Учебники Онлайн


72 Основные направления в исламе: суннизм и шиизм панисламизм и современный исламский фундаментализм

В исламе соперничают сунниты и шииты. Девять из десяти мусульман - сунниты. Основное различие между ними заключается в трактовке правопреемственности верховной власти в исламе после смерти. Пророка

Дело пророка. Мухаммеда продолжили халифы (от араб - преемник). Они возглавляли халифат (институт власти, сосредоточение светской и духовной власти над мусульманской общиной в руках халифа; название гос дарства во главе с халифом -. Арабского халифата, сформировавшийся на протяжении мусульманских завоеваний в VII в и существовал до монгольского нашествия в XIII в, когда он распался на несколько независимых государств). Прежде им халифам принадлежала религиозная и государственная власть, затем (с X в) - только религиозная, но с большим влиянием на власть государственную должность халифа перестала существовать формально в XX в, однако многие современные исл амських политических течений (например"Братья-мусульмане") продолжают считать возрождение института халифата условием организации жизни общества на истинно исламских принципаламських принципах.

Первым халифом (632-634) был ближайший советник и друг. Мухаммеда. Абу. Бакр (Абу. Бекр), следующими -. Омар (634 - 644),. Осман (644-656),. Али (656-661). Этих первых четырех халифов мусульмане уважают уважают особенно, называют их"праведными халифами"По их правления. Арабский халифат превратился в огромную империю, которая охватывала. Ближний. Восток и север. Африки (в 661-760 гг территория халифата простиралась от рек. Амударьи и. Инда на востоке до. Пиренеев и берегов. Атлантического океана на западе), а ислам стал мировой религиейовою релігією.

Постепенно, с расширением сферы влияния раннего ислама, перед халифами возникли проблемы религиозного обоснования механизма управления огромным государством, взаимодействия ислама с другими религиями на террито ории халифата, укрепления верховной власти. Проблема власти оказалась главной. С первых халифов крепкое содержал халиф. Али. Он был двоюродным братом и зятем. Мухаммеда (был женат на дочери. Муха ммеда. Фати-моему). В связи с тем, что. Али приходился близким родственником. Мухаммеду, на верховную власть в исламе и халифате впоследствии стали претендовать его потомки и сторонники. Они считали, что халифат имеет лежать только потомкам. Али. Враги. Али доказывали безосновательность претензий. Алида на высшую власть через родственные связи с. Пророком и считали, что халифы и все духовные лица должны избираться. Результатом. Этому го противостояния стало формирование в исламе двух основных направлений: шиизма и суннизмсунізму.

. Шиизм (от араб, шиа-группировки, партия, сторонники) - общее название различных течений и сект в исламе, считают халифа. Али ибн. Али. Талиба и его потомков единственными законными наследниками власти предсказания глаза. Мухаммеда над мусульманами. Шиизм возник в начале второй половины VII в в процессе борьбы за власть в исламе и. Арабском халифате, когда образовалось политическая группировка сторонников. Али (аш-шиа), которые признавали его исключительное право на верховную власть - имамаат.

У шиитов имамат - институт верховного руководства мусульманской религиозной общиной, что в нем сочетается светская и религиозная власть, вследствие чего он не может зависеть от желания людей, т.е. избираться, как счи ажають сунниты. Исполнителем"божественного распоряжения"в них является имам (от араб - стоять впереди, верховодить, предводитель мусульманской общины), а имамат воспринимается как космическая сила, эманация"божеств энного света", поэтому только под руководством носителя этой силы - законного имама - рядовой мусульманин может познать истинную веру и спастисьру й отримати спасіння.

Шииты, таким образом, считают халифа. Али божественным. Согласно их версии,. Аллах рассматривал. Мухаммеда и. Али равновеликими, более того, архангел. Джабраил должен был передать его"откровения"Али, а не. Мух хаммеду (братья очень походили друг на друга), поэтому они хотя и признают статус. Мухаммеда, однако превозносят фигура. Алпостать. Алі.

Шииты рассчитывают на приход мессии. Это имам. Махди. Он - один из двенадцати"светлых имамов"Первым был. Али, последним -. Махди. Он исчез в XI в, но не умер. Махди - ожидаемый безгрешен имам из рода. Али и продолжатель дела. Пророка, полноправный правитель результате"божественного признания"Махди после своего возвращения отдаст незаконно отобранные права выбранном. Богом рода. Али и восстановит на. Земле сп раведливистить на. Землі справедливість.

