Учебники Онлайн


Глава 9 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РЕЛИПЙНОИ ФИЛОСОФИИ

. Существование богов является хитрой выдумкой, на самом деле их нет"

Демокрит

протяжении значительной части своей истории религия сосуществует и взаимодействует с философским эволюционным процессом. В религии и философии много общего, но и различия между ними существенные. У них, например, сп пильный объект исследования мир человека и человек в мире. В процессе его интерпретации религия и философия вынуждены размышлять над аналогичными по своей сути вопросами о происхождении мира и человека, о жизни и смерти, об источниках и границах познавательной деятельности человека, о справедливости и счастье, добро и зло, любовь и ненависть и т.п.. Однако ответы на эти вопросы они дают различные, в основном о противоположныхежні.

Важным элементом как религиозного, так и философского мировоззрения является представление о картине мира. Как совокупность наиболее общих религиозных взглядов на мир, его происхождение, строение и будущих религиозных на картина мира разрабатывается всех религий, но подробно - развитыми религиозными системами. Главной ее признаком является разделение мира на естественный и сверхъестественный, но при условии абсолютного господства второго над первым. Иудаизм, христианство, ислам и многие другие религий признают трехъярусную строении мира - небеса, земля, ад. Небеса - мир совершенен, земной - бренный, reo-и антропоцентрической другой мы элементами религиозной картины мира считаются креационизма есть утверждение о сотворении. Богом (каждый раз из ничего) души человека и соединение ее с телом в момент рождения человека, и эсхатология - ид ея"второго пришествия", конца света, конца истории человечества. Описаны религиозную картину мира в"священных книгах"-. Ведах,. Библии,. Коране. Христианская картина мира была сформирована путем синтеза библейской их идей создания и. Божьего промысла, космологических элементов древнегреческой философии и ряда естественнонаучных представлений древности, вошедших в геоцентрической системы. Птолемея (около 90 - около 168и. Птолемея (бл. 90 — бл. 168).

В отличие от теологов, представители философской картины мира выходят из утверждения, что мир всегда был, есть и будет; что он существует как объективная реальность (независимо от воли и сознания); что его единство состоит в его материальности; что мир действительностью, которая имеет внутреннюю логику своего существования и развития и реально узнаваемая сознанием отдельных людей и целых поколений. Кроме того, они д. Овод, что религиозная картина мира принципиально догматическая, а философская - обязательно творческиеа.

свое время принципы и законы механики, которые были сформулированы и. Ньютоном (1643-1727) в его главном труде"Материалистические начала натуральной философии"(1687), заложили основы механистической картины св виту (макромира), которая ознаменовала революционный переворот в познании. Вселенной. Этот переворот был связан с переходом от натурфилософских догадок и гипотез о"скрытые"качества макрокосма и сп екулятивних размышлений обо всех процессах, происходящих в нем, экспериментального естествознания, в котором все предположения, гипотезы и теоретические модели проверяются с помощью наблюдения и к свиду. Механическое движение, таким образом, был возведен к точному математическому описанию, для этого необходимо и достаточно было определить начальные координаты тела, его скорость или импульс и уравнения движения. Все следующие состояния тела определялись конкретно в любой момент времени. Это касается и прошлого, поскольку в уравнении движения знак времени можно было легко изменить на обратный. После этого все механические процессы появлялись детерминированными, точно и однозначно определенным предыдущими состояниями, а пространство и время - независимыми, абсолютными и не связанными с движением теле пов'язаними з рухом тіла.

Итак, механицизм разрушил религиозную картину мира и способствовал развитию науки и философии. Однако он оказался ограниченным из-за абсолютизацию механической формы движения материи и метафизическое философствование. К. Конкретным ее выражением стало признание. Ньютоном и его сторонниками из числа ученых и философов"первого толчка"как причины появления движения в мире, хотя они и отказывали. Богу в дальнейшем вмешательстве в создание солнечной системчної системи.

Следующие успехи науки и философии ознаменовались созданием электромагнитной картины мира. У ее истоков стоял известный английский физик. Дж.. Максвелл (1831-1879). В основу его теории было положено п понятие о"поле"(ранее, в ньютоновской механике, роль фундаментального элемента предоставлялась только веществе). В ней макрокосмических заряды и токи рассматриваются как совокупности микрокосмической зарядов и токов, создающих собственные электрические и магнитные микрополя. Они непрерывно, с течением времени, меняются в каждой точке пространства макрокосмических поля посредственными микрополями. Опосредование микрополей происходит в значительно больших временных рамках, чем периоды внутриатомных процессов, а их объемы значительно превышают объемы атомов и молекул. Электрические и магнитные взаимодействия, происходящие с участием электромагнитного поля, распространяющиеся с конечной скоростью, равной скорости света в определенной среде. При этом вещество дискретная, имеет конечное число степеней свободы, а поле непрерывное количество его степеней свободы бесконечная. Таким образом, создание электромагнитной картины мира тоже существенно способствовало утверждению научных взглядов на его возникновениев на його виникнення.

