Учебники Онлайн


§ 12 Украинская греко-католическая церковь

Социально-политические и исторические причины возникновения униатства в Украине

Из истории известно, что христианство уже в I в быстро распространяется за пределы. Иудеи и глубоко укореняется, прежде всего в столице империи -. Риме, в городах. Восточного и. Северного. Средиземноморья. Наиболее жит ттедияльною и сильной за первые три века существования стала римская община. Она выдержала многочисленные нападки и преследования, но в жестоких испытаниях только крепла духовно и количественно, привлекает кая к новому вероучение не только простолюдинов, но и богатых и даже представителей знати, чему во многом способствовал упадок огромной и некогда могущественной империи. Поэтому на время распада. Римской империй й в 395 г христианские общины составляли здесь довольно значительную общественную силу. Позднее христианство стало доминирующей религией на западе бывшей державы, образовавшейся вопреки светской власти и, пидтрима на народом, стала сильнее за неза неї.

Судьба же христианской общины на востоке, в. Византии, складывается несколько по-другому. Распад. Римской империи на. Восточную и. Западную, который привел к полному упадку последней в 476 г, начал утвержу ения. Восточной. Римской империи, которая под названием"Византия"просуществовала еще около тысячи лет. За крепнущей государственной власти не могло быть и речи о том пути определения, который прошла римская общин а. Восточные общины христиан, их церкви и иерархи получили официальное признание и поддержку византийских императоров, правда, при этом они уступили самостоятельностью и вынуждены были признать власть свои х благотворителей. Так на основе единого вероучения и догматики, основные положения которого были закреплены в решениях. Никейсь кого собора 325 г, возникло два центра христианства с различного генезиса, способ ами существования, политическими статусамтусами

Римская церковь, возглавляемая своим высоким иерархом - папой римским, всегда пыталась поставить себя над правителями отдельных государств, не признавая главенства над собой светской власти. Восточная же церковь, я как правило, в условиях единого государства, произвольно разделена монархами и правительствами, не имея единого пастыря и центра, веками существовала в тени царского трона, который был залогом ее господствующего, привел лейованого положения в обществі.

Эти различия православия и католицизма, различия прежде всего, политического характера, повлияли на решение дилеммы, стоящей перед. Киевским князем. Владимиром: выбирать церковь, обязывающее кня язя признать духовную одновременно ощутимую политическую зависимость ее от иерарха (папы римского), или церковь, которая сформировалась под опекой кесаря, имеет опыт служения главе государства, а свою перспективу вбача есть в расширении. Его влияния и могущества. Князь отдал предпочтение второй, т.е. восточной, православной церкви, которая и начала свою историю на русской земле в 988 г. Важным обстоятельством для выбора кии. ВСК князем именно православие было и то, что богослужение проводилось на национальном языке, тогда как католицизм языком. Бога признавал только латиннь.

Окончательное размежевание восточного и западного направлений христианства - раскол на католиков и православных - было обусловлено, прежде всего, политическими реалиями и закономерностями и произошло в 1054 г

Одним из основных в догматическом различии православных и католиков был вопрос о соотношении лиц троицы, или так называемое вопрос о"филиокве"(лат"и от сына"). Речь идет о внесено западной церковью дополнение к символу веры: святой дух исходит не только от"Бога-отца"(как учили восточные теологи), но и"от сына"Эта поправка богословской языке означала не что иное как то, что"дух"(власть) происходит и от"сына -. Иисуса. Христа", а на самом деле - от его наместника, которым провозглашен папу римского"Филиокве"- это догматические претензии папства на безграничную религиозную власть над миітом.

Данное положение стало своеобразным богословским обоснованием экспансионистской политики. Ватикана. Для ее проведения папский престол использовал различные методы, одним из которых и была уния -"идея едно ости христианской религии, объединения церкви католической и православной путем церковного союза"Она реализовывалась там, где папе римскому не удавалось насадить свою власть через прямое окатоличивания населения земель, в которых он был заинтересованнымиий.

В мире проблематики нас прежде всего интересует униатская политика папства в отношении народов славянского. Востока - русского, украинского и белорусского. Первые попытки окатоличивания. Руси, как об этом свидетельствуют летописи, римские папы осуществили е в период княжения. Владимира. Святославовича (978-1015 гг). Существующие в то время два христианских центры - греко-православный, возглавляемый вселенским патриархом в. Ко нстантинополи, и католический, во главе с папой римским, - мечтали превратить богатую и сильную. Киевское государство в свою веру и подчинить себе. Правда, известны неудачные попытки католических миссионеров проникнуть и на. Русь, например в 962 г, еще до официального введения христианства на. Руси. Германский император. Отгон I, мечтал о подчинении славянских стран своей власти, направил в. Киев монаха. Ада льберта с титулом"епископа. Русского", однако княгиня. Ольга не приняла его. Враждебное встречен в. Киеве, миссионер вынужден был спасаться бегством. Причины безусловного провала его миссии католический церк ный историк. ЯЛевиць-кий видит в том, что латинский обряд был малоизвестен и не имел за собой исторической основы на украинской земле, поэтому было решено принять христианство из. Греции. Современные. УНИА. ТСК богословы также признают, что. Русь - Украина приняла христианство в форме восточного обряда от. Византиид. Візантії.