Шииты по-особому относятся к. Корану, поскольку в нем нет имени. Али. В них даже есть собственная версия. Корана с су отделения"Два светила", в которой говорится о равенстве. Мухаммеда и. Али. При этом они не ста авлять под сомнение. Коран, но считают, что знают его только имамы. Остальным мусульман содержание. Корана откроет мессия. Махдиє месія. Махді.

Шииты признают. Сунну, но только ту ее часть, где речь идет о. Алида. Они также поклоняются. Хусейну - третьем имамов, внуку. Пророка

Халиф. Али умер от ран, полученных им в боях. Его сын от. Фатимы, дочери пророка. Мухаммеда,. Хасан (аль-Хасан ибн. Али) - второй шиитский имам - был вынужден отказаться от должности халифа. Ираке в и умер в 669 г. в. Медине, будучи частным лицом. После его смерти председателем алидського рода стал. Хусейн - младший сын. Али и. Фатимы. В одном из боев. Хусейн был зверски убит, ему было нанесено несколько десятков колотых и рубленых ран. Это произошло 10 мухаррама (первый месяц мусульманского лунного календаря) 680 г. Дата гибели. Хусейна отмечается всеми шиитами как день траура. Ежегодно, упр одовж первых десяти дней этого месяца, они устраивают мистерии, инсценируют эпизоды из истории гибели. Хусейна, проводят торжественные чтение рассказов о нем, вывешивают траурные флаги и лозунги. На д есятий день происходит торжественное шествие с причитаниями по. Хусейном. Некоторые его участники наносят себе ножевые ранения, и все вместе громко оплакивают не только. Хусейна, но и его брата. Хасана. Центром таких траурных торжеств является город. Кербела, где, по преданию, похоронен тело имама. В них принимают участие паломники-шииты со всех концов мусульманского мирького світу.

протяжении всей истории ислама шииты с переменным успехом ведут борьбу за возвращение власти потомкам. Али. Наиболее энергичные среди них зейдитов, имам идти и исмаилиты

зейдитов - ответвление шиитов, получило свое название от имени. Зейда ибн. Али, брата пятого имама. Мухаммеда аль-Бакира (пом 732). Зейда погиб в схватке во время восстания, а его сторонники создали партию й, имеющей целью построение теократического государства во главе с выборным имамом из рода. Али зейдитов неоднократно возглавляли народное движение за создание в халифате отдельных держажав.

С точки зрения догматики зейдитов, имам должен быть из рода. Али, имамат не имеет божественной природы, имамом может быть избран любой. Алида, возможно существование нескольких имамов одновременно в разных мусульманс ьких странах зейдитов не признают учение о"скрытого"имама, отрицают антропоморфизм и определенность имама на будущее, не проклинают первых трех халифов. Большинство зейдитов на сегодня проживает есть в. Йемене,. Саудовской. Аравии,. Пакистанї,. Пакистані.

многочисленная ветвь шиитского ислама представлена имамитамы (иснаашариты - дюжинников, двунадесятникы), которые признают двенадцать имамов из рода. Али. После смерти аль-Хасана аль-Аскари, одиннадцатого из них, имамиты объявили своим двенадцатый имам его малолитньо ого сына. Мухам меда, ныне"исчез","прячется"Он у них -"скрытый"имам и махди (мессия), который вернется и наполнит мир справедливостью (справедливостью по-мусульмански в шиитском толкователи. УНИманськи у шиїтському тлумаченні).

Вера в"скрытого имама"- один из основных догматов имамата. Согласно их учению, период утаивание имама. Мухаммеда продолжается до сих пор, а закончится он появлением"обладателя времени"-. Махди. Имамиты и отрицают саму возможность выбора имамов. Имамат, по их мнению, - эманация"вечного божественного света"в роду потомков. Али (от отца к сыну), поэтому имамы безгрешны и обладают сверхъестественными с выполнением володіють надприродними знаннями.

Для имамитив характерен также культ"мучеников", к которым они относит всех своих имамов, но прежде всего -. Хусейна. В наше время учение имамитив является государственным вероисповеданием в. Иране. Имамитськи общины и существуют в. Ливане,. Кувейте,. Бахрейне,. Саудовской. Аравии,. Иордании,. Афганистане и других странанших країнах.

Одной из самых сект в шиизмил есть исмаилиты. Эта секта возникла в середине VIII в и получила название от имени сына шестого шиитского имама. Джафара ас-Садыка. Джафара. Исмаила, которого она объявила законным седьмой имам. В наше время общины исмаилитов ей функционируют в. Индии,. Пакистане,. Иране,. Ираке,. Йемене,. Кении,. Танзании,. Сирии,. Ливане,. Таджикистане, многих других мусульманских странаах.

