Учебники Онлайн


3 Современная метанаукова парадигма

О том, что эмоции превращаются в общественный институт, существует система межличностного возбуждения, разнообразит чувства и реакции каждого члена группы, говорил еще. Л. Февр. Итак, рациональное - не единственный измерение человеческого бытия. Предполагая, что"членораздельная"язык возник на основе той же органической и тонической активности, и эмоции, и отмечая дестабилизирующий (нарушавший формирования) влияние ем сей на интеллектуальную деятельность, историк называет своих современников свидетелями драмы цивилизации - постепенного подавления эмоций интеллектом вследствие тенденции оценивать их как препятствие человеческой деятельно вій діяльності.

А. Гуревич в работе"Категории средневековой культуры"исследовал процесс развития личности в европейской культуре. Образ рыцаря, дамы, феодала постепенно интернализувався, приведя к индивидуализму ции. Итак, личность человека нерациональна и не может быть постигнута чисто рациональным путем. ХIХ-ХХ вв стали периодом доминирования представление о человеке как личность. Начиная с экзистенциализма ("сущего ость предшествует существованию") появляется тенденция к атомизации самой личности, не воспринимая ее как нечто определенное. Наряду с неотомизмом, который оперирует категориями сущности (внутренние, неизменные свойства и личности) и акциденции (обнаружены, слабые, преходящие свойства), с появляются буддийские ориентированные концепции, разлагающих субъект на поток дхарм, скандх, в которых теряет смысл само понятие"ос обистисть"и трансперсоналистськи, которые принимают за индивидуальное проявление трансцендентногіндивідуальний прояв трансцендентного.

Научная психология идет в развитии теории сознания теми же путями, что и религия тысячелетия назад, потому что использует те же инструменты. Природа дала человеку достаточно внутренних инструментов, а развитие к внешним (отличительный признак нашей цивилизации) не вносит существенно нового в неизменное, абсолют (согласно теории современной физики, которая получила название"катастрофа бесконечного регресса фон. Неймана"мы можем добавлять бесконечное количество инструментов для уже существующих, но в относительном мире не избавимся некоторой неопределенностизначеності).

Итак, в XVIII и особенно XIX в ученые считали, что открыли все законы. Вселенной, материи и природы, сделав тем самым несостоятельным все, почему до сих пор учили религии. Однако научно-техническая революция, раз свиток науки и накопления знаний о материи не приблизили человечество к пониманию смысла жизни и происхождения ума, поэтому сегодня первоочередным является не накопление знаний, а их осмысление. В 90-х годах мы нулого столетия физика, например, производила впечатление практически разработанной научной дисциплины, однако уже в первые десятилетия XX в, с появлением теории относительности и квантовой механики, она вошла в в бласть парадоксального и мистического. И в наши дни глубинные постулаты квантовой механики побуждают ученых размышлять над вопросами, которые на рубеже XIX и XX вв могли бы показаться ненаучными. Авторы теорий о происхождении и строении. Вселенной постепенно осознают, что их теории не могут быть экспериментально провереныевірені.

В середине. ХХ в ученые были убеждены, что они вот-вот докажут, что мышление является механическим процессом, и тем самым подтвердят правоту. Ламетри (XVIII в), который уподобил человека машине. Однако, как видим, не есмотря на стремительный рост потенциала компьютеров, мечты о создании искусственного интеллекта остаются недосягаемымими.

После открытия в 1953 году. Уотсоном и. Криком спиральной структуры. ДНК, многие ученые решили, что основная тайна жизни наконец раскрыта. С тех пор молекулярная биология достигла значительных успехов в по оясненни клеточных молекулярных механизмов. Но невероятная их сложность, которая открылась биологам, еще больше отдалила решение проблемы объяснения происхождения жизни конце XX в механистический редук ционизм потерял любые перспективы. Возможно, благодаря этим изменениям многие ученые обращаются к тем теорий и сфер исследований, на которые до этого был наложен определенное таб табу.

Сегодня, например, целые коллективы ученых открыто исследуют явления, которые находятся на грани физической науки и сфер мистического и сверхъестественного. Примером могут служить. Международная ассоциация новой науки и (IANS),. Общество научных исследований (SSE),. Институт духовных наук (IONS),. Международное общество по изучению тонких энергий и энергетической медицины (ISSSEEM). Все они регулярно проводят научные конференции и симпозиумы. Некоторые из феноменов, изучаемых ими, напоминают"мифические"явления, которые часто упоминаются в древних религиозных текстах и ??в современных сообщениях о религиозные откровения сотр итництво между учеными-теологами и этими новыми научными организациями может стать ценным источником новых достижеових досягнень.

И. Шкловский конце жизни пришел к выводу, что парадокс. Ферми, т.е. отсутствие явно видимых"космических чудес", означает нашу одиночество во. Вселенной, и это молчание. Космоса является важнейшим научным ф факту. Это тем более удивительно, что обнаружено уже немало звезд, имеющих планетные системы, похожие с. Солнечной, а из общего количества примерно секстиллионов (миллиард миллиардов) звезд не менее, чем в миллиард а из них есть планеты, по всем параметрам близки к нашей родной планете. Земляланети. Земля.

Наше время характеризуется появлением метанауки в результате интеграции философии, религии и других наук, преобразованием парадигмы, лежащей в их основе, вследствие языковых переформирований языковых систем. Обще опоширеним явлением современности стали случаи, когда для расширения поля исследования или статуса самой науки она снова апеллирует к непосредственности, отказываясь от чистой рефлексии. Науки не описывают мир прямо, а лишь возможности, которые человеческие действия имеют относительно мира. Обращение к непосредственности - это форма инструментализации, автоматизации знаний, редуцирования их в технике как выражение овладения. Следовательно, и нау ка использует те же методы, что и религия - если становится невозможным только рациональная методологииогія.