Однако религиозные и философские взгляды не только противоположны в вопросах об устройстве мира, но и принципиально отличаются по мировоззрениями. Центром любого религиозного мировоззрения является поиск высших ценностей и, настоящего пути жизни человека. Но те ценности и жизненные пути, ведущие к ним, переносятся им в трансцендентный, потусторонний мир, не в земную, а в"вечную"жизнь. Все дела и поступки человека, окружающей ить его помыслы оцениваются, одобряются или осуждаются за этим высшим, абсолютным для нее критерием. В отличие от религиозного, философское мировоззрение видит ценности жизни в нем самом, а ценностные о риентации людей - в степени соответствия их жизненных позиций объективном историческом процессеичному процесу.

Кроме того, религиозное сознание - всегда массовая, а философская - всегда теоретически оформлена. Религия не требует доказательств и умственного обоснования своих положений. Она приоритетом истинам веры над истинами разума. Философия - это всегда работа мысли. Религия отражает действительность фантастически, а философия (научная) - объективно и адекватно время, если иметь в виду гуманистический аспект религиозно й сознания, она была первым человеческим взглядом в вечность, первоначальным осознанием единства человеческого рода, глубоким пониманием универсальной целостности бытия, хотя и догматическим, даже в процессе мая ктирование его центральной идеи. В христианстве - это эсхатологические идеи; в буддизме - идеи нирваны, что означает"угасание"жизни и одновременно стремление к нему; в исламе - мысли о абсолютную власть над св поэтому единого. Бога, воля которого навсегда определила судьбу кожногила долю кожного.

Взаимоотношения философии и религии никогда не были однозначными. Однако философия всегда осуществляла поиск основ и причин возникновения, распространения и функционирования религии, анализировала ее функции в сплошь ьство, изучала мере ее влияния на процесс социализации личности, а религия, в свою очередь, пыталась философскими средствами объяснить систему своих догматов и принципов веры. В результате в философии с тосовно религии сложились две области знания: философия религии и религиозная философииія.

. Философия религии протяжении всей своей истории изучает психологические, гносеологические, социальные, объективной субъективные условия происхождения и существования религии; онтологическую, познавательную и моральную ее сущность; спиввидноше ения религиозной веры и знания, место религии в духовной жизни общества и личности.

Античная философия трактовала религию в целом наивно рационалистически. Согласно ее натуралистической концепцией, исходившей от. Теагена. Регийського (VI века до н.э), боги - аллегории внешних природных явлений. Другая концепция, антропологическая, утверждала, что. Боги - это обожаемые древние цари и герои ее автором считается. Евгемер с. Мессены (около 340 - около 260 до н.э). В наше время известная книга. Эвгемера"Священная грамота", в которой в жанре рассказа о путешествиях по морям рассказывается о счастливом остров. Пангею и надпись древнего царь ря. Пангеи. Зевса, в нем говорится о. Урана,. Кроноса и. Зевса - могущественных царей. Пангеи, которые заслужили своим благотворительностью божественные почести. Евгемер рассказывает и о том, как они одарили людей ус. Има достижениями цивилизации, описывает, как. Зевс объездил с этой целью всю. Землю. Авторство еще одной концепции приписывается, например. Платоном (428-348 до н.э), афинском тирану. Крития (460 - 408 до н е). Это - политическая концепция религии, или концепция заблуждения. Она видела в религии орудие управления, изобретение древних законодателей для управления через жрецов делами людей отців справами людей.. Від . Секста. Эмпирика (вторая пол. П в - нач. ПИ в,) берет свое начало договорная концепция религии, в которой и рассматривается как результат договоренности правителей и жрецов с народом. В античной философии зародилась также психо ологична концепция, которая связывала возникновения религии со страхом людей перед стихийными природными силамлами.

Философия. Средневековья сформировалась в условиях, когда церкви принадлежала функция общего синтеза духовных ценностей и принятия решающих санкций в отношении личностей и общественных институтов. Она была схоластической и апологичною, полностью покоренной религии служанкой богословия, эклектичным сочетанием догматических теологических предпосылок с рационалистической методикой, характеризовалась особым интересам сом к формально-логической проблематике. Она предполагала, что любое знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, вытекающее из"откровения", и естественное знание, приобретаемое человеческим разумом. Содержанием п ершого являются тексты. Библии с авторитетными комментариями"отцов церкви", т.е. религиозных философов, а второго - тексты. Платона и особенно. Аристотеля с известными комментариями позднеантичных и арабских филосо. Фив на обоих уровнях знания потенциально основывается"вечная истина"ее нужно актуализировать, то есть с помощью умозаключений можно полнее найти в текстах логические построения. Этим занимались схоласты, которые использовали обычно силлогизмы - дедуктивные умозаключения. Благодаря схоластике средневековая философия способствовала возникновению логики: достижения схоластов предшествовали современной постановке в ней многих пита нь, в частности проблем математической логик, зокрема проблем математичної логіки.

