Учебники Онлайн


2 Основные этапы развития свободомыслия

Свободомыслие имеет глубокое и древние корни в познавательной и практической деятельности человека, его обусловившие гносеологические и социальные факторы - овладение знаниями и силами природы, общественные протестные ни движения. Уже в древних памятниках письменности, созданных на ранней стадии развития цивилизации, таких, как, например, шумерский новисть о страданиях невинного, египетская"Песнь арфиста", в индийских е посах"Махабхары-и"и"Рамаяна"имеют место свидетельства широко распространенного в те времена стихийно-атеистического мировоззрения. Наблюдение природных явлений наводило на мысль, что они осуществляются без внешн ього вмешательства, что вещи возникают благодаря действию природных сил или деятельности человекродних сил або діяльності людини.

Отсутствие весомых свидетельств приводило к сомнению, а то и до прямого отрицания существования загробного мира и бессмертия души. Существующая в мире несправедливость порождала критическое отношение к официальной них культов и жрецыв.

Свободомыслие как образ мышления связан с критикой религиозных верований возникает в. Древней. Индии,. Китае,. Греции параллельно с развитием философии, которая, в свою очередь, не удовлетворяется мифологическим по оясненням мира и ищет для этого разумные, рациональные, логические оснований.

В античной. Греции, а затем в. Риме, религия доминировала не только в духовной жизни, но и в общественной как государственный культ, посягательство на веру в богов воспринималось как покушение на существующий строй и образ жизни. Пл. Латона (427-347 до не) убеждал, что атеисты хуже идолопоклонников-иноверцев, их существование недопустимо в любом обществе, поскольку разрушает его основы, ничто их не может удержать от"нечестивых й дела"и"беззаконного слова"По. Платону, атеизм - это общественная болезнь, источник смут, беззакония, безнравственностибеззаконня, аморальності.

В античные времена преследовали всех, кто отрицал божества государственного культа или народные верования, не принимал участия в религиозных церемониях и обрядах. По обвинению в неверии в богов и"развратные мо олоди"был осужден на смерть. Сократ. Критий (V в до не) открыто заявил, что страх людей перед богами используется правителям, чтобы творить зло. Демокрит видел причину возникновения религиозных е рувань в страхах людей перед небесными явлениями - громом, молнией, солнечным затмением тощзатемненням тощо.

В средневековье религия приобретает господствующей формы мировоззрения и идеологии. Церковные догмы стали исходными элементами мышления. Позиции религии и церкви взрывали только антиклерикальные и еретические р движения. Уже в XIII в развивается религиозный скептицизм. Сигера. Брабанського в виде учения о двойственной истине, то есть о том, что"истины разума", полученные усилиями самого человека, могут отличаться от"ис заборами веры", божьего откровенияquot;, божого одкровення.

Эпоха. Возрождения и. Реформации заложили основания первого сравнительного анализа христианства, ислама, буддизма, ряда культов азиатского и африканского происхождения, ставших известными благодаря большим геог графическим открытием были заложены основы исторического подхода к. Библии. Труд. Коперника"О вращении небесных сфер"(1543) сделала первый шаг к освобождению естествознания от теологии, започаткув ала бурный процесс секуляризации - освобождения различных сфер общественной жизни от диктата церкви. Это был вызов церковному авторитету в естественных вопросичих питаннях.

Лекции по философии и религии не менее известного представителя немецкой классической философии. Г. Гегеля (1770-1831) содержат грандиозную для своего времени попытку осмыслить историю религиозных верований в так называемом них естественных религий (в которых идея. Бога предстает как абсолютная сила природы, перед которой человек осознает себя нищей) до мировых религий, в частности христианства, которое. Гегель называет абсолютной и бесконечно ной религией, которая уже не может быть превзойденной, в которой, наконец, произошло примирение. Бога и человека. В теории. Гегеля осмысления религии приобретает философской основы и занимает достойное место в его философских офський системмі.