Идеологическая система исмаилитов делится на"внешнюю"(Захир), т.е. общераспространенным, и"внутреннюю"(Батин), что доступна лишь немногим членам высшей иерархии секты"Внешняя"часть системы т та же, что и в имамитив. Она сохраняет как обязательные для членов общины все обрядовые и правовые установки шариата. В основе"внутренней"части является аллегорическое толкование. Корана и шариата; единственным начал ом множества явлений мира признается. Бог -. Абсолют, который выделяет из себя творческую субстанцию ??-. Мировой. Разум. Это первая эманация божества. Мировой. Разум совершает вторую эманацию -. Мировую. Душу, главным атрибуты бутом которой жизнь. Мировая. Душа производит первичную материю, которая, в свою очередь, производит. Землю, другие планеты, созвездия, живые существа. Все это лишь слабое уподобление прообразов, существующих в. Мировой. Души. Она - макрокосм ("высший свет"), имеет семь степеней своей эманации, что им соответствуют семь пророческих циклов микрокосма («малого мира"). Последний, седьмой цикл, будет отмечен приходом последнего велико го пророка -. Каимй цикл, буде відзначений приходом останнього великого пророка —. Каїма.

Итак, шииты - последователи. Али - четвертого халифа, двоюродного брата и зятя пророка. Мухаммеда. Они признают истинными хранителями наследия. Мухаммеда и толкователями. Корана лишь некоторых членов его семьи, яки их, согласно их учению,. Аллах избрал для управления делами общества на основе. Божьего. Закона. Эти духовные лидеры стали называться имамами и считаются безгрешнымми.

Наибольшую мусульманскую общину в современном мире составляют сунниты. Они называют себя людьми. Сунны (ахль-ас-суна) и считают, что именно они являются настоящими охранниками и единственными продолжателями традиций ис. Слама и учение пророка. Мухаммеда, которые шиитами искажаются. Формально суннитом считается тот, кто признает первых четырех халифов законными, считает достоверными канонические сборники. Сунь - хадисы, выполняется есть ритуальные, бытовые и социальные правила одного из четырех мазхабов (от араб - путь следования, религиозно-правовые школы в исламемі).

мазхабов призваны теоретически обосновывать фикх, или шариат, - теорию мусульманского права, его принципы и нормы, их интерпретацию для практической жизни мусульманского общества мазхабов сложились ь в IX-X вв. В наше время существуют четыре суннитских мазхабов: ханафитского (основоположник. Абу. Ханифа. Нуман, 699-767) шафиитского (основоположник аш-Шафии, 767-820) маликитський (основоположник. Малик ибн. Анас, 715 - 795); ханбалитской (основоположник. Ахмат ибн. Ханбаль, 780 - 855). Между собой они различаются подходами к принципам формулировки решений по правовым вопросам, деталями ритуала, однако все опирают ся на канонические сборники хадисов. Сунуни.

Сунниты не признают возможности посредничества между. Аллахом и людьми после смерти. Мухаммеда, отрицают идею об особой природе халифа. Али и особое право его потомков на имамат, руководство община й. Для суннитских мусульман. Коран является источником фундаментальных взглядов, а. Сунна - первым авторитетным его комментарием. Сунниты отрицают порядки и обычаи различных религиозных меньшинств, отличаются от шиит ей подходами к принятию судебных решений, отношением к иноверцам, особенностями молитв и другими аспектами ритуала, гражданского правва.

Среди религиозно-политических направлений современного суннитского ислама наиболее консервативным, реакционным и жестоким зарекомендовал себя ваххабизм. Его основал в. Аравии в середине XVIII в проповедник. Муха аммед ибн. Абу аль-Ваххаб. В наше время учение официально признано в. Саудовской. Аравии. Сторонники ваххабизма также в. Омане,. Северной. Африке,. Индии,. Индонезии,. Афганистане и. Пакистане (талибы),. Чечня и и. Таджикистане, в других странах и регионаонах.

В теоретическом плане ваххабизм развивает идеи и принципы ханбалитской мазхаба в их крайнем проявлении. На практике ваххабиты проповедуют возвращение к чистоте раннего ислама времен пророка мухами еда; настаивают на строгом соблюдении принципа единобожия; выступают против поклонения святыням и святым местам; отказываются от заимствований и нововведений; насаживают требование избегать всяких проявлении в роскоши в быту, одежде и культе; призывают к джихаду против багатобожности и мусульман, отступивших от"истинного"исламuot; ісламу.