Свое основное назначение средневековая философия видела в обосновании догматов религиозной веры. С ее точки зрения, гармония веры и разума достигается при условии первенства веры, поскольку ее источником является божест твенного"откровения"Однако и в таких жестких условиях близки к истине философские оценки религии настойчиво и не без борьбы прокладывали себе дорогу. ФилософскийФілософський реализм средневековья открывал путь рационализма с его пантеизмом и деизмом, а номинализм - эмпиризма с его атеизмом,"еретический"аверроизм отвергал реальность личной души и придерживался мнения о существовании у всех существ единой интеллектуальной души, лишенной индивидуальных черт. В. Оккам (около 1285-1349) со своими сторонниками настаивал на теории двойственной истины, разрушала схоластическую «гармонию» веры и разума

В. Новое время, особенно в эпоху. Просвещения (XVIII в), философия заявила о своей"эмансипации"от религии, а затем, в лице наиболее радикальных атеистов, совершившего настоящую атаку на религию и ц догма ать. В XIX веке по-новому решался вопрос об отношении к религии в немецкой классической философииій філософії. . И. Кант (1724-1804) разграничивал функции веры и разума, религии и философии. Проблемы реального существования религиозных объектов он не касался, а необходимость религии доказывал с практических позиций. Религия, обя дно его учению, необходимая для обоснования принципов морали и норм поведения людией.

. Г. Гегель (1770-1831), который был человеком умеренно-религиозных взглядов (протестант-лютеранин), относил религию и философию в высших форм духа, но на вершину пирамиды ставил понятийное мышление, то есть философию, а религии отводил других местах.

. Л. Фейербах (1804-1872) видел источник религии в раздвоенности человека, в отчуждении от реального человека ее"родовой сущности"В главной философской работы"Сущность христианства"он доказывал, что. Бог создал л человека, а человек создал. Бога время, по. Фейербаху, религия, является продуктом человеческого невежества, имеет немало положительных. Как-тоало позитивних якостей.

. В марксистской философии религия определяется как фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни, отражение, в нем земные силы принимают форму неземных. Согласно эти ией философией, религия - явление историческое, неизбежное порождение условий жизни общества на известной ступени его развития. В процессе исчезновения этих условиях религия с необходимостью"отмирает", однако не внаслидо к насильственного внедрения в обществе атеизма, а в результате преодоления сил порабощают человека. Марксистская философия прогнозирует"отмирания"религии в достаточно отдаленном от нас будущем. Что касается современной философии, то она, имея в виду общую доминирующую тенденцию дальнейшей секуляризации общественной жизни, постоянно исследует как те факторы, ослабляющие религию или вызывают мая нсформацию ее традиционных форм, так и, питающих ее, способствуя сохранению и росту ее влияниеню і зростанню її впливу.

В XX философию религии развивали многие философских направлений, течений и школ: экзистенциализм исследовал католицизм и иудаизм; философская феноменология пыталась применить метод. Е. Гуссерля (1859-1938) к изучению религиозного сознания; герменевтика выясняла абстрактно-обучающие и идеально-мистические смыслы религиозных текстов; философская антропология использовала религию в целях с создания базисной философской науки о человеке и т.д.. Достижение философии религии очевидны. Они способствуют формированию познавательного и активного отношения поколений людей к действительности, в том числе в ре. Лиги как феномена духовной культуры человека и обществва.

В отличие от философии религии религиозная философия сакрально (от лат - священный) тенденциозная. Свою главную задачу она видит в примирении религиозной веры и знания, религии и науки, в обосновании религии философскими теоретическими средствами. Оскол лькы такое примирение принципиально невозможно, религиозная философия была и остаетсяся экзегетических (от гр - толкую), т.е. искусством толкования и объяснения положений религиозных догм и текстов

Религиозный социальное пространство является плюралистическим плюралистической есть и религиозная философия, представленная многим направлениям, течениями и школами. Каждая конфессия с целью защиты общей значимости своего в вероучения старается иметь собственную философию. Вместе с тем религиозная философия предоставляет определенные возможности для решения онтологических, гносеологических, космологических, социальных и других проблем философии й. Так, в буддийской философии существуют два основных течения: хинаянська и махаянские. Базисным уим у хинаянський философии является учение о дхарме - вечные и неизменные элементы всего существующего. Они непознаваем, могут находиться либо в"должном бытии"(в состоянии абсолютного покоя,"нехвилювання"), или"неподобающе м бытии »(в движении,"волнении"). Бесконечный во времени и безграничен в своем росте поток бытия, все его композиции,"дела и вещи"образуют комбинации дхарм,"волнуются"их"волнения"корот кочасне и даже мгновенное. Поэтому каждый раз возникают другие композиции бытия. Человек, его существование - также результат дхарм,"волнующиеся"сопровождаются все"волнения"человеческими страданиями. Освободи ся от них можно только через"успокоение"дхарм. Это возможно при условии получения человеком"высшей мудрости", т.е. знание закона устранению страданий, и выполнение медитации. После реализации этих условий человек становится"архатом"(святым). В процессе достижения нирваны она изначально находится в ней"с остатком", поскольку еще обладает физическим телом, а затем, с распадом тела, - в нирване"без остатка", в которой его дхармы полностью"успокоеныком", оскільки ще володіє фізичним тілом, а потім, з розпадом тіла, — в нірвані "без залишку", в якій його дхарми повністю "заспокоєні".