Гегель рационализировал веру в. Бога. Для. Гегеля религия - это сфера сознания, в которой раскрываются все тайны мироздания, устранены все противоречия глубинной мысли, где затихает всю боль чувств. Она является сферой вечной истины, вечного покоя, вечного мира. Человека делает человеком, утверждал философ, мысль сама, конкретная мысль, или, точнее, то, что она есть дух. Как дух человек творит науку во всей ее разнообразия, искусство, интересы политической жизни, отношения, связанные, со свободой и т.д.. Но все эти разнообразные формы и все сложные переплетения человеческих стосунюв, действий, наслаждений, все то, что человек а ценит и чтит, в чем она видит счастье, славу и гордость - все это, по мнению. Гегеля, находит свое высшее завершение в религии, в уме, в сознании. Религия индивидуальная лишь в той мере, в какой индивид принадлежит некоему целом - семьи, нации, государству. Что бы ни представлял индивид о своей самостоятельности, он не может выйти за четко обозначенные границы. Каждый индивид, поскольку он связан с духом своего н ароду, принимает с рождением веру отцов, и она для него святыней и авторитетом. У. Гегеля отсутствует критика религии, но имеет место философская рефлексия по поводу религии, что является весомым вкладом в о смислення ее роли в социокультурного контексте, религия рассматривается как несовершенная форма философского знанияго знання.

Значительный шаг в развитии свободомыслия был сделан. Л. Фейербахом (1804-1872), главным вопросом которого был вопрос о сущности человека. Решение этого вопроса раскрывает объяснения религии,. Фейербах зья выясняет антропологические основы религиозных верований. Бог, по. Фейербаху, существует лишь в воображении, будучи творением религиозной фантазии - фантастическим отражением человеческой сущности. Главным делом жизни и фил ософии. Фейер-Баха была критика религии. Теология, с точки зрения. Фейербаха, является способом мышления, препятствует исследованию природы и всегда преследует философию. Но почему философия есть всегда противоположностью теологии? еология считает их заповедями. Бога. Ключ к правильному пониманию сущности религиозных представлений следует искать, по мнению немецкого философа, в условиях жизни людей и в своеобразном их отражение в сознании и человека. Однако, в своих трудах. Фейербах не сосредоточивал основное внимание на анализе конкретно-исторических условий, порождающих религию. Он говорил о двух корни происхождения религии, прежде христианство а, а именно - упадок античного мира и выражение народного духа большей степени. Фейербах сосредоточивает внимание и видит свою задачу в том, чтобы показать как возникает религиозная психология, религиозные переживания я. Бог, по. Фейербаху, является зеркалом души человека. В религии отражается желание человека быть независимым, свободным и счастливым. Стремление к счастью, считал. Фейербах, является глубинной основой религии. В религии чел ина, удаляясь от себя и сосредоточиваясь на. Боге, постоянно обращается к самому себе. Религия призвана таким чувствами и переживаниями как страх, радость, восторг, любовь. Фейербах предлагает так и основные принципы объяснения религии, изложенные в основном труде, посвященной критике религии"Сущность христианства": 1) человек верит в богов не только потому, что имеет фантазию и чувства, а также потому, что ей присуще стремление быть счастливым, 2) она верит в совершенную существо том, что сама хочет быть совершенным, 3 человек верит в бессмертное существо потому, что сама боится смерти и не хочет умирать. Рэли гия, по мнению. Фейербаха, парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире. Сущность. Бога - это отчужденная сущность человека. Человек, считал он, создала за соей подобию духовное существо, которое над илила своими чертами (мудростью, силой, волей, добротой) и поклоняется своему творению. Так. Бог - это сущность человека, перенесена на небо и противопоставлена ??ей. Человек - страждущим существо, природа не соответствуют дает на ее страдания, надежды и мечты, человек творит. Бога как свое отчуждение. Фейербах предлагает человечеству создание"новой религии", основанной на чувстве, сердечной отношении человека к человеку, любовь и между"Я"и"Тыенні людини до людини, любові між "Я" і "Ти".

Человек должен видеть в другом человеке. Бога, относиться к ней как к. Богу, а не поклоняться вымышленному существу. Это и приведет к преодолению религиозного отчуждения, по мнению. Фейербаха

В этот период идеи свободомыслия на Украине имели место в творчестве. Т. Шевченко (1814-1861),. И.. Франко (1856-1916),. Л Украинская (1871-1913),. М. Драгоманова (1841-1895) и др.. Характерными для их взглядов были откровенная критика отдельных религиозных догм, разоблачение антинародной деятельности служителей культа, осуждение связи церкви и светской власти, которые стояли на страже интересов господствующего слоя суспильс твьства.

Атеизм XIX-XX вв - проявление радикализма в вольнодумстве. Антирелигиозные идеи классиков марксизма обращены не только к отдельным представителям образованной части общества, а до широких масс. Марксизм аккумулировал в идее предварительной критики религиозных верований и, будучи по характеру социальной философией, связал критику религии с задачами перестройки социумуму.

