеху и провозгласил, обращаясь к старейшине и всему народу:"Вы свидетели, получил все, что. Эли-Мелехова, и все. Хилеоново т а. Махлонове (сыновей. Элимелеху - авт) с руки. Нооминь. А также маовитянку. Рут, жену. Махлонову я себе жену, чтоб оставить имя умершего между братьями его"(Руфь 4:9-10—10).

Когда в. Рут родился сын, она, по обычаю, принесла его к. Нооминь, чтобы та признала его своим"и женщины радовались радости старой:"Он будет тебе отрадою и питателем в старости твоей, ибо породы ила его сноха твоя, которая любит тебя, которая для тебя лучше семи сыновей"(Руфь 4:15.

Рассказ о душевном, добрую, трудолюбивую. Рут воспринимается как своего рода моральное наставление о том, что добро всегда торжествует, что честность получает заслуженное вознаграждение. Но в этом рассказе есть и более г глубокий смысл, понять который можно только обратившись к истории. Книгу"Рут"исследователи датируют IV в до не. Это было время после вавилонского плена, когда религиозный реформатор, один из редакторов. Торы жр ец. Ездра провозгласил:"Мы споневирилися. Богу нашему, что взяли чужинок из народов земли (империи. Артаксеркса - авт) женщин. А теперь завет с. Богом, что отпустим от себя вс их женщин и рожденных ими"(Езд10 :2-3). Все, кто не выполнял этой установки, пририкались на конфискацию имения и на изгнание из общины. Книга"Рут"противостоит безжалостным законам жрецов ее автор умышленно переносит описываемые им события в XI в к не, чтобы вспомнить о канонизированного иудаизмом царя. Давида, который происходил от маовитянкы. Этим он подчеркивает беспочвенность проповедуемой жрецами погорел ди к другим народе до інших народів.

Эссе (франц - попытка, очерк) - литературно-научный, публицистический жанр, произведение, отмечается произвольным, непринужденным трактовкой темы. В. Библии встречается много именно философских эссе. Она берет н на вооружение философские темы и толкует их по своему содержанию интересным философским эссе и есть, на наш взгляд, книга. Еклезиястова (греч - проповедник) из. Ветхого завета ее автор избрал форму мон никакой беды, что позволяет полнее проникнуть во внутренний мир героя - мудреца, который ищет ответы на вопросы: что такое человек, для чего он живет на свете? овыми, царя в. Иерусалиме", автор якобы дает ему слово для рассказа о себе. И вот звучат слова человека, пресиче-ной всеми возможными жизненными благами:"Я предпринял большие дела: построил себе дома, для себя посадил виноградники, ввел себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые сделал себе водоемы для орошения из них рощей деревьев, произраставших"(Екл2: 4(Екл.2:4).

Притчи - один из видов устного народного творчества, краткий точный образное выражение. Отличается большой смысловой завершенностью, назидательностью и относительной самостоятельностью, часто двух-плановостью композиций ее. Притчи, как правило, построены по принципу антиномии - противопоставление добра и зла, радости и печали т.д.. Притчи - распространенный жанр в библейском тексте, не говоря о книге притчей соло новых, где само название подчеркивает содержание. Вот, например, притчи говорят о труде, как основу человеческого существованияння:

-"Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто дармовщиной гонится, тот лишен ума"(Пр12: 11)

-"Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью"(Пр 12:24)

-"Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и помудрю: нет у нее ни начальника, ни урядника, ни повелителя; она заготавливает летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу. Доколе ты, ленивец, будешь вилежув изводиться, когда ты встанешь от сна твоего? 1).

Притчи утверждают победу добра и справедливости над злом и неправдой:

-"Хлеб неправде сладкий человеку, и песком потом будут наполнены уста ее"(ПР20: 17)

-"Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, и не будет"(ПР21: 23)

-"Кто сеет зло, то пожнет беду"(Пр22: 8)

-"Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит камней - на него оно возвращается"(Пр26: 27)

Большое внимание книга притчей уделяет проблемам морали. Она говорит о необходимости сохранять чистоту сердца и мыслей, владеть своими страстями:

-"Кто хранит уста свои и язык свой, тот душу свою от беды"(ПР21: 23)

-"Лучше от силача, кто не скорый на гнев, кто господствует над собою лучше завоевателя города"(Пр 16:32)

-"Лучше черствый кусок со спокойствием, нежели дом, полный заколотого мясной с ссорой"(Пр 17:1)

Мудрый человек, говорит книга, опекает юность, уважает старость, уважает родителей, говорит об основе крепкой семьи:

- «Украшение юношества - его сила, а украшение стариков - седина"(ПР20: 29)

-"Корона для старших - внуки, а великолепие детей - их родители"(Пр17: 6)

-"Кто злословит отца своего и мать свою - того светильник погаснет среди глубокой тьмы"(ПР20: 20)

-"Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливой женщиной в общем доме"(ПР21-9)

-"Кто добродетельную жену, тот нашел благо"(Пр18: 22)

Итак, как видим, книга притчей отразила мудрость, приобретенную опытом поколений. Однако этот памятник несет на себе отпечаток не только поискам вечных нравственных истин, но и отражение того времени, когда она ство орювалась. Конечно, такое разделение. Библии по жанрам возможен только через ретроспективный взгляд. Мы знаем, что процесс становления жанров был очень сложным и длительным, но элементы этих жанров находим в. С вятому. Писании. Поэтому неудивительно, что именно оно вдохновляло многих писателей, которые брали за основу своих произведений не только сюжетную, но и жанровую линии. Библииблії.