Более полно положения хинаянськои философии изложены в трактате выдающегося индийского буддийского философа. Васубандху (V в)"Абхидхармакош"

Буддийская философия достигла наивысшего уровня развития в махаяне а ее школах. В основе махаянские философии - идея"Абсолюта"-"тела дхармы"Оно нематериальное, безграничное во времени и пространстве, всепроникающее е. Если хинаянський философии. Будда - человек по имени. Шакьямуни, то в махаянские - проявление, эманация"тела дхармы"Итак, личностного. Будду заменяет безличный"Абсолют"отождествлен здесь с"Абсолютом"и нирвана: это не"успокоение дхарм", не прекращение земного существования, а преодоление человеком иллюзорности мира материальных и духовных феноменов, обретения ею независимости от"дел и вещей"как источника страданий. Живя в реальном, земном мире, человек, за этой философией, всегда находится в нирване, хотя и не осознает этого, а нирвана воспринимается как определенное состояние психики буддист не усвідомлює цього, а нірвана сприймається як певний стан психіки буддиста.

Противоречия и мифичности - характерные особенности и христианской философии, представленной тремя ее основными направлениями: православным, католическим и протестантским

. Православная философия зародилась в. Византии, ее первые представители. Иоанн. Дамаскин (675-753), патриарх. Фотий (около 820 - около 891) и многие другие на основе аристотелевской логики попытались обосновать истинность и неизбежную ценность христианского вероучения. На. Руси долгое время центрами создания и пош распространения этой философии были. Киево-Могилянская и. Московская славяно-греко-латинская духовные академии в начале XIX в сформировалась течение, получившее название академической философии, ее общие принципы были разработаны профессорами кафедр философии, в том числе. Киевской духовной академииемії . ПД. Юрке-вичем (1827-1874) и. СС. Гогоцкий (1813-1889). Задачей своей философии они считали изучение особенностей религиозного мировоззрения. Эта философия признавала его истинным только в том случае, когда религиозное мировоззрение опирался не на. Эмпирей ричном, а на рациональное наддосвидне знания о. Боге. Согласно этой философии, единство мира - вне мира, в. Абсолютной сущности, есть в. Боге; человек - венец. Господа творения, ее бессмертная ду я - образ и подобие. Бога, служит доказательством его реальности, поскольку без него бессмертие души невозможноиве.

Еще одно течение в православной философии под названием"Метафизика всеединства"связана с именами таких выдающихся русских и отечественных философов, как BC. Соловьев 1853-1900). П0. Флоренский (1882-1937). СЛ. Франк (1877-1960). ЛП. Карсавин (1888-1952)

Всеединство всего - одна из центральных категорий некоторых философских систем. Она выражает совершенное единство множественности, которой присуща полная. Сердечность и одновременно взаемоподильнисть всех этих эл криков. В философииї BC. Соловьева единство всего - это единство. Творца и творения. В онтологическом аспекте она у него выступает как. Бог в трех ипостасях: в гносеологическом - как неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рациона ального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного) знания; в аксиологического - как единство истины, добра и красоты; в социальном - как единство вселенской церкви и монархического государства, слияние которых, по мнению философа, должно привести к свободной теократийї.

Православный священник, богослов, ученый и философ. ПО. Флоренский свои взгляды обосновывал на принципе божественной любви. Без этого, отмечал философ, может наступить только психическое и моральное расстройство личности, который он называл второй смертью - отделением души от духа, в отличие от естественной смерти, которая отделяет душу от тела; человек без любви к. Богу теряет собственную субстанциональную основ в, свои творческие способности, интерес к жизненноття.

Православная философия время от времени обновляется, приспосабливается к изменениям в обстоятельствах жизни. Известными представителями религиозно-философского обновления были. ЛИ. Шестов (1866 - 1938). НОЛосъкий (1870-1966). МО. Бердяев (1874-1948). С. Булгаков (1871 -1944),. ДС. Мережковский (1865-1941). ВВ. Розанов (1865-1919). ДВ. Философова (1875-1929). НМ. Минский (1855-1937) и др.