Лидеры современного ваххабизма направляют усилия на подчинение своему диктату народов. Ливии и. Египта,. Судана и. Чада,. Йемена и. Омана,. Ирака и. Сирии,. Турции,. Ирана,. Пакистана,. Киргизии,. Таджикиста ну,. Казахстана,. Чечни,. Дагестана. В штабах ваххабитов разрабатываются и постоянно корректируются программы выполнения этой задачи. Ими сначала рекомендуется создание региональных центров ваххабизма, пот им - построение мечетей и медресе, далее - открытие летних"лагерей"для военной подготовки талибов (учащихся), в том числе - обучение обращению с токсичными бытовыми и боевых отравляющих веществ и, их изготовлению из имеющихся химических препаратех препаратів.

данным. СМИ, лидер современного ваххабизма. Усама. Бен. Ладен со своими единомышленниками планирует до 2010 г объединить 48 государств. Европы,. Азии и. Африки в одну мусульманскую сверхдержаву - величие чезний халифат со столицей в. Саудовской. Аравии. Дальнейшее его расширение планируется на территорию. Северной и. Южной. Америки,. Австралии и. Гренландії.

Эти идеи - полная чушь, но они активно материализуются. Так, в феврале 1998 г. Усама. Бен. Ладен создал международную террористическую организацию под названием"Мировой фронт джихада"(СФД). Того же года 12 20 террористических исламских группировок получили от фронта 4,5 млрд долл.. США для организации и проведения вооруженных насильственных акций против"неверных"Боевики фронта воевали в. Косово, на. Филиппинах в. Индонезии,. России,. Афганистане,. Иране и других странаі, Ірані та інших країнах.

Сегодняшний ваххабизм - экстремистское крыло исламского фундаментализма с его требованиями к мусульманам жить только по правилам шариата, строго выполнять все предписания. Корана, не признавать европейског ко-христианских ценностей, быть готовыми к джихаду, к насильственным действиям, террор.

Теоретически исламский фундаментализм воспроизводит в современной интерпретации идеологию панисламизма (от араб - все и ислам) - солидарности всех мусульман (независимо от их государственной, расовой, национал ной и социальной принадлежности) под лозунгом"равенства"всех"перед именем. Аллаха", объединение всех мусульман в единую теократическое государство. Доктрина панисламизма была предложена в начале 70-х годов XIX в турецким просветителем, членом общества"Новых османов"Намик. Кемалем. В ее основу были положены тезисы о руководящей роли ислама в духовной и общественной жизни в целом и о халифа как предводителя мусульман всего мира. Идеи панисламизма получили развитие в произведениях. Джа-малыш ад-Дина аль-Афгани, а практическую реализацию - в кровавых злодеяниях многих боевых организаций ислама. Среди них, например, создан в 1975 г"Исламский джихад", который насчитывает в своих рядах тысячи боевиков, совершившего многочисленные террористические акции против мирного населения. Израиля. Лидер -. Рамадан шалью. В 1987 г образовался. ХАМАС (Исламское движение сопротивления) - самая мощная военная боевая организация на. Ближнем. Востоке 28 сентября 2000 г возникла. Бригада мучеников"Аль-Аксы"(в связи с посещением премьер-министром. Израиля. Ша. Роном мечети"Аль-Акса"в. Иерусалиме), на счету которой более 1500 террористических акций в. Израиле. С 1928 г в разных странах мира действует религиозно-политическая исламская ассоциация"Братья-мусульмане", создана в. Исмаилии (Египет) шейхом. Хасаном аль-Банна. Сегодня в ассоциации существуют умеренный, правоэкстремистских и демократический направления, а также многочисленные группировки и политические партии (Партии исламского ого освобождения,"Исламские демократы","Джамаат-и-Ислами"и др.,). Теоретики ассоциации выступают с идеями"исламского пути развития", построения"справедливого исламского общества"на принципах пе рвисного,"чистого"ислама как единственного источника идеологии, законодательства и морали мусульмого суспільства" на принципах первісного, "чистого" ісламу як єдиного джерела ідеології, законодавства і моралі мусульман.

Террористическая деятельность многочисленных исламских боевых организаций, политических движений и партий создала реальную угрозу миру и безопасности народов, соблюдению прав человека в современном демократическом спивт обществе государств и в тех странах, официальной религией и идеологией которых является ислам. Устранение этой угрозы средствами насилия, в том числе с помощью войск, не имеет практической перспективы. Уроки истории подсказывают другие пути ликвидации такого рода угроз. Это - политическая и экономическая взаимодействие, политический диалог государств, развитие торговли, сотрудничество в сфере культуры и образования, вся совокупность средств усу ния социальных основ существования и функционирования террористических группировок, прикрывают исламом свои злодеянияння.

