Учебники Онлайн


Раздел V Социология религии

1 Социология религии - как часть социологии

1. Социология религии - это часть социологии, одна из социологических дисциплин, использует выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких как семья, политика, образование и т.д. социолого лог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию доступную для наблюдения, эмпирических методов исследования социального поведения человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных их действий и т.д.. Для социолога религиозные верования интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования - наряду с религиозными организациями - влияют на поведение человека. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий. В этих условиях не обязательно верования влияют на поведение: индивид может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение вне верованиями и нав ить идти вразрез с ними, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе не отменяет того факта, что социальное действие - это действие осмысленное, т.е. в ее основе лежат ет ни социальные регуляторы - нормы, ценности, верования, исповедания и преимущества, предоставляемые индивидуумами и группами. Таким образом, религия как предмет социологического анализа - это совокупность структур, проц есив, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д. - система структур и отношений по поводу религиозного феномена, именно на н ьому"завязанных"Поэтому одна из главных проблем социологии религии - проблема определения того, что относится к понятию «религия"релігія".

Если исходить из классификации социологических знаний по"их уровням - конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; обще-социологические то еории, объясняющие общество как целостную систему, - то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках обще-социологической теориитеорії.

Являясь частью социологии, социология религии использует наработанные ею понятия и методы, без которых невозможно познание социальной реальности как целостной системы (группа, роль, власть, культура может ощо) и внутри нее - отдельных социальных феноменов (семья, класс, экономика и т.д.). Применение социологического инструментария и социологических методов в изучении религии оказалось оправданным и эффективность ним прежде всего для объяснения этой социальной подсистемы. Однако особенность религии как одной из социальных подсистем оказалась в том факте, что на основе анализа религиозного феномена оказалось возможным проявление ления многих общеобразовательных социологических параметров, определение подходов и разработка важнейших методов, обоснование смену парадигм социального познанияня.

Из истории социологии видим, что такие выдающиеся ученые, как. ЕДюркгейм,. МВебер,. ГЗиммель,. БМалиновський выступили в своих работах одновременно и как основоположники социологии в целом, и как родоначальники и к классики социологии религиигії.*

Место, принадлежит социологии религии в"пространстве"социологического значения, такое, что и сегодня теоретические разработки классиков в области социологии религии относятся к тому обязательному для социологии ичной образования стандарта, который необходим для любого социолога вне зависимости его специализация.