М. О. Бердяев свою позицию изложил в трудах"Философия свободы","Опыт эсхатологической метафизики","Самопознание"и др.. В их основе - понятие универсального, абсолютного бытия. Оно, по мнению автора, тра ансцендентне, не пространственных и временных определений, не подчинено закону необходимости. Грехопадение привело к созданию вторичного бытия - временного, рождающегося и смертного, пространственного и отчужденного, предметного. Первичное бытия познается путем мистической интуиции, вторичное - путем объективации. Бесперспективно, по мнению. МО. Бердяева, изменять общественные условия жизни вопреки божеству нний творчества. Братство людей возможно только во. Христе и через. Христа, а коллективизм реален только в соборных собрании церкви, поскольку корни человеческих бед заложено в греховной природе человека и сви тадене у гріховній природі людини і світу.

Итак, апологетичная функция религиозной православной философии очевидна. Та же функция в центре религиозной католической философии, представленной ныне неотомизмом, неоавгустинизмом, тейярдизм и рядом и других религиозно-философских течений в христианствеі.

. Неотомизм (от лат - новый и томизм) - официальная философско-теологическая доктрина католической церкви, в основу которой положено учение систематизатора средневековой схоластики. Фомы. Аквинского (1225-1274). Среди ф философов-неотомистов наиболее известныеі . Ж. Маритен (1882-1973). Е. Жильсон (1884-1978). Г. Марсель (1889-1973). М. Бубер (1868-1966). П. Тиллих (1886-1965). Р. Нибур (1892-1971)

Неотомизм основан в 70-х годах XIX в. Его цель определяется завещанных. Ф. Аквинским методологически-целевой установкой: примирить догматические основы христианской веры с требованиями мыслящего розу уму, с рационально-логической силой знания и таким образом защитить христианское вероучение от растущего авторитета науки и просвещения. Согласно неотомизмом, религиозная вера без ума превращается в слепое поклонение божествам и предрассудки, а разум без веры - на гордыню. Но эта философия только провозглашает такой своеобразный взгляд на гармонию веры и разума; самом деле она реализует вариант покорения ро зума вере. В неотомизме безусловные и абсолютные только"истины"веры. Они недоступны рациональному познанию, недоказуемы,. Сверхразум, открываются человеку лишь в акте религиозного переживания; ум же то оретично оберегает чистоту веры, защищает ее от уныния и ошибок логическими аргументами только вера, согласно неотомизмом, отвечает на вопрос о самосущей природу. Бога, а ограничен в своих возможностях х ум познает. Бога опосредованно, через"исключения", отрицание в природе всего, что не есть. Бог. Душа неотомизме - также продукт. Господня творения. Каждую душу. Бог создает индивидуально, на. Диля ее свободой выбора и содержит в тело для испытания: судьба человека зависит от него самого, от того, как она поведет себя со своей свободой - использует ее для служения. Богу или упадет в боговидст упництво естественную и социальную детерминацию исторического процесса неотомисты исключают, исторические события провозглашают непредсказуемыми, науку об обществе, способную прогнозировать будущее, не признают и стория у них есть таинство и. Божию, а человеческое общество -"городом. Божиим", земной подобию которого католическая церквей земною подобою якого є католицька церква.

В середине XX в неотомисты поняли необходимость модернизации своих теоретико-догматических основ. С одной стороны, они теперь пытаются ассимилировать некоторые научные идеи и открытия, поставить достижения я науки на службу религии и так укрепить"союз веры и разума", а с другой - антропологизуваты свою доктрину. В последнее десятилетие неотомизм значительно активизировался, утверждая добрые начала человеческой сущ ування и мира между народами. Ему принадлежат некоторые инициативы по вопросам ядерного разоружения, сотрудничества людей разных убеждений на основании общечеловеческих ценностей. В теоретическом аспекте очевидна ориент ация неотомизма на синтез своих принципов с положениями экзистенциализма, феноменологии, философской. Антропологиої антропології.

. Неоавгустинизм - течение в современной католической философии, которая развивает философскую традицию средневекового христианского теолога и философа. Лаврелия. Августина (354-430). Она представлена ??многочисленными школами: философия действия. М. Блонделя (1861-1949), персонализм. Ж. Лакруа (1900-1986), философия духа. ЛЛавеля (1883-1951), активизм. И. Гессена и др.. Всех их объединяет приверженность к учению о непосредственные отношения между. Богом и человеком, сосредоточение внимания на проблемах отдельной личности, абсолютизация эмоционально-интуитивных средств познания реально ости. С позиций философии действия сочетание ума, познавательные возможности которого она ограничивает миром явлений и религиозного откровения, направленного на сверхъестественный мир, раскрывает человеку сущность ее жизни и выше ценности. Главными из этих ценностей, по учению. М. Блонделя, являются действия. Быть - значит действовать, т.е. вступать в контакт с внешним миром, превращать его, создавать материальную и духовную культуру. При этом каждое действие в. М. Блонделя определяется трансцендентной силой или, наоборот, божественным откровением, осмысление которого наступает лишь тогда, когда человек приходит к пониманию зависимости д уховного мира и взаимоотношений с другими людьми от собственного отношения к. Богдо. Бога.