Следовательно, разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате политической борьбы за престол халифата

В. Средние века в разных районах халифата действовали общины домов риджитив (от араб - выступать) - древнейшего в исламе религиозно-политической группировки. Однако хариджиты со временем утратили авторитет. В наше ча ас известна лишь одна хариджитська община - ибадиты (по имени ее основоположника. Абдаллаха ибн. Ибада), действующей в. Омане и некоторых районах. Африки. Относительно вопроса о верховной власти в халифате хариджиты против стояли и суннитам, и шиитам. Они признавали выборность председателя религиозной общины и государства, происхождение которого не имело для них никакого значения. Каждая община, по их мнению, имела право как выбирать для себя имама-халифа, так и устранять его. Демократические тенденции в ха-риджитив сочетались с крайним фанатизмом и непримиримостью, с жестокостью в отношении не только к своим политическим и религиозным против вник, но и к инакомыслящим мусульман, что, в конце концов, лишило их социальной базы. В религии они были сторонниками"чистоты"ислама и отличались строгим выполнением религиозных наставлений. Убийство е ровидступникив, в том числе"незаконных"халифов, было их религиозным принципиально було їх релігійним принципом.

Сегодня шиитский ислам - официальная религия. Ирана и форма исламского учения мусульманских общин в. Иране,. Индии,. Пакистане. Все другие представители исламского мира - от. Индонезии до. Африки, от. Азии и до арабских общин на. Ближнем. Востоке - подражают суннитские традицийї.

Мусульмане в. Содружестве. Независимых. Государств, возникшей на территории бывшего. СССР, - сунниты. В 1990 г в Украине мусульманских общин еще не было, а сейчас их около 300 (в. Автономной. Республике. Крым и и в 13 областях страны) 16-18 сентября 1994 г в. Киеве проходил I съезд мусульман Украины. Он осудил исламский фундаментализм и экстремизм во всех его формах, выбрал муфтия Украине. Затем состоялся съезд мусульман. Крыма, выбрал своего муфтия. Исламское духовенство Украина выступает за восстановление в гражданских правах всех татар, вернувшихся на свою историческую родину, за их активное участие в демократических преобразованиях у государствдержаві.

Итак, ислам - одна из самых распространенных и влиятельных религий в мире. Специалисты-религиоведы объясняют усиление его роли в экономическом, политическом и духовном жизни многих народов несколькими причин нами.

Первая из таких причин - молодость ислама. Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозные системы и, в отличие от предшественников, не исчерпала своих возможностей и находится в расцвете сил л. Кроме того, ислам - жизнеспособная и гибкая религия. Он, несмотря на длительный период колонизации стран ареала, выстоял и не сдал своих позиций. Его гибкость объясняется отсутствием централизованных. Ован организации духовенства - главного препятствия в оперативном и своевременном решении насущных проблеблем.

Еще одна причина жизнеспособности ислама - его тотальность. Ислам является не только религиозной верой, но и образом жизни мусульман, их мировоззрением, экономическим и социальным устройством, организацией управления, семьи и быта. Догматика и культ ислама просты и доступны людям. Для их усвоения и выполнения никакого образования не нужно. К тому же лидеры ислама всегда в своей религиозной деятельности учитывают место е условиймови.

Особое место ислама среди других религий объясняется также наличием в нем идеи"законченного пророчества"Мухаммед, как утверждает ислам, - последний посланник. Бога, и именно он принес человечеству завершенную истину. Ислам аутентичный личности мусульманина. Мусульмане всех стран, согласно шариату, одинаковы;. Они братья по вере. В этом - источник панисламизма с его идеей объединения всех мусульман мира в единую государств єдину державу.

конце концов, ислам не запятнал себя колониальной политикой, а борьба народов исламского мира за национальную независимость сформировала мусульманина-воина, фанатично преданного своей религии

В Украине с уважением относятся к религиозным убеждениям мусульман, но внимательно следят за действиями представителей различных направлений, течений и группировок в современном исламе. Опыт истории, в том числе недавно неи, свидетельствует, что под знаменем ислама общество может консолидироваться. Но он говорит и о том, что исламскими лозунгами иногда прикрываются реакционные, экстремистские и террористические силы все дело в тже, в том, какой реальный смысл имеет то или иное течение, направление, движение, их пропагандирует. Ислалам.