К. Маркс (1818-1883) и. Ф. Энгельс (1820-1895) подчеркивали, что религия - это фантастическое отражение"в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражается енням, в котором земные силы принимают форму неземных"Таким образом, религия дезориентирует человека и демонстрирует ее зависимость от социальных условий существования, закрепляет и оправдывает эту зависимость. Именно поэтому. К. Маркс назвал религию"иллюзорным счастьем","ложным мировоззрениемot;, "хибним світоглядом".

Основными принципами марксистского атеизма являются: 1. Оценка религии как совокупности идей, порожденных зависимостью человека от стихийных сил природы и социальных условий жизни, 2. Выяснение связи между религией и господствующими классами в обществе, 3. Констатация того факта, что борьба с религией - это, в первую очередь, борьба с социальной несправедливостью и эксплуатацией; 4. Заключение, по которому устранения религии с лугуватиме раскрепощению творческой активности трудящихся масс в борьбе за изменение условий земной жизни формировать у людей уверенность в собственных силах, преподносить достоинство личностиості.

Критика религии марксизмом завершается утверждением, что"человек - высшее существо для человека", история - это не только процесс преобразования мира, но и самого человека - развитие человеческого в человеке. Устранение релиз. Лиги как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Специфической формой свободомыслия является нигилизм, основанный. Ф. Ницше (1844-1900) ницшеанства сформировалось в 70-х - 80-гг XIX в, но в плыл его на социально-политические реалии XX в слишком ощутимым. Объектом критики. Ф. Ницше является христианство (работы"Антихристианина","По ту сторону добра и зла"). Согласно. Ницше, христианство - религия рабов. Оно только для них является благом и необходимостью, а для людей высшего типа оно кандалами. Поэтому религия - это проявление воли к власти низших, чтобы таким хитрым способом подчинить высших, мужественных людей. По отношению к христианству. Ницше выступает нигилистом, отрицает его, предлагая переоценку основных христианских ценностей - любви к ближнему, честности, справедливости, сострадания. В связи с этим он противостою авляв античный мир, с йогом культом храбрых и мужественных воинов, христианскому миру, который культивирует страждущего человека. По его словам церковь уничтожила все мужественное, воинственное, властолюбивый, все инстинкты, вла. Стив высшем и самом удачном типичные"человек"Религия, призывая к сочувствию, раскаяния, жертвенности, делает человека слабее существующую европейскую христианскую культуру он называет культурой упадка, д екадансу, болезненности. Пытаясь выстроить новую систему ценностей,. Ницше заявил:"Бог умер!" которая сама задает себе нравственные ценности, сам решает что есть добро и зло, не признает осуждения других. В аспекте социально-политической буквально и грубо восприняты эти идеи имели ужасные последствияоціально-політичному буквально і брутально сприйняті ці ідеї мали жахливі наслідки.

Современное свободомыслие характеризует разнообразие точек зрения ученых, философов, художников и даже, как ни странно, теологов. Отношение человека к религии как когда-то так и сегодня не исчерпывается однозначным"да к"или"нет"Приведем некоторые примераведемо деякі приклади.

Экзистенциализм сосредоточивает внимание на проблемах свободы, выбора, ответственности смерти, уникальности человеческого бытия. Атеистическая течение в экзистенциальной философии представлена ??идеями. Ж-П. Сартра (1905-19 980) и. А. Камю (1913-1960). Религиозный экзистенциализм ориентирует человека на достижение"трансцендентного"измерения бытия, на движение от мира к. Богу. По мнению. Сартра, атеистическая идея более последовательная он учит ь, что даже если нет. Бога, то все же есть по крайней мере одно бытие, в котором существование предшествует сущности. Этим бытием является человек, который сначала появляется в мире, существует и лишь потом определяется. Отсюда он делай во вывод, что экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на нее полную ответственность за существование. Следовательно, нет заданной человеческой природы; никакая внешняя сила, кроме самого индивида, не может сделать его человеком. Тем самым атеистическая течение в экзистенциализме проводят важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним и другими людьми нею та іншими людьми.

Представитель неопозитивизма. Б. Рассел (1872-1970) настаивал, что религия оперирует предложениями, которые недоступны фактам, соответственно, которые не поддаются проверке, поэтому они не ложны и не истинны, они безсмислен. УНИ, а христианство утешением для тех, кто нуждается. Реализация общественных идеалов достигается реформированием и гуманизацией образования и воспитания, а вовсе не религияєю.