Распространенным в неоавгустинизми есть персонализм (от лат - личность). Он признает личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир считает проявлением творческой активности. Верховной. Личности -. Бога. Сущность личности персонализм видит в безграничном и единое начало -. Богу. Согласно этой философии, личность может утвердить себя в жизни только путем свободного волеизъявления, благодаря воле, которая преодолевает и преходящи во жизни человека, и социальные ограничения, вопрос о закономерностях социального развития невозможно решить с помощью рационального познания: решение всегда исходит из личности, предполагает сп рямованисть свободы, выбор, нравственную оценку, внутреннее самосовершенствование - главный способ самоутверждения человекдини.

Итак, персонализм является утопической попыткой конкретизировать христианский идеал личности в условиях современного общества

Основная его проблематика разрабатывается также феноменологией, экзистенциализмом, философской антропологией, герменевтикой

тейярдизм - течение в католической философии, основанная французским философом, ученым (геолог, палеонтолог, археолог, антрополог), теологом. Тейяром где. Шарденом (1881-1955). Свое жизненное призвание он. ВБА ачав в существенном восстановлении христианского вероучения согласно достижениями современной науки. Тейяр де. Шарден отвергал ветхозаветный миф о сотворении. Богом первочеловека, отрицал рождения. Иисуса. Дев й. Марией, считал эволюционизм центральным методологическим принципом мышления. Он разграничивал три последовательные, но качественно различные стадии эволюции неорганического и органического мира: перед жизнью (лет осфера), жизни (биосфера) и феномен человека (ноосфера). Человек у него - наиболее усовершенствованный результат длительной эволюции органического мира, который, в свою очередь, развился на основе эволюции неорган ческого мира. Человек - не завершение эволюции, а ключ к совершенствованию мира. Эволюционизм этого философа теологический. Движущей силой эволюции у него целенаправленная сознание к. Богу ("точки. Омега"-. Христа). Христос - средоточие любви. Человечество не сформировалось бы, доказывал он, не будь земной любви людям. Любовь снимает политические, национальные, языковые и другие препятствия на пути к их объединения. В результате возникают единые общечеловеческие ценности - культура, техника, религия, мораль и т.п.. Таким образом, философия. Тейяра превратилась в учение о судьбах мира и человекро долю світу і людини.

По идеи, отличные от традиционных религиозных наставлений, представители католической церкви лишили. Тейяра права публиковать свои произведения и выкладывать. Он был изгнан из. Франции, более 20 лет прожил в. Кит таи, а затем в. США. Его учение получило широкое распространение среди интеллигенции. Франции и многих других стран тейярдизм стал влиятельной теологией, противостоящего неотомизмзму.

Противостоит неотомизма также современная протестантская философия. Она возникла в период. Реформации (XVI в), когда один из ее вождей, основоположник лютеранства как разновидности протестантской церкви. Мартин. Лютер (1483-1546) провозгласил свое учение"об оправдании верой й"В нем человеческий разум выносился за пределы религиозной веры, а философия теряла даже свое схоластическое назначение быть"прислугой теологии": ум, по. Лютеру, может только подготовить веру, но в идкривають человеку. Бога только вера и. Библия. Итак, протестантская философия рассматривает религиозную веру как личную связь человека с. Богом. По содержанию она противоречива и эклектична. В истории философии и то ологии она известна и как протестантская ортодоксияпротестантська ортодоксія . М. Лютера и. М. Кальвина (1500-1564), и как либеральная теология. И земл (1725 - 1791), и как диалектическая теология. К. Дозор (1886-1968), и как секулярная теология. Д. Бонхьоффера (1906-1945), и как деконструктивного теология. Д. Зьолле (нар в 1920), и как эсхатологическая теология. Е. Блоха (1885-1977), и как фундаментализм, и как контекстуальная теология т.п.. Если. И земл доказывал историческую недостоверность библейских сообщений, признавал за ними лишь наставническое-нравственное содержание, отрицает ував богодуховнисть. Библии, рационалистически истолковал библейские чудеса, то фундаменталисты провозглашали неизменность религиозной догматики, требовали буквального принятия чудес и пророчеств, содержащихся в с вященних книгах, предпочитали слепой вере над выводами разума. Основатель диалектической теологии. К. Барт пытался усовершенствовать богословия с помощью экзистенциальной философии. По его представлениям, абсолютные противоречия между человеком и. Богом может преодолеть только. Бог, сообщая человеку о себе словами проповедей. Христа и библейских текстекстів.

Еще дальше по пути экзистенциализма пошел немецко-американский теолог и философ. П. Тиллих. В главном труде"Систематическая теология"он призвал восстановить утраченный синтез христианства с усовершенствованной сознанием и культурой; доказывал, что. Бога нужно искать не в потустороннем мире, а в глу ибини бытия мира и человека. Человек, утверждал. Тиллих, отчуждена от. Бога, от мира, от самого себя; цель истории - преодолеть это отчуждение, и сделать это должен. Иисус. Христос - не. Бог, который стал человек й, а человек, какой она должна бутповинна бути.

