Учебники Онлайн


2 Социология религии - одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена

2. Социология религии - одна из многих наук, занимающихся изучением религиозного феномена в различных его аспектах не только социологи, но и историки, филологи, психологи, в принципе - все ученые, которые имею ют дело с человеком и его культурой, так или иначе в своих исследованиях затрагивают религии. Но к религиоведению относятся лишь те науки, предмет которых составляет именно религия и только религия. В их числу наряду с социологией религии относятся психология религии, история религии, представляющие собой самостоятельные научные дисциплинліни.

Если понимать религиоведение предельно широко, как совокупность всех возможных способов осознания религиозного феномена, то к нему следует отнести наряду с научным подходом, т.е. отмеченными выше нау научным дисциплинам, также феноменологию религии и теологию. Таким образом, место социологии религии в религиоведении определяется ее отношением:

*. Во многих, если не в большинстве, социологов классической эпохи анализ религии занимал центральное место в их концепциях социальной и культурной жизни

а) к другим наукам о религии;

б) в феноменологи религии;

в) к теологии

а) Социология религии и другие науки о религии

Религия - явление сложное, многослойное. Она интегрирована в различные сферы жизнедеятельности человека. Отсюда - возможность и необходимость разных подходов, методов ее исследований, отсюда - такая характеристика релиз лигиезнавства, как его много дисциплинарнисть. Психолог имеет дело с религией как психическим феноменом, а не социальным, т.е. его интересуют не те процессы, которые происходят в обществе под влиянием релиз игии, не функции, выполняемые религией в обществе в отличие от морали, права, искусства или философии, а скорее субъективная сторона религии, религия в контексте человеческой психикиіки.

При всем различии, эти два подхода к изучению религии взаимно предполагают и дополняют друг друга

Центральная тема социологии религии - взаимодействие религии и общества. Социология концентрируется на социальном"измерении"религии, ее влиянии на поведение. Социолог должен при этом опираться и на исторические данные, но в отличие от историка его интересуют общие правила, образцы поведения, способы религиозной мотивации, а не то, что составляет неповторимость той или иной религииії.

Общий для всех наук о религии, включая социологию религии, принцип - принцип ссылки на эмпирические данные. Этот конституирующий научные знания о религии принцип одновременно является разграничительной чертой м между научным подходом к изучению религии и феноменологическим, философским и теологическим. Социолог, изучая религию, имеет дело с тем, что доступно для чувственного восприятия. Поэтому к религии как предмета социологического анализа он не включает сверхъестественное, ограничиваясь только эмпирическими данными. Социолог занимается тем, что может быть измерит не, что можно наблюдать и подлежит проверке. Он не может удовлетворит нятися общим впечатлением или теологическими аргументами для подтверждения, например, тезисы о том, что религиозная вера вызывает и обусловливает нравственное поведение. Только эмпирические данные могут подтвердить или с идти это утверждение. Социолог должен получить эти данные, и только имея их, он может строить теоретические модели моделі.

Социология религии - эмпирическая наука, основывающаяся на фактах, т.е. тех моментах социальной действительности, которые можно увидеть, точно зафиксировать и научно описать. Для социолога религия - совокупность акт тов поведения индивидов и групп, вербальных действий людей и продуктов их деятельности (материальной и духовной), т.е. то, что делают, что высказывают и думают люди, их мысли, и то, что ими сделано, дос ягнено, реализовано в этой их деятельности. Таким образом, отраслью, к которой относится предмет социологии религии, есть только доступна для наблюдения поведение человека в широком смысле слова, которое вклю чает ее деятельность (действия или стремления от них, отказ от действий, речи или наоборот - молчание и т.д.), а также те факторы, которые включены в эту деятельность (среда обитания, климат и др.о)

Как видим, вне поля зрения, не включенным в предмета научного социологического исследования остается объект, на который направлена ??субъективная религиозное поведение: сверхъестественное, бог, трансцендентное и т.д.

Сказанное вовсе не означает, что социология религии занимается только внешней стороной религии, ее внешними проявлениями, фиксирует только то, что лежит на поверхности и оставляет вне поля зрения"сущность"религ гии. Исходя из эмпирических данных, социология и в этой области стремится к познанию реальных, конкретных связей, взаимодействий, институтов, проникая в сущность социальных явлений, постигая их природу, раскрой ваючы до первооснов религию как социальный феноменомн.

Плодотворность социологического анализа религии в значительной степени зависит от того, насколько широко он использует данные, полученные в результате исследования религии другими областями научного знания - ис ориен, антропологией, этнологией, психологией, лингвистикой тошо. В свою очередь, социологическая концепция религии способствует развитию исследований в других научных дисциплинах. Так, теоретические разработки. МВебера в области социологии религии оказались весьма важными в экономических исследованиях, для развития теории модернизации, культурологгії.