Вариант умеренного свободомыслия - скептицизма относительно принципов ортодоксального христианства имел место в рамках христианской теологии (например, неотомизм, протестантская неорто-доксия), который расценивал вся богословами как деструктивизм и угроза. Религиозные вероучения приспосабливаются к современности и в их рамках происходит внутреннее противостояние фундамента-лизма и модернизма, что является определенным проявлением внут тришньо религиозного свободомыслия. Механизм трансформации теологии непростой. Богословы несвободные в толковании и реформировании вероучения. Непросто ухватить и перевести на религиозную язык наиболее симптомат ични массовые настроения и тенденции. Теологические новации не подводят к атеистических выводов, а происходят в пределах признание"богооткровеннои"истины и в конце предлагают новые способы их толкования (экзегезы). Отсюда основная установка религиозного модернизма: для понимания божественных истин необходимо применение свидетельств истории, антропологии, философии и т.д., использования методов современной наук и для выяснения вечных цинностевічних цінностей.

Видатниы французский теолог, палеонтолог и антрополог. Пьер. Тейяр де. Шарден (1881-1955), основоположник католического еволюционизму претендовал на создание научной феноменологии, которая синтезировала дан ни науки и религиозного опыта для раскрытия смысла. Вселенной, порождением которого является человек. Он писал, что религия и наука - две неразрывно связанные стороны одного и того же полного акта познания, как й смог бы охватить прошлое и будущее эволюции. Современная наука, считал. Тейяр де. Шарден, доказала, что мир находится в постоянном движении и развитии, поэтому необходимо коренное переосмысление христианского мир орозуминня. Опровергая ветхозаветного миф о сотворении. Богом первочеловека - родоначальника человечества,. Тейяр де. Шарден считал, что человек - наиболее совершенный результат многотысячелетней эволюции й органического мира, которая в свою черту, является следствием эволюции неорганического мира. Французский теолог фиксирует качественно отличные стадии эволюции:"перед жизни"(литосфера),"жизнь"(биосфера),"феномен человек и"(ноосфераot;феномен людини" (ноосфера)

Материя есть"матрица"духовного начала. Духовное начало имманентное всему сущему: как источник целостности потенциально оно уже содержится в молекуле и атоме. В человеке оно проявляется как самосвидомистьРушийно й силой эволюции, согласно. Тейяр де. Шарден, выступает целенаправленная сознание, эволюция приобретает теологических форм: вершиной прогресса есть пункт:"Омега"(символическое обозначение. Христа) космогенеза пре ся в хри-стогенез. Существующий мир несовершенен, человеческие страдания - стимул активной деятельности, направленной на совершенствование бытия. Основой прогресса должна стать любовь, социальный идеал ототожнюет ься с"вторым пришествием"Христианской "другим пришестям". Христа.

Обобщая, следует сделать вывод, что свободомыслие сопровождает существование религии всегда, проявляя себя по-разному в разные эпохи. Почвой свободомыслия традиционно является наука и философия. В отношении"философия - религия"обе стороны в одних случаях усиливают друг друга (например, в интерпретации этических проблем), в других - ослабляют (например, в отличном понимании. Абсолюта, абсолютной о собистости). В отношении"наука - религия"дело обстоит иначе. Религиозные мотивы противоречат науке, потому ученые выступают против их сочетание, научные труды, открытия способны существенно ослабить религию, потому что не согласуются с чудом и откровением. Наука и религия несовместимы по своей сути протяжении длительного времени церковь стремилась подчинить знания системе догматических представлений, ограничить сф эры научных исследований или запретить те научные открытия, которые разрушали основы религиозного миропонимания. Стоит вспомнить"Индекс запрещенных книг", который публиковал. Ватикан с 1559 г и отменен лишь в 1966 г. В нем значились произведения около восьми тысяч выдающихся мыслителей:. Галилея,. Коперника,. СПИ-нозы,. Канта,. Бальзака и многих других. Религия и сегодня все громче говорит о неспособности науки удовлетворить духовные запросы, выработать надежные нравственные критерии и ценностиити надійні моральні критерії і цінності.

Но религия и свободомыслие существуют в диалектическом единстве, конкурируя между собой, одновременно обогащаются, модифицируются и трансформируются, что позволяет предположить большое будущее как религии и свободное нодумства с периодами толерантности, конфликтности, а то и острая борьба.