Итак, современная христианская философия продолжает выполнять апологетическую функцию. Она перестала быть"прислугой богословия", однако остается догматической, консервативной, традиционалистского. Модернизирует ется она крайне медленно, главным образом в направлении приспособления к данным науки и научной философии, а также путем сближения позиций различных ее течений и шкитечій і шкіл.

О мусульманской философии, то с конца XIX в в ней все время растет интерес к средневековому наследия арабской философской мысли. Его интерпретация ныне предметом идейной полемики и острых дискуссий. Мыслители традиционалов истськои направленности призывают к возрождению"настоящего"ислама времен его основателя. Мухаммеда. Они подчеркивают неизменность традиций прошлого, противоречивость мнений религиозных авторитетов, не в изна тех ученик средневековых арабо-мусульманских философов, которые ориентировались на античные модели философствования, считают их чужими ислама. Оппоненты традиционалистов, наоборот, видят в религиозной м и философском наследия прошлого положительный фактор эволюции общественного мнения и мировоззрения людей. В нем они особо отмечают роль разума как высшей инстанции в решении мировоззренческих проблем утверждении свободы человеческой воли, призывают к осознанной деятельностиленої діяльності.

С середины XX в в мусульманской философии активизировалась ее панисламистских течение. Она предоставила новые импульсы интегративной функции ислама время лозунги панисламизма были взяты на вооружение силами к крайней реакции определенных мусульманских стран и общин для прикрытия политической экспансии против так называемых"неверных"Нередко они используются и в целях консервации вероучения и культа ислама, йог в призывов к ограничению прав женщин, ориентации на жесткие нормы шариата, полного контроля над духовной жизнью народов, до джихада - войны за веру, предписанной. Кораномованої. Кораном.

Для религиозной философии XX века характерны также разнообразные надконфессионная синкретические течения и школы, то есть те, которые формируются во время смешивания различных вероучений и культов, в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. Основой этих течений и школ является философский комп плекс оккультизма (от лат - тайный) - мистико-философского учения о существовании скрытой за материальными процессами и явлениями высшей реальности сверхъестественных сил, которые персонифицируются под влиянием ма гии, каббалистики, астрологии, алхимии, френологии, мантики т.д.. Главный трактат по оккультизму"Изумрудный тетрадь"приписывается мифическому. Гермесу. Тримотису. Элементы оккультной философии найдено в египет ской, индийской и китайской передфилософии, зороастризме, у пифагорейцев, в философии. Платона, а затем уна, а потім у . Агриппы. Неттепсхеймського (1486-1535). Ф. Парацельса (1493 - 1541). Я. Беме (1573-1624). ЛК. Сен-Мартена (1743-1803). Е. Сведенборга (1688-1772) и многих других. В XXI столетии наиболее известными течениями этой философии является теософия и антропософия

. Теософия (от гр - бог и мудрость) - религиозно-философское учение о возможности непосредственного постижения. Бога с помощью мистической интуиции и откровения, доступных определенному кругу посвященных лиц. Его теорет тическую основу составляет пантеистическое представление о едином, безличный, всеобъемлющий абсолют, о божественной сущности всех вещей. Практический аспект этого учения выражается в"мистических видениях"и магии. Теософы признают возможность непосредственных контактов со сверхъестественными, потусторонними силами, перевоплощение души; проповедуют идеи общечеловеческого братства, терпимости ко всем религиям; ставят мет в"развивать сверхчувственные силы человека"Все науки они разделяют на теоретические, изучающих внешнюю форму явлений природы, и эзотерические, исследующие их внутреннюю сущность, доступную только посвященным людяу тільки посвяченим людям.

Возникновение теософии как особой философской системы связано с деятельностью русской писательницы. ОП. Блаватской (1831-1891) и его последователей. У1876 г она и американский полковник. Г. Олкотт основали в. Нью-Йорке теософское общество. Его влияние распространилось на многие страны. Европы и. Америки. В 1879 г центр товарис ства был перенесен в. Индию (с 1882 г. - в пригород. Мадраса). Члены общества пытались объединить различные вероисповедания через раскрытие и отождествление всех религиозных символов, создать на этой основании"универсальную религию", не связанную с любой догматикой. Согласно теософией, конечной задачей жизни человека есть достижение оккультного"знания"и сверхъестественных способностей начале XX в ке ривникы общества новым"спасителем"человечества провозгласили. Криш-намурти (1895-1986) - индийского мыслителя и поэта 1909 г он, тогда еще мальчик, поразил членов теософского общества, где работал его отец, умением впадать в транс, был воспитан под наблюдением президента (на то время) общества. А. Безант и признан теософами мессией. Но в 1929 г. Кришнамурти отказался от какого-либо участия в организ. Ован религиозной деятельности. В теософского общества произошел раскол, и с теософией выделилась антропософов розкол, і з теософії виокремилась антропософія.

