Учебники Онлайн


Воспитание и образование

Начиная с эпохи. Хань, конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными, превратили ися на символ истинно китайского. Это привело к тому, что каждый китаец от рождения по воспитанию должен быть прежде конфуцианцем. Это означало, что с первых шагов жизни китаец в быту и в спи. Общение с людьми, при выполнении важных семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было предписано конфуцианскими традициямми.

Воспитание начиналось с семьи, с детства, с приучения к культу предков и норм. Сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и особенно на людях, в обществе

В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, конфуцианских образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, умеющих читать, понимать и растолковывать мудрость священных книг, прошаро ок грамотных интеллектуалов, которые сосредоточили в своих руках монополию на знания, образование и руководство, заняв в. Китае место, которое в других обществах занимало дворянство, духовенство, бюрократией.

Вся система образования в средневековом. Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Доскональное знание древних текстов, умение свободно оперировать выражением мудрецов и, как образец, ум мение писать сочинения, в которых свободно излагалась и комментировалась мудрость древних - такой была программа обучения в китайской школе, государственной и частной протяжении тысячелетий именно это считалось в. Китае й научноою.

Дать сыну образование и вывести его в люди - мечта каждой семьи в. Китае, но осуществить ее было нелегко. Нужно было изучить несколько тысяч иероглифов и с их помощью уметь разбираться в сложных стародав вних текстах, написанных малопонятной письменной речью. На это тратились долгие годы упорного труда, и давалась образование не всем. Однако следует отметить, что научить бедного, но способного родственника считается алося делом чести всей семьи и приносило им на случай успеха немалую выгоду, что, конечно, стимулировало благотворительностьсть.

Конфуцианцы и набранные из числа чиновников люди эффективно управляли всей империей за исключением тех периодов, когда. Китай находился в состоянии кризиса и центральная власть заметно ослаблювалася. В периоды кризиса ос собливо оказалась характерная закономерность; взяточничество и коррупция (которые никогда не исчезали, но в период эффективного функционирования власти определенным образом ограничивались и официально строго преследовались) расцвел пышным цветомм.

Именно в периоды глубокого упадка и разложения империи в среде чиновников были популярные деятели, которые мужественно сопротивлялись и разоблачали недостатки современного общества. При этом они не только руководствовались я интересами многострадального народа, но и были обеспокоены нелегкимьзавданням спасти вечные священные принципы конфуцианской государстви.

Призывы этих честных чиновников не мешали, конечно, кризис идти своим путем. Однако их деятельность не была напрасной. Некоторые из них присоединялся к восставших крестьян и даже возглавлял движение, в случае его стираем оги - становился советником нового императора. После смерти таких честных чиновников, особенно если они были жертвой репрессий со стороны правительства, их действия становились легендарными. Эти легенды поддерживали в народе шаров т мудрых, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников. Культ этот всегда существовал в. КитаеКитаї.

Понятие"китайские церемонии"касалось жизни и быта каждого китайца настолько, насколько он в старом. Китае был причастен к конфуцианству. В этом смысле церемониальные нормы можно было бы спивст тавить с религиозными: подобно тому, как в рамках других религий все детали ритуала, как правило, были известны только профессиональному духовенству, знание всего комплекса церемоний было привилегией ученых-чин овникив. Среди этого образованного слоя тщательное соблюдение всех церемоний и деталей этикета, умеренность в поступках, движениях, одежде, украшениях было не только естественными и обязательными, отличительным признаком, но и считалось условием престижа, критерием образованности. Подчеркнутым соблюдением всех условностей и формальностей шэньши пытались выделить себя из необразованной массы китайцев, знакомых с церемониалом лишь е в общих чертасах.

Культ формы породил в сфере конфуцианских шэньши странное переплетение чувства самоуважения с показательным самоуничтожением

Нормы поведения предполагали уничижительный тон каждого из представителей обеих сторон относительно самого себя ("Я, недостойный, смею побеспокоить","Как. Ваше драгоценное фамилию?","Ваш недостойный слуга сподиваеть ься"и т.д.що).

Но такая форма обращения не означала, что собеседник (даже если его поза, жест, мимика соответствовали унизительном тона) на самом деле считает себя никчемным

Форма в конфуцианском. Китае была эквивалентом религиозного ритуала, например молитвикы в христианстве или исламе, аскезы или медитации в индуизме и буддизме. Чем плотнее была сеть обязательного ц церемониала, тем более человек приближалась к состоянию автомата. Ни свободного проявления воли, ни смелости и непосредственности в чувствах, ни стремления к реализации гражданских прав - все это заменялось, витискалось постоянной тенденцией к полному, автоматического и подробно разработанного веками ритуала. Конфуцианская централизованное государство, существовавшее за счет ренты - налога на крестьян, не стимулировала н адмирного развития частного земледелия. Если усиление частного сектора превышало допустимые пределы, это приводило к значительному снижению доходов в казне и распада всей административной системы. Возникала кризис, и в этот момент начинала действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их чиновников за неразумное руководство. После кризиса центральная власть в лице нового императора и его окружения становилась сильнее, а частный сектор должен был начинать все сначала. Примерно такую ??же роль играло конфуцианство и в социальных процессароцесах.

Конфуцианство выступало как регулятор и во взаимоотношениях страны с небом и от имени неба - с различными племенами и народами, населявшими мир

Конфуцианство поддержало и вознесло создание еще в. Инск-чжоуского период культ управляющего императора сына. Неба, который управлял небо от имени великого. Неба. С течением времени сложился подлинный шаров ьт. Поднебесной срединной государства, которая рассматривалась как центр. Вселенной, вершина мировой цивилизации, сосредоточение истины, мудрости, знания и культуры, реализации священной воли. Неба. Отсюда начинался п одели всего мира на цивилизованный. Китай и некультурных варваров, населявших окраины, едва прозябали и черпали культуру из одного источника - из центра мира -. Китайаю.

В конкретных условиях китайской империи конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции официальной государственной идеологии. Выдвинутая конфуцианством на первый план и тщательно культивируемая социальная этика с и ориентацией на моральное совершенство индивида в рамках корпорации и строго фиксированных авторитетом древности норм быта, по сути, является эквивалентом той слепой и окрашенной истины, ка лежит в основе других религий. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор е кономичних и социальных процессов - основа всего китайского образа жизни, принцип организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизацийії.

Можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со всем его культом древности и консерватизмом, китайское государство и общество не только просуществовали более двух тысяч лет в почти неизменном выгля ляди, но и завоевали гигантскую силу консервативной инерции. Двадцатый век покончил с конфуцианством как официальной идеологией, но пока нельзя сказать, что все консервативные традиции, живлят ься из источников конфуцианства, побежденногоі.

протяжении более двух тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом розу умении конфуцианство не уступает ни одной из великих религий мира, а кое в чем даже превосходит их. Конфуцианство заметно закрасило в свои тона всю национальную культуру. Китая, национальный характер его населения, оно сумело стать (во всяком случае для древнего. Китая) незаменимим.