Учебники Онлайн


Раздел VI Футурология религии

Перед человечеством всегда стоял и теперь стоит вопрос не только определить историю, становления и существования того или иного явления, но и вести его дальнейшую судьбу. Такие же задачи стоят и перед религ гией, и множество людей, начиная с выдающихся богословов и кончая атеистами, по-разному решали будущую судьбу религии. Но чтобы перейти к анализу, надо определить термин"футурология"Терм др. был введен в научный мир немецким социологом. ОФлехтхоймом в 1943 г, как альтернатива марксистско-ленинского понимания будущего, но дальнейшая судьба футурологии развивалась и в широком, и в узком понимании этой проблемы. Широкое понимание футурологии охватывает перспективы всех процессов, связанных с деятельностью человеческого общества. В узком смысле футурологию часто отождествляют с прогн озуванням чисто социальных отношений. Отдельную группу в прогнозировании занимает религия. Необычный влияние на развитие футурологии сыграл. Римский клуб, по инициативе которого началось глобальное моделирование первой источников развития человечества на основе использования. ЭВМ. Несмотря на то, что футурология очень молода, но она имеет древнюю. Предистория. Если взять за пример. Библию, в ней утверждается вечный характер релиз игии, такого же мнения придерживались и представители. П. -. Афанасий. Великий,. Василий. Великий,. Григорий. Богослов,. Иоанн. Златоуст,. Августин. Блаженный,. Тертуллиан,. ИДамаскин и др., их поддерживали. Знаменитость и деятели эпохи средневековья -. Фома. Аквино-ский,. Григорий. Палама, представители протестантской мысли. МЛютер,. ЖКальвин. Количество людей, которые стояли на позициях богословской мысли, можно продолжать, ал е и сегодня"знакомясь с различной литературой, можно утверждать, что несмотря на разное восприятие. Бога, догматические и другие различия, все они соглашаются на том, что религия имеет вечный хара ктер. Близкой к богословской позиции были взгляды таких философов, как. Сократ,. Платон,. Кант,. Гегель,. Соловьев и и,. Соловйов та ін.

Диаметрально противоположную позицию занимала большая группа людей, которая указывала на исторические рамки существования религии. Эти позиции были заложены в античном мире и развиваются в современных условиях. Назовем наибы более известных представителей этого ответвления футурологии:. Демокрит,. Эпикур,. Тит. Лукреций. Кар,. ДжБру-но,. Спиноза,. Маркс,. Энгельс,. Ленин,. Рассел,. Камю,. Сартр, французские просветители XVIII в. И хотя в они очень отличались постановкой вопроса о существовании. Бога, религии, но в основном делали вывод об исчезновении религии в процессе прогрессивного развития человечества. Если посмотреть литературу, в идавалася в. СССР, то она изобиловала однообразием. Религия возникает на каком-то этапе развития общества, выполняет свою миссию и должна исчезнуть по мере роста свободы людей и с развитием дем ократии. Поэтому ни в словарях, ни в энциклопедиях, которые выдавались в то время, мы не находим таких понятий, как"футурология религии","прогнозирование религии","будущее религииелігії".

Попробуем объективно ответить на вопрос - исчезнет религия в будущем? м временем, а теперь говорят о ее глубоком кризисе самом деле кризис переживают отдельные религиозные направления (на Украину старообрядцы), другие виды религии активизировались; появляются новые религиозные течения которых не было в нашей стране. Это так называемые неорелигии, а также нетрадиционные направления в христианстве, буддизме, синкретические религии -. Бахаи т.п.. Поэтому нет причин и думать, что в XXI в буддизм, христия нство и ислам исчезнутькнуть.

Что же учитывают те ученые хотят вожделенное выдать за действительное, когда ведут разговор об отмирании религии в ближайшем будущем? эффект материального преобразования людьми природы и общества. Рост власти над миром уже угрожает существованию самого человека и земной жизни. Но общество пока не в состоянии остановить переработку земных н ад, океана, околоземного пространства. Поэтому постоянные и причины консервации религиозного сознания, как в малограмотных, так и высокообразованных жителей планетети.