. Антропософия (от гр - человек и мудрость) - оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытых внешних сил и способностей, направленное на развитие органов сверхчувственного восприятия, осмысления и воли с целью ю познания потусторонних миров и преобразования духовной и физической природы человека и его основатель - немецкий философ. Р. Штейнер (1861-1925). У1913 г он создал. Антропософское общество, а в 1922 г вместе с протестантским теологом. Ф. Риттельмайером основал антропософское общину христиан, деятельность которой распространилась в. Германии, а после. Второй мировой войны и в. Скандинавских странах,. Австрии,. Велико британии,. Нидерландах,. Франции,. СПИА. В наше время международный центр антропософии находится в. Дорнахе (Швейцария). Он ведет активную пропаганду антропософской идей, изучает и распространяет труда. Р. Штейнер.. Штейнера.

Если теософия признает право на владение сверхъестественным"знанием"только за отдельными лицами, то антропософия подчеркивает его принципиальную общедоступность. Согласно. Р. Штейнером, с помощью особого обучения и воспитания, которое включает, в частности, изучение медитации, музыки, эвритмии (разработанный. Штейнером и его последователями искусство телесных движений, сопровождающих речь или музыку) и др., каждая л юдина способна пробудить в себе духовные силы познания, в этом времени"дремали", и достичь"высшего состояния сознания"При этом человек должен развивать не только высшие, но и обычные свои способности - мыс ления, чувства, волю. Наиболее усовершенствованным инструментом такого развития антропософия признает метод медитации - психической упражнения, дает возможность человеку достичь умственной сосредоточенности, психологически го расслабления, отрешенности от внешних объектов и иеності від зовнішніх об'єктів та ін.

Традицию синтеза философии, науки, религии, культур. Востока и. Запада, начатую теософией, продолжает. Агни. Йога, или. Живая. Этика, - философско-этическое учение. Оно направлено на раскрытие высшей психической способности человека с целью ее внутреннего преобразования и овладения космической энергией -. Агни. Это учение также ставит целью на стимулирование эволюции человека и человечества к высшим формам космического бытия с помощью особых правил жизни и деятельности. Создание серии книг. Живой. Этики принадлежитть . ОИ. Рерих (Шапошников, 1879-1955) - жене и соратницы известного русского художника. МК. Рериха (1874-1947)

Согласно. Агни. Йогой, человек - результат эволюции человеческих перевоплощений протяжении миллионов лет. Поэтому она концентрирует в себе мощную энергию, способную влиять на процессы планетарного и космического масштаба бу. Человек существует за кармой - законом взаимосвязи ее поступков с характером следующем перерождении. Человек, согласно. Агни. Йогой, не понимая этого, включает в глубинах своего духа обширную информацию -"сп лячу мудрость"Разбудить ее можно благодаря самосовершенствованию и восхождению к более высоким формам бытия и сознания. Для этого нужно отказаться от вредных привычек и избавиться отрицательных черт характер в (злобы, сомнений, недоверия, нетерпимости, лени, чувство собственности), утверждать в земной жизни общечеловеческие ценности как магистральный путь восхождения человека службе космической иерархимічної ієрархії.

надконфессионная синкретические течения и школы в религиозной философии изучены недостаточно, но у ученых и философов они вызывают живой интерес. В XXI столетии их идеи не сходят со сцены духовной жизни. Самой льшого распространение они приобретают в переломные этапы развития исторического процесса. Наше время не является исключением из этого общего правила. Возникают новые секты и религиозные общины. Зьявляются и приобретают великог в распространение мистические утопии. Создаются и быстро распадаются поселения и коммуны людей, которые пытаются идти в"коллективного мистического опыта"Такого рода крайней формы иррационализм образует один и из полюсов современной духовности личности и обществості і суспільства.

Таким образом, религиозная мысль и философия, связанная с ней, по сути относятся к традиционалистского, догматического типа сознания. Однако это не означает, что в ней не могут формироваться и функционирования. Уват философские учения, которые оказывают существенное и длительное влияние на общечеловеческую культуру. Многие философы православия, католицизма, протестантизма, ислама и других вероисповеданий зарекомендовали себя знатоками истории философии, талантливыми авторами, их усилиями в религиозной мысли XX века по"антропологический поворот", благодаря которому главной проблемой философствования стал человек. При ц м посылка и конечная цель религиозной философии, ими являются безусловное признание существования. Бога и центральные догмы и принципы религиозного сознания, сохраняются, зберігаються.

XX века, вопреки ожиданиям и предположениям, не стал веком атеизма ни на. Западе, ни на. Востоке. Напротив, конец века ознаменовался активизацией церквей и религий, нарастанием религиозности вел ших групп населения. Это произошло благодаря тому, что официальная и неофициальная религиозная философия, сохраняя исходные догмы и принципы, обнаружила способность к своего восстановления и модернизацииії.