Учебники Онлайн


Тема 15 Религия и свободомыслие в проявлении человеческой духовности

1. Сущность и формы свободомыслия

2. Основные этапы развития свободомыслия

1 Сущность и формы свободомыслия

Религия является универсальным элементом духовной жизни, питательной основой выдающихся творений человеческого гения и общественных преобразований. В духовной жизни человечества могут феномен, который на протяжении тысяч. ОЛИТ, играл бы значительную роль чем религия. Во всех без исключения богословских системах религия истолковывается как главный элемент духовной культуры, о чем свидетельствует тезис английского этнографа. Дж. Фрэзера"вся культура - из храма"От каменного века и до настоящего живет она в неразрывной связи с человеческим духом как достояние мировой культуры, испытывая удивительных метаморфоз. По мнению росийськог в мыслителя. О. Меня огромные египетские храмы и вавилонские гимны,. Библия и. Парфенон, европейское живопись и скульптура,"Божественная комедия"Данте и музыка. Гайдна,. Баха,. Бетховена, социальные идеи. Саванаролы и. Мюнцера, обязаны своим существованием религии. Религия была решающим мотивом и импульсом во многих социально-исторических движениях и процессах, найдя в человеческой личности прочную опору, н айповнишу сферу проявлениеору, найповнішу сферу вияву.

Свободомыслие - это идейное течение, провозглашающей право разума на свободное критическое рассмотрение положений религии, а также независимое от религии исследования мира, защищает право личности на свободный выбор же жизненной позиции, отрицание религиозной догматики и церковной обрядности с рационалистических позиций, отстаивание свободы разума и науки от религии. Как самостоятельная течение свободомыслие определяется на рубеже VXII-XVIII вв, термин"вольнодумство"впервые использовал английский философ-деист. А. Коллинз в"Рассуждениях о вольнодумство", наиболее последовательно идеи свободомыслия были развиты представитель ами французского. Просвещения, но как явление свободомыслие в различных модифицированных формах возникло гораздо раньше. Среди исторических форм свободомыслия целесообразно выделить следующие: скептицизм, па нтеизм, деизм, атеизма пантеїзм, деїзм, атеїзм.

Скептицизм (от греч skepticros - тот, исследующая, рассматривает) выражает сомнение в истинности религии и отдельных ее положений. Скептицизм одновременно является направлением древнегреческой философии, который отрицал возможность достоверных знаний и веру в возможность рационального обоснования норм поведения. Критика религии с позиций скептицизма ставит под сомнение существование загробного потустороннего мира и действенность религиозных обрядов, необходимость ность выполнения культовых действий, сакральность религиозных текстов и предметеів.

В пантеизме (от греч рап - все, theos -. Бог). Бог отождествляется с миром, природой. Сторонники пантеизма рассматривают бога не как сверхъестественную субстанцию, трансцендентное начало, а как. Абсолют (безличный дух), слит с природой в единое целое. Пантеистические идеи достаточно древними. Они достигают времен, когда не существовало даже понятия. Бога как единого мирового духа, и наблюдаемые уже в брахманизме, индуизме, даосизме, философии с тоикив и неоплатоников. Термин"пантеизм"впервые употребил голландский теолог. И. Фай (1709), а концептуальную систему идей пантеизма впервые изложил английский философ. Дж.. Толанд в"пантеист кони"(1720антеїсти коні" (1720).

Натуралистическая тенденция пантеизма, что с особой силой начала проявляться в эпоху. Возрождения,"растворяет"Бога в природе,. Вселенной. Для нее. Бог"бесконечный максимум"(М. Ку-занський), он существует лишь е"в вещах"(Дж. Бруно,. Дж. Кардано,. Т. Кампанелла). Бог и природа - единственная субстанция (Б. Спиноза). Бог - безличная и умозрительная"форма", которая обустраивает"Материю"(Г. Сковорода", яка облаштовує "Матерію" (Г.. Сковорода).

Сторонники религиозного пантеизма значительной мере опирались на неоплатоновского учение об эманации, развивали концепции вечного вневременного порождения природы безличным. Богом. Они"растворяли"природу в. Боге, считали его безличным мировым духом, который скрыт в самой природе. Отсюда и утверждение о наличии. Бога во всех процессах и явлениях (I. Эриугена, I. Экхарт,. М. Мальбранш и др.альбранш та ін.).

Деизм (от греч deis -. Бог), в отличие от теизма и его веры в существование. Бога - творца мира, истолковывает. Бога безобис-тесной первопричиной мира, т.е. высшим. Разумом, с бытием которого связана построение. Вселенной создав ши мир, он не вмешивается в процессы и явления, происходящие в нем достигая своими истоками античной (Демокрит) философии, деизм приобретает четкие формы лишь в XVII в. Его основателем считают лорда. Г. Чербери (Англия, 1624), который развил идею религии разумзуму.

Атеизм (от греча - доля отрицания и deis -. Бог, буквально безбожия) - система взглядов, отрицает религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир, в воскресение из мертвых и т.д.) и религию в целом. Атеизм как система взглядов не сводится только к исторической, философской и естественной критики религии. Атеизм своеобразно раскрывает специфику и сущность религии, объясняет причины возникновения, социальную природу религии. Ат еизм возникает в давние времена в пределах материалистической философии. Объем и содержание понятия атеизм трансформировались. С изменением эпох. История свидетельствует различные формы атеизма: стихийный атеизм, теоретический атеизм, воинствующий атеизм (Маркс,. Ленин), имморализм (Ницше). Радикальный атеизм объяснял религию как следствие невежества и заблуждения, предлагая освобождение путем распространения грамотности и просвещения некоторые атеисты предлагали менее радикальные меры, а именно, замену старой религии новой, например, религией"человеческих отношений стосунків".