Основная трудность науки - устранить влияние действий ученого на полученное им знания, отстоять в теории образ природы. Далеко не всегда это удается, наука связана не только с истиной, но и с ошибками, иллюзиям мы, а потому постоянно пересматривает свои фундаментальные теории. Значительная часть научной продукции не находит практического решения. Эта неопределенность науки подвергается критике религией и церковью, имеющие сомнения в принципиальной способности человека верно прочитать"Книгу природы"В свою очередь, религия связана с иррациональной и отчужденным стороной человеческой практики, которая делает их страдающими и слабыми и стота. И именно эту сторону проблемы постоянно воспроизводится в человеческой деятельности, так как трактовка человека, как раба высших сил, правомерна, хотя и однобокая. В восточных религиях страдания абсолютизируется, хр истиянство же оставляет некоторую часть свободы. Таким образом, получается, что наука ориентируется на силу, а религия на слабость человека, а это, в свою очередь, является необходимостью порождение противоположности научной и р елигийнои картины мира и человек людини.

Сегодня, как и в прошлом, основные споры науки и религии ведутся по трем основным направлениям: происхождение. Вселенной, жизни на. Земле и человеческое сознание. Пока ни одна из них не поддается решению, хотя наукой выработано ряд концепций расширяя. Вселенной, земного и космического происхождения жизни, труда как причины происхождения человеческого общества и сознания. Итак, основа для острых дискуссий д. е существовать еще долго. Мир бесконечен. Многие его явлений остается пока непонятным:. НЛО, телекинез, телепатия и т.д.. Они и притягивают к себе спекулятивную внимание псевдоученых, вызывают нездоровый ажиотаж публики. Использование научно-технического прогресса во вред человечеству вызывает все больший протест народных масс, иногда набирают форму глухого раздражения против науки и ученых, ослабляют в. Иру в возможность разума познать законы природы и общества. Мистицизм растет не только среди рядовых людей, но и в среде ученых. Например, по данным американской прессы в. США за последние 10 лет количество ученых, которые верят в сверхъестественные явления, удвоилось. В нашей стране феномен верующего ученого требует изучения вивчення.

По недостаточно убедительными аргументами выходит, будто искусство, наука, мораль и другие формы общественного сознания не имеют границ развития, а религия непременно исчезает том, что потребность в ее функции ослабевает. Но действительность говорит о другом. В связи с формированием нового глобального политического мышления видим попытки богословов создать новую мировую религию. Например,. Чен. Фучен, житель. Тайваня, с 1969 г распространяет неоконфуцианство, созданное им из элементов христианства, буддизма и конфуцианства. Его последователи сегодня уже во многих странах. Таким образом, религия угасает в одних конкретных формах и воспроизводится в других. Вера, как известно, мобилизует нашу волю, направляет ее на достижение цели, не дает возможности поддаться отчаянию, наполняет решимостьюшучістю.

Когда исходить из реалий нашей жизни, трудно поверить, что в ближайшем будущем народные массы превратятся в счастливых, здоровых и довольных хозяев своей судьбы, перестанут ощущать сильную потребностей бу утешением, жалости, в заполнении одиночества, иллюзия.

Человек не может полностью оставить иллюзии. Они, в том числе и религиозные, играют не только отрицательную, но и утверждающую роль в жизнедеятельности индивида и общества. Любой, даже последовательные й атеист не свободен от многих иллюзий, как отрицательных, так и положительныхих.

Следовательно, нет объективных факторов, которые в будущем привели к полному исчезновению религии. Напротив, анализ существующих религий говорит о том, что идет интенсивный процесс модернизации религии через пол возвращении ее к человеку, к общечеловеческим ценностям. Поэтому существование религии в XXI веке - это неоспоримый факт. Трудно сказать, какие формы будет религия, каким образом будет действовать, но генезис религии как социального о-исторического феномена дает возможность утверждать, что основные свои функции религия выполнять и в новом тысячелетии. Ответить на вопрос о дальнейшей судьбе религии с позиций объективного анализа